Регистрация

     Внимание конкурс!
  С 15 мая по 15 июня, организован конкурс совместно с православным интернет-магазином "Невская Лавра". Чтобы принять участие в конкурсе необходимо разместить информацию о святом источнике с фото или видеоролик, в соответствии с правилами. Вы можете стать обладателем специальных призов, предоставленных интернет-магазином "Невская Лавра". Главный приз - фотоальбом "300 лет бытия Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра", а также сладкие подарки в качестве поощрительных призов.

Об иконе Божией Матери «Иверская»

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 28-02-2017, 15:21, посмотрело: 134
Божия Матерь

Об иконе Божией Матери «Иверская»

В Анатолии, к юго-востоку от Константинополя, на берегу большого озера, которое соединяется с Мраморным морем, стоит город Исник. Это — древняя Никея при озере Аскашев, митрополия второй Вифинии, особенно известная по двум бывшим в ней вселенским соборам. В царствование святого равноапостольного Константина Великого здесь на первом вселенском соборе, в 325 году, святые отцы церкви утвердили догмат о Божестве и единосущии с Богом Отцом Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. На седьмом вселенском соборе при благочестивой царице Ирине и ее сыне Константине VI, в 787 году, установили, после пятидесятилетнего жестокого гонения, почитание святых икон Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых Ангелов и всех святых мужей и жен. Но через 27 лет гонение на святые иконы началось в греческой империи при Льве Армянине, и продолжалось при Михаиле Косноязычном и Феофиле.

В царствование императора Феофила около города Никеи жила благочестивая, богатая вдова с единственным сыном. У нее была икона Богоматери, уважаемая ею, для которой эта благочестивая вдова недалеко от своего дома выстроила церковь и поставила в нее святую икону.

В 829 году император Феофил начал преследовать почитателей святых икон. По всей империи были разосланы царские воины отыскивать иконы и уничтожать их, а почитавших их жестоко мучить. Один из воинов, увидя у вдовы икону, с гневом ударил мечом в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. Но Пресвятая Владычица вразумила заблуждающегося. К ужасу воина из язвы потекла кровь. Пораженный этим, воин с раскаянием пал пред иконою Богородицы, оставил ересь и окончил жизнь иноком.

Вдове он посоветовал скрыть икону, чтобы спасти от поруганий. Усердно помолясь пред иконою Богородицы, благочестивая вдова поставила ее в небольшую лодку и пустила в море, прося Пресвятую Владычицу спасти икону от потопления, а ее и сына от жестокости нечестивого царя.
Пресвятая Богородица услышала усердную молитву этой благочестивой женщины.

Отпустив икону, которая к ее радости, стоя прямо, понеслась к западу, вдова сказала своему сыну: «Дорогое дитя мое, я женщина и не могу уйти далеко, потому или скроюсь, или, если меня схватят, умру ради любви к Богоматери, а ты удались в Грецию, чтобы царские воины не сделали тебе зла». Любящий сын послушался совета матери, ушел в Солунь, а через 15 лет прибыл на Афон и постригся в монахи в Иверской обители. Тут он увидал святую икону, пущенную в море его матерью и рассказал монахам, почему его мать должна была расстаться с драгоценною святынею.

Явление этой иконы на Афоне произошло следующим образом: однажды вечером иноки древней Иверской обители увидели на море огненный столп, восходящий до самого неба. Дивное явление продолжалось несколько дней и ночей. Приплыв ближе к явлению, они увидели, что огненный столп исходит от иконы Богоматери, но когда приближались к ней, чтобы взять ее, лодка с иконой удалялась. Иноки собрались в храме и в усердной молитве просили Богоматерь даровать им свою икону.

Между братьями этой обители был старец Гавриил, грузин, отличавшейся особенно строгою жизнию. Ему во сне явилась Богоматерь и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верою по волнам, тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец открыл волю Богоматери настоятелю; все иноки с молебным пением, кадилами и лампадами пошли к морю. Икона Пресвятой Богородицы приближалась к ним. Гавриил вошел в море и взял икону. Когда он вышел на берег и поставил на нем икону, из земли потекла чистая, сладкая вода, текущая и доселе. Это место находится в четверти часа ходьбы от обители и здесь устроена была часовня. После усердной молитвы, икону торжественно внесли в соборный храм обители.

На другой день инок, зажигавший лампады в храме, войдя в него, не нашел иконы Богоматери на ее месте во храме. Ее нашли над воротами обители на наружной стене и опять поставили в храм; но на другой день она опять явилась над воротами, и это повторялось несколько раз.

Наконец, Богоматерь явилась старцу Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи инокам, чтобы более не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. И вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

С этого времени икону оставили на избранном ею месте над воротами, и потому она называется Иверскою Портаитиссою, то есть, Вратарницею. Вскоре после этого на месте пребывания иконы у ворот выстроили храм во имя Богоматери, Хранительницы обители.

Много раз Иверская обитель, находясь на берегу моря, подвергалась нападениям врагов, но Пресвятая Владычица Своим заступлением сохранила ее и доныне. Много чудес и исцелений было от святой иконы Иверской, Вратарницы. Все чудеса, бывшие от этой иконы, невозможно описать по их многочисленности, а потому приводим здесь некоторые.

Евфимий, сын настоятеля Иверской обители, святого Иоанна, Ивира, в молодости так захворал, что и не надеялся выздороветь. Иоанн, видя, что его сыну уже люди не могут помочь, оставил его в келий, а сам пошел в храм Пресвятой Богородицы и, пав пред Ее иконою, со слезами молил Ее исцелить отрока, и Царица Небесная услышала его молитву; после молитвы Иоанн попросил иерея причастить Евфимия Святых Тайн Христовых. Возвратясь в келию, к своему удивлению, почувствовал в ней чудное и невообразимое благоухание, сына же своего увидел сидящим на постели и совершенно здоровым.

Старец, пораженный этим, с радостными слезами сказал: «Чадо мое, что это такое с тобою?» «Не знаю, отец, — отвечал Евфимий, — недавно предстала мне какая-то окруженная славою Царица и сказала мне по грузински: "Что это такое и что случилось с тобою, Евфимий?" "Царица моя, умираю!" — сказал я. Тогда Она приблизилась ко мне, взяла меня за руку и сказала: "Нет более с тобою никакой болезни, не бойся!" И затем сделалась невидимою. С этого времени вот, как видишь, я совершенно здоров».

Услышав это, обрадованный отец пал на землю и возблагодарил Царицу неба и земли — Преблагославенную Деву Марию, и с этого времени Евфимий получил необыкновенную благодать и дар грузинского языка.

Однажды, как говорит Иверское предание, агаряне, под начальством эмира, на 15 кораблях приплыли к Афону и прежде всего напали на Иверскую обитель. Иноки с церковною утварью и святою иконою укрылись в башне. Враги начали опустошать и разрушать монастырь. Иноки со слезами просили Пресвятую Богородицу защитить их, и Пресвятая Владычица поспешила им на помощь. Ночью поднялась страшная буря и разбила все корабли, кроме одного, в котором был сам начальник. Увидев утром берега, покрытые осколками разбитых кораблей и трупами своих воинов, пораженный этим чудом начальник раскаялся и просил иноков умолить Бога о его помиловании и дал настоятелю монастыря много золота и серебра, на которые он исправил, украсил и укрепил обитель.

В другой раз монастырю угрожал голод. Настоятель был в великой печали. Явилась ему Богоматерь и сказала: «Зачем ты так огорчился. Иди в житницу и увидишь, что она полна мукой». Проснувшись он пошел и нашел житницу полною хлеба. Еще: не стало вина, и Она наполнила им все сосуды. Некогда Она также умножила масло, некогда огородные овощи, однажды избавила обитель от пожара, в другой раз от смертоносной язвы, и другие многие чудеса совершила в обители Своей честною Своею иконою.

На этой иконе Богоматерь изображена со Спасителем на левой руке. Лицо Ее склонено на левую сторону к Младенцу, Который правою благословляет именословно, а левой держит свиток. Вверху по сторонам венца Богоматери в углах, образуемых верхним и боковыми полями — два архангела, обращенные к Богоматери (Михаил и Гавриил); на двух боковых полях изображены 12 апостолов, по шести на каждой стороне.

В Иверском Афонском монастыре торжественное празднование Божией Матери совершается во вторник Светлой седмицы в день явления иконы Богоматери. В это время бывает крестный ход со святою иконою на берег моря, где она принята была отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Кроме этого в обители совершаются еще особенно светло два праздника — Успения Богоматери и Богоявления. Во все три праздника собираются многие богомольцы и угощаются от обители в продолжение суток.

Об иконе Божией Матери «Иверская»

Об Иверской иконе Божией Матери в Молчанской Софрониевой пустыни

В 1713 году, при основателе Софрониевой пустыни Сератон, в эту обитель, по особенному явлению Божией Матери, от Сумского атамана Лукиана Константинова принесли икону Иверской Божией Матери. Об этом на большом, круглом, серебряном киоте, в котором находятся икона, вычеканена подробная летопись. Празднуют этой иконе во вторник Светлой недели. Богомольцы очень Ее уважают и в благодарность за получаемые исцеления от болезней приносят в дар разные серебряные привески. Оклад на этой иконе украшен жемчугом и драгоценными камнями, а корона осыпана бриллиантами. Она стоит над царскими вратами в большом, круглом серебряном, вызолоченом киоте, который весь чеканный с семью финифтяными вокруг образами. Во время пения соборных Акафистов и для прикладывания, икону торжественно опускают на шелковых шнурах.

Кроме устных преданий сохранились письменные известия о многих чудесах от этой иконы.

Вот два особенно замечательные из них чуда.

В 1801 году 23-го января коллежский ассесор и московский купец Домети Диомидов Мещанинов в своем письме, присланном из Москвы архимандриту Феодосию, изъявляет свое усерднейшее благодарение Господу Богу и Пречистой Богоматери за полученное им на 71-м году жизни исцеление от каменной болезни и от подагры, после молебна в его доме в Москве пред чудотворною иконою Божией Матери Иверской, которую по особенному случаю приносили в Москву.

В 1813 году 7-го августа из Воронежской губернии купеческая жена Любовь Андреева дочь Григорьева, приехав в эту пустынь с двухлетним сыном, рассказала при всех об исцелении своего сына от жестокой болезни, после нескольких явлений и откровений, бывших ей во сне, при которых ей было велено отправиться в эту пустынь и отслужить молебен пред чудотворною Иверскою иконою Богоматери.

Об иконе Божией Матери «Иверская»

Иверская чудотворная икона в Москве

В царствование благочестивого царя Алексея Михайловича в 1647 году в Москву приехал для сбора пожертвований архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий. Царь Алексий Михайлович, по просьбе Новоспасского архимандрита Никона, желавшего приобрести верный список с чудотворной Иверской иконы Богоматери, приказал архимандриту Пахомию доставить в Москву самый верный список с Иверской чудотворной иконы Богородицы.

Возвратясь в свою обитель, Пахомий поспешил исполнить волю царя и архимандрита Никона и в следующем 1648 году послал в Москву точный список с иконы Богоматери с грамотами к царю и Никону. Как писали эту святую икону подробно описано в двух грамотах: «Как есми приехал (Пахомий) в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 человек, и сотворили есмя великое молебное пение: с вечера и до света; и святили есмя воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитскую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом отслужили божественную и святую литургию с великим дерзновением (верою), и после святой литургии дали ту святую воду и святая мощи иконописцу преподобному иноку, священнику и духовному отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святая мощи с красками, написать святую икону. (Далее описывается, что иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю, совершали всенощные и литургии). — И та икона (новонаписанная) не разнится ничем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая аки старая».

В Москву икона была отправлена с иеромонахом екклесиархом и великим подвижником Корнилием, который подвизался в пустыне на той же горе, где подвизался и Гавриил, принявший с моря Иверскую чудотворную икону; с Корнилием были посланы келарь инок Игнатий, путешествовавший в Москву с Пахомием в 1647 году, и инок диакон Дамаскин. 13-го октября икона прибыла в Москву и у Воскресенских ворот была торжественно встречена царем Алексием Михайловичем с семейством, святейшим патриархом Иосифом, духовенством, боярами и множеством народа.

Где была поставлена святая икона, нет точных указаний. По свидетельству диакона Павла Аллепского, бывшего в Москве с Антиохийском патриархом Паисием в 1655 и 1656 годах, молодая царица Марья Ильинична взяла во дворец эту икону.

В 1654 году икона была торжественно провождена из Москвы в воинский поход против поляков в Вязьму, в сопровождении митрополита Казанского Корнилия, архимандритов и игуменов.

По возвращении из похода, икона была снова поставлена в палатах царицы, а теперь находится в Московском Новодевичьем монастыре.

Когда написана чудотворная икона, находящаяся у Воскресенских ворот, нет достоверных сведений. Можно полагать, что эта икона — один из списков, сделанных вскоре по принесении святой иконы с Афона для членов царского семейства и некоторых бояр, и поставлена в часовне, у Воскресенских ворот в 1659 году. Икону, стоявшую в часовне у Воскресенских ворот, жители очень уважали и вместе с иконою Святителя Николая носили по домам. С этого времени все более и более возрастало почитание святой иконы, а теперь каждый день с утра до ночи эта икона путешествует по городу, подавая исцеления и утешения болящим и скорбящим.

В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была увезена из Москвы преосвященным Августином во Владимир. Отец Лаврентий, настоятель Перервинского монастыря, в своих записках сообщает об этом следующее: «Первого числа сентября, в воскресение, в 12 часу вечера, преосвященный Августин получил письмо от главнокомандующего в Москве графа Ростопчина о том, что, по причине нечаянного решения князя Кутузова отдать столицу неприятелю, объявляется преосвященному Высочайшее повелите немедленно выехать из Москвы по Владимирскому тракту, взяв с собою три иконы Божией Матери: Владимирскую, что в Успенском соборе, Иверскую и Смоленскую. Преосвященный тотчас послал секретаря своего в Успенский собор за иконою Владимирской Богородицы; икона Смоленская уже была вывезена Преосвященным Иринеем, Епископом Смоленским; а за иконою Иверской послал меня. Я приехал в часовню, хотя в ночное уже время, однако же застал многих, то выходящих, то входящих в часовню для поклонения чудотворной иконе; а горящие в лампадах свечи разливали яркий свет вдоль самой улицы. Посему, чтобы неприметно оную икону, так сказать, скрыть от молящихся, приказал я бывшему тогда иеромонаху Исааку облачиться в священническую одежду, нести пред иконою зажженную свечу и с пением псаломщиками Богородичных стихов перенесть икону в кельи монашествующих, сказывая другим, что икона подымается для боляшаго, как то обыкновенно бывает; и на место оной поставить список той иконы, что, беспрепятственно от народа, было исполнено. Икона, по принесении в кельи, положена была в приготовленный ящик и отправлена в дом Преосвященного. В ночь сию, кажется, весь город находился в беспрестанном движении; а зарево с Можайской стороны освещало до половины неба так, что на улицах от него было светло. По возвращении моем в дом Преосвященного, икона Владимирская Богородицы была уже привезена.

Преосвященный, наградя деньгами всех тех, кои не желали в его доме остаться, испросив себе Божеское благословение и поручив бедствующий город небесному покровительству, отправился с обеими иконами из Москвы во Владимир, в 2 часа утра, 2-го сентября, в понедельник. А список с чудотворной иконы, находящиеся в часовне, был укрыт от грабителей монахами Перервинской обители.

Из бесчисленных чудес, совершающихся от иконы Иверской, особенно замечательны два исцеления: исцеление командира 13 гусарского полка, барона О.Я. Мантейфеля (о котором он сам рассказывает), и исцеление одного учителя музыки.

«Я принадлежу к протестантскому вероисповеданию, — рассказывал Мантейфель, — но жена моя (ныне умершая) была православною, поэтому и детей своих воспитываю в православной вере. Покойная жена всякий раз, как приезжала в Москву, прежде всего считала долгом помолиться в Иверской часовне; бывал иногда и я с нею; но конечно, как протестант, не имел я тех религиозных чувствований, какими полно было ее сердце; по смерти ее я почти всегда бывал у Иверской и замечал в себе более теплоты сердечной, чем прежде, но веры в чудотворные иконы я все еще не имел. В последний мой приезд в Москву (из Козлова, где я стою с полком) я получил после бани сильную боль в пояснице от простуды; не мог я свободно сделать и легкого наклонения, потом я почувствовал сильную ревматическую боль в ноге и едва ходил, опираясь на саблю. Чтобы побывать у Иверской (из гостиницы Ечкина, где я квартировал), я с большим трудом мог возле дома сесть в общественную карету конножелезной дороги; из кареты до часовни Иверской я шел, поддерживаемый сопровождавшим меня фельдфебелем (пока я был в часовне, он нанял мне покойную пролетку). В часовне я помолился, призывая Матерь Божию благословить меня, и поцеловал Ее икону с такою верою, как бы прикоснулся я к Ней Самой. Что ж бы вы думали? Моментально почувствовал я. что спина моя в порядке и в пояснице боли больше не было; я выходил из часовни свободно, хотя и опирался на саблю, но, спускаясь со ступеней от часовни к пролетке, я ощутил, что и нога моя совершенно здорова. Меня взял было под руку фельдфебель, чтобы посадить в пролетку. "Погоди, брат, — говорю я ему, — я опять пойду в часовню благодарить Матерь Божию: ведь я совершенно здоров, я получил сейчас от Нее исцеление". Можете вообразить, как я тепло молился Матери Божией, как глубоко с этой минуты я почувствовал веру в благодатную силу, от Ее святой иконы источаемую; помолившись, я попросил дать мне на благословение и на память до гроба святое изображение и вот что я тогда же приобрел (при этом рассказывающий расстегнул гусарский мундир и вынул бывший на груди сребропозлащенный хорошей работы медальонскладень; внутри его было изображение на одной стороне Божией Матери, в миниатюре копия Иверской иконы, а на другой Святителя Николая); этот памятник милости Божией ко мне я никогда не сниму; случись война, я смело пойду с ним против вражеских пуль, буду веровать тогда и молиться Матери Божией; протестанты не чтут святых икон, но я пред всеми готов с клятвою засвидетельствовать, что святые иконы суть живые источники исцеляющей благодати, так я верую и эту веру навсегда сохраню».

Один учитель музыки, протестант, но ни во что не веривший, лишился слуха, а вместе с тем и средств к жизни. Прожив все, им приобретенное, он решился покончить самоубийством — утопиться. Это было 23-го поля 1880 года «Проходя мимо Иверских ворот, — пишет он, — я увидал толпу народа, собравшегося вокруг кареты, в которой привезли в часовню икону Божией Матери. Во мне явилось неудержимое желание помолиться вместе с народом и приложиться к иконе. И вот я, доживши до 37 лет, в первый раз искренно перекрестился и упал на колена пред образом — и что же случилось? Случилось несомненное, поразительное чудо: я, не слышав до той минуты почти ничего в течение года и 3-х месяцев, считавшийся врачами неизлечимо глухим, приложившись к иконе, в тот же момент снова получил способность слуха, получил до такой степени полно, что не только резкие звуки, но и тихий говор стал слышать совершенно явственно. И все это совершилось вдруг, моментально, безболезненно.... Тут же, пред образом Божией Матери, я дал себе клятву чистосердечно признаться пред всеми, что произошло со мною».

В 1931 году Воскресенские ворота были разрушены, и икону перенесли в Сокольники, в храм Воскресения.

В 1995 году Воскресенские ворота и Иверская часовня восстановлены, в Москву с Афона прислан новый список чудотворной иконы «Иверской».

В Новодевичьем монастыре хранится икона, написанная благочестивым Иамвлихом и доставленная в Москву в 1648 году.

Православная церковь празднует чудотворной Иверской иконе Божией Матери 12/25 февраля, во вторник Светлой седмицы Святой Пасхи, и 13/26 октября.




Имя:*
E-Mail:


Основан в 2008 году