Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Парамский порог

Автор: Сальников Пётр
Опубликовано: 13 февраля 2009 г. 02:42, посмотрело: 5883
Республика Бурятия » Муйский район

Парамский порог
Парамский порог, находится на реке Витим, воспетый под именем Угрюм – реки известным русским писателем В.Я. Шищковым. Немало легенд и сказаний хранит Парамский порог. От небольшого камня до утеса – все имеет здесь свою историю, пришедшую к нам из глубины веков. Никто и никогда уже не подсчитает, сколько за все время погибло рисковых людей, решивших проскочить порог на плоту, лодке или байдарке, сколько человеческих душ поглотил он в своих вспененных, безумно пляшущих валах. О том, насколько знаменитый Витим привлекателен для туристов, говорит возрастающий с каждым годом поток туристов из разных уголков страны. Кому не хочется посмотреть, а иным смельчакам спуститься через Парамский порог?


Один из основателей поселка Токсимо

Иван Алексеевич родом был из Москвы. В 1895-96 годах за смуту в армии был осужден на вечное поселение в Сибири, в городок Киренск. В 1905 году, когда начались волнения на Ленских приисках, он подумал, что приходит свобода, и подался в эти места. Но волнение рабочих было жестоко подавлено, начались аресты зачинщиков и подозрительных. Ивану Алексеевичу пришлось прятаться. И он подался вверх по Витиму и вышел к Муйской долине.

Под Парамским порогом была зимовьюшка, в ней поселился Баранчеев и прожил три года. Однажды купеческие ямщики, которые шли в сторону Бодайбо по зимней дороге, сильно подмочили лошадей в наледи. Постучались на огонек к Ивану Алексеевичу. Лошадей кормить было нечем и, увидев копешку сена, которую Баранчеев нарвал руками, стали просить у него это сено. А сено это Иван рвал за целую версту от зимовьюшки, потому что рядом травы не было. Это сено он берег для козы, которую хотел у муйских или парамских крестьян выменять на рыбу. Старший по обозу стал упрашивать Ивана Алексеевича, чтобы он продал им это сено. Но он ни в какую не соглашался. Купился Иван тем, что на обратном пути ему обещали привезти невесту, поскольку одному жить было очень скучно. Только на это предложение согласился, отдал сено обозникам и стал ждать обещанного. Через месяц Ивану Алексеевичу привезли невесту Марьюшку. Так и зажили они вдвоем в этой зимовьюшке. Часто к ним заезжали приискатели и много рассказывали про красивые места на речке Муе. Дождавшись тепла, решили Иван да Марья посмотреть эти хваленые места. Шли пешком, сначала до поселка Муя.

Здесь он купил веревку и пилу. Шли вверх по течению Муи левым берегом. На четвертый день, завидев луга, озера, сделали плотик и переправились на правый берег реки.

Места, и вправду, бдивные и богатые. В тот же день они подобрали себе место под будущий дом. Дом строили вдвоем с Марьюшкой. Первую зиму 1910 года пришлось жить без крыши, без пола, с одним маленьким окошечком. Слава Богу, было чем питаться: рыба, мясо диких косуль, ягоды, грибы, кедровые и стланиковые орехи. На другое лето достроили дом полностью. В Баргалино у купца Томчика взял в долг чугунную печку, гвоздей. В селе Муя пушнину поменял на семена (ячмень, табак, китайская капуста, картофель). Отремонтировал брошенную старую лодку на Муйском перевозе и на ней доставил приобретенный груз домой.

«Марьюшка меня встречала с большой радостью», - вспоминал Иван Алексеевич.

Так в 1910 году было положено начало строительству Таксимо. После Баранчеевых заехал дед Бутаков и в 1920 году семья Сухановых.

Иван Алексеевич Баранчеев носил окладистую бороду и курил трубку, был очень грамотным человеком. С Марьюшкой они жили дружно и прожили вместе около тридцати лет. Поскольку своих детей у них не было, любили чужих. Моя мать была в их избушке частым гостем, ночевала иногда. Уважали деда все: жители Таксимо, эвенки. Он для них выращивал и делал крепкий табак. Когда у женщины были тяжелые роды, обращались к нему за помощью. Дед Иван Алексеевич был мудрым человеком, любил шутить, сочинять и рассказывать различные байки. А когда в Муйскую долину из Читы ворвалась банда Дуганова и бандиты арестовали мужиков в поселке Муя, именно дед Баранчеев спас их от неминуемого расстрела.

Среди арестованных был Феоктист Николаевич Суханов, поэтому он рассказал моей матери эту историю. Дед, услышав про арест, на своем коне доехал до Муи и пустил слух, что идут красные. И тогда бандиты пустились в бегство, но были пойманы в районе Кедровки и тут же расстреляны. И не приди вовремя дед Баранчеев, много слез и горя пришлось бы пережить как муйским, так и таксимовским жителям. Умер Иван Алексеевич в 1947 году и похоронен в Таксимо возле озера Чернова.
Вот таких два легендарных деда жили и осваивали наш край.


Использован материал из книги Г. А. Верхотуровой и В.Ф. Жерлова "Золотой край Бурятии"





Основан в 2008 году