Святой источник
    Вход Регистрация

Источники Можайского района Московской области

Автор: Рогожин Илья
Опубликовано: 4-08-2010, 12:52, посмотрело: 5865
Московская область » Можайский район

Отчет об однодневной поездке из цикла: «Святые источники и родники Московской области и близлежащих областей»


Продолжая цикл поездок по Святым источникам, родникам и ключам Московской области, в эту субботу, 13 ноября 2004 года, наша семья совершила маленькое путешествие на запад от Москвы – по земле древней Можайской. Назвать поездку однодневной – даже слишком, так как от МКАД мы отъехали только в 12-30. Скорее получилась «полудневная» прогулка. В плане было попасть на два источника – «Святой источник Чудотворной Иконы Божией Матери Колоцкой» и «Святой источник преподобного Ферапонта». (Информацию о существовании источников я нашел в Интернете).

Мне было интересно найти Можайский Лужецкий Феропонтов монастырь, находящийся по данным путеводителя на окраине г. Можайска. Дело в том, что лето в детстве я в основном проводил в деревне недалеко от Можайска, часто ездил в этот город, гулял по нему, но то, что в нем есть монастырь – не знал. Можайск для меня до сих пор остался одним из любимейших городов России, город из детства, и вот теперь предоставлялась возможность не просто попасть в него вновь, но и найти в нем что-то новое…

Историческую информацию о городе Можайске легко найти в путеводителях, Интернете и других источниках.

Источники Можайского района Московской области


Из детства мне запомнилось несколько смешных историй про г. Можайск. В качестве небольшого отступления и для того, чтобы лучше понять мое представление о городе, рассказываю:

История первая - «Вечный огонь». В центре Можайска есть некий сквер и в нем памятник Неизвестному солдату – и «Вечный» огонь. Но в последние советские времена всеобщего дефицита мужи города решили, что гореть «вечному» огню постоянно слишком накладно. И стал «Вечный» огонь – «Вечным огнем, горящим по праздникам»! Наибольшую радость этот огонь вызывал у местных мальчишек. После официальных церемоний огонь горел весь день и вечер, и только ночью его выключали. Вечером местная «шпана» использовала его как костер: жарила хлеб (вряд ли колбасу, колбасы тогда уже не было) и грелась у огня. Образ детей, на фоне темного памятника и палочек с хлебом нам «Вечным огнем, горящим по праздникам» – запомнился…

История вторая – «Какого цвета Ленин?»: Каждую весну, приезжая в первый раз в Можайск, мы сразу шли смотреть «какого цвета Ленин». Дело в том, что в том же центральном сквере Можайска, с одной стороны которого был памятник Неизвестному солдату, с другой стороны стоял памятник Ленину. Памятник каждый год по весне красили масляной краской. Причем краска становилась все причудливее: первоначально это была «серебрянка», потом как-то памятник был выкрашен зеленой, а затем и голубой краской. И вот однажды, придя по традиции к памятнику - ни зеленого, ни даже голубого Ленина мы не увидели. Тумба, на которой он стоял, была на месте, буквы «Л Е Н И Н» на ней тоже остались, но вместо вождя – стояла … железобетонная ваза, с цветами…

Кстати сейчас на месте памятника Ленину стоит новый памятник, если я не ошибаюсь, Святому Николаю Чудотворцу – покровителю Можайска. Памятник бронзовый, в стиле «Московского новодела». Интересно – использовали ли они тумбу от Ленина?

Я очень надеюсь, что своими воспоминаниями я не обидел никого из жителей Можайска. Тем более, повторюсь, я люблю этот город…

Возвращаясь к нашей поездке по Святым источникам Можайского района.

Начать мы решили с Успенского Колоцкого монастыря в с. Колоцкое. Ехать надо по М-1 – до поворота на Уваровку, потом поворот по указателю на «Бородино». Искать ничего не требуется – с.Колоцкое – отмечено на любой карте. Фактически от поворота с М-1 на Уваровку – впереди с права по ходу уже видна белая высокая колокольня Успенского Колоцкого женского монастыря. Кстати, с этой колокольни в 1812 году сначала Кутузов, а затем Наполеон осматривал поле Бородинского сражения. Колокольня четырех ярусная, квадратная в плане, под ней расположены въездные ворота монастыря. Официально монастырь основан на левом берегу р. Колочь в 1413г удельным князем Андреем, сыном Дмитрия Донского, как передовой форпост на подступах к Можайску. Легенда же гласит несколько иначе: «Местный крестьянин Лука нашел в поле чудесную икону Пресвятой Богородицы. Он взял ее и принес в свой дом. Вскоре Лука обнаружил исцеляющую силу образа. К иконе стали стекаться недужные, весть о ней распространилась далеко за пределы Можайска, и достигла великокняжеского двора. Слава первооткрывателя великой святыни вскружила Луке голову. Разбогатев на деньгах от страдальцев, приходящих за помощью к иконе, Лука построил для себя хоромы – достойные знатного вельможи, стал вести разгульный образ жизни, возгордился. За свои грехи Лука был наказан - занедужил, у него отнялись ноги. Покаявшись, перед смертью упросил Лука князя Андрея Можайского распорядиться нечестно нажитым им имуществом. Князь Андрей устроил на вырученные средства мужской монастырь, а на месте обретения Лукой иконы – забил чудодейственный Святой источник».

Слева при входе в монастырь висит памятная доска, говорящая о том, что в этом монастыре Денис Давыдов в 1812году принял от Багратиона командование над партизанским войском, оставшемся в тылу у французов.

Архитектурный центр монастыря: Успенский собор, который основан в 17 веке и капитально перестроен в середине 18 века. Из других зданий сохранились: надвратная колокольня, настоятельский корпус, братские кельи и одна башня ограды. Крепостные стены не сохранились. Французы, заняв монастырь, расположили здесь свой госпиталь, уходя, разграбили церковное имущество и подожгли древние постройки.

Сейчас монастырь действующий женский. Мы вошли в храм, когда в нем монашка в слух читала Святое писание. Она прервалась, но не зашикала на нас, а сказала «Проходите…, проходите, пожалуйста» и продолжила чтение писания. Из икон мне запомнилась необычная расшитая бисером икона слева от входа в храм. Поставив свечи, мы вышли на улицу. Спросили - как пройти к источнику. Все встреченные в монастыре, показались мне приветливыми, а обстановка приятной.

Как выяснилось, сам источник находится в поле: надо выйти из монастыря, перейти автомобильную дорогу и идти прямо метров 300, справа, по ходу, можно будет увидеть колодезную часовню.

Часовня новая – из светлого дерева, украшенная резными свесами и столбами. В часовне весит икона «Святой Божьей Матери Колоцкой».

Вода в источнике на вкус приятная, чистая и прозрачная. Купальни нет, но есть место для обливания, тут же лежат ведра, ковши, кружки. От часовни открывается просторный вид на поля и луга вокруг, а также на речку Колочу, правда заросшую деревьями и не доступную. Вокруг часовни – устроены деревянные лавочки, а русло выложено камнем и спилами стволов деревьев.

Источник находится прямо в поле, недалеко от реки, но к ней мы подойти не смогли – слишком грязно. Полевая дорога порядочно размыта, но в сухую погоду можно проехать прямо к источнику. Хотя, лично мне не нравиться, когда близко к источнику подъезжают машины: более правильно и полезно пройтись 300-500 метров пешком, не нарушая тишины и покоя Святого места.

В целом «Святой источник Чудотворной Иконы Божией Матери Колоцкой» очень приятное, спокойное место – а вода в источнике - вкусная … Нам источник очень понравился!

Дальше наш путь лежал через Бородино. Посещение Музея и самого Бородинского поля не входило в наши планы – я много раз бывал на Бородинском поле во времена моего летнего отдыха в деревне под Можайском. Решив, что на Бородинское поле мы поедем как-нибудь летом, на весь день и с детьми, мы решили завернуть только в Спасо-Бородинский монастырь: Зайка в нем до этого не была, а мне показалось, что рядом с монастырем я тоже когда-то видел источник…

Спасо-Бородинский монастырь стал не запланированным объектом нашей поездки, но мы не жалеем. Если Вы не были в нем – советую заехать. Находится монастырь недалеко от Бородинского поля в селе Семеновское.

Возникновению монастыря предшествовала необычайно красивая история о любви (прочитал ее на сайте nаtаturka.nеwmаil.ru). Маргарита Нарышкина и Александр Тучков в течении долгого времени не могли получить согласие на брак родителей невесты. После долгожданного венчания счастье молодых было не долгим – разразилась война с Францией 1806г., затем русско-шведская война 1808г. и Отечественная 1812г. Тучков был военным человеком. Кажется невероятным, но Маргарита всюду следовала за своим мужем. Она была единственной женщиной в войсках, и не смотря на все тяготы войны держалась мужественно, не страшилась никакой работы, оказывала помощь раненным. Накануне Бородинского сражения, когда стало слишком опасно, Тучкову удалось убедить супругу отправиться в Москву вместе с сыном Николенькой, которому был один годик. С тяжелым сердцем, предчувствуя беду, уезжала она от мужа. Во время Бородинского сражения Александр Тучков, командовавший бригадой, был буквально разорван на части, попавшим в грудь ядром. Маргарита, узнав о гибели супруга, поспешила в Бородино, на поиски останков, но в этом месиве тел и земли трудно было что-либо обнаружить. Маргарита решила увековечить воинскую славу мужа и русской армии. Внутри средней Багратионовской флеши она строит церковь, вокруг которой вырастает община, а затем и монастырь. В 1826 году на Маргариту обрушивается еще одно горе – погибает от продолжительной болезни ее единственный сын, Николай, в возрасте 15 лет. Она хоронит его там же в Спасо-Бородинской обители, а сама принимает постриг и становится настоятельницей Марией. С тех пор и до самой смерти она не покидает стен монастыря.

Кстати, сейчас на территории монастыря восстановлен домик настоятельницы Марии, в котором воссоздана обстановка, которая была при ее жизни.
В одном из зданий монастыря проходит выставка – «Русская детская военная игрушка», которая возможно заинтересует увлеченных военной игрушкой людей, а также, наверное, будет интересна детям.

За территорией монастыря воссоздано здание гостиницы, в которой останавливался Л.Толстой, когда работал над романом «Война и мир», и открыта выставка, посвященная пребыванию Толстого в Бородино.

Мне особенно запомнился Спасо-Бородинский монастырь не в этот приезд, а когда я заезжал в него в этом же году, но летом. Зайдя в центральный Владимирский собор, я попал на службу. Пел хор. Голоса были неимоверно чистыми и возвышенными, что пение монашек показалось чем-то не земным. Очень советую зайти в Владимирский Собор Спасо-Бородинского монастыря – во время церковной службы и послушать хор.

Источника рядом с монастырем нет. То, что я принял за источник, оказалось небольшой часовней «монахини Рахили», находящейся за территорий монастыря.

Путь наш лежал дальше по старому Можайскому тракту в сторону Можайска. К сожалению, осенью темнее - быстро. Мы проехали мои любимые места пригорода Можайска – Можайское водохранилище. Если Вы поедите летом и будет время и желание искупаться и поесть недавно пойманной, копченой рыбки, то надо, не доезжая до Можайска, свернуть налево - к плотине через Москва-реку. Обычно возле пляжа продают рыбу…

Сейчас нашей целью было найти в вечернем Можайске «Брыкину гору» и Лужецкий монастырь на ней. Проехав Никольский Собор, который встречает всех, кто въезжает в город, мы увидели за ним луковки церкви. Я не знал, что это за храм, и подумал, что это и есть монастырь. Мы свернули на площади перед новым памятником Св. Николаю налево и проехали к церкви. Это оказался Храм Якима и Анны, оставшиеся от Якиманского монастыря 16века. Как выяснилось, для того, чтобы попасть к монастырю – надо ехать еще прямо, мимо сквера, где когда-то стоял памятник Ленину, и напротив центрального рынка, на светофоре повернуть налево, в сторону Москва-реки. Дальше будет указатель на монастырь.

Кстати, после того как свернете, перед спуском с горы вниз к реке, будет возможность купить курицу-гриль, а также у местных бабушек на импровизированном мини рынке – яблоки, квашенную капусту, молоко и т.д.

Монастырь стоит на высоком берегу, внизу красивыми извивами протекает Москва река. Видны остатки старой плотины, а может моста. Вид красивый, но, к сожалению, уже стемнело, и видно было не очень далеко.

«Святой источник преподобного старца Ферапонта» находится прямо перед монастырем, недалеко от стоянки для автомашин. По информации – источник «ископан» самим основателем монастыря – преподобным старцем Ферапонтом. Кстати, за основание монастыря старец Ферапонт взялся, когда ему было уже за 70 лет, а скончался он в 90 лет.
История основания монастыря тесно связана с Пр.Ферапонтом, мощи которого покоятся теперь в центральном Соборе монастыря – Соборе Рождества Богородицы.

Преподобный Ферапонт (в миру – Волоколамский дворянин Федор Поскочин) принял постриг в 1370 г в возрасте 40 лет в Московском Симоновом монастыре, где часто вел беседы с другом своим Кириллом (впоследствии Белозерским) и наставником Сергеем Радонежским. Ферапонт с Кириллом основали Кирилло-Белозерский монастырь. В Можайск умолил приехать старца князь Андрей Дмитриевич Можайский, младший сын князя Дмитрия Донского. Ферапонт выбрал для нового монастыря место на горе, на высоком берегу Москвы-реки и в 1408г заложил деревянный Храм Рождества Богородицы.

Монастырь не раз служил боевой крепостью. Его разоряли литовцы, поляки, а в 1812г разграбили и осквернили французы. Более того, после уход французов, обитель чуть не взлетела на воздух: отходя, наполеоновские солдаты раскидали по ней мешки с порохом и подожгли соборный иконостас с древними иконами. Подвиг монастырского служителя Ивана Матвеева, который, рискуя жизнью, разбросал мешки с порохом, спас монастырь.

То, что не удалось разрушить врагам внешним – удалось разрушить в советские времена, после закрытия монастыря. В довоенный период в нем размещалась фурнитурная фабрика и цех по производству медицинского оборудования. Во время фашисткой оккупации монастырь использовался как лагерь для военно-пленных, а после освобождения Можайска от фашистов – для подобных же целей его использовали органы НКВД.

Сейчас отрадно видеть восстанавливающийся монастырь: блестят восстановленные купола на Храме Рождества Богородицы. Восстанавливаются и другие постройки монастыря.

Преподобный старец Ферапонт, по-прежнему, духовно со своей обителью. И так же как при его жизни – Святой источник поит прекрасной водой всех приходящих к нему.


Илья Рогожин





Источники Можайского района Московской области

Для справки:

Можайский район — муниципальное образование в Московской области России. Административный центр — город Можайск.

Площадь района составляет 2599 км². Район граничит с Шаховским, Волоколамским, Рузским и Наро-Фоминским районами Московской области, а также со Смоленской и Калужской областями.

Район расположен в пределах Смоленско-Московской возвышенности, что обусловливает преобладание холмистого рельефа. Высочайшие холмы (до 310 м) — близ Уваровки. К югу от Минского шоссе — среднехолмистый рельеф с глубоко врезанными речными долинами. Выделяются крупные холмы на правобережье Протвы близ границы с Калужской областью.

В районе берут свое начало реки Москва (с притоками Иночь, Искона, Колочь), Протва (с притоком Берега и др.), Руть, Лужа. Здесь создан один из основных резервов водопополнения запасов питьевой воды города Москвы — Можайское водохранилище, протянувшееся более чем на 20 км.

Климат умеренно континентальный. Средняя температура января −10 С°, июля +17 С°. Осадков 450—650 мм в год. Вегетационный период около 170 дней.

Район богат крупными лесными массивами (леса занимают 42% площади района). На севере района леса еловые и елово-широколиственные, на юге — в основном берёзовые и осиновые. Значительную площадь занимают также луга, сенокосы и пастбища.

В районе — большие запасы гончарных глин, песчано-гравийное месторождение (близ села Дровнино).

Живописная природа Можайского района, большие лесные массивы, обилие водоёмов благоприятны для проведения климатотерапии и лечения. На территории района имеются минеральные источники.






Основан в 2008 году