Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

СВЯТЫЕ МЕСТА АЛТАЯ: РОДНИКИ, КОЛОДЦЫ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 23 августа 2008 г. 02:35, посмотрело: 8821
Алтайский край

СВЯТЫЕ МЕСТА АЛТАЯ: РОДНИКИ, КОЛОДЦЫ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ
   Автор: Плаксин Олег   Дата: 2 июля 2019 г.

ИСЦЕЛЯЮЩИЕ РОДНИКИ
Наверное, не ошибусь, если скажу, что каждый монастырь имел так называемый святой ключ. По крайней мере, на Алтае это было так. И славились данные источники ничуть не меньше, чем сами монашьи обители. Считалось, что у воды из святого ключа есть необыкновенные, чудодейственные свойства. Ее использовали для умывания, питья и лечения различных болезней.

МОНАСТЫРСКИЙ КОЛОДЕЦ
... 1901-м годом отмечен случай исцеления от слепоты: крестьянин Александр Балаканов после омовения водой из источника, вытекающего из-под глиняного холма, прозрел. А потом стал благодетелем Пустыньки (или Пустыни) - появившегося рядом с целебным источником Александро-Невского монашеского скита. До сегодняшнего дня сохранилась молва о чудотворности этого родника у подножия холма, в котором размещались лабиринты подземного храма. В прежние времена монашеский комплекс, включающий ключ, ежегодно посещало до десятка тысяч паломников. Местные жители рассказывали мне о том, что вода из него сохраняет свои качества "от Троицы до Троицы". К счастью, нашлись и сегодня добрые люди, которые обустроили родники у бывших Александро-Невского и Даниилова подземных скитов. В эпоху официального атеизма верующие старушки в большие церковные праздники посещали чудотворные родники у подземных алтайских храмов, чтобы помолиться за загубленные души монахов, совершить крестный ход и набрать святой водицы. Власть допускала послабления в богоборчестве в годы войны, что укрепило веру в победу, однако в послереволюционные и в 60-е годы, по словам старожилов, изгоняла отсюда старушек.

Трагична, но и показательна судьба святого Никольского источника в Барнауле, берущего начало из-под горы у бывшего женского монастыря. До конца 20-х годов прошлого века рядом с двухэтажной деревянной часовней Святителя Николая Чудотворца стояла соборная трехпрестольная Богородице-Казанская церковь. У ее подножия - чудотворный целебный источник, куда православные везли больных и ослабленных. Для их лечения здесь была устроена купальня. О барнаульском святом ключе знала вся Россия. Но потом воинствующие безбожники рядом с этим местом расстреливали духовенство, заключенных, мирян и монахинь. Здешняя земля поныне хранит останки новомучеников.

Свято-Никольский родник в годы атеистического безвременья превратили в свалку, замазывали глиной, заваливали мусором и навозом. Сейчас он возродился. В 1988 году Свято-Никольский родник постановлением краевого Законодательного собрания признан народно-историческим памятником.

Еще страшней судьба источника, расположенного в овраге близ села Сорочий Лог Первомайского района. По свидетельству местных жителей, он пробился в 1915 году и получил название Святой ключ. В 1920-х годах около него красные уничтожили около двадцати крестьян и священников во главе с отцом Максимилианом. Тогда же у источника начались явления Богородицы народу.

Вместе с мучениками безбожники решили "похоронить" и источник. Его забили песком. Но он пробился снова. Вода и грязи источника считаются целебными. Паломники, несмотря на запреты и репрессии советской власти, всегда посещали Святой ключ.

В 1995 году рядом с ним был воссоздан скит Иоанна Крестителя. Первыми его насельниками стали два монаха. Одного из них, как рассказывают, едва не убили местные отморозки. Сейчас в скиту, считающемся подворьем Знаменского монастыря, живут несколько монашек.

Удивительным образом воскрес святой ключ церкви Казанской Божией Матери в селе Коробейниково Усть-Пристанского района. По словам настоятеля храма отца Романа, до революции в православные праздники освящалась вода одного из источников в центре села. С тех пор ее много утекло. Протока Чарыша, из крутого берега которой истекали многочисленные родники, стала озером Подувальным, церковь закрыли, но разрушить не смогли. Когда ее возродили, родник, из которого прежде брали воду, был утерян. Он стал обычным ручейком среди десятка других. И тогда одна жительница Коробейникова, бывший библиотекарь, решилась отыскать тот самый святой ключ. Она поочередно брала влагу из родников и омывала ею свои больные ноги. Один из них дал ей выздоровление. С тех пор этот ключ вновь считается святым. Родник очистили от мусора. Сначала здесь брали воду из ямки, потом соорудили колодец. Установили крест. Сделали деревянную купальню. Многочисленные паломники, прибывающие в храм к чудотворной иконе Казанской Божией Матери в первое воскресенье июля, погружаются в воду купальни после водосвятного молебна и ее освящения. Эту воду можно испить и в самом храме.

КЛЮЧИ - ОТ СЕРДЦА!
Среди достопримечательностей Алтая особое место занимает Краснощековский район. Чтобы понять "масштаб" его красоты, достаточно всего двух цифр: в крае зарегистрировано около 60 памятников природы. А из них в одном только Краснощековском районе - 36! Пожалуй, не меньше будет здесь и памятников алтайской старины, а также древней истории.

Но сейчас речь лишь о родниках - памятниках природы. Они получили этот статус от краевых законодателей благодаря усилиям заслуженного эколога России, бывшего председателя районного комитета по экологии Николая Смирнова. Достаточно сказать, что под его патронатом школьники и все, кто не равнодушен к природе, благоустроили в районе 123 (!) родника - расчистили их, построили беседки, упрятали в колодцы. А началось все в середине 80-х, когда Николай Смирнов рассказал в районной газете об опыте учащихся Усть-Козлухинской школы, которые расчистили и благоустроили родники у села. 10 июля 1985 года и "Алтайская правда" поведала о том, как ребята огораживали ключи срубами, изготовленными на школьных уроках труда, ставили грибки, скамейки, столики, высаживали деревья, безымянным родникам давали названия. На стене школы была размещена карта с 26-ю родниками, над которыми шефствовали "Голубые патрули".

Дальше пошло-поехало. Почин был подхвачен в селе Карпово, где заложили дендросад, благоустроили 12 родников. А бывший председатель колхоза "Победа" Иван Тибейкин, который умер в этом году, оставил о себе хорошую память в селе Новошипуново: им было благоустроено несколько ключей, у которых поныне останавливаются все путники. Вот так родилась истинно народная инициатива, захорошели сельские околицы, обочины дорог, берега рек, сами села. Она, между прочим, актуальна и сегодня, когда, как утверждают, сузилось поле полезной деятельности молодежи.

А вот, например, в Поспелихинском районе, по словам Алексея Баскакова - коллеги Николая Смирнова, нынче не осталось ни одного родничка. Они исчезли в годы целины и позже, когда водоемы подпахивали под самый урез воды, у источников строили летние дойки скота. И сейчас нередко можно видеть плоды "инициатив" местных хозяйственников. Бульдозером сооружают плотины, в образовавшийся водоем сотни животных несколько раз в день, утопая в грязи, спешат на водопой. Так и умирают родники... Но в Краснощековском районе нашли и вполне современный подход к дарам природы. Например, добывают целебную влагу в известковой пещере Водяная у села Усть-Пустынка. Первое описание этой пещеры датируется 1770 годом, когда в ней побывал известный исследователь Алтая Петр Паллас. Считается, что протяженность пещеры - 46 метров. Жители Усть-Пустынки издавна лечили ее водой заболевания щитовидной железы и гнойные открытые раны.

После тщательных анализов фирма "Чарыш" освоила здесь промышленную добычу воды, получившей название "Серебряная". Качество воды поразило даже скептиков, когда для исследований ее закачали в грязную цистерну молоковоза. Тем не менее вода нейтрализовала не только молочную палочку, но и болезнетворные микробы.

В соседнем селе Маралиха действует цех по розливу воды "Серебряная". А в Акимовке добывают воду "Золотая". В центре этого села есть Лисицынский ключ, протекающий через ограду инженера Бориса Лисицына. Анализ влаги показал, что она приближается к мировым стандартам чистой воды. По мнению Юрия Винокурова, директора Института водных экологических проблем СО РАН, такую воду можно встретить только в высокогорьях Тибета.

Отрадно и то, что местное население получило новые рабочие места, а налоги поступают в муниципальный бюджет.

ХРАМ? БОЛЬНИЦА? РЕСТОРАН?
Из раннего детства я сохранил воспоминание о том, как ходил с бабушкой в лес за земляникой. Занятие казалось утомительным не только от усталости и комариных укусов, но и из-за жажды. И вот бабушка привела меня к лесному ручейку, напоила его водой, и усталость как рукой сняло. Еще помню, как в один из засушливых 60-х годов старушки решились просить у бога спасительного дождика. Они направлялись от святого ключа с иконами и молитвами к центру села Колыванское Павловского района, но крестный ход был пересечен участковым милиционером и местными активистами-безбожниками. Странно, но дождь прошел уже в тот же день, прекратившись там, где была разогнана толпа верующих. Удивительную историю святого ключа у села Соловьиха Петропавловского района недавно рассказал мне Егор Анохин, прежде работавший секретарем парткома местного колхоза и председателем сельсовета. В июне 1852 года сюда была направлена группа воронежских переселенцев, включавшая и предков Анохина. Она двигалась на лошадях из станицы Антоньевской вместе с сопровождающим казаком или землемером. У родника, в местечке, позднее получившем название Казацкий Лог, переселенцев встретили старожилыкержаки, которые здесь имели пасеки и охотничьи курени. Они дали понять, что земли заняты и переселенцам следует идти дальше в горы. Те спорить не стали, помолясь, заночевали у ключа. Сопровождающего направили в Антоньевку, к казачьему атаману, к месту конфликта прибыл вооруженный отряд. Остудил пыл старожилов только ружейный залп в воздух.

Так было дано начало населенному пункту, названному Соловьихой из-за птичьих трелей в тальнике. А ключ, близ которого основатели будущего села провели тревожную ночь, стал почитаться в народе. Традицию ежегодно посещать его с крестным ходом в святую пятницу - за два дня до Троицы - ввели первопоселенцы. С тех пор, несмотря на гонения, у святого ключа в этот день всегда многолюдно. Может быть, потому что расположен он за околицей села, вдали от глаз властей. А в конце 80-х, когда осмелели от озона перестройки, председатель колхоза Николай Хабаров решил благоустроить ключ. Источник располагается в глубоком овраге, недоступен скоту, но и людям добираться к нему сквозь заросли тальника и разнотравье было неудобно.

Так появилась беседка в виде часовенки. И еще - бетонная лестница. Это - дело рук местного умельцавиртуоза Виктора Коровина. Вместе с сыном он за лето ломиком да руками сумел опустить в крутой овраг лестничные марши, украсив их цветными металлическими поручнями. А берега ключа укрыл удобным настилом.

В те же годы около него высадили березки и елочки. С той поры у святого ключа соседствуют общение с богом, лечение тела, массовые гулянки и дикие оргии. Он стал и храмом, и больницей, и рестораном. В итоге пьяный тракторист на Т-4 с лущильником проехал по лесополосе - и сгубил красоту. А выжившие елки и березки выгорели в огне, оставленном отдыхающими. Так бывает нередко: святое дело соседствует с постыдными грехами, пьяными безобразиями и прочей дьявольщиной.

"РУССКИЙ СТЕРВИС"
Издавна на Алтае были известны места, где можно было излечиться, не прибегая к использованию таблеток и микстур. Это прежде всего Рахмановские ключи, которые отошли к Восточному Казахстану и куда ездили "на воды" еще горные инженеры Колывано-Воскресенского округа.

В Горном Алтае давным-давно известен Адыш-Ту - Стреляющая гора. Лечебный источник, вытекающий из подножия скалы, как считается, излечивает экземы, ревматизм и болезни желудка. Посетителей не смущает даже то, что вода имеет запах сероводорода.

В 1989 году Балыкчинский сельсовет Улаганского района открыл там подобие лечебницы: поставили две ванны, которые накрыли навесом, воду стали нагревать привозными дровами и греться в ней - вот и весь "русский стервис"!

На границе с Хакасией, у правого берега Абакана, имеется Бедуйский горячий источник. Его мощность - 10 тысяч ведер в сутки, температура 38,8о, вода прозрачная, приятного вкуса, с легким запахом сероводорода. Туристы-экстремалы утверждают, что купание в источнике снимает усталость и лечит ревматические болячки.

Есть горячие и теплые источники, которые манят к себе людей, и на теперешней территории края. Например, Белокуриха, где научились использовать лечебный эффект малых доз радона. До недавнего времени существовал в этом курортном городке и Глазной ключ. Но судьба источника, якобы излечивающего глазные болезни, под угрозой из-за появления горнолыжной трассы.

Полтора века назад путешественник Василий Радлов посетил родник Кидисбазар. Он отмечал в дневнике: "Рядом с нашей ночевкой находился целебный источник - круглая дыра 6 квадратных футов и около 1,5 фута глубиной. Считается, что купание в этом источнике помогает от глазных болезней. Вода не имеет определенного вкуса, молочного цвета, пузырится, холодная, не выше + 5 градусов. Мне называли и другие целебные источники: у Катырыма, расположенного между Сумулту и Яйлагуш и впадающего на востоке в Катуню, у Балыксу, притока Черги".

Также пользуются репутацией исцеляющих родники у горы Синюха, в Змеиногорске, в Смоленском, Зональном, Солонешенском районах, многих других местах. Кажется, не известно ни одного случая, чтобы люди, испившие ледяной родниковой воды, заболели простудой.

ВОДА: ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ
Увы, вынужден подчеркнуть, что чудодейственными качествами "наградила" ключи не наука, а народная молва. Счастливое исключение составляют, пожалуй, только курортные воды Белокурихи, да еще два-три новых брэнда.

За последнюю четверть века неоднократно выступал в нашей газете с тревожными заметками о безоглядном подходе к лечению водами Адыш-Ту врач Кузнецов. Он утверждал, что никто не изучал лечебные свойства данного источника. А вдруг в нем есть ртуть или другие вредные для здоровья элементы в запредельных концентрациях? По сведениям Кузнецова, Томский институт курортологии и московское управление Геоминбурвод сделали в свое время заключение, что в Горном Алтае вообще целебных источников не обнаружено.

Замечу, что даже церковь подходила к вопросам исцеления родниковой водой с некоторой оглядкой. Например, Томская духовная консистория в указе от 11 июня 1901 года предписывала "разъяснять... всю нелепость распускаемых о сем ключе (Александро-Невском. - А.М.) слухов" и предупреждала об ответственности за разглашение "ложных чудес".

Отметим как политически ангажированное и решение бюро Алтайского крайкома партии от 30 января 1959 года, члены которого негодовали по поводу "паломничества в так называемые святые места в район Сорочьего Лога Краюшкинского (ныне Первомайского) района и у горы Синюхи Змеиногорского (сейчас - Курьинского) района", куда "в летние месяцы стекается значительное количество верующих, желающих исцелиться от недугов". Неудивительна констатация бюро крайкома о том, что "анализ воды, взятой из этих источников, показал, что она не имеет никаких лечебных свойств". Ведь надо же было как-то обосновать неудовлетворительную работу парткомов, которые "не ведут боевую научно-атеистическую пропаганду". С той поры прошло почти полвека, но изменения невелики. Вспоминаю, как несколько лет назад покрылись краской стыда организаторы международного семинара в крае, которые выставили на столы импортную минералку. А ведь они только что рассказывали иностранным гостям об алтайских красотах, в том числе и о богатстве недр. Действительно, в крае - несколько тысяч относительно чистых рек и озер. Но отчего же почти половина населения потребляет некачественную воду? И вообще - можно ли безбоязненно употреблять даже очищенную воду, прошедшую через ржавый водопровод? Хотя достоверно известно, что в алтайской земле хранятся природные резервуары с минералкой - от "Боржоми" до "Ессентуков", но мы-то поныне пьем преимущественно привозную. Причем специалисты не скрывают, что до половины "вод" - контрафактные. Да и борьба с теми, кто травит людей паленкой, требует мужества. В Новичихе, например, местный журналист предупредил читателей, что не следует путать воду под названием "Борджоми" с настоящим "Боржоми". Так его затаскал по судам тот самый предприниматель, который снабжал земляков этим пойлом. А директор ликероводочного завода как-то в порыве откровения проговорился журналистам, что в соседней области воду качают прямо на территории пивзавода - в черте города-миллионника, хотя она и носит марку знаменитого озера.

Или взять тот же святой ключ у Соловьихи. Около 20 лет назад председатель колхоза "Прогресс" Петр Зарубин передал красноярским специалистам образцы воды из святого ключа. И оказалось, что в ней много вовсе не серебра, а титана. Егор Анохин также отвозил эту воду в барнаульскую лабораторию. Итог анализа его обескуражил: никакого серебра там тоже не обнаружили. А вот по некоторым микроэлементам - превышение нормы. Он сделал вывод, что воду надо не пить, а омываться ею. Но ведь ее все равно пьют! И похваливают за вкус и за то, что долго хранится.

Серьезные научные исследования целебных вод и грязей в крае не проводились аж с 30-х годов прошлого века. К итогам же сегодняшних анализов "прикладной" науки, работающей на коммерческий успех заказчика, у меня лично доверия нет. Они "нарисуют" то, что пожелает фирма, оплачивающая эти работы. Хоть "живую", хоть "мертвую" воду.

Остается свято верить, как и прежде, собственным ощущениям, народной молве да божьему провидению!

Анатолий Муравлев, "Алтайская правда", 18.11.2005


В XVIII-XIX веках Алтай был вотчиной Демидовых и поставлял золото и серебро для царской казны. Те времена ушли в историю, оставив, однако, свой след в современности. Подземные водные источники предгорной части региона до сих пор содержат микроколичества золота и серебра.

Евгений Лебедев, главный врач и директор санатория «Рассветы над Бией»:
Есть геологические исследования, подтверждающие, что насыщенность подземных вод серебром в Бийском районе в десятки раз превышает все остальные в России. Например, минеральная вода из Бехтемирского источника, по данным исследований, относится к ультрапресным водам и уникальна тем, что содержит серебро. Кроме того, она не несет лишних для организма кальция, магния и других минералов, избыток которых может спровоцировать образование камней в почках и желчном пузыре.


Наличие микроколичеств золота и серебра — основная отличительная особенность родниковых вод предгорья Алтая. Это является следствием вымывания выходящими на поверхность подземными водами месторождений золота, залегающих на данной территории.

Юрий Винокуров, профессор, директор Института водных и экологических проблем:
В результате всех проведенных на Алтае исследований я пока могу назвать только два источника, которые можно было бы считать уникальными, — Холодный и Лисицинский. Мы долго изучали их совместно со специалистами Академии наук Азии и пришли к выводу, что аналогичные источники на нашей планете можно обнаружить только в Пакистане.

Оба этих источника расположены в Краснощековском районе Алтайского края, недалеко от села Акимовка.

— Уникальность тамошней воды состоит даже не в том, что она содержит микроколичество серебра и золота, а в том, что именно такие пропорции оказывают благоприятное воздействие на человека, — продолжает профессор. — Учеными Алтайского филиала Российского онкологического научного центра во главе с профессором Александром Лазаревым на базе Алтайского онкодиспансера в ходе ряда исследований была доказана высокая эффективность использования этой воды при послеоперационной терапии.

Есть и еще один любопытный факт. В 1990 году американский геолог Роберт Фольк открыл каменную бактерию, которая, как подтвердили впоследствии сибирские и финские исследователи, присутствует повсюду. С ее скоплением в организме человека ученые стали связывать появление мочекаменной болезни, зубного камня, кариеса и других заболеваний.


Александр Винокуров, ведущий инженер института водных и экологических проблем:
Исследования конденсатов вод родников Лисицинский источник и Холодный ключ показали отсутствие таких бактерий.

— Этот факт связан, по всей видимости, с тем, что родниковые воды являются, во-первых, динамически подвижной самоочищающейся системой, во-вторых, наличие в водах этих родников ионного комплекса серебра с золотом действует угнетающе на каменную бактерию. Микробиологический анализ других вод выявил присутствие в конденсате нанобактерий.

Обнаруженные в родниковых водах Лисицинского и Холодного ключей концентрации золота и серебра значительно превышают фоновый уровень их содержания в пресных водах. Однако, согласно исследованию, концентрация содержания золота и серебра в родниковых водах неравномерна, что связано с сезонными изменениями природных и климатических условий. Сотрудники Института водных и экологических проблем говорят о необходимости дальнейших исследований.

По воспоминаниям старожилов, Лисицинский источник и Холодный ключ функционировали еще до революции. Местные жители утверждают, что из рассказов отцов им известно, что Холодный ключ в свое время даже фонтанировал. О том, что водоемы почитались, свидетельствует также то, что рядом с Лисицинским источником до революции находилась церковь.

Однако второе рождение эти родники получили только в 1999 году, когда впервые из них были взяты пробы воды на химический анализ. Затем с 2002 года началось последовательное наблюдение за ними. Дважды в год мы берем пробы воды и исследуем весь химический спектр.


Лисицинский источник назван так в честь жителя Краснощековского района Ивана Лисицина, который расчистил и обустроил его.


Легенда о чудодейственном роднике. Народная память помогает возрождать святые источники
В архиве лаборатории исторического краеведения Алтайской государственной педагогической академии хранятся уникальные материалы — записи живых рассказов жителей края о времени, о предках, о себе. Эти истории собраны в ходе 22-летних (1990−2012) полевых исследований, организованных профессором, доктором исторических наук Татьяной Щегловой в сельских районах.

Среди устных мифологизированных преданий, немало рассказов о святых ключах.

Лечили раны и порчу
История о многих родниках не отложилась в архивах, но живет в народной памяти. Святой ключ в селе Шубенка Зонального района был широко известен в начале XX века, но в 1930-е годы вместе с уничтожением церкви его завалили. По словам старожилов, «власть лила в него керосин, после поставили на его месте свинарник».

По словам Татьяны Щегловой, анализ устных рассказов о святых ключах показывает, что в народном сознании реальные события мифологизированы. Доказательством святости источника в Шубенке, в представлениях рассказчиков, служило то, что «в песке выливались божьи лики». Воду ключа использовали против болезней и эпидемий, порчи и сглаза. Так, С. М. Михалева рассказывала: «Порченые люди подходили к ключу и кричали. От боли, наверное. А один раз привезли какую-то порченую, у нее был сильный жар. Лили на нее воду кружками, а она говорила: „Не выйду, не выйду“.Чуть на нее плеснули ведром воды из ключа, и из рта ящерица вылезла, ее мужики сожгли, а женщина после этого спокойно уснула».

— На этом примере хорошо видна особенность построения устных преданий, когда правда перемежается с вымыслом, — комментирует Татьяна Кирилловна, — но вымысел рождается на основе реальных фактов. Минеральный состав воды ключа действительно позволяет использовать ее в лечебных целях, что и было замечено местными жителями.

Ключи и обряды
Вокруг таких мест начиналась обрядовая жизнь в соответствии с ритуалами традиционной культуры.

Так, в Шубенке было записано несколько версий об обрядовом использовании воды из святого ключа: «Давно в деревне бушевала холера, народу много умерло, и в этот день, в девятую пятницу от Пасхи, деды обрядились. Они ходили из церкви со знаменами Спасителя и Божьей Матери, святили поля водой из ключа». По другой версии: «Была когда-то холера, и бабушки обреклись в девятую пятницу ходить на святой ключ. Верующие шли из церкви со знаменами Божьей Матери и Спасителя, набирали воду и освящали поля, а также приносили эту святую воду домой, спасая семьи от холеры, а поля от засухи».

Возрождение
После восстановления ключей, по словам жителей, возрождалась и их чудодейственная сила. Так, говорят, в Шубенском источнике, вновь стали возникать «лики из песка», но, по словам рассказчицы Г. Ф. Струковой, «иконки складывались, только когда достойные люди или посвященные смотрели в воду».

— Возрождение родников и обрядов вокруг них идет с помощью сохранившейся коллективной памяти о прошлых святых ключах в местах, где они были, а не на новых местах, — говорит Татьяна Щеглова. — Примером являются сохранившиеся предания о Тихвинском женском монастыре под Бийском. Полевые исследования показали, что ныне из старых построек Тихвинского монастыря сохранились только красно-кирпичный одноэтажный дом, где была келья настоятельницы, часть деревянного дома, где была трапезная церковь, и три деревянных монастырских дома.

Но для верующих божья благодать не исчезает бесследно. С Тихвинским монастырем стали связывать появление новых святых ключей, в том числе и под Боровым (современное село, где располагался монастырь). В таком же русле трактует народная молва появление других ключей Бийского Приобья: в районе сел Енисейского, Верх-Бехтемира, Малоугренево. По словам старожилов, под Малоугренево место мельничного ручья, где однажды «поймала девочка икону», сровняли с землей, когда «согру осушали…», — и сразу же в окрестностях появился новый ключ. Еще один рассказ о том же: «Явленная Божья Мать приплыла по реке… когда согру сушили, целину поднимали, засыпали святой ключ…» Местные крестьяне описывают вновь пробившийся ключ: «Там чистая святая вода. Там у нас иконка и крест стоит, освященная вода, целебная ото всего».

— В наши дни повсеместно наблюдается возрождение этих святых мест, — говорит Татьяна Щеглова. — Сельчане расчищают ключи, огораживают место, ставят кресты. Со временем эти ключи становятся местами паломничества.

Легенды о родниках Алтая, записанные священниками и краеведами

О Глазном ключе
На территории церкви Святого великомученика и целителя Пантелеймона в Белокурихе бьет ключ, о котором рассказывают такую легенду:

«Было это в 1683 году. Из Томска было отправлено посольство во главе с боярским сыном Михаилом Ржицким. Цель посольства была такова: добиться от местных племен, проживавших в Кангарагайской землице (территория современного Усть-Канского района, Горный Алтай), подчинения русскому царю. Неудачной была эта поездка. Местный князь Табун и слышать не хотел о русском подданстве.

Возвращалось посольство через наши места, и уставших, изнуренных тяжелой дорогой воинов поразила страшная болезнь — язва. Их сильно знобило, а глаза покраснели и слезились. Вышли они к небольшому родничку, что бил под горой.

Михаил наклонился к хрустально-чистой воде напиться и нечаянно выронил в нее серебряную иконку с изображением Иисуса Христа, которую подарила ему матушка. Образок будто растворился в родниковой воде. Заплакал Михаил от того, что не смог сберечь единственную памятную вещь матери. Но тут почувствовал, что его больше не морозит, глаза не болят. А ночью увидел он сон: явилась к нему матушка и нежно сказала: „Сынок, пейте эту воду, мойте ею глаза. Она очень целебна, хворь как рукой снимет“.

Так и сделали русские воины. Состояние их здоровья сразу улучшилось, глаза стали ясными и чистыми. С собой набрали они целебной воды и отправились в обратный путь.

Не раз еще потом ездил Михаил Ржицкий с посольствами в Кангарагайскую землю и всегда делал привалы около родника-спасителя».

Святой источник в Жуланихе
Недалеко от села Жуланиха в Заринском районе находилась пустынь святого Александра Невского, созданная в начале 1910-х годов и являвшаяся подворьем Алтайской духовной миссии. Рядом сохранились святой ключ и фундаменты строений, а также остатки рукотворных пещер (некоторые исследователи находят их сходство с пещерами Киево-Печерской лавры). В дореволюционном приходском журнале Жуланихи, по свидетельству епископа Иннокентия (Соколова), были зафиксированы случаи исцелений на святом ключе. Среди прочих был отмечен случай избавления от слепоты, когда крестьянин Александр Балаканов после омовения водой из источника, вытекающего из-под глиняного холма, прозрел.

Святой источник у Соловьихи
По воспоминаниям старожилов Петропавловского района, первоисточник этого ключа был в другом месте, с другой стороны горы. Там на камнях появились однажды лики Спасителя и Николая Угодника. Камни в том месте с тех пор считались лечебными, и ими детей от испуга излечивали. Множество людей со всей округи и издалека шли в это святое место, но потом, по народной молве, «колдуны закрыли жилу». Ключ перестал бить, но ненадолго. С Божьей помощью он появился с другой стороны лога, и люди снова потянулись к нему.

Святой ключ в Коробейникове
Удивительным образом воскрес святой ключ церкви Казанской Божией Матери в селе Коробейникове УстьПристанского района. Когда возродили церковь, родник, из которого прежде брали воду, был утерян. Он стал обычным ручейком среди десятка других. И тогда жительница Коробейникова, бывший библиотекарь, решилась отыскать святой ключ. Она поочередно брала воду из всех родников и омывала ею свои больные ноги. Один из них, по рассказам местных жителей, дал ей выздоровление. С тех пор этот ключ вновь считается святым.

О роднике Семейном
Об этом роднике, который расположен у подножия горы Красный Яр, в полукилометре к северо-востоку от трассы Курья — Колывань, существует местное сказание, которое гласит, что в XVIII веке на месте, где вытекает родник, был вход в шахту. Здесь рудовозы втайне от властей добывали благородные металлы — золото и серебро. В наши дни правдивость сказания трудно подтвердить, так как вход завален большим квадратным камнем.





Основан в 2008 году