Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Мужской монастырь - Свято-Михайло-Афонская Закубанская Общежительная пустынь

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 7 февраля 2009 г. 20:44, посмотрело: 20883
Республика Адыгея » Майкопский район » Победа хутор

Мужской монастырь - Свято-Михайло-Афонская Закубанская Общежительная пустынь
   Автор: Плаксин Олег   Дата: 2 июля 2019 г.


К концу долголетней Кавказской войны, в 1864 г., нагорная полоса Закубанья оказалась заселена казаками. Многие станицы были бедны настолько, что их жители были не в состоянии построить храм и содержать церковный причт. Руководство Ставропольской епархии было чрезвычайно обеспокоено отсутствием в станицах приходов. Эту обеспокоенность усиливало то, что среди казаков было много старообрядцев, а также представителей разных религиозных сект. В Закубанье не было условий для размещения духовенства. В связи с этим жители станиц приняли следующее решение:

«Приговор жителей станиц: Абадзехской, Царской, Псеменской, Баракаевской, и поселков: Севастопольского и Баговского, об обеспечении духовенства в средствах содержания.

Жители станицы Абадзехской Майкопского уезда приговором на 12 октября 1875 г. постановили: построить для приходского священника дом о 4-х комнатах, с кухнею и сараем, и давать вестового для услужения.

Жители поселка Севастопольского приговором на 3-е июня 1873 г. постановили: выдавать приходскому священнику в ежегодное пособие 100 руб. и построить для него приличный дом.

Жители станицы Царской приговором на 5 декабря 1872 г. постановили: ежегодно нанимать для работ священнику вестового.

Жители поселка Баговского приговором на 17 декабря 1872 г. обязались построить для священника дом и для хозяйственных работ назначать прислугу.

Жители станицы Псеменской приговором на 17декабря 1872 г. постановили: 1) починять и содержать в исправности, а в случае надобности - вновь возводить дома для духовенства, со службами и огорожею; 2) давать священнику для домашней прислуги казаков; отпускать священнику по 25 пудов и причетнику по 10 пудов муки в год».42 Первая же попытка основать в Закубанье православный монастырь была предпринята еще в 1874 г. епископом Германом.

«В январе 1874 г. харьковский мещанин Илья Безверхов и государственный крестьянин Саратовской губернии Исидор Трубин подали мне прошение, в коем прописали, что, чувствуя с раннего возраста особенное влечение к церкви Божией, богомыслию и нравственной жизни, они - каждый в своем месте - служили при монастырских церквах, исполняя возложенные на них послушания, и, наконец, прибыли в Кубанскую область, где Екатерино-Лебяжская пустынь могла удовлетворить их стремление к подвигам монашеской жизни. Но тайное чувство влекло их поближе к Кавказским горам, где еще так недавно кипели битвы между русскими и иноверными горцами. Достигшие один после другого того места, куда проник благочестивый Государь наш еще во время войны с неверными и куда выселена потом станица Сахрайская, получившая название Царской, они были поражены величием и красотою окружающей природы, и в 8 верстах от названной станицы, в прекрасной долине, орошаемой рекой Фарс, нашли себе приют, доставляющий все удобства для монашеской жизни. Принятые жителями окрестных станиц с христианскою любовью и вполне ознакомившись с местностью, они пробыли здесь - Трубин 2 года, а Безверхов более полугода. Понимая, что их мнения о постройке монастыря будет недостаточно, Трубин и Безверхов обратились к казакам - и те их поддержали. Жители четырех ближайших станиц - Царской, Даховской, Каменномостской и Севастопольской - составили «мирские приговоры» о пожертвовании в пользу предполагаемого монастыря 270 десятин земли, а жители станицы Царской, помимо земли, пожертвовали здание молитвенного дома бывшей станицы Сахрайской: «Перевезти его к верховьям реки Фарс.»

Взвесив все «за» и «против», Трубин и Безверхов пришли к выводу, что обитель может быть построена и обеспечена средствами без всякого пособия со стороны правительства, т. к. для постройки зданий монастыря имеются в достатке все строительные материалы. «Лучший строительный камень, прекрасный известняк для выделки лучшей извести, алебастр и строевой лес всякого рода.»43 В строительстве монастыря были готовы принять участие жители шести окрестных станиц. По словам Германа, земля, которую пожертвовали казаки, отличалась плодородием, лес изобиловал плодами и ягодами - все говорило о достаточности экономического быта монастыря. Трубин и Безверхов считали необходимым и полезным открытие монастыря в Закубанье. Его существование могло благотворно сказаться на коренных жителях и на переселенцах. Поскольку в Закубанье был ощутим недостаток в просветительских учреждениях, монастырь мог бы оказать существенную услугу краю, послужить основанием народной школы для христианского просвещения детей и жителей окрестных станиц.

Мужской монастырь - Свято-Михайло-Афонская Закубанская Общежительная пустынь
   Автор: Плаксин Олег   Дата: 2 июля 2019 г.


Безверхов и Трубин просили пресвященного Германа благословить их на монашеский труд в избранном ими месте и издать официальное распоряжение, чтобы они могли приступить к работе по основанию монастыря. 29 января 1874 г. Преосвященный издал приказ «об отобрании от просителей подробных сказок о том, где они прежде жили и чем занимались, что приобрели и какие средства приготовили для предполагаемого монастыря, есть ли желающие поселиться в нем, нет ли в виду самостоятельных благотворителей, расположенных оказать помощь устройству монастыря».

По распоряжению Германа Трубин и Безверхов были временно переведены в Екатерино-Лебяжскую пустынь для изучения монастырских правил, «дабы они могли испытать себя перед своей совестью и засвидетельствовать себя перед другими, насколько они имеют силы повести то дело, за которое берутся».45 Помимо этого, Герман направляет Рувима, иеромонаха Лебяжьего монастыря, «посетить указанную просителями местность» и представить отчет о собранных в будущий монастырь пожертвованиях. Если такие будут в наличии, то все их следует передать под надзор и хранение священнослужителей станицы Царской, «впредь до особого распоряжения». 8 февраля Преосвященный Герман обратился к начальнику Кубанской области с просьбой: «Могут ли участки земли, которые жители станиц Царской, Даховской, Севастопольской и Каменномостской пожертвовали во владение предполагаемого монастыря, быть переданы в собственность этого монастыря, и не встретится ли каких-либо препятствий к учреждению этого монастыря».

Только через два года - 12 февраля 1876 г. - последовал ответ, в котором начальник Кубанской области уведомил Преосвященного Германа, что «ввиду статьи Высочайше утвержденного 21 апреля 1869 г. мнения Государственного Совета о поземельном устройстве станиц, в силу которой никакая часть земли, отделенной в общинное пользование станичных жителей, не может переходить из владения станичного общества в чью-либо собственность». Таким образом, выделение станицами земли под монастырь теряло свою законную силу. Тем более, что к этому времени со стороны государственной власти еще не было формально завершено наделение землей всех кубанских станиц. Несмотря на это, между епархиальным начальством и Синодом продолжалась переписка об учреждении монастыря. 7 марта 1874 г. иеромонах Рувим доносил Преосвященному Герману о том, что местность оказалась очень удобной для монастыря, что выстроенный на этой местности деревянный дом «не вполне закончен отделкою», но жители соседних станиц изъявляют искреннее желание, кроме пожертвованной земли, дать будущему монастырю скот, пчел и приложить личный труд в деле строительства обители. В конце донесения иеромонах Рувим просил Преосвященного позволить ему остаться в предполагаемом монастыре, если устройство его будет разрешено. Но Герману пришлось приостановить достройку дома, т. к. на прошение не было ответа. 25 февраля 1876 г., с получением отзыва от начальника Кубанской области Германом было сделано распоряжение относительно ценностей, пожертвованных будущему монастырю. Они должны были быть переданы в походную церковь Трухмянского пристава, а хозяйственные вещи - проданы, и вырученные за них деньги употреблены на нужды той же церкви. В начале 1877 г. распоряжение было исполнено. Таким образом, дело об учреждении монастыря близ станицы Царской можно считать несостоявшимся. Но мысль об основании в данной местности монастыря была жива. Имея искреннее желание осуществить ее, казаки обратились с просьбой к Великому Князю, наместнику Кавказскому, «о дозволении им отвести из юртов своих станиц участки земель, в количестве 350 десятин, в собственность православного монастыря, который они желают устроить на горе Физиабхо».

В мае 1877 г. Его Высочество (брат Александра II) разрешил устройство монастыря в обозначенной местности. «Впредь до составления и утверждения общего проекта размежевания земель Закубанского края, указываемый просителями участок земли возможно отвести во временное пользование предполагаемого монастыря с тем, что при окончательном размежевании закубанских земель участок этот должен быть предоставлен в полную собственность того монастыря.»

Спустя полтора месяца после получения разрешения иеромонах Черниговского архиерейского дома Мартирий, проживавший на Афоне, в Успенской келье Котломужского греческого монастыря, подал преподобному Герману прошение, в котором рассказал, что жители станиц Даховской, Абадзехской, Царской, Баракаевской и поселков Каменномостского и Севастопольского пригласили его «для устройства на пожертвованной ими земле иноческой обители», и что он готов собственным трудом и средствами устроить на горе Физиабго общежительную мужскую пустынь. Также Мартирий сообщал, что несколько монашествующих готовы переселиться с ним с Афона «для устройства предположенной обители». 2 сентября 1877 г. в дополнение к этому прошению Мартирий подал Герману еще одно, в котором просил дозволить ему:

«1) Основать в вышеуказанном месте мужскую общежительную пустынь во имя Архистратига Михаила, тезоименитого покровителя Его Высочества, наместника Кавказского, с наименованием Свято-Михайло-Афонская общежительная пустынь, каковое наименование не должно означать подчинения предполагаемого монастыря какому-либо Афонскому монастырю, а только то, что первыми его основателями имеют быть монашествующие с Афона, с соблюдением Афонского устава в богослужении и подвижнической жизни, которые будут в полном подчинении Святейшего Синода и епархиального Преосвященного;

2) устроить при сей обители странноприимный дом для престарелых и больных лиц мужского пола, предпочтительно, православных воинов».

Исходя из данного прошения, Кавказская духовная консистория постановила, что в связи с недостатком в обширной Кавказской епархии монастырей желательно учредить таковой на горе Физиабхо. Для этого:

1) собрать точные и верные сведения об иеромонахе Мартирии;

2) принять иеромонаха Мартирия в Кавказскую епархию.

Мужской монастырь - Свято-Михайло-Афонская Закубанская Общежительная пустынь
   Автор: Плаксин Олег   Дата: 2 июля 2019 г.


Утвердив это постановление 12 сентября 1877 г., Преосвященный Герман уведомил начальника Кубанской области: «Я призываю Божие благословение на благочестивое намерение казаков станицы Царской и других об устройстве иноческой обители на горе Физиабхо во имя Св. Архистратига Божия Михаила и нахожу возможным ныне же приступить к предварительным действиям».51 В ноябре иеромонах Мартирий доложил, что он и монахи с Афона приступили к выполнению возложенных на них обязанностей. После этого, 2 декабря, Герман предложил Консистории:

«1) Предоставить Мартирию принимать доброхотные пожертвования на монастырь, снабдив его для записи таковых надлежащими книгами и вменив ему в обязанность - из жертвуемых сумм держать при себе не более 100 руб., а что свыше сего, то немедленно препровождать в Консисторию;

2) обязать его, чтобы он в начале каждого месяца рапортовал мне о своих занятиях, о поступивших пожертвованиях, разных обстоятельствах и своих предположениях».

Вначале в монастыре должны были быть построены храм и корпуса для братии. К апрелю 1879 г. был воздвигнут первый храм в честь Архистратига Михаила, ангела-хранителя Великого Князя Михаила Николаевича. Этот храм поначалу служил и местом отправления служб и жильем для первых монахов. Он был выстроен из дерева и покрыт дранью. Построен он был только на пожертвования жителей станицы Сахрайской, расформированной в 1877 г. Второй храм, воздвигнутый во имя Преподобного Александра Невского, был закончен в 1881 г. А в 1885 г. было завершено строительство третьего, самого большого храма - Успенского собора. В нем могло присутствовать до 1000 человек. Распоряжения Ставропольского Епархиального управления «касательно церковных построек»: «25 июля разрешено перевести церковь с места бывшей Сахрайской станицы и поставить на месте, назначенном для вновь учреждаемого монастыря на горе Физиабхо, с тем, чтобы постановка эта была произведена под наблюдением архитектора или опытного техника; того же числа разрешено построить для монашествующей братии того же монастыря двухэтажный корпус».

«15 ноября разрешено освятить домовую церковь в Закубанской Михайловской пустыни во имя Преподобного Александра, первоначальника обители неусыпающих».

«20 февраля разрешено строителю Закубанской Михайловской пустыни иеромонаху Мартирию построение в этой пустыни каменного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, по утвержденному строительным отделением Кубанского областного управления проекту, под наблюдением архитектора или опытного техника. Для распоряжений по этой постройке образован строительный комитет из старшей братии пустыни под председательством строителя оной - иеромонаха Мартирия».

По приглашению Мартирия посещающие монастырь принимали самое активное участие в дальнейшем благоустройстве обители. Каждый прибывающий паломник должен был принести с собой один камень, который бы шёл на строительство. Руками паломников заготавливался строительный лес для постройки Преображенской церкви на горе Физиабхо, странноприимного двухэтажного дома и келий для братии. Вот что писали «Кавказские Епархиальные Ведомости» о пожертвованиях в пользу монастыря:

№ 15, 1 августа 1878 г.: «Жители станицы Хамкетинской пожертвовали в пользу учреждаемого монастыря на горе Физиабхо 10 р.»

№ 2, 10 января 1879 г.: «Церковный причт Тихорецкой станицы пожертвовал для вновь учреждаемого Михайловского монастыря на горе Физиабхо сребропозлащенный ковчег. На принятия сего пожертвования и исключения из описи имущества Тихорецкой церкви 3 января последовало согласие Его Преосвященства».

№ 12, 16 июня 1880 г.: «Строитель Закубанской Михайловской пустыни иеромонах Мартирий рапортом от 1 мая донёс его Преосвященству, что священник ст. Гиагинской Иоанн Говоров пожертвовал для этой пустыни сребропозлащенный сосуд для таинства причащения с прибором, ценою в 666 р., и сверх того, пожертвовал разных вещей на сумму свыше 300 р., так что общая сумма его пожертвований простирается до 1 000 р.»

№ 20, 16 октября 1880 г.: «В Закубанскую Михайловскую пустынь поступили следующие пожертвования: 1) от жителей города Екатеринодара - сребропозлащенный сосуд для причащения, стоимостью в 250 р.; 2) от церковного причта и прихожан станицы Урупской старый иконостас на холсте и 6 медных подсвечников; 3) от старооскольского купца Никанора Ванникова - 800 р. серебром; 4) от казака станицы Родниковской Авраамия Тараторкина - мукомольная водяная мельница на протоке реки Лабы стоимостью в 2 000 р.; 5) от настоятеля Екатерино-Лебяжской пустыни архимандрита Самуила - 25 р.».

№ 23, 1 декабря 1880 г.: « Крестьянин села Казгулака Ставропольской губернии Кондрат Савченко пожертвовал в Закубанскую Михайлову пустынь 1200 р.».

№ 4, 16 февраля 1882 г.: «Строитель Закубанской Михайловской пустыни (на горе Физиабхо) иеромонах Мартирий пожертвовал на обеспечение устрояемой им пустыни в средствах содержания 20 028 р., каковую сумму внёс в Кавказскую духовную консисторию. На доклад о сём Консистории Его Преосвященство 22 января положил такую резолюцию: «Слава Богу!» И да почиет Его Святое благословение на ново учреждаемой обители и ея почтенном строителе, посвящающем на её устройство свои труды и приносящем ей столь значительную вещественную жертву».

№ 2, 16 января 1883 г.: «Строитель Закубанской Михайловской пустыни иеромонах Мартирий приобрел на свои средства на Афоне и пожертвовал в собственность пустыни следующие вещи: 1) Евангелие в серебряном окладе ценою в 200 р.; 2) Евангелие в сребропозлащенном окладе ценою в 120 р.; 3) Евангелие в малиновом бархате, в сребропозлащенной оправе - 70 р.; 4) Евангелие стоимостью 140 р.; 5) два сосуда для таинства причащения, сребропозлащенные, с таковыми же приборами -300р.; 6) два таковых же сосуда - 200 р.; 7) два сребропозлащенных ковчега - 250 р.; 8) один ковчег серебряный - 50 р.; 9) четыре серебряных кадильницы - 230 р.; 10) одну сребропозлащенную лампаду - 50 р.; 11) лампаду серебряную - 30 р.; 12) сребропозлащенную дароносицу - 30 р.; 13) напрестольный сребропозлащенный крест с камнями - 250 р.; 14) сребропозлащенный напрестольный крест - 150 р.; 15) три сребропозлащенных креста - 150р.; 16) три сребропозлащенных ковшика - 30 р.; 17) ковчег для св. мощей - 60 р.; 18) ковер - 100 р.; 19) круг церковно-богослужебных книг - 50 р.; 20) икону Успения Богоматери - 120 р. Итого - на 2630 рублей. Сверх того, от игумена Пантелеймонова монастыря на Афоне Макария и духовника иеромонаха Иеронима получил в благословение устрояемой им обители часть Животворящего древа Креста Господня и 37 частиц Св. мощей угодников Божиих».

№ 22, 16 ноября 1883 г.: «На построение в Закубанской Свято-Михайло-Афонской пустыни храма во имя Преображения Господня пожертвовали: иеромонах пустыни Иннокентий - 500 р. и купец г. Майкопа Федор Ростовцев - 1000 р. На новостроящуюся церковь в той же пустыни во имя Успения Божьей Матери купцы Ставропольской губернии Иван Петрик 1-й и Иван Петрик 2-й пожертвовали 206 пудов листового железа». № 3,1февраля 1891 г.: «Крестьянин села Новоегорлыкского Гавриил Попов пожертвовал в Свято-Михайло-Афонскую Закубанскую пустынь колокол в 52 пуда 28 фунтов и две тысячи руб. на устройство церквей этой пустыни». В 1883 г. в Кубанской области состоялось открытие Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни во имя Архангела Михаила. Название Афонской ей было присвоено потому, что строителем ее был русский подвижник великой Афонской обители, ставший впоследствии ее настоятелем, - архимандрит Мартирий. Пустынь возникла в центре, занятом горцами, преимущественно - адыгейцами, у подножия Кавказских гор, на вершине горы Физиабго Майкопского Закубанского уезда. В 1897 г. было закончено строительство подземной часовни. Строительство требовало немалых средств, большая которых была дана Мартирием из отцовского Наследства - 55000 рублей - деньги по тем временам немалые. Всего на территории монастыря было выстроено пять храмов. В 1883 г. Синод присвоил новому монастырю имя Михайло-Афонской общежительной пустыни. Монастырь был невелик: в 1888 г. в нем насчитывалось 180 человек монашествующей братии, в т. ч. 12 иеромонахов, 3 иеродиакона, 165 послушников. Мартирий получил духовный сан архимандрита, его покои находились в Александровском храме. Каждый монах имел отдельную комнату (келью). Мартирий и старцы, пришедшие с ним, принесли в это прекрасное место, которое по своим ландшафтам и микроклимату напоминало Греческий полуостров, и дух Афонского монастыря. Из дневника епархиального миссионера, священника К. А. Попова: «Поднявшись на значительную высоту горы по дорожке, которая как бы нарочно проложена только для одной пары лошадей, мы стали спускаться под гору. Высокий и крутой был спуск. А кругом еще стояли одна за другой такие же высокие горы; горы, поросшие лесом; горы и утесы без леса - гора за горой тянулась целая цепь гор, из которых одни были настолько велики, что вершины их, покрытые снегом, точно белой пеленой, уходили под облака. Чудная природа! И между этих высочайших гор, точно змейка, изогнулась по всем направлениям узенькая дорожка. Один только неосторожный шаг в сторону - и вы свернули бы в пропасть и погибли, разбившись вдребезги. Но вот завиднелся на холме начатый, но еще не оконченный постройкою храм Всевышнему Богу. Шапка валится, когда мы, спустившись в долину, взглянули на него. Еще немного - показался и самый монастырь со всеми своими корпусами и храмами. Величаво высится в центре всех построек соборный храм - каменный, огромный по своей вместимости, прекрасный по архитектуре. Он изображает собою как бы общую матерь собравшихся вокруг него разных трудолюбцев. Монастырь стоит на полуострове, только не омывается водою, а окружен естественными обрывами и скалами. Единственная дорожка ведет к нему с одной стороны. Перед монастырем вы встречаете корпус гостиницы, где приезжий на богомолье люд останавливается и отдыхает. Далее вы подъезжаете к воротам монастыря, входите во дверь его, видите направо огромный корпус «братской трапезной», который еще не окончен постройкою. За этим корпусом - другой, и при нем - первая церковь в монастыре - маленькая и уже ветхая. Потом идут еще несколько корпусов. За отсутствием в монастыре о. архимандрита Мартирия, деятельного и энергичного настоятеля, я не мог познакомиться с положением монастыря и его жизнью - и потому ничего не могу сказать об этом. Только утром, после чая, я прошел по монастырю, зашел в соборный храм, где совершался в это время акафист Божией Матери, прошелся на хозяйственный двор, где увидел осла, верблюдов… Говорили, что долгое время жил в монастыре олень, сам пришедший в монастырь, а потом снова убежавший в леса.»

Жизнь монахов состояла, в основном, из труда и молитвы. Богослужение начиналось в два часа ночи и продолжалось до 5-6 часов утра. Потом братья трапезничали и шли на работу. В 12 часов церковный колокол звал всех отстоять обедню. После службы наступало время отдыха, а вечером опять шли на богослужение. За нарушение распорядка в монастыре назначалось послушание, выражавшееся в дополнительной работе. На территории монастыря назначались специальные дежурные, которые, звоня в колокольчик, собирали всех на работы. Такой порядок должны были соблюдать и прихожане. Во время путешествия, «для обозрения церквей епархии», Преосвященного Агафодора, архипастыря Ставропольского и Екатеринодарского, сделано следующее описание: «Михайловский монастырь или, как официально его называют, Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь находится только в 7 верстах от ст. Севастопольской; отсюда один из храмов его на горе Физиабхо совсем кажется перед глазами. Дорога идет по южному склону горной группы, занимаемой обителью, - мало разработана, без всякой нивелировки, прямо в гору, по местам почти отвесную. По такому-то пути, испорченному к тому же бывшим в этот день дождем, нужно было подняться на высоту 2975 футов над уровнем моря. Медленно, шаг за шагом, подвигался вперед легкий монастырский экипаж Владыки. Сильные и привычные к горным тропам лошади не раз делали остановки на уступах, представляющих небольшие горные площадки. Через два часа утомительного пути Владыка остановился у ворот обители, свита же Архипастыря с большими затруднениями прибыло только после трехчасового путешествия. У врат обители встретил Архипастыря о. настоятель архимандрит Мартирий с шестью иеромонахами в белых блестящих облачениях и всей монастырской братией. Приложившись ко кресту, Владыка, в преднесении хоругвей и запрестольных икон, при громогласном пении иноков, проследовал в главный храм монастыря - Успения Пресвятые Богородицы. После осмотра храма и литии, призвав благословение Божие на братию, утомленный Владыка удалился в покои о. настоятеля. Чтобы не нарушать богослужебного порядка, принятого в обители, с одной стороны, а с другой - чтобы подкрепиться более продолжительным отдыхом к предстоящей на следующий день литургии (10 сентября, воскресенье), он не обещал быть на утрени, совершаемой в обители обыкновенно с 12 часов ночи, а, выслушав всенощное в келии, благословил свиту и о. настоятеля на покой. В день приезда Владыки, при захождении солнца, задымились окрестные горы, поднялся густой туман и стеной надвинулся на обитель. Вскоре начался мелкий дождь, почти без перерыва продолжавшийся всю ночь. Только утром он прекратился, но туман по-прежнему окутывал обитель густой пеленой. Это обстоятельство лишило окрестное население возможности прибыть в обитель к архиерейской литургии: все горные дороги обратились в потоки, хлынувшие с вершин возвышенностей. Прибыло только 2-3 десятка смельчаков, не задумавшихся над трудностью и опасностью пути, да человек двадцать, пришедших с вечера. Звон литургии начался в 9 часов, а через полчаса прибыл в храм Владыка «со славой». Ему сослужили литургию: о. настоятель архимандрит Мартирий, казначей, духовник и иеромонах. В обители принято пение афонской - громогласное и протяжное. В свое время на литургии Владыка произнес слово на текст: «Блаженны нищие духом, яко тех есть царство небесное», - слово, как нельзя более, подходящее к тем, кто дал Господу обет нищеты духовной. Слово Архипастыря выслушано присутствующими, по преимуществу монашествующими, с глубоким вниманием и произвело сильное впечатление. По окончании богослужения Владыка благословил всех, бывших в храме, - и удалился в покои о. настоятеля. После часового отдыха Владыка в сопровождении о. настоятеля и казначея, несмотря на беспрерывный дождь, осмотрел остальные храмы обители, за исключением храма на горе Физиабхо (храм отстроен только вчерне; отстоит от обители в полуверсте, на высоте около 4000 футов над уровнем моря; в дождливую погоду путь к нему затруднителен; а потому о. Архимандрит предполагает учредить около этого храма особый скит, где будут проживать один из иеромонахов и несколько человек братии; для жилья их устроен особый домик при храме), новостроящуюся трапезную и храм при ней, почти готовый к освящению (только нет еще иконостаса), больницу с аптекой и богадельню для престарелых (на 10 кроватей) воинов, книжную лавку, странноприимный дом и мастерские: иконописную, столярную, иконостасных резчиков, свечной завод и т. п. Усилившийся дождь не дал возможности побывать за оградой обители в черных мастерских: кузнечной, слесарной, плотничной, маслобойне, мельнице, известковом и кирпичном заводах, а также в странноприимных домах и т. п. Но и того, что видел Владыка, достаточно, чтобы составить себе понятие о внешнем благоустройстве ее… Обитель имеет все задатки для своего будущего процветания. Уже одного перечня мастерских и хозяйственных заведений с необходимыми для них постройками, где работают исключительно монашествующие, достаточно, чтобы сказать, что обитель поставлена на правильную дорогу, что она не рассчитывает на сборы, пожертвования (о. архимандрит не беспокоит епархиальное начальство просьбами о выдаче сборных книг, а устрояет монастырь трудами живущих в обители), как это делают другие, и от членов своих требует труда на общую пользу. И всем эти обитель обязана строителю своему, ныне настоятелю, - о. архимандриту Мартирию и его деятельному сподвижнику, строгому монаху о. Амвросию. Остаток дня Владыка провел в беседах с о. настоятелем. Они рассматривали проект постройки соборного храма, предложенный о. архимандритом, место для которого указано и освящено лично Преосвященным Германом, бывшим архипастырем Кавказским. Собор предложено соорудить в честь Св. Архистратига Михаила - небесного покровителя обители и тезоименитого ему бывшего наместника Кавказа, Его Императорского Высочества, Великого Князя Михаила Николаевича. Во время командования им Кавказской армией совершилось умиротворение края. При его благотворительном покровительстве возникла обитель как памятник минувшей войны; он же и ныне не перестает оказывать благосклонное внимание скромной обители, милостиво изъявив свое согласие на принятие скромного звания почетного ктитора обители. - Если Господь поможет устроить храм по составленному чертежу, то это будет достойный и величественный памятник покорения Кавказа, а вместе и молитвенная свеча за павших воинов. Принимая во внимание, что все строительные материалы можно добывать на месте, в самой обители и при помощи безвозмездного труда братии, что братией будут произведены все плотничные, столярные, кровельные, малярные, иконостасные и другие работы, - можно ожидать, что постройка собора не обойдется монастырю дороже 350 тыс. Чертеж величественного храма очень понравился Владыке, и он благословил юную обитель собирать средства на это грандиозное сооружение. Да поможет же Господь обители утро за утро!»

Мужской монастырь - Свято-Михайло-Афонская Закубанская Общежительная пустынь
   Автор: Плаксин Олег   Дата: 2 июля 2019 г.


Распорядок жизни монастыря был устроен Мартирием по заимствованному из Афона уставу. На русское монашество XIX в. огромное влияние оказал Паисий Величковский, который перенес устав Афонских монастырей на русскую почву. Так и Мартирий переносит устав Афона в Михайло-Афонскую Закубанскую пустынь. Всех правил устава было 17. В них заключались правила внутреннего распорядка и устройства монашеской пустыни:

«Первым правилом устанавливалось, что никто из братии на должен иметь никакой личной собственности, все должно быть у них общее. Все необходимое каждый получает по распределению настоятеля.

Вторым правилом за основание признается прослушание, отсечение своей воли, своего рассуждения и самочиния и следование воле начальника, согласно Священного Писания.

Третье правило определяет обязанности начальника. Он должен знать Священное Писание и учение духовных отцов и вопреки их свидетельству ничего от себя не приносить братии. Он должен быть примером смиренномудрия и любви, не должен сам собою, без совета искуснейших в духовном рассуждении братий какую-либо вещь начинать и творить; в случае необходимости собрать весь собор братьев, с общего ведения и рассмотрения начинать дело. И тогда между братьями всегда будет мир и единомыслие, и союз любви нерушимый.

Четвертым правилом устанавливается строгий и точный порядок богослужения по чину Святой Афонской Горы. Никто из братий не смеют уклоняться от общей молитвы.

Пятым правилом предписывается общая трапеза и указывается ее порядок. Пища должна быть для всех одинаковая, никому не дозволяется есть по кельям: ни настоятелю, ни братии, кроме недуга или крайней старости.

Шестое правило определяет порядок келейной жизни, причем особенно рекомендуется заниматься умною молитвою по учению святых отцов: Иоанна Златоуста, Каллиста-патриарха, Симеона-нового Богослова, Диадоха Фотикийского и др. Кроме молитвы, должны заниматься пением псалмов, умеренным чтением Ветхого и Нового Завета, учительных и отеческих книг и рукоделием, по указанию настоятеля.

Седьмым правилом предписывается начальнику должным образом распределять послушания, а братии не отказываться и от самого, якобы, последнего послушания, веруя, что оно приведет к Царству Небесному, если со смирением и страхом Божиим будет совершаться не для людей, а для Господа.

Восьмое правило предписывает настоятелю иметь ко всем братиям равную любовь, быть долготерпеливым к их немощам и падениям. Живущих же самочинно, после предварительного увещания, удалять из Братства, а в случае их покаяния - принимать обратно. Так же и братия не должны иметь между собою исключительного содружества, но относиться ко всем с одинаковою и нелицемерною любовью.

В девятом правиле говорится о необходимости настоятелю иметь двух помощников: одного - для ведения внешних дел монастыря, другого - для управления обителью во время отлучек настоятеля. При всякой отлучке настоятеля по делам обители должно по звону собрать братию в церковь и после молитвы объяснить цель поездки и просить ее молиться об успешном исполнении дела, а по возвращении из отлучки, прежде всего, созвать братию в церковь и, по молитве, объяснить ей о результате поездки.

Десятым правилом предписывается тщательно испытывать и, не спеша, принимать в братство желающих принять иночество.

В одиннадцатом правиле говорится о том, что если поступающий в братство принесет с собою какое-либо имущество, настоятель должен сохранять это имущество в целости до пострига. После пострига может обратить его на общемонастырские нужды. Если же поступающий в братство захочет до пострига уйти из монастыря, то все его имущество, принесенное им в обитель, должно быть возвращено ему полностью, чтобы не было никакого смущения ни брату, ни обители.

Двенадцатым правилом предписывается иметь внутри монастыря больницу под наблюдением опытного брата, а если возможно - то иметь и искусного врача.

Тринадцатое правило предписывает иметь в монастыре необходимые мастерские.

В четырнадцатом правиле говорится о необходимости иметь при монастыре странноприимницу, в которой бы находили приют все приходящие в обитель нищие, больные, не имеющие, где приклонить свою голову.

Пятнадцатое правило запрещает вход в обитель женскому полу, за исключением крайней нужды, во время войны и бегства.

В шестнадцатом правиле говорится о переселении в село монастырских работников и об устроении там для них церкви и мирского иерея.

Наконец, в семнадцатом правиле говорится о порядке избрания настоятеля. Настоятель не должен быть присылаем со стороны, но по согласному и единомысленному избранию всего собора и по совету умирающего настоятеля, и по благословению митрополита в настоятели поставляется тот из числа братии, кто всех превосходит разумом духовным, знанием Священного Писания и общежительного устава, а также послушанием, отсечением своей воли, кротостью, смирением и другими добродетелями и может словом и делом подать братии добрый пример».

Этот устав определил жизнь Михайло-Афонской Закубанской пустыни. Став настоятелем монастыря, Мартирий огромное внимание уделял развитию старчества. Опираясь на Афонскую школу, монастырские старцы строили себе жилище в пещерах. Много таких келий имеется на горе Шахан, в 6-7 км в сторону ст. Абадзехской. Особое значение приобретала молитва, произнесенная на горах. Именно этим историки объясняли строительство монастырей на возвышенности. Именно поэтому монахи и старцы возвели храм Преображения Господня на горе Физиабго. А два старца-отшельника, считая себя грешниками, вырыли подземный ход. В куполообразных помещениях подземелья, в нишах стояли иконы, горели свечи и лампады. Служба в храме проходила один раз в год, в день Преображения Господня. Недалеко от алтаря была потайная дверь. Посвящавшийся в старчество должен был пройти через лабиринт подземного хода с зажженной свечой в руке и выйти на поверхность, символизируя очищение от тьмы и скверны этого мира, готовность к смирению и внутренней молитве.

Для христианской религии характерен культ гор. Бог дал свои заповеди Моисею на горе Синае. «И сказал Господь Моисею: «Взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон, и заповеди, которые я написал для научения их…» И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Вид же главы Господней на вершине горы был перед глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий». /Исход. 24:12, 15-17./ Царь Соломон построил храм в возвышенной части Иерусалима - храм «Господу Саваофу, живущему на горе Сионе». /Исход. 8:18./ В трех синоптических Евангелиях рассказывается о том, как Иисус «возвел… на гору высокую» трех своих самых любимых апостолов и «преобразился пред ними» - «просияло лице его, как солнце, одежды стали белыми и блестящими, горы покрылись светлым облаком, и из него послышался голос Бога». /Мф., 17:1-9; Мк., 9:2-7; Лк., 9:28-36./

По благословению Мартирия на территории обители открылась церковно-приходская школа. Попечителем ее стал инок Вакулин. Школу посещали дети из близлежащих селений. Монастырь притягивал к себе местное население. Его роль как просветительского центра в горной местности была огромна. Жизнь и деятельность монастыря влияла и на жизнь уездного города Майкопа. Большое количество паломников направлялось в обитель именно из Майкопа, а сам Мартирий всегда был в городе желанным гостем. На углу улиц Командирской и Георгиевской (сейчас - Гоголя и Комсомольская) находилось монастырское подворье, основанное в 1880 г. Мартирий, в свою очередь, принимал участие в жизни и деятельности Асеевского братства, устав которого был утвержден Святейшим Синодом 17 ноября 1890 г. При Александровском храме под покровительством Братства действовала церковно-приходская школа.

Сохранилась запись воспоминаний диакона Иллариона о паломничестве учеников школы в монастырь: «14 мая дети с раннего утра начали сносить свои вещи в школу. Из всех желающих путешествовать было выбрано 24 человека, более здоровых и надежных в пути… Уже сильно стемнело, когда мы, усталые, но довольные, вошли в монастырь. Здесь нас ждал покойный ночлег и братская трапеза. На следующий день, движимые чувством детской любознательности спешили везде побывать, все осмотреть, всюду поспеть. Мы спустились в пещеры. Пещерный мрак, мертвая тишина произвели на детей глубокое впечатление и перенесли нашу мысль в далекое прошлое, к первым векам христианства».

С каждым годом монастырь укреплял свое положение в нагорной полосе Закубанья. Распространяя идеи православного христианства, монастырской братии приходилось бороться с расколом, который был весьма силен в этой местности. Раскольники жили в близлежащих станицах и влияли на местное население. (Например, секта баптистов перешла на Северный Кавказ из Закавказья.)

Обеспокоенное влиянием раскола епархиальное начальство предупредило все приходы об усилении проповеднической деятельности. Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь имела еще одно подворье, которое находилось в Екатеринодаре и было подарено ей мещанином И. Г. Воркуевым, о чем свидетельствует рапорт Агафодора - епископа Ставропольского и Екатеринодарского - Святейшему Синоду: «Ростовский-на-Дону мещанин Иван Григорьевич Воркуев в лице своего поверенного, крестьянина Димитрия Федорова Краева, подарил в пользу Свято-Михайло-Афонской общежительной Закубанской мужской пустыни, что в Кубанской области на горе Физи-Абхо, собственно ему, Воркуеву, принадлежащее, доставшееся ему по нотариальной, данной от Екатеринодарской Городской Управы от 30 марта 1895 года, благоприобретенное недвижимое имение, заключающееся в усадебном месте с разного рода постройками на нем, находящееся в 1-й части города Екатеринодара, в количестве пятисот девяноста девяти и девяноста четырех сотых (599,94) квадратных сажен… Оценено дарителем Воркуевым в 1000000 руб. Совершено 28 ноября 1895 г. у Екатеринодарского нотариуса Рослякова.

Мужской монастырь - Свято-Михайло-Афонская Закубанская Общежительная пустынь
   Автор: Плаксин Олег   Дата: 2 июля 2019 г.


Автор фото Вадим Туркин Vadimmesi@yаndex.ru


На даримом Воркуевым усадебном месте устроено по надлежащим планам и фасадам двухэтажное с подвалом каменное здание, предназначенное к помещению в оном Екатеринодарского Окружного Суда, камера Прокурора и Нотариального архива оного. Постройка эта, как видно из протокола осмотра здания особою временною комиссиею от 13 декабря 1895 г., произведена правильно, прочно и согласно с утвержденным Министерством юстиции проектом, и к помещению в этом построенном здании Окружного Суда препятствий ныне не имеются. Из копий контракта от 12 августа 1892 г., заключенного между Председателем Екатеринодарского окружного суда в качестве представителя Министерства юстиции и мещанином Иваном Воркуевым, видно, что он, Воркуев, обязался устроить на подаренном ныне Михайловской пустыни усадебном месте каменное двухэтажное, с подвалом, здание, специально приспособленное для Екатеринодарского окружного суда, камеры Прокурора и архива оного, по плану и фасаду, которые будут предложены представителем окружного суда и утверждены строительным отделением Кубанского областного Правления. Здание это должно быть отстроено к ноябрю месяцу 1894 г. и затем поступает в арендное содержание окружного суда сроком на 12 лет с тем, чтобы арендная плата производилась со дня действительного окончания постройки означенного здания. Арендная плата определена по контракту по восьми тысяч руб. в год, а из отношения председателя Екатеринодарского окружного суда от 17 января сего года за № 3343 видно, что копия протокола от 13 декабря об освидетельствовании воздвигнутого Воркуевым здания для помещения суда препровождена 22 декабря в Министерство юстиции.

Ставропольская духовная Консистория, на рассмотрение которой вышеизложенное дело было передано, приняв во внимание:

а) даримое…представляется весьма ценным и капитальным;

б) сказанное имущество по дарственной записи оценено в 100000 руб.;

в) хотя на этом имуществе числится долг Земельному банку по двум закладным в 65000 руб., но этот долг ввиду положенной рассрочки платежа оного, не может быть обременительным для пустыни, так как новопостроенное здание законтрактовано на 12 лет под помещение Екатеринодарского окружного суда с платою по восьми тысяч руб. в год, на счет коих свободно будет погашаться долг банковский без отягощения монастыря;

и г) что, наконец, на право дарения мещанином Воркуевым Закубанской пустыни собственно ему принадлежащего благоприобретенного имущества со стороны документов препятствий не усматривается, постановила по определению, мною утвержденному, 23 сего января, ходатайствовать перед Св. Синодом об испрошении Высочайшего соизволения на укрепление за Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустынью даримого мещанином Воркуевым недвижимого имущества в г. Екатеринодаре, подробно обозначенного в дарственной записи от 28 ноября 1895 г.»

Адрес этого подворья - Крепостная площадь 1-й части гор. Екатеринодара, в квартале, состоящем между улицами: Крепостной - с севера, Почтовой - с юга, Красной - с востока, Рашпилевской - с запада. Благодаря хозяйственной деятельности у монастыря появлялись свободные средства. Многие из настоятелей монастырей, подворий, приходов помещали свободные средства в частные банки, но, как часто бывало, банки разорялись. Поэтому Епархиальное начальство издало распоряжение «О непомещении церковных и монастырских сумм в частные кредитные учреждения», которым предписывалось настоятелям церквей и монастырей, «чтобы они, без особого…разрешения Св. Синода, не помещали церковных сумм в частные кредитные учреждения, т. е. в городские банки и банки частных лиц и компаний, а непременно отсылали их для приращения процентами в государственный банк, или конторы и отделения оного, или же обращали их на покупку государственных процентных бумаг на имя монастырей и церквей».

Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь просуществовала до 1928 г., ненамного пережив своего первого настоятеля, погибшего зимой 1909 г., когда при возвращении из Ставрополя его возок был окружен волчьей стаей, кони, испугавшись, понесли - и почти у самой обители возок разбился о стволы деревьев. Мартирием было основано крепкое хозяйство. На землях пустыни выращивались технические культуры. Монастырь занимался животноводством, содержал большое количество лошадей, коров, волов, имелись даже верблюды, для скота был построен большой скотный двор и ферма. К числу хозяйственных построек можно отнести швейную мастерскую, сапожную мастерскую, кузницу, пекарню, красильню, прачечную, склады - это то немногое, что сумели построить монахи. В свое время в монастыре был построен алебастровый завод, больница и даже - метеорологическая станция. Вокруг монастыря были посажены сады, частично сохранившиеся до наших дней. В советский период на монастырских землях был основан совхоз № 23 Гиагинского района, но со временем и это хозяйство стало приходить в упадок.

В 1920 г. У монстыря конфисковали землю, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1926 г. на территории монастыря был открыт Дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены.

С началом Второй мировой войны Дом отдыха был закрыт, а на его базе организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа.

После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 г. была организована Детская трудовая колония. В скором времени, в 1946 г. величавые стены обители содрогнулись от взрывов - был взорван центральный Успенский собор. Из его камня колонисты построили новую школу. Затем были разобраны другие здания монастыря для строительства общежитий колонии. В 1952 г. на г. Физиабго был взорван храм Преображения. После расформирования Детской колонии монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. В 1972 г. остатки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой Комитет по туризму, и на месте обители открыли конную турбазу «Романтика».

С 1992 г. православная общественность Адыгеи начала борьбу за передачу Свято - Михайловской пустыни Православной церкви, которая продолжалась целых 12 лет. В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г. Так был завершен многолетний марафон по возвращению святыни верующим.

Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря.

В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеимона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники. С каждым годом растет известность монастыря и увеличивается количество прибывающих богомольцев и паломников.

Пустынь расположена в предгорьях Кавказских гор на территории древней Адыгеи, на склоне горы Физиабго, у посёлка "Победа". Обитель удалена, ближайший населенный пункт - поселок Каменномостский, станция Хаджох, находится в 12 километрах.

Монастырь занимает горное плато северных отрогов Большого Кавказского хребта на высоте 907 метров над уровнем моря. Это удивительно солнечное место открыто со всех сторон и лишь с северной стороны закрыто двумя горами: г. Острах (985 м) и г. Физиабго (922 м).

В ясную погоду с монастырской территории открывается великолепный вид на горы Кавказа. Особенно чарующий вид на плато Лаго-Наки, который притягивает к себе и завораживает. С горы Физиабго открывается к северу очаровательный вид на горную котловину. Многие соседние горы, расположенные вокруг плато монастыря, имеют на своих вершинах древние крепости, православные храмы 6-11 веков.

Мужской монастырь - Свято-Михайло-Афонская Закубанская Общежительная пустынь
   Автор: Плаксин Олег   Дата: 2 июля 2019 г.


Как добраться: на личном транспорте можно по автодороге Майкоп-Гузерипль, поворот на восток в черте поселка Каменномостского (имеется указатель) около 13 км, до пос. Победа.

на общественном транспорте автобусом: из г. Краснодара рейс "Краснодар-Победа" или из г. Майкопа от автостанции (центр.рынок) автобус Майкоп-Победа.


Координаты:

N 44° 17' 23.92"
E 40° 19' 4.88"


Адрес: 385791, Республика Адыгея, Майкопский район, посёлок Победа, улица Родниковая дом 5, Мужской монастырь Свято - Михайло - Афонская Закубанская Пустынь

Телефон: +7-928-404-85-60, +7-928-470-50-91


Свято - Михайло - Афонская Закубанская общежитийная мужская пустынь, принимает пожертвования на восстановление монастыря

Банковские реквизиты:

Свято - Михайло - Афонская Закубанская Пустынь
ИНН 0104009417
р/с 40703810101000102835 в Адыгейском ОСБ № 8620, г. Майкопа
к/с 30101810600000000602 в юго-западном банке СБ РФ г. Ростова-на-дону
БИК 046015602


Источник httр://mihаilоv-mоnаstir.narоd.ru/

Карта:



Нино 17 апреля 2012 15:17
как попасть к вам на 1 месяц поработать? 15 лет ребёнку.

 

андрей 28 февраля 2012 20:33
Спасибо Вам за благодать которую испытываешь посещая Святую обитель!

 

михаил с приморского края 8 сентября 2011 20:25
Были с женой 27042011 на праздничной службе! Восхищаемся благодатным местом! Желаем братии- терпения и мира, помощи в вашем благом деле! Земной поклон с Дальнего Востока!

 

станислав 12 июня 2011 13:53
приятно было узнать подробную историю монастыря. Всех моих знакомых , кто не был в монастыре-вожу на экскурсии, что знаю- рассказываю. Особенный интерес вызывает подземный монастырь. Было бы не плохо раскопать поболее ходов

 

Виктор Бутау 18 сентября 2010 08:44
Простите меня, если я ошибаюсь, но чувствую по слогу и содержанию руку отца Прокопия. Монастырь - святое место. В источнике купался, в пещерных кельях монастыря был. Спаси, Господи, всех подвизающихся в монастыре молитвенников за мою грешную душу! Раб Божий Виктор Бутау, житель Алтая.
PS: Если Вы, отец Прокопий, продолжаете своё богоугодное дело и Вам будет необходимо и полезно, я - на связи. Виктор Бутау.

 





Основан в 2008 году