Регистрация

     Внимание конкурс!
  С 15 мая по 15 июня, организован конкурс совместно с православным интернет-магазином "Невская Лавра". Чтобы принять участие в конкурсе необходимо разместить информацию о святом источнике с фото или видеоролик, в соответствии с правилами. Вы можете стать обладателем специальных призов, предоставленных интернет-магазином "Невская Лавра". Главный приз - фотоальбом "300 лет бытия Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра", а также сладкие подарки в качестве поощрительных призов.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 3-09-2008, 20:55, посмотрело: 6403
Божия Матерь

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Л. А. Щенникова
Местночтимые списки Владимирской иконы и сказания о них XVII–XX вв.

(Фрагмент статьи «Владимирская икона Божией Матери»из IX тома «Православной энциклопедии»)


В XVII–XX вв. Владимирской иконы находились в большинстве храмов России, многие почитались как чудотворные, о них составляли сказания, записывали показания свидетелей о совершавшихся чудесах. В XIX — нач. XX в. сведения о наиболее известных тогда чтимых Владимирской иконы были собраны в печатных сборниках, главным из которых является кн. Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон» (СПб., 1909. М., [1997]р).

Древние чтимые иконы, обветшавшие или погибшие, нередко заменяли новыми списками. После революции 1917 г. почти все местночтимые иконы исчезли: «не имеющие музейной ценности» были ликвидированы, высокохудожественные изображения, переданные в музеи, в большинстве случаев стали «беспаспортными». История икон, оставшихся в действующих храмах или сохранившихся у частных лиц, также во многом была забыта. Спасенные от уничтожения письменные источники со сказаниями о чудотворных иконах в наст. время хранятся в архивах России. Некоторые из сказаний изучены и опубликованы.

Однако о большинстве чтимых Владимирской иконы, внесенных в книгу Поселянина, в наст. время новых сведений не обнаружено; местонахождение их неизвестно, поэтому о следующих иконах см. в книге Поселянина:
из Троекурова монастыря Лебедянского у. Тамбовской губ.; «Заоникийская» из монастыря близ г. Вологды (явилась в 1588);
«Чугуевская» из Волчанского у. Харьковской губ.;
из слободы Мартовой того же уезда (избавление от бедствий в 1822, 1830 и 1849);
из дер. Андреевка в 68 верстах от г. Изюма Харьковской губ.;
из Хорошева девичьего монастыря Харьковской губ.;
из соборной церкви г. Двинска Витебской губ. (1829);
из собора г. Валуйки Воронежской губ., ныне Белгородской обл. (по преданию, прислана имп. Петром I, чудо избавления от холеры в 1848);
из кафедрального собора Астрахани (по преданию, поднесена царем Иоанном IV игум. Кириллу при его отъезде в 1568 в покоренную Астрахань);
из собора г. Вереи Московской губ. (по преданию, обретена малыми детьми на р. Протве);
из г. Задонска Воронежской губ. (ныне Липецкой обл.); из Владимирского собора г. Казани;
из Корнилиева-Комельского монастыря Грязовецкого у. Вологодской обл.;
«Владимирская-Селигерская» (называемая «Келейная-Владимирская») из Нилово-Столобенской пуст. Осташковского у. Тверской губ. (празд. 7 дек., по преданию, принесена прп. Нилом в 1528 и находилась в его келье);
из собора Св. Троицы Горицкого жен. монастыря Вологодской губ. (м. б. отождествлена с Владимирской иконы сер. XVI в. из этого монастыря, ныне в ЧерМО; воспр.: Рыбаков А. Вологодская икона. М., 1995. Кат. № 41) и др. (Поселянин. Богоматерь. С. 290–323).

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы


Владимирская икона из г. Нерехты Костромской обл. (празд. 2 мая). В 1634 г. в Нерехте был основан Богородицко-Сретенский девичий монастырь, где находились 2 чудотворные Владимирской иконы (Назаретский И., свящ. Сказание о находящихся во Владимирской церкви г. Нерехты двух прославленных чудотворениями св. иконах Божией Матери, именуемых Владимирскими. М., 1860). О первой из них жителем Ярославля, переехавшим в Нерехту, Иоанном Аверкиевым в 1635 г. было составлено сказание (ркп. не сохр.). В 1767 г. сказание было воспроизведено в рукописном сборнике нерехтского купца Андрея Несторовича Третьякова «Рай мысленный». Согласно сказанию (Каган М. Д. Сказание о иконе Богоматери Владимирской в г. Нерехте // СККДР. СПб., 1998. Ч. 3. Вып. 3. С. 392–394), Иоанну Аверкиеву во сне явилась Богоматерь и повелела ему купить Владимирской иконы у иконописца Димитрия, а затем перенести ее в Нерехту. Иоанн не сделал этого, и Богоматерь еще дважды являлась ему с тем же указанием. За непослушание он был наказан «расслаблением» тела и только тогда купил икону и оставил в своем доме до весны. Затем по рекам Волге и Солонице на лодке перевез ее в Нерехту. От иконы начались чудеса; среди исцеленных был и сам Иоанн. По прошению жителей Нерехты Патриарх Иоасаф благословил построить для иконы церковь и основать монастырь в честь ее Сретения. Драгоценный венец для иконы был заказан жительницей Ярославля Матреной в благодарность за исцеление от слепоты.

Сказание (повесть) о 2-й иконе содержится в том же рукописном сборнике Третьякова. Через год после прославления 1-й иконы «некая вдова Екатерина Вавилова, дщерь по прозвищу Владимирка» из Ярославля, услышав о чудесах нерехтской святыни и основании девичьего монастыря, пожелала пожертвовать в новую обитель запрестольный образ. В 1635 г. она заказала ярославскому иконописцу Владимирской иконы с образами святых Кирилла и Афанасия Александрийских, прп. Алексия, человека Божия, и вмц. Екатерины на обороте (соименные святые заказчицы и ее родственников). Новописаную икону вначале поставили в ярославской ц. арх. Михаила; от образа сразу начались исцеления, и его перенесли в большую ц. Благовещения. Затем по указанию митр. Ростовского и Ярославского Варлаама II (1619–1652) икону поместили в соборную ц. Успения. Строители нерехтского Сретенского монастыря Иоанн Аверкиев и Антоний просили прислать «обещанную» икону в Нерехту, но ярославцы отказались отпустить чудотворную святыню — самое «драгоценное сокровище» в их городе. В 1636 г. после получения грамоты от Патриарха Иоасафа митр. Варлаам приказал отправить икону в Нерехту. Чудеса от этого образа были многочисленны; в 1644 г. город был спасен от мора. На вклады царей Феодора Алексеевича (1678), посетившего Нерехту вместе со своими братьями Алексеем и Петром по пути во Флорищеву пуст., и Петра I Алексеевича (1685) при попечительстве Иоанна Аверкиева в монастыре была построена кирпичная Владимирская ц., освященная Патриархом Иоакимом в 1686 г. Чудотворные иконы поместили в главном иконостасе храма. В XVIII в. от нерехтских Владимирской иконы продолжали происходить чудеса (записи исцелений датированы 1746, 1748, 1752, 1753, 1755, 1761, 1762).

В том же столетии, возможно по инициативе Третьякова, была написана Владимирской иконы с 14 клеймами сказания о чудотворных нерехтских иконах (в клеймах представлены Иоанн Аверкиев, Патриарх Иоасаф, цари Феодор, Иоанн и Петр, молившиеся перед иконами в 1678, жители Нерехты; находится в ц. Успения Пресв. Богородицы, 1724, в с. Тетеринском близ Нерехты).

В XIX — нач. XX в. обе иконы находились в ц. в честь Владимирской иконы упраздненного Сретенского монастыря. В 30-х гг. XX в. церковь была закрыта, ее внутреннее убранство уничтожено; чудотворные иконы бесследно исчезли. В 1983 г. одна из них была найдена архит.-реставратором С. В. Демидовым в дровяном сарае действующей кладбищенской Крестовоздвиженской ц. и передана в местный краеведческий музей (Демидов С. В. Из истории нерехтской иконы Владимирской Богоматери 1636 г. // Худож. наследие: Хранение. Исследования. Реставрация / Гос. НИИР. М., 2001. Вып. 19. С. 55–56. Ил. 1–3). После укрепления и частичной реставрации икону поставили во вновь открытую в 1992 г. Преображенскую (Ильинскую) ц., где она находится в наст. время. 53 см) XVII в. вставлена в живописную раму (83,5*64,5 см) Икона (66 нач. XX в. (?); видимо, одновременно с изготовлением рамы сильно попорченное изображение на обороте иконы было счищено. На тыльной стороне под черной бархатной тканью реставраторы обнаружили надпись, сообщающую о поновлении иконы в 1915 г. верхневолжским живописцем Н. И. Баженовым трудами нерехтского купца Е. П. Сыромятникова. Поскольку икона первоначально была двусторонней (на обороте сохр. фрагменты левкаса со следами темперной живописи, стесанные поля ковчега), исследователи заключили, что она является 2-й нерехтской святыней, заказанной Е. Вавиловой. По иконографии икона из Нерехты, как и большинство изображений Владимирской иконы XVII в., повторяет древнюю чудотворную (левая рука Богоматери высоко поднята — пальцы закрывают край рукава рубашки Младенца Христа). Над венцом Богоматери изображена корона, зубцы которой, как и венец, украшены нарисованными драгоценными камнями. Мафорий Богоматери коричневый, одеяние Христа красного цвета, прописано золотом. Венцы и корона золотые, фон светло-охристый. Поля иконы темно-зеленые, с орнаментальной каймой.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы


Владимирская икона «Оранская» (празд. 21 мая) — одна из наиболее известных местночтимых икон-списков Владимирской иконы (Гавриил, иером. Описание Оранского Богородицкого первокл. монастыря. Н. Новг., 1871; Ордынская пустынь Смоленской епархии. СПб., 1873). Согласно сказанию (Охотина Н. А. Сказание о иконе Богоматери Оранской // СККДР. СПб., 1998. Ч. 3. Вып. 3. С. 394–399), составленному в 1662 г. повелением царя Алексея Михайловича, икона была написана в 1629 г. протопопом кремлевского Успенского собора Кондратом Ильиным (родом из Нижегородской губ.) и московским изографом Григорием Черным по заказу нижегородского дворянина Петра Андреевича Глядкова. Автором сказания, вероятно, был сам Глядков; текст сказания дополнялся в 1663–1667 гг. Новописаная икона была поставлена в храме свт. Николая Чудотворца в с. Бочееве (поместье Глядкова), где она оставалась ок. 5 лет. В Великий пост 1634 г. в «тонком сне» ему было видение Богоматери, повелевшей воздвигнуть на горе ц. в честь Владимирской иконы. После 2 повторных видений Петр нашел указанное ему Богородицей место — Орано поле у Словеновой горы (Словенской, Славянской, в 50 верстах от Н. Новгорода) и, получив от Патриарха Иоасафа I благословенную грамоту, в 1634 г. построил в этой местности церковь, а затем основал монастырь. На новую пустынь нападали жители окрестных мест — языческая мордва, стремившаяся разными способами сохранить свои земли и изгнать правосл. монахов.

Владимирской иконы была поставлена в монастырский храм, от нее совершались многочисленные чудеса, записанные очевидцами. Боярский сын Василий Потапов, собиравший «архиерейские дани» в Нижегородской земле, сообщил о новоявленной чудотворной иконе Патриарху Иоасафу I. По грамоте Патриарха для расследования чудес была создана комиссия (вероятно, в 1635) из нижегородского духовенства во главе с архим. Нижегородского Печерского монастыря Рафаилом и протопопом Архангельского собора Иосифом. После тщательного расследования чудеса были признаны достоверными и переписаны в специальную книгу для предоставления ее Патриарху Иоасафу и царю Михаилу Феодоровичу. В книге (не сохр.) было записано ок. 500 чудес, явленных в 1635–1667 гг., в основном — исцеления болезни глаз (281), головы (25), ушей (37), рук (61), ног (38) и др. (145); в нее было внесено чудо 1714 г. (исцеление крестьянина Петра Козмина). Хранившаяся в Оранском монастыре книга была переложена с церков-нослав. на рус. язык и опубликована иером. Гавриилом. Ее список под названием «Сказание о чудесах пресвятыя Богородицы, содеянных от чудотворныя ея иконы Владимирския, яже в новой пустыни на Словеновой горе в различных болезнях и скорбех…» (единственный из сохранившихся) был внесен в сборник кон. XVII — нач. XVIII в. (ГИМ. Забел. № 467. Л. 122 об.— 223 об.). Сказание об иконе («Повесть о новоявленных чюдесех от образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Приснодевы Марии, нарицаемаго Владимирския, содеянных… в пустыни близ Аранскаго (вариант — Оранаго.— Л. Щ.) поля на Словенской горе») сохранилось в неск. списках 2-й пол. XVII — нач. XVIII в. в краткой и полной редакциях. Рукописное сказание XVII в. было в XVIII в. переписано в книгу, состоявшую из 3 частей: «Службы перед новоявленным чудотворным образом», «Повести о новоявленных чудесах от образа», «Сказания о чудесах» (с добавлением чуда 1714 г.). Сказание основано на документах и хорошо проверенных исторических фактах (Шмидт С. О. К истории монастырской колонизации XVII в.: («Повесть о начале Оранского монастыря») // ВИРА. 1964. Т. 12. С. 297–309); упоминаемые в нем современники Глядкова — известные исторические лица (Патриарх Иоасаф I, митр. Крутицкий Питирим, дьяк И. Т. Грамотин, фельдмаршал Б. П. Шереметев и др.).

В кон. 90-х гг. XX в. стало известно еще одно сказание, составленное между 1715 и 1719 гг., — «Чудо новое Пресв. Богородицы, что на Оране поле, повествующее об избавлении из швед. плена (во время Северной войны России со Швецией) яицкого казака Ивана Голованова (в 1715), благодаря заступничеству Богородицы, повелевшей ему после освобождения из «полона» пойти в обитель, называемую «Орано поле», где стоит ее чудотворная Владимирской иконы, и совершить благодарственный молебен» (РГБ. Ф. 732 (поступила в 2000). № 106. Л. 99 об.– 100; опубл.: Рыков Ю. Д. Чудо новое Пресв. Богородицы, «что на Оране поле»: неизвестный памятник нижегородской письменности XVIII в. // Памятники христ. культуры Нижегородского края: Матлы науч. конф. 29–30 марта 2001 г. Н. Новг., 2001. С. 22–32).

Согласно описям имущества монастыря XVIII–XIX вв. и публикациям, икона, почитаемая как святыня всей Нижегородской губ., была богато украшена драгоценным окладом, который на протяжении столетий неоднократно обновлялся и дополнялся богатым прикладом. Икона претерпела многочисленные поновления; наиболее значительные были сделаны в 10-х гг. XVIII в. (ко времени сооружения новой кирпичной церкви вместо старой деревянной и перенесения в нее иконы), к 1734 г. (по указу имп. Анны Иоанновны изографом Петром Котомою), в сер. века (до 1778) и в 1797 г. В период последней реставрации в XVIII в. были сделаны новый серебряный золоченый чеканный оклад с дробницами (с образами евангелистов и архангелов) и риза «высокой работы за московским клеймом», венец и корона с образами летящих ангелов, сплошь низанная крупным жемчугом; оклад украшали драгоценные камни, финифть и жемчуг. В 1804 г. (сооружение новой церкви) жемчужная корона на венце иконы была заменена бриллиантовой. В 1827 г. по указу имп. Николая I венец и убрус святыни были перенизаны в арзамасской Алексеевской общине: появились жемчужные лучи, новые драгоценные камни, на «воротничке» Богоматери — золотые украшения с алмазами и бриллиантами. В XIX в. на иконе оставался оклад 1797 г.; в сер.— 2-й пол. XIX в. его переделывали еще неск. раз, при этом часть драгоценностей была снята и употреблена на украшение иконы-списка.

В 1771 г. в благодарность за спасение от моровой язвы жителей Нижнего Новгорода и окрестных мест были установлены крестные ходы со святыней в Н. Новгород и с. Павлово Горбатовского у.; в 1797 г.— в г. Арзамас (избавление от падежа скота и «умножения бесноватых»). В сер. XIX в. крестный ход совершался в г. Семенов (для помощи от заразных болезней и раскола). Во 2-й пол. XVIII в. крестные ходы с чудотворной иконой были многочисленны и совершались по ежегодному расписанию (кроме вышеназванных мест ходили также в Ардатов, Горбатов, Лукоянов, Починки и в «Мордву»). Большую часть года икона бывала в крестных ходах, во время которых происходили исцеления и др. чудеса, а монастырь получал богатые пожертвования. В XVIII–XIX вв. икону носили в закрытом ковчеге на плечах. Крестные ходы продолжались до 1921 г.

В кон. 30-х гг. XIX в. художниками Гладковым (из Арзамаса) и Железновым (из Н. Новгорода) в период создания икон для новой Владимирской ц. был сделан список с чудотворной Владимирской иконы «Оранская», выполненный в размер оригинала, но в соответствующей времени живописной манере, с укрупненными изображениями. В 1840 г. икона-список была одета в серебряную золоченую ризу с драгоценными камнями и жемчугом. Новую икону поставили в иконостас Владимирской ц. на место оригинала, который поместили на правом столпе (в киоте и ковчеге за стеклом).

Икона находилась в Оранском Богородицком монастыре до его упразднения в 20-х гг. XX в. В 1928 г. Владимирской иконы через Госфонд, где был снят ее драгоценный оклад, поступила в Нижегородский губ. музей. В 90-х гг. XX в. она была исследована и на основе монастырских описей отождествлена с чудотворной святыней (Бахарева Н. Н. Икона «Богоматери Владимирской Оранской»: (К вопр. об атрибуции и истории иконы) // Памятники истории и архитектуры Европейской России (Исслед., реставрация, охрана): Материалы докл. науч. конф. Н. Новг., 1995. С. 75 (73,5) см) сохранилась до наст. времени под146–156). Икона (106,5 многочисленными прописями и темной загрязненной олифой. На обороте надпись: «Первая копия» (сделана, вероятно, для отличия ее от копии 30-х гг. XIX в.). В верхней части изображена Богоматерь с Младенцем типа «Владимирской»; в нижней части — 9 ростовых изображений святых: Московские митрополиты Петр, Алексий, Иона, святые кн. Михаил Черниговский и его боярин Феодор, блгв. царевич Димитрий Угличский, блаженные Василий, Максим, Иоанн Московские. Вторая Владимирской иконы из Оранского монастыря (копия 30-х гг. XIX в.) так-же хранится в фондах Нижегородского гос. художественного музея (не исследована и не реставрирована).

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы


Владимирская икона «Красногорская (Черногорская)» (празд. 21 мая и 13 авг.) — местночтимая из Красногорского (Черногорского) Богородицкого мон-ря Пинежского у. Архангельской губ., находившегося в 195 верстах от Архангельска, в 16 — от Пинеги, на Черной (Красной) горе, на правом высоком берегу реки (Васильев А., свящ. Ист. очерк Красногорского монастыря Архангельской губ. Пинежского у. СПб., 1880; Макарий [Миролюбов], еп. Архангельский. Ист. описание Красногорского монастыря. Архангельск, 1906). Хранившиеся в монастыре документы XVII–XIX вв. (списки с грамот московских царей и Новгородских митрополитов, письма, записи чудес от иконы и др.) об основании монастыря и его святынях сообщают, что в 1603 г., в царствование Бориса Феодоровича Годунова, в Кевроле, на р. Пинеге, при ц. Воскресения жил игум. Варлаам. У него был список Владимирской иконы, который он в конце жизни хотел отдать юрод. Харитону. Однако во сне ему явилась Световидная Жена и повелела отдать икону вдовому свящ. Мирону, т. к. через нее Богу угодно прославить Чёрную гору. Получив от игум. Варлаама икону со словами Божия произволения о ней, свящ. Мирон сначала поставил ее в своей ц. свт. Николая Чудотворца в Юроле, на левом берегу Пинеги, в 2 верстах от Чёрной горы, поскольку сама гора была недоступна из-за глубокого снега. От иконы сразу же начались исцеления. Одной из исцеленных женщин был услышан голос, повелевавший отнести святыню на гору. Летом 1604 г. икону отнесли и поставили у креста, обнесенного оградой. Здесь она вначале оставалась без присмотра. В том же году в Кевролу пришел из Москвы, спасаясь от Смуты и ища уединенной молитвенной жизни, мон. Иоанн. По «сонному видению» он ушел на Чёрную гору, где происходили чудесные явления, открывавшиеся разным людям (огненные столбы до небес, колокольный звон и др.). По совету игум. Варлаама свящ. Мирон принял монашеский постриг с именем Макарий. По его прошению царь Василий Иоаннович в 1606 г. дал грамоту на основание монастыря. В 1608 г. новая монастырская церковь с поставленной в ней чудотворной иконой была освящена. Обитель и хранившаяся в ней икона получили название Черногорские, а через некоторое время, когда благодаря монастырским храмам преобразился дикий вид горы и она стала называться Красная, изменилось наименование и монастыря, и иконы.

Владимирской иконы «Красногорская» называлась также «Божия Матерь «Умиление» Красногорская (Черногорская)». В 1698 г. был установлен ежегодный крестный ход с Владимирской иконы «Красногорская» (а также со 2-й чудотворной иконой того монастыря — «Грузинской», купленной в 1622 купцом Латкиным у персиян в Грузии) в Холмогоры. В XIX в. икону уносили на неск. недель в Архангельск, а также в Холмогорский и Шенкурский уезды, где ставили на неск. дней в каждую церковь и носили по домам. В 1859 г. в монастыре возник пожар, но благодаря крестному ходу с иконой прекратился.

В. и. «Красногорская» была небольшого размера (32х25 см), на тыльной стороне имелась надпись, полустертая, но еще читавшаяся в XIX в.: «Божиею милостию и молитвами Пресвятыя Богородицы, Ея явлением, Воскресенский игумен Варлаам, Кеврольския десятины, благословил вдоваго попа Мирона образом Пречистыя Богородицы сея иконы и по Ея явлению велел строить пустыню-монастырь в Чёрной Горе, где она произволила». В наст. время местонахождение иконы неизвестно.


Владимирская икона «Теплогорская» почиталась в сер.— 2-й пол. XVII в. в Устюжском у., в пустыни на Тёплой горе. О ней было составлено сказание, сохранившееся в одном списке 70-х гг. XVII в. В 1-й ч. сказания («Явление о иконе…») повествуется о явлении иконы в 1643 г. в пределах Н. Новгорода, в с. Павлов Перевоз, крестьянину Григорию Данилову. Он тяжело заболел, и, будучи при смерти, увидел «свет великий», наполнивший его «храмину», и услышал голос, повелевший ему встать с одра и пойти в Н. Новгород, чтобы найти на торгу иконописца Иоанна Калистратова, у которого в лавке есть Владимирской иконы («стоит вверху к стене лицем от многаго времени»). Больному было обещано скорое исцеление от иконы. Для этого требовалось купить образ и идти с ним «к восточным странам, во град Устьюг Великий, во область его в верх реки Юга на край Теплыя горы, в дикой черной и непроходимой лес, где она… изволит вселение себе сотворити» (исследование, публ. текста см.: Власов А. Н. Сказания о чудотворных иконах Устюжского края XVI–XVII вв. // КЦДР. 1994. [Вып.:] XVII в.: Разные аспекты исслед. С. 228). Повеление было исполнено. Остановившись напротив Тёплой горы отдохнуть, Григорий уснул и во сне услышал от иконы голос, возвестивший устроить на этом месте «жилище» иконе и «селение монашеское». Поставив там крест, Григорий поместил икону в часовню свт. Николая Чудотворца на Тёплой горе, где от нее исцелился сухорукий человек Далмат Карпов (подобно исцелению от древней Владимирской иконы в XII в.). Икону перенесли в указанное ею место, и от нее начали происходить многочисленные чудеса. Григорий испросил у владельца земли на Тёплой горе Иакова Иванова Росохина даровать это место под монастырь. Владелец отдал землю со всеми угодьями в вечное пользование, а сам принял постриг. По благословенной грамоте Ростовского и Ярославского митр. Варлаама был основан монастырь с церковью в честь Владимирской иконы, освященной в 1644 г.; его строителем был «блаженный Григорий». 2-я ч. сказания («Явление о чюдесех…») представляет собой подробный перечень 55 чудес, происшедших от иконы с 1644 по 1683 г. Согласно донесению 1728 г. строителя иером. Феодосия, чудотворная икона из Теплогорской Богородицкой пуст. сгорела во время пожара 1722 г. и была заменена новой; чудес от нее зафиксировано не было.


Владимирская икона «Флорищевская» (празд. 21 мая) — местночтимая из Флорищево-Успенской муж. пуст. Владимирской губ. Гороховецкого у., основанной в 1651 г. схим. Мефодием. В 1653 г. к нему присоединился инок Иларион (будущий митрополит Суздальский). В монастыре, в алтаре соборного храма, возле жертвенника, находилась Владимирской иконы, по преданию, написанная в 1464 г. Иваном Чирковым. В Житии Илариона Суздальского сообщается, что икона была отобрана им в с. Лыскове у мошенников, выдававших себя за сборщиков подаяния на Флорищеву пуст. Иларион усердно молился этому образу и неоднократно получал покровительство и помощь Пресв. Богородицы. Так, в 1681 г., когда шло строительство новой каменной ц. Успения, рабочие возроптали на скудное содержание и тяжелый труд. Моля Бога о помощи, Иларион впал в легкий сон, во время которого удостоился видения Пресв. Богородицы, повелевшей ему принести Ее образ, «именуемый Владимирским, от теплой церкви с паперти и поставить его в новостроенной церкви» и обещавшей быть ему помощницей (Георгиевский. 1896. С. 66, 119–120). Пробудившись, Иларион призвал всех монахов помолиться пред Владимирской иконы, после чего икону принесли крестным ходом в строящуюся церковь и поставили среди строительных лесов,— рабочие перестали роптать, и строительство ускорилось. В одну из ночей около храма появился белый «снеговидный свет», исходящий от иконы, что было знаком «помощи свыше» и побудило трудиться еще усерднее.

Ежегодно вместе с др. монастырской святыней — иконой «Успение» Владимирской иконы носили крестным ходом по селениям Гороховецкого и Вязниковского уездов. На серебряной золоченой ризе иконы была вычеканена надпись: «В 1464 году принесен сей образ Пречистой Богородицы Владимирския июля в 29-й день на память священномученика Калиника. Писал в Нижнем Новгороде изограф Иван Андреевич Чировъ (инъ?) по обещанию балахонца Ивана Яковлева Ветошникова, а возобновлена и позлащена при настоятеле иеромонахе Гедеоне 1750 года марта 30 дня, в замещение старой ризы сделана новая серебряная риза при настоятеле архимандрите Антонии 1886 года, мая 19 дня» (Там же. С. 119). После закрытия монастыря иконы и утварь как художественные ценности были переданы в ГВСМЗ. Местонахождение Владимирской иконы «Флорищевская» в наст. время неизвестно.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы


Владимирская икона «Ордынская-Поречская» (празд. 21 мая) — местночтимая Ордынской (Орденской, Ардынской) Богородицкой муж. пуст. Поречского у. Смоленской губ., располагавшейся в лесистой, болотистой местности на левом берегу р. Межи при впадении в нее речки Ордынки (см. кн.: Ордынская пустынь Смоленской еп. СПб., 1873). О возникновении пустыни существуют 2 малодостоверных предания, в которых дано народное осмысление названия р. Ордынки. По одному из них, пустынь была основана во времена вел. кн. Василия Темного в 1451 г. монахами, спасавшимися от нашествия Ахмата (в то время ханом был Седи-Ахмет). Они переименовали речку Жидовку в Ордынку и устроили пустынь, в деревянной церкви которой поставили Владимирской иконы Пожар уничтожил все постройки, и пустынь была перенесена на новое место. Согласно др. преданию, обитель основал в XVII в. дипломат царя Алексея Михайловича Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащекин, подвергшийся опале и постриженный в Новгороде с именем Антоний. Он пришел в поречскую землю, основал обитель и поставил в церкви список Владимирской иконы, принесенный им из Москвы. Церковь впосл. сгорела, а икона осталась невредимой.

В XVIII в. обитель пришла в упадок; некому было совершать богослужение. Протоиерей церкви с. Устье и церковный ктитор дворянин Никифор Поплонский перенесли икону из монастыря в свой приходской храм. Вскоре оба заболели. Увидев в этом наказание Господне, они возвратили икону в монастырь. В 1720 г. Поплонский пожертвовал обители угодья. В 1844–1866 гг. материальное состояние монастыря улучшилось и благодаря трудам игум. Палладия началось новое почитание местной святыни, совершались многочисленные исцеления и др. чудеса. Владимирской иконы «Ордынская» 28 см) «точная копия»почиталась в монастыре как уменьшенная (32 древней Владимирской иконы из Успенского собора Московского Кремля. В XIX в. темные лики Богоматери и Младенца на иконе были закрыты слюдой, одежды и фон — серебряной позолоченной ризой (весом 694 г) с жемчугом и камнями. Икона была вставлена в серебряную раму (весом 830 г), окруженную лучами сияния, с изображениями Саваофа, Св. Духа и 2 ангелов. Икону попеременно переносили в те храмы, где совершалось богослужение. В каждом для нее были устроены киоты с балдахинами. После литургии служили «общий молебен с Акафистом»; на «вечернем правиле» ежедневно читался канон с Акафистом; каждую субботу на утрене или всенощном бдении совершали «соборное акафистное служение со звоном и каждением». 23 июня был установлен крестный ход вокруг монастыря, в котором чудотворную икону несли на носилках. Судьба иконы после закрытия монастыря не выяснена.


Владимирская икона из слободы Мстера. В Богоявленской ц. почитались 2 иконы 1-й пол. XVII в. в богатых драгоценных окладах. Одна из них, вероятно, была вложена кн. Василием Григорьевичем Ромодановским († 1671) и находилась в главном иконостасе, слева от царских врат. Поля и фон покрывал совр. письму иконы серебряный оклад с чернью, дробницами с образами святых (апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, святые Мария и Василий); венец был того же времени, что и оклад; зубчатая корона и большая цата — более поздние; массивная серебряная риза 1852 г. Икона была вставлена в икону-раму с клеймами жития Богоматери и чудес.

2-я икона, в древнем серебряном чеканном окладе, с венцами и цатой с камнями того же времени, в шитой жемчугом и камнями бархатной малиновой ризе, помещалась в киоте перед алтарной солеей. Важное историческое и археологическое значение этих икон как «памятников древнего иконографического искусства» было отмечено учеными XIX в. Судьба икон в XX в. не выяснена.
Владимирская икона из г. Смоленска, из ц. вмч. Георгия, где она находилась с 1797 г. В 1812 г. икона была похищена солдатами армии Наполеона и увезена в дом унтер-офицера Корнева. Дом сгорел, а икона осталась невредимой. В 1816 г. она была возвращена в ц. вмч. Георгия.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы


Владимирская икона «Оптинская-Новодивеевская» (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.) принадлежала оптинскому старцу Амвросию (Александр Михайлович Гренков, 1812–1891). В 1923 г., во время разорения Оптиной пуст., когда сжигали иконы, образ был узнан схим. Евдокией, видевшей прежде икону в келье старца, и спасен от уничтожения. Икона была передана инокам Оптиной пуст., временно поселенным в Козельске. Оттуда она попала в Киев, к прот. Адриану Рымаренко (впосл. архиеп. Роклендский Андрей), служившему в Борисо-Глебской ц. (после ранних литургий там совершался Акафист Владимирской иконы). Во время второй мировой войны о. Адриан выехал из России, взяв икону с собой. В годы войны Владимирской иконы находилась в Берлине, потом в Вестерхайме и Вайдлингене (Германия). Во время боя загорелся дом, в котором находились о. Адриан с группой людей. С образом Богоматери они вышли из дома и прошли невредимыми под двусторонним обстрелом. Митр. РПЦЗ Анастасий благословил этой иконой о. Адриана ехать в Америку. В Америке образ был поставлен в жен. Ново-Дивеевском монастыре. Икона выполнена в реалистической живописной манере, отличается хорошим художественным качеством; является работой либо иером. Оптиной пуст. Даниила (Болотова), известного академического художника, либо одного из живописцев его мастерской.


Владимирская икона из Харбина (Китай). 26 авг. 1925 г., в день празднования Владимирской иконе, чудесным образом в присутствии 7 чел. обновилась икона в харбинской общине беженок сестер Владивостокского жен. монастыря, скрытая от глаз молящихся из-за своей «неблаголепности» в алтаре над жертвенником. Через час после этого перед иконой был отслужен молебен. Митр. Мефодий (Герасимов) описал это чудо в кн. «О знамении обновления св. икон» (1-е изд.: Харбин, 1925; последнее изд.— М., 1999). Согласно его описанию, обновление совершилось при особых обстоятельствах. День 26 авг. был днем освобождения узников, заключенных большевиками в Харбине. По случаю освобождения бывш. управляющего КВЖД Б. В. Остро-Куманова и Н. Л. Гондатти настоятельница общины игум. Руфина решила благословить каждого из них Владимирской иконы Предназначенная для Гондатти «неблаголепная» икона, вынесенная из алтаря, внезапно обновилась — стала светлой, сияющей. От обновленной иконы совершались чудеса, так, 30 сент. 1925 г., во время всенощного бдения на Покров Богоматери, женщина, пожертвовавшая в тот день к иконе пелену, тайно испросила у Богородицы помощь своей парализованной матери. Исцеление наступило в тот момент, когда пелена была положена к образу. Больная увидела в комнате блеснувшую молнию, сильно испугалась, неожиданно вскочила с постели и заговорила. В наст. время икона находится в монастыре в Сан-Франциско в Калифорнии. На образе оклад и риза.




Имя:*
E-Mail:


Основан в 2008 году