Регистрация

Пресвятая Богородица

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 26-02-2017, 17:38, посмотрело: 89
Божия Матерь

Пресвятая Богородица

Многими чудесами, знамениями и исцелениями явила Свою силу Матерь Божия миру, много раз спасала Она Православную Русь — Свой избранный удел. С любовью и надеждой молятся христиане Богородице, обращаясь к Ней не только в печалях и скорбях, но и в радостях, благодаря за бесчисленные Ее благодеяния. Нет сейчас храма в пределах Православной Церкви, где икона Богоматери не почиталась бы как величайшая святыня.

Первые живописные лики Богородицы были сотворены апостолом Лукой. Увидев иконы, на которых Она была изображена с Предвечным Младенцем на руках, Пресвятая Богородица произнесла: «Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет».

«Чудотворных икон Матери Божией, как звезд на небе, никто еще не мог исчислить — число их знает только Сама Царица Небесная... Божественный Ее Сын даровал Ей особенную, преизбыточествующую силу помогать немощным, исцелять страждущих, утешать печальных. Все прибегающие к Ней с верою и усердием находят в ней заступление и помощь», — писала в конце прошлого века С. Снессорева, собравшая сведения более чем о трехстах чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. В составленном проиереем И. Бухаревым описано 335 чудотворных икон Богоматери.

Всего же (вместе со списками) таких икон, почитаемых Русской Православной Церковью, около семисот.

Икон Богородицы, которые прославились особой благодатью, множество. В этой книге приведены сведения о особо прославленных благодатной помощью и исцелением, а также даны молитвы, возносимые перед тем или иным образом при конкретных болезных и нуждах — от скорбей, от пожара, при болезнях глаз или рук, о помощи в родах, о детях, о примирении враждующих и т.д.

Но прав был святитель Филарет Московский, говоря о том, что вера не должна останавливаться только на иконе, но и должна «простираться к Самой изображенной Пресвятой Богородице», а молитва должна идти от сердца.

Описания явленных и чудотворных икон, а также сведения о связанных с ними исцелениях приводятся по проверенным духовной цензурой дореволюционным изданиям, с дополнительными сведениями, где это возможно, о современном местонахождении икон и о тех местах, где они находились ранее. Из-за десятилетий безбожия, после 1917 года не сохранились не только некоторые иконы, но и храмы, в которых они хранились. Тем не менее, в этой книге говорится и о таких чудотворных иконах.

Книге предпосланы «Вступление» из тома «Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ее святые иконы» и «Предисловие» Е. Поселянина (Е.Н. Погожева) к выпущенному под редакцией этого известного православного деятеля четырехтомному труду «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон». За основу взяты тексты издания «Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ее святые иконы».

Для удобства читателей публикуется указатель — от каких недугов перед какими иконами Божией Матери молиться, а также перечень чтимых в России чудотворных икон Богородицы с кратким описанием каждой и датами, когда в честь этих икон совершаются торжества.

Давно было сказано, что «от неистощимого источника святых икон Сама небесная Заступница дарует верным обильные целебные благодеяния, источает неоскудную благодать и избавляет от всяких бед и напастей».

Приступая к работе, составитель ставил перед собою цель создать своего рода справочник, необходимый в каждом доме, ибо нет христианина, который не прибегал бы в трудную минуту жизни к заступничеству и помощи Божией Матери.

Пресвятая Богородица — Матерь всех христиан

Нет и не было на земле ни одного человека, который не испытал бы скорбей и несчастий. От них не свободны ни богатые, ни знатные. Куда ни посмотрите, везде встретите заботы, труды, лишения, болезни, горе. Возьмите самого счастливого человека, и он скажет вам, что не знает полного счастья. Вот что говорит о земных благах премудрый Соломон: «Я был царь, обладал богатством, какого не имел никто; все, чего только желал я, имел, премудрости моей все удивлялись; слава моя распространилась по всей земле; но я познал и уразумел, что все земное суета сует».

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Как не возможно человеку не испытать смерти, так и прожить без скорбей». Святой Ефрем говорит: «Как живущему на земле невозможно избегнуть этого воздуха, так человеку, живущему в этом мире невозможно не быть искушенным скорбями и болезнями.

Все житие наше на земле болезненно и печали исполнено от клеветы, досаждения, укорения и иных много видных бед и напастей: немощствует бо тело, изнемогает и дух наш. Всякая житейская в мире сем сладость печали бывает причастна: слава не стоит, богатство мимо течет, лепота и здравие увядают, друзи и искренние смертию отъемлются».

Кто утешит и избавит нас от всех скорбей?

Пресвятая Богородица — Матерь всех христиан. К ней, Всеблагой, какое бы несчастие или скорбь ни постигала, все м ы дол ж н ы обращаться за помощью и утешением. Ибо каких скорбей Она не утоляла?

Кто, с верою обратившийся к Ней, не был услышан? Всем и каждому спешит Она на помощь и утешение. Она подавала и подает помощь и утешение даже иноверцам, обращавшимся к Ней с верою. Она постоянно предстоит у престола Сына Своего, как Ходатаица за всех нас.

Ясным и неопровержимым свидетельством, что Царица Небесная не оставляет нас Своим заступлением, служат Ее Иконы, в течение веков источающие бесчисленные чудеса. Невозможно описать все чудеса и благодеяния, оказанные России Пресвятою Богородицею чрез Свои Святые Иконы.

Пресвятая Богородица
Крест «Богоматерь Кириотисса». XI — XII вв. Византия


Каждое новое явление Иконы сопровождается рядом неисчислимых чудотворений; а Россия, по милости Богородицы, в каждом столетии получала так много новых чудодейственных Икон.

Кроме особо прославленных Икон в каждом храме найдете особо чтимую Икону Богоматери и на многих из них увидите привески — изображение глаза, руки, ноги. Это

память о совершившихся от них чудесных исцелениях, записанных в сердцах, получивших благодатную помощь.

Если бы мы намеревались собрать сведения о всех чтимых Иконах Богоматери, нам пришлось бы пересчитать все почти храмы и часовни в православной России. Мы ограничимся теми Чудотворными Иконами, о которых знает вся Россия.

По способу изображения известны три типа древнейших чудотворных Икон:

1) Одигитрии Смоленской, где Богомладенец изображен на левой руке Богоматери; (К этому типу подходят Тихвинская и Иверская. Феодоровская и другие того же типа)
2) Икона Владимирская с Младенцем на правой руке Богоматери; (Феодоровская и другие того же типа) и
3) Знамение, где Младенец при персях Богоматери.

Есть еще изображение Богоматери Одной без Младенца, какова Боголюбская Икона. С этих преимущественно Икон писались на Руси Иконы Богоматери, с некоторыми изменениями и многие списки прославились в свою очередь чудесами.

1905 год

Пресвятая Богородица

На образе Богоматерь. Рельеф. XVI в.

Восемнадцать с лишком веков от того дня, когда Дева Мария на руках Своего Сына была вознесена к великому Престолу и после жизни несказанной скорби, мук и уничижений была коронована на чудное царство небес — эти восемнадцать веков бессильны были умалить восторг человечества пред тихой святыней Девы Марии.

В немногих дошедших до нас отзывах Ее современников слышно безграничное восхищение сердца, слышны чувства, превышающие всякие слова, не умеющие найти достаточных выражений.

Дионисий Ареопагит, нарочно приезжавший в Иерусалим из Афин, чтоб видеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу:

«Свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом, когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицом Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и на чатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благо дати изнемосло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Обращаемые к вере апостолами, с проповедью обходившими вселенную, новые христиане стремились видеть Богоматерь, Которая одним Своим видом свидетельствовала о том, что Родившиеся от Нее был воплотившийся Бог. Игнатий Богоносец, архиепископ Антиохийский, бывший, по преданию, тем самым отроком, которого взял на руки Христос, говоря: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не можете войти в царствие небесное», — говорит в письме к Иоанну Богослову: «Много жен у нас только о том и думают, как бы проехать к вам, чтоб видеть Матерь Иисусову. Достойные доверия люди поведали нам, что в Ней, по Ее великой святыне, человеческое естество кажется соединенным с ангельским. И все такие слухи возбудили в нас безмерное желание видеть это небесное чудо»...

Но разве с тех пор, как Богоматерь призвана была на небо, уменьшилось стремление к Ней сердец человеческих? Только не нужно теперь плыть из Антиохии в Иерусалим, чтоб войти в общение с Ней.

Пред успением Своим Богоматерь говорила плакавшим пред Нею христианам, что теперь Ей будет легче помогать людям, всегда видя Сына Своего. Она обещала посещать весь мир и заботиться о нем.

И как чудно сбылось это обещание! Тот, кто однажды доверил Ей свою жизнь, приобрел в Ней неизменную Заступницу.

Если жизнь человеческая представляется страшным полем, где в безумной борьбе между собою валятся люди, где гибнут мечты, надежды, где звучат нескончаемые вопли и стоны, то над этим житейским адом царит одно отрадное видение. Чудная Дева Небесная с безграничной скорбью и любовью во взоре, с ланитами, по которым стекают жемчужины слез, стоит над этим морем людского страдания, спускаясь туда, где оно особенно ожесточилось. Не в силах Она изменить лица земли, водворить рай на месте земной каторги. Но, приникая к исстрадавшейся, обезумевшей, отчаявшейся душе человеческой, как склонялась некогда над Своим Божественным Младенцем, Она шепчет душе верную весть о лучших днях... Как мать, Она знает подходы к сердцу человеческому, и под Ее безмолвную речь ослабевшая, одряхлевшая вера становится живым видением и ясным предчувствием.

Ужасы жизни меркнут пред сиянием дивных картин, навеваемых на душу Ее благодатною силою. Вместо земного раздора и земных уродств восхищенному взору открываются райские дали, сонмы светлых небожителей, сверкание лучей славы Божиего Престола...

Слава, слава Деве Марии!

Она была таинственной лестницей, по которой соскучившееся и стосковавшееся на земле человечество восходило на небо. Она была связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям, дерзновением людей к Богу...

Какие символы, какие предания!..

Вот Андрей юродивый, молясь в храме, полном народа, возводит глаза к небу и видит, как Богоматерь, стоя над народом в воздухе, осеняет народ Своим омофором, молясь за него...

«Мы, благоверные люди, радостно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием... Покрой нас честным Твоим омофором!»

Того же блаженного Андрея ангел водит по райским селениям, показывает ему разных святых и их светлые обители, и не видит Андрей Той, Кого больше всего хочется ему видеть, Кого больше всего ищут его глаза. И спрашивает Андрей своего путеводителя, где же Пречистая Богоматерь.

«Ее нет здесь, — отвечает ангел. — Она отошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных».

Как хорошо понял значение успения Ее знаменитый Иннокентий Херсонский, когда, составляя акафист этому празднику, он вдохновенно воскликнул: «Радуйся, Обрадованная, во успении Своем нас не оставляющая!»

Дышавший детскою верою, любимый и чтимый народом старец Варнава, основатель Иверского Выксунского монастыря, рассказывал как-то с восхищением о красоте своей обители:

«Наш монастырь — что с неба спущенный... Вот, как приезжает к нам на праздник архиерей, встречаем его наруже, пред захлопнутыми святыми вратами, а там внутри от врат до собора стоят монахи с цветами в руках. Начинаем служить молебен, и как в акафисте дойдем до припева: "Радуйся, благая Вратарница, двери райские верным от верзающая", — святые врата вдруг распахиваются настежь, — и все вместе с архиереем входим внутрь».

Пресвятая Богородица

На образе Богоматерь. XVI в.

Не так ли тысячелетиями стояло человечество пред заключенными дверями рая, пока Пречистая Дева не повела его за Собой, устилая терние цветами Своей благодати...

Время лишь усиливало почитание Пресвятой Дивы. На прежние Ее милости и чудеса ложатся наслоения новых милостей и чудес, и бережно одно поколение передает другому те же чувства к Ней, то же сознание, что в трудную минуту есть Кого позвать в высоком и далеком небе, чтобы оно стало доступным и близким.

Иногда мы не смеем обращаться к Богу. Наша греховность кажется нам страшной стеной между Ним и нами. А если душа наша истерзана неутешным страданием, нам близко чувство ропота, вера наша колеблется, и мы не можем, не смеем молиться Ему так, как молимся в минуты умилений, в часы спокойной, сознательной веры.

И вот в эти дни сомнений, тоски и горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божией.

Ее мы не боимся! Мы знаем, что Ее тихая святыня не отвернется от нас, в каких бы язвах, из каких бы позорных пропастей греха мы к Ней ни пришли.

Мы не видали Не. Но мы знаем и чувствуем безошибочным внутренним чувством, что часто-часто задумчивый и заботливый взор чудной Матери-Девы останавливается на нас.

Сложны чувства верующего христианина к Матери Божией: жгучее сострадание к Той смиренной Деве Назарета, Которая от дней рождения Христа жила под страшным пророчеством ожидавшей Ее муки: «Тебе оружие пройдет душу»; ужас пред той вершиной страдания, до которой возведена была Ее душа на Голгофе; какая-то нежданная радость при воспоминании о слове, которым Христос с высоты креста в лице Иоанна усыновлял Ей каждого из нас: «Жено, се сын Твой!», «Се маши твоя», — и умиленный восторг при мысли о силе и власти сияющей вечной Царицы Небес...

Она была человеком, родившимся, как мы, в условиях земного ограничения: но как высоко вознесла Ее благодать!

Почитание Богоматери является одной из отраднейших сторон христианства и угаснет только тогда, когда будете вытравлена в душе человеческой жажда материнской любви, материнской ласки и заботы.

Мы нуждаемся в сердце всепрощающем, любящем нас не за то, что мы хороши или приятны, а за то, что мы существуем, что оно нас в себя вместило раз и навсегда и уже не может от нас отказаться, как река не может не течь и звезда не может не сиять.

Человечество поняло, испытало на себе эту материнскую черту всеобъемлющего, безграничного сердца Марии, Матери Божией. В этом сердце оно нашло надежнейшее убежище от горя земного, и чудные связи связали страдающее, рвущееся к небу, но прикованное к земле со светлыми порывами и неисчислимыми падениями, человечество с Непорочной Девой Марией.

К Ее лику, смотрящему с улыбкой услады или тихою грустью на приходящих к Ней, бегут малые дети, шепча свои несложные желания, доверяя свои заботы. Женское сердце, переполненное счастьем разделенной любви или страдающее мукой любви, — к Ней же, не знавшей иной любви, как поклонение Своему Иисусу, несет свою радость и печаль, Ей рассказывает свои надежды и мечты. Строгий затворник, уединясь от людей в подземной пещере, куда никогда не проникает свет солнца, ставит у себя Ее икону с неугасимой лампадой, и Пречистая Дева Мария одна заменяет ему все те радости и утехи, которых он себя добровольно лишил.

Итальянский разбойник, идя на свое страшное дело, склоняет колени и преступную голову перед Ее статуей и тем как будто говорит: «В моей беззаконной жизни есть одна святыня и луч, который не померкнет для меня и тогда, когда я посягаю на жизнь людей... Ты свет погибшей души моей, и в аду я буду славить Тебя, Пресвятая, Пречистая Дева Мария».

Магометане, язычники знают о любви и вере христиан к таинственной Деве, и, когда Царица Небес встала на защиту Своих детей, они не пытались бороться с Ней, зная, что сила Пресвятой Девы Марии необорима.

Подумайте о красоте, о всем значении того, что происходит вот уже девятнадцать (Предисловие было написано в 1909 году.) веков между небом и землей. Не было за эти два тысячелетия ни одной минуты, в которую бы не несся с земли зов души человеческой к Матери Божией.

Не страхом, не угрозами, а любовью и безграничным милосердием ведет людей ко Христу Богоматерь. Она жалеет человечество какими-то жгучим, всепрощающим состраданием. Она принимает на Свои рукилюдей, которым, повидимому, уже нет возврата кблагой жизни.

Одному афонскому монастырю угрожали разбойники, и воля Божия былав том, чтоб иноки были наказаны разрушениемобители за их нерадивую жизнь. Тогда одному иноку, молившемуся пред иконой Богоматери, был слышен от этой иконы голос, предупреждавший об опасности. Младенец Христос хотел заградить Своей ручкой уста Приснодевы, но Богоматерь со сладостнойулыбкой отводила эту руку от Своих уст, — и обитель была спасена. Вот верный и трогательный символ этой чудной, продолжающейся в веках борьбы Божественного правосудия и ничем не истощимого, никогда еще не побежденного милосердия Пречистой Девы.

В именах прославляемых икон Богоматери благодарное человечество отразило свои чувства к «Теплой Заступнице мирахолодного».
То радость весны, ибоДева была, действительно, весной для человечества,то похвала милующей любви Ее», — вот что звучитво многих из этих имен.
«Благодатное Небо», «Благоуханный цвет», «Взыграние», «Взысканиепогибших», «Воспитание», «Всех скорбящих Радость»,«Милующая», «Живоносный Источник», «Избавительница», «Милостивая», «Млекопитательница», «Нечаянная Радость», «Услышательница», «Неувядаемый Цвет», «Призри на смирение», «Скоропослушница», «Сладкое Лобзание», «Спасительница утопающих», «Споручница грешных», «Умиление», «Утоли моя печали», «Целительница», «Утешение в скорбях и печалях».

Пресвятая Богородица

На образе Богоматерь Одигитрия. Панагия. XIX в.


Если б мы на земле жили жизнью бесплотных, мы бы не имели нужды ни в чем внешнем, и чувства наши не нуждались бы во внешнем выражении.
Но человек не есть дух. Он — дух, облеченный в плоть. Он окружен видимыми, осязаемыми вещами, а внутренняя жизнь его выливается во внешних действиях, и чувства его невольно выражаются внешним образом.

Он любит — и ему надо видеть любимое существо, смотреть в любимые глаза, слушать любимый голос. А в разлуке он жаждет видеть изображение любимого человека, вглядываться в черты его на портрете, который он как бы оживляет силою своей привязанности и своего воображения.
Вот это свойство души — возноситься мыслью и сердцем к любимым существам, смотря на их изображения, — и дало повод к возникновению почитания икон.

Забота Богоматери о роде людском избрала иконы, как средство постоянного и близкого общения Ее людьми.

Величайшее утешение и отрада для современных Ей христиан, Богоматерь знала, как пусто и холодно будет людям без Нее по уходе Ее из мира. И вот Она решилась в изображениях лика Своего оставить христианам залог Своего непрекращающегося общения с ними. Святая Дева дала списать с Себя апостолу Луке, искусному живописцу, несколько изображений Своих и обещала, что с этими изображениями — иконами Ее — пребудет всегда Ее благодать.

Люди старались новыми и новыми изображениями выразить переполнявшее их к Пречистой Деве чувство восторга и любви. Лучшие художники на своих полотнах старались в красках выразить слагавшуюся в их душе мечту о Пречистой Деве. В тихих кельях монахи-иконописцы изображали на темных досках в несовершенном по живопи си, но дышащем верою и умилением образе лик Пречистой.

Однообразен темный цвет,
И дремлет краска вековая,
Но в этом греческом письме,
Но в этой простоте старинной
Есть тайна, внятная душе,
С приветом для мольбы невинной!..
Родное что-то говорит
В чертах, по-видимому, хладных;
Святая милость их манит
Призванье песней безотрадных;
На сердце, сжатое тоской,
Они наводят умиленье,
Они шлют горестям покой
И укрощают дум волненье.

В иконах Богоматери верующие люди, их писавшие, отразили Пречистую Деву в разные минуты духовной Ее жизни.

Вот Она с тоскою взирает на крест Своего Сына (Ахтырская).

Вот прижимает нежно обеими руками к щеке головку Младенца (Касперовскан).

Вот, держа правой рукой Младенца, левою в скорби прижимает к голове — обычный жест тяжко страдающих людей («Утоли моя печали»).

Вот крепко-крепко обхватила и держит обеими руками протянувшего у Ней на груди Свои руки Младенца, точно боясь, что Его отнимут от Нее, — как готова Она принять на руки и держать в материнских объятиях всякого человека, которому грозят волны мира («Взыскание погибших»).

Вот показывает Она сидящему у Ней на коленях, одетому в рубашечку Христу небольшой крест, за который Он схватился ручонкой, а около, на столе стоит чаша, таинственная чаша, которую Он должен испить (Козельщанская).

Вот держит царственно сидящего у Ней на руке, как на престоле, Младенца, Который благословляет как Бог, правой ручкой, и Сама с царственным видом дает людям благословение (Смоленская).

Вот склонилась к Сыну головой и держит в левой руке ветку расцветших цветов («Неувядаемый Цвет»).

Вот держит от рук к плечу, обхватывая в то же время Младенца, лестницу, как знамение того, что Она служит связью между землей и небом (Путивльская).
Вот восседает на троне в одежде царицы, и на коленях Не тоже как на троне никем уже не поддерживаемый Младенец. Он положил ручки Свои на головы коленопреклоненных начальников русского монашества, преподобных Антония и Феодосия, а Сама Она опустила Свои руки на их рамена (Печорская).

Вот со скорбным лицом держит свободно лежащие в Ее руке обе ручки Младенца, точно скорбит о предстоящей Его участи, но уже согласна отдать Его в жертву (Страстная).

Вот покорно поникнула головою, поддерживая руками семь стрел, пронзивших Ее сердце (Семистрельная).

Вот печальная прильнула головой к головке Иисуса, ласкает щечки Его перстами, и так оба замерли — Пречистая Мать и Божественный Сын — в предчувствии грядущих мук (Петровская).

Вот сияет среди огненной звезды («Купина Неопалимая») — прообраз Ее девства, не нарушенного и Рождеством Христа.
Вот распростерла омофор над молящимися в храме (Покров).

Вот с грустью принимает ласку Младенца (Яхромская).

Вот стоит в воздухе над сонмом бедствующих, разослав ангелов одеть нагих, напитать голодных, поднять больных (Всех Скорбящих Радость).

Вот, подняв руки к небу, являет на лоне Божественного Младенца (Знамение).

Вот. сложив руки, в великолепном царском одеянии, поникла главой, внимает тайнам, святым тайнам, совершающимся в Ее безмолвной душе (Остробрамская).

Все это, в разные минуты благословенной Ее жизни, попытка проникнуть в духовную жизнь Непорочной Девы. И с этой стороны иконы Богоматери — как бы оставшиеся запечатленными шаги Ее на нашей земле, никогда не разлучающаяся с нами память Ее постоянных дум о нас, Ее невидимого присутствия среди пас...

Е. Поселянин
1909 год




Имя:*
E-Mail:


Основан в 2008 году