Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Икона преподобного Алексия человека Божиего

Автор: Эric
Опубликовано: 1 февраля 2009 г. 16:44, посмотрело: 9614
Преподобные

Икона преподобного Алексия человека Божиего

Явленная икона в настоящее время утеряна. Подробное описание чудотворного образа есть в Государственном архиве Архангельской области. Опись имущества церквей Ненокского прихода Архангельского уезда за 1842 год дает представление о святыне:

«Образ храмовый Преподобного Алексия, Человека Божия, Явленный, длиною 5, а шириною 4 верха, четвероугольный, риза на нем серебряная чеканная под золотом, венец с Сиянием, весу 51 золотник 84 пробы, с подписью на оной: Преподобный Алексий, Человек Божий». Икона была житийная, по периметру образа шли изображения жизни и чудес святого. Весь образ заключался в киот красного дерева и был закрыт стеклом.

Самое раннее предположительное изображение Алексия человека Божия сохранилось на одном из фрагментов фрески в крипте римской церкви святых Вонифатия и Алексия человека Божия на Авентинском холме (VIII в.). Уже в древних памятниках заметно сходство облика Алексия человека Божия и св. Иоанна Предтечи: например, на миниатюре в лондонской, т. н. Феодоровской Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19 352. Fol. 165r). Русские иконописные подлинники XVI–XVIII вв. также отмечают это сходство, описывая святого следующим образом: «Аки Предтеча, руки к сердцу, риза празелень дичь» (Софийский подлинник. РНБ. Соф. № 1523, 2-я четв. XVII в.); «образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения»» (Филимонов. С. 295); «борода космочками» (Строгановский подлинник, посл. треть XVIII в.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., также говорится, что Алексий человек Божий «подобен Предтече» (Ч. 3. § 13. № 72).

В Минологии за февраль—март (ГИМ. Син. Греч. № 183. Fol. 211r, 2-я четв. XI в.), исполненном в Константинополе, вероятно, для имп. Михаила IV, представлена кончина Алексия человека Божия. У одра святого изображены имп. Гонорий, берущий из рук Алексия человека Божия свиток с его жизнеописанием, в изголовье — священник, совершающий каждение, и опечаленный отрок в одежде придворного, в ногах — скорбящий отец святого. Изображенная сцена соответствует редакции жития, включенной в Константинопольский синаксарь. Это единственный в византийском искусстве пример сюжетной композиции, посвященной Алексию человеку Божию.

Впоследствии в рукописных Минологиях помещаются единоличные изображения святого (напр., Минологий, созданный в Фессалонике в 1327–1340 гг.— Охоn. Bodleian. F.1. Fol. 32v; греко-грузинская рукопись XV в.— РНБ. O. I. 58. Л. 104). Подобные изображения встречаются в циклах иконных минологиев (напр., Лицевой Минологий за год на 6 иконах, Синайский гексаптих из монастыря вмц. Екатерины на Синае, кон. XI — нач. XII в.), в монументальных росписях XII–XV вв. (например, церкви св. Иоанна Богослова в Гарденице в Лаконии (Пелопоннес), 1-я пол. XII в.; кафедральный собор в Монреале (Италия), 1180–1190).

В храмовых росписях изображение Алексия человека Божия обычно представлено в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников, напр. в церкви Вознесения в Милешевском монастыре (Сербия), 30-е гг. XIII в.,— поясное изображение во 2-м ярусе на южной стене, рядом с прп. Иоанном Кущником; в церкви Богородицы монастыря Студеница (Сербия), 1208–1209 гг. (обновлены в 1568),— в рост в нижней зоне стенописи нартекса (Неманьина припрата); в церкви св. Петра близ Беренде (Болгария), XIV в. Нередко Алексий человек Божий изображается в календарных циклах росписей, которые также располагаются в нартексе, но встречаются и в основном объеме храма, например церкви Успения монастыря Трескавац (Македония), между 1334 и 1343 гг.; церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Новгороде, кон. 60-х — нач. 70-х гг. XV в.

На Руси одно из ранних изображений Алексия человека Божия имелось в росписи конхи жертвенника церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где Алексий человек Божий и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение»; во фресках 1378 г. Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине Алексий человек Божий представлен в рост в помещении жертвенника на восточной грани северо-восточного столпа; в церкви Успения на Волотовом поле, 80-е гг. XIV в.,— в диаконнике на восточной грани юго-восточного пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в церкви Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью. На воздухе «Спас на убрусе с предстоящими», 1389 г. (ГИМ), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками. Образ Алексия человека Божия у северной стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514–1515), над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя «Благое молчание» с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре Алексий человек Божий; рядом с Алексием человеком Божиим представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547 г. Благовещенского собора Московского Кремля (сохранившей программу первоначальной росписи 1508) ростовой образ Алексия человека Божия на северной грани юго-восточного столпа также включен в ряд изображений восточных святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на северной стене вимы, представлен свт. Алексий, митр. Московский.

В русской иконописи изображения Алексия человека Божия нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из церкви пророка Илии в Сандырях близ Коломны — полуфигуры Алексия человека Божия и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV — нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого монастыря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в церкви митр. Алексия в московском Чудовом монастыре) Алексий человек Божий изображен как небесный покровитель свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) — среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д.И.Усова (ГТГ). Особенно часто образ Алексия человека Божия встречается на иконах сер.— 2-й пол. XVII в., где святой — небесный покровитель царя Алексея Михайловича — изображался с прп. Марией Египетской (в честь которой была названа первая супруга царя М.И.Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н.К.Нарышкиной — 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я.Т.Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях Алексий человек Божий и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения Алексия человека Божия на фоне пейзажа, например на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской церкви с. Воздвиженского — преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) — в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.— 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): Алексий человек Божий, облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-восточного столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к которым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ Алексия человека Божия (покровителя отца царей-соправителей Иоанна и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

В западном искусстве в основном изображались сюжеты жития Алексия человека Божия: например, в росписи XI в. в подземной церкви Сан-Клементе в Риме; в миниатюрах рукописей XII в. (напр., Stuttgarter Passionale. Stuttg. Hist. 2° 58. Fol. 12v, ок. 1130 г.), где представлены служанки, выливающие грязную воду на святого, сидящего на нищенском ложе; Римский папа, поклоняющийся Алексию человеку Божию, возлежащему на смертном одре. Эта традиция нашла продолжение в витражах и фресках XIV–XV вв., в гравюрах XVI–XVIII вв.

Некоторые богомольцы рассказывали о том, что они знают о явлении Алексия, человека Божия, в Куртяеве. «В полдень, во время сенокоса, присели сенокосцы на куртяевском холме на обед. Вдруг на березовом пне в сиянии появился образ человека. Узнали в нем Алексия, человека Божьего. В память о явлении поставили часовню».

А вот ещё предания об Алексии:

«1. Предание гласит, что Алексей, человек Божий, шел из Малой Азии в Самарканд (путь был проложен Афанасием Никитиным). Далее дорога шла на Астрахань. По Волге-реке св. Алексей проплыл до Ярославля. Из Ярославля пешком добрался до Северной Двины и по ней плыл, не доходя Архангельска, до Сороки. И из Сороки уже шел пешком именно по схеме: Б. Кудьма — Амбурский скит — Солза — Сюзьма — Ненокса — Куртяево. Шел весь этот путь святой Алексей 3 года и 3 месяца.

2. Когда царь Петр Великий приказал казнить сына-царевича Алексея, то восплакала душа его и жены его. Огорчился царь Петр и для облегчения страданий заказал икону Алексея, человека Божьего, и послал ее в Алексеевскую церковь под Неноксой. На иконе был лик благой, а в нижней части был нарисован мученик царевич Алексей». У ненокшан существовало еще одно предание, составленное из первых двух. Женщина-богомолка из Новгорода говорила К. П. Гемп, что душа Алексея, человека Божия, и была в царевиче Алексее.

«3. Пришел мужик в Куртяево по делам своим. Увидел он березу, на которой висела икона. Чтобы достать икону, рубанул мужик топором по березе, а из раны неожиданно пошла кровь. Унес он все-таки икону домой. А когда пришел в Куртяево на другой день, то вновь увидел икону на той же березе».

Таким образом, о почитании образа Алексия, человека Божия, сохранилось немало устных рассказов. Письменных же источников, свидетельствующих о церковном почитании иконы св. Алексия в Куртяево, начиная с XVIII в. известно немного. Помимо упомянутого документа 1722 г. к числу их относится уникальное «Сказание».

Явленный образ святого Алексия, человека Божия, постоянно украшался. Сохранилось несколько его словесных описаний. В 1813 г. записано: «…по рапорту вашему, коим просили вы дозволить изготовляемую по усердию здешним мещанином Андреем Постниковым серебряную ризу возложить на образ Алексия, человека Божия, того Ненокоцкого прихода в Куртяеве состоящий, а имеющееся ныне на оном образе серебро и жемчуг снять, по приличию наложить на другой во имя того Алексия, человека Божия образ…». Далее дается полное описание новой серебряной ризы: «Риза на образе Алексия, человека Божия, сребрянная, чеканная, под золотом, весом 51 золотник, венец таковый же, под золотом, с сиянием мерою в длину 5, поперек 4 вершка, 84 пробы, надпись на оной Алексий, человек Божий». Следует отметить, что иконостас в церкви появился сравнительно поздно, вероятно, по прошению причта и духовенства Ненокского прихода, 1818 г.

Согласно описи 1842 г., в куртяевской церкви насчитывалось 59 икон. Образ Алексия, человека Божия, описан более подробно: «В Куртяевской церкви во имя Алексия, человека Божия, иконостас хороший, у коего по нижнему ставу вязки, у икон колонцы с порезкою золоченною, по низу панель крашенная, где — по правую сторону от царских врат вмещены следующие образа… Образ храмовый преподобного Алексия, человека Божия, явленный, длиною 5, а шириною 4 верха, четвероугольный. Риза на нем серебрянная, чеканная, под золотом. Венец с сиянием, весу 51 золотник 84 пробы, с подписью на оной: преподобный Алексий, человек Божий. Кругом его на большой доске разныя изображения его жизни и чудес, на коих всех одинарная риза серебрянная, чеканная, с позолоченными венчиками, на каждом лике серебро 84 пробы, весу одиннадцать фунтов надесять восемь золотников. Образ сей в киоте красного дерева чрез всю с опущаемыми в рамах стеклом…».

Судьба явленного образа Алексия, человека Божия, после 1917 г. остается неизвестной. Иконы Неноксы были описаны и вывезены в архангельские и столичные музеи, но куртяевская церковь находилась в удалении и, очевидно, не попала в поле зрения музейных специалистов. В заявлении граждан с. Неноксы в Президиум ВС РСФСР от 18 марта 1945 г. читаем, что «…кроме указанных церквей имеется в 12 км церковь Алексиевская, в которой в данное время проживают дровосеки Сользавода. При церкви имеется дом (бывшая гостиница), в котором при незначительном ремонте превосходно можно жить».

Известно, что главные утраты в иконостасе куртяевской церкви произошли в 1942-1944 годах, когда в храмовой части жили заключенные-лесозаготовители. Двухъярусные нары стояли вдоль стен. При уборке мусора в 1987 году именно напротив окон, кованые решетки на которых стоят до сих пор, были найдены куски разрубленной церковной утвари. Рубили так, чтобы осколки можно было выбросить в квадратики между прутьями.

Икона преподобного Алексия человека Божиего


Вроде бы все ясно: куртяевские иконы пропали, они были разрублены и выброшены за ненадобностью. Но остается закономерный вопрос: «Почему столь любимую святыню ненокшане не сберегли?» За примером далеко ходить не надо. В Матигорах, недалеко от родины М.В. Ломоносова, местные комсомольцы, выполняя приказ свыше, зимним вечером с хохотом и гиканьем на нескольких подводах вывезли иконы и сбросили их в лесу в снег. Даже костер изобразили. Но на самом деле образа были зарыты в сугробы, откуда их ночью верующие благополучно перетащили и спрятали в укромных местах. Еще один пример. За несколько дней до раскулачивания сюземских «кулаков» их земляк, несущий службу в рядах НКВД, дал им простой совет - уехать как можно быстрее и как можно дальше. Так несколько семей из деревни Сюзьма перебрались в далекий Мурманск и успели спасти себя и часть добра. Ну и у всех на слуху и на почетном месте в ягринском храме образ Богородицы, который был спрятан под полом алтаря, переделанного в сцену солзенского клуба.

В Куртяево, зная об угрозе почитаемой иконе, в любой момент могли прийти ненокшане. Унести и спрятать образ святого Алексия труда не представляло. Но, как ни странно, в богатом песнями и легендами древнем селе Неноксе по поводу судьбы явленной иконы никаких историй нет. Как говорится, что-то здесь не так - что-то не стыкуется.

В последние месяцы к судьбе куртяевской чудотворной иконы Алексия, Человека Божьего, проявили интерес ученые Москвы и Санкт-Петербурга. Значит, есть надежда открыть еще одну страничку в книге куртяевских тайн.





Основан в 2008 году