Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Иеромонах Мардарий

Автор: maxon72
Опубликовано: 19 мая 2011 г. 17:20, посмотрело: 17526
Псковская область » Стругокрасненский район » деревня Кочерицы

Иеромонах Мардарий
   Автор: maxon72   Дата: 2 июля 2019 г.

Судьбы многих почитаемых святых земли псковской связаны с Феофиловой Пустынью. Примерно в середине XVIII столетия из этой пустыни ушел иеромонах Мардарий, в миру Матфий, который являлся постриженником известного Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря Санкт-Петербургской епархии, основанного под Лугой во времена правления царя Иоанна III, попавший туда находясь еще в юных летах.

Будучи послушником в этой обители, вскоре научился грамоте и помогал учиться многим отрокам, отличаясь при этом тихим нравом, целомудрием, трезвостью и послушанием. За строгую жизнь и благочестие, по пострижении в монашество, он был определен в Феофилову Пустынь. В этой обители он занимался строительством и своим благочестием завоевал всеобщую любовь.

В середине XVIII столетия (1740-50-е годы), на северной оконечности Псковской губернии, на границе Порховского и Лужского уездов, в разных местах глухого леса, в 30 верстах от Феофиловой Пустыни (в сов. время - деревня Николаево), одновременно поселились пять иноков: Павел, Тихон, Марк, Евфросин и Мардарий. Мардарий решивший «по примеру древних христианских отшельников проводить жизнь пустынническую». О других иноках почти ничего не известно, кроме того что впоследствии они провожали в последний путь, и поныне глубоко почитаемого, среди стружан, пустынножителя Мардария. Возможно, что на решимость монахов удалиться в пустыню повлияла созревшая в ту пору правительственная мысль о преобразовании. И сокращении числа православных монастырей в России.

Мардарий устроил себе келью для уединенной молитвы в близко лежавшей пустыни, называемой Задорскою или Серёдснские, что на реке Омуге и обратился с молитвою к Богу об указании ему такого места, где бы он, никем не ведомый, мог всего себя посвятить на служение Ему и услышал голос: "Мардарий! Иди отсюда к рекам Ситни и Рындице. Там есть ручьи Донские; при них и Оставайся", где вскоре и подвизался он до конца дней своих. Не понимая, откуда был этот голос, Мардарий вышел из кельи, но вокруг никого не было.

Это убедило его, что слышанный им голос был свыше, и он еще пламеннее стал молиться, радуясь о Божием благоволении к нему. Следуя внушению таинственного голоса, Мардарий вскоре отправился в путь, взяв с собою единственное достояние свое: икону Пресвятой Богородицы, псалтырь...

Местный крестьянин Галактион из Кочериц не только рассказал подробно ему об этих реках и ручьях, но и вызвался проводить его до них, так как они находились среди дебрей и лесов непроходимых. Мардарий принял усердие Галактиона, но всячески упрашивал его, чтобы он никому не говорил о месте пребывания монаха. Дав слово хранить тайну, Галактион принял от пустынника благословение и удалился, недоумевая: откуда пришел чернец этот и как он будет жить, не имея ни крова, ни хлеба для себя.

Между тем Мардарий нашел удобное место для себя, там, где текут ручьи Донские, устроил себе шалаш из ветвей и, благодаря Бога за указание ему места подвигов, начал с радостию трудиться и молиться о грехах своих, поя псаломы день и ночь. Место это находилось на Горском погосте в 30 верстах от Феофиловой пустыни, в 50 верстах от Пскова, между тремя обителями Крыпецкой, Никандровой и Феофиловой.

Галактион чувствовал, что помощь, оказываемая им Мардарию, недостаточна, но и лишать его всякой помощи он не хотел, считая для себя грехом оставить Божьего труженика в пустыни алчущим. С этими мыслями он отправляется в деревню Гористо к известному ему богобоязненному крестьянину Георгию Андрееву, у которого имели и странники пристанище, и алчущие — хлеб, и нагие — одеяние, и рассказывает ему, как он обрел Мардария и проводил его в пустыню, как он подвизался в Боге, пребывая в непрестанной молитве. Рассказав Георгию о пребывании Мардария при Донских ручьях, Галактион умолял его не лишать подвижника необходимого пропитания. Георгий с радостью принял такое предложение и поблагодарил Галактиона, а еще более Господа.

Неожиданно является Галактион, кланяется монаху и предлагает принять от него небольшое количество хлеба и соли. Пустынник принял его как посланника Божия и возблагодарил Господа, напитавшего его, подобно тому, как Он напитал некогда израильтян в пустыне. Благодарил он и добродетельного Галактиона, утешая его, потому что этот крестьянин находился в крайней бедности, почти не имея возможности трудами своими обеспечить пропитание себе и своему семейству.

Для своей кельи пустынник выкопал яму, сажины полторы в глубину и три в ширину. В яму вставил деревянный сруб с небольшим в виде норы оконцем и окопал всю келью землею, так что дерева снаружи и вовсе не было видно. Двери в келью сделал также в виде норы, а посередине кельи устроил печь. Для пропитания он посадил капусту, рожь сеял каждый год по «камилавке». Сам молол себе муку, которую не веял и не просевал через решето. Когда же пек хлеб из перемолотой таким образом муки, прибавлял к ней половину вялой капусты. Питье для себя он обычно приготовлял такое: принесши из болота весьма мутной воды, он процеживал ее сквозь тряпку в небольшой горшок, всыпал туда горькой истертой сушеной травы, прибавлял к этому немного просеянной муки и варил эту жидкость. И эту скудную и суровую пищу пустынник употреблял с крайней умеренностью и не каждый день, желая уподобиться великим подвижникам древности.

Смотря с завистью на его святое житие, враг спасения человеческого с самого начала пребывания Мардария в пустыни покушался творить разные пакости, думая заставить его удалиться из нее. Иногда пустынник во время ночной молитвы слышал, будто по верху его кельи ходит множество народа с необычным шумом и страшными воплями; иногда казалось ему, будто бы какие-то ненавистники раскапывают его келью с нестерпимым стуком; иногда представлялось, что незваные посетители беспощадно ломают лес и бьют в тимпаны; иногда являлись близ кельи потешники, которые играли в гудки и прыгалки. Между тем это были только призраки. Утром подвижник выходил из кельи и все находил в прежнем виде. Видя, что пустынник не трогается наваждениями, дьявол думал устрашить его, когда проникнет внутрь кельи. И вот в один день, по вражьему действию является в нее какой-то страшный и лютый змей и вползает на жернова. Монах гонит змея вон, а он противится, шипит. Несколько дней змей не покидал келью. Но Мардарий мужественно перенес и это искушение. Поражаемый Крестом Христовым, враг увидел, что прогнать пустынника из кельи невозможно, и змей уполз.

По прошествии 20 лет пустынного жития своего Мардарий выстроил себе: другую, уже деревянную келью, поверх земли, в пяти саженях от кельи-земляной. Зимой жил он в келье прежней, а летом — в новой. Во все эти 20 лет знали о нем только Галактион, Георгий и священник церкви Нерукотворногo Образа в Пскове, на Запсковье у Ильинских ворот, Иоанн Филатьев. Этого священника Мардарий особенно любил. К нему приходил он из пустыни на исповедь, в его церкви приобщился он к Девятым тайнам. Нередко Иоанн посещал Мардария в пустыни, укрепляя его в духовных подвигах, потому что и сам отец Иоанн был муж благочестивый, усердный к службе, особенно любивший помогать бедным, для которых не щадил ничего и на свой счет содержал богадельню.

Воздержание Мардария было удивительным. В продолжении 30 лет он никогда не мыл своего тела водою, хотя и был чист. Одежда его была ветха. Постелием для него служили доски, возглавием – камень. По приобщении Святым Тайнам 11 сентября Мардарий мирно предал свой дух Господу, имея от роду около 70 лет. По истечении 30 лет такой строгой отшельнической жизни в пустыни Мардарий почувствовал крайнее изнеможение в телесных силах и слег. На рассвете Мардарий попросил, чтобы его отвезли в пустынь, и он был отвезен туда теми же пустынниками Марком и Евфросином с братом Иоанна Корнильева. Иоанн Корнильев, Онисим и их семейства с плачем проводили его, как отца и наставника своего, а он и в эти предсмертные минуты не оставлял преподавать им Божие благословление и отвечал на их скорбь о нем своими слезами.

Из предсмертной речи Мардария: "Не забывайте праведников Божиих. Оставляя работы свои, идите в церковь и молитесь Богу. От этого, поверьте, остановки не будет в ваших трудах. Святая Церковь молит Бога и об успехе трудов ваших и об изобилии плодов земных. Не подражайте раскольникам, которые и в Церкви бегают, произнося хулу на нее, и пастырей ее злословят. Священников не нужно осуждать, даже когда видишь их согрешения. Помните то, что священник молится о вас Богу, и должен дать отчет о вас Судии праведному. Празднуйте праздники не так, как вы большей частью их празднуете, хлопоча о том, как бы пораньше и побольше купить вина и побольше выпить его, чтобы лежать полумертвыми. В кабаки идете с гривной, а в церковь не хотите и гроша снести. Поете в праздники соблазнительные песни, а из молитвы Господней и слова не знаете произнести. Не умеете правильно положить креста на себе и играете на дудах и пляшете. Такие праздники не угодны Богу. Мы — христиане, поэтому и жить должны подражая Христу, преуспевая в вере, надежде, любви и во всех добрых делах. Вы слышите как при крещении отрицаются сатаны и всех дел его. Это и нужно исполнять, а не делать самое угодное. Не возбранено нам и вино пить, но надобно пить его вовремя и в меру. Не запрещается нам и праздники приятно проводить друг с другом, но находить это удовольствие нужно не в пустословии и сквернословии, а в полезных и душеспасительных речах. Говорите о делах добрых, хозяйственных, Божиих. Не для того все это сказал я вам, чтобы хотел именно вас обличить в чем-нибудь худом, а для того, чтобы вы домашних своих и других предостерегали от худого. Много хотел бы я беседовать с вами, но уста мои ослабевают".

Марк и Евфросин остались служить болящему. Он завещал отдать тем, кои пожелают иметь у себя эти вещи на помин души его; икону взял себе Марк-пустынник. Больше ничего у Мардария не было.

Тело Мардария по кончине его было прилично одето и положено в келье. Затем пустынники дали знать о смерти его в деревни Гористо и Заборье, крестьянам Иоанну и Онисиму, к которому только что приехал из Пскова отец Иоанн, желавший навестить духовного сына своего, не зная о его смерти, как не знал еще о ней и сам Онисим. В ту пору, как о. Иоанн рассуждал с Онисимом о состоянии здоровья Мардария, пришла к ним весть о его кончине. Тяжка была скорбь о. Иоанна и Онисима. Скоро и весь дом Онисима превратился в обитель плача и сетования. Отец Иоанн зажег свечи и отслужил литию, слезно молясь Господу об упокоении преставившегося. "Сердце мое чувствовало еще прежде постигшую ныне всех нас скорбь, — сказал он по окончании молитвы. — Но все это время о. Мардарий не уходил по мысли у меня, и душа моя томилась непонятною для меня скорбию. Тоска эта заставила меня поспешить приехать сюда".

Они все вместе отправились к почившему и снова совершили обычное моление о нем. Мардарий скончался между 1765 и 1772 годами. Предан земле 14 сентября, в день Воздвижения Креста Господня. Тогда же общим советом решено было предать земле тело Мардария, согласно желанию его, где он подвизался" 30 лет, — у Донских ручьев. Здесь был предан земле он 14 сентября, в день Воздвижения Креста Господня. Отпевание совершали три священника: отец Иоанн Филатьев, Павел Изгорский и местной горской Архангельской церкви Феодот. При погребении находились пустынники Марк, Евфросин, Тихон, Павел и крестьяне из деревень Заборье и Гористо.

Предположительно, в 1804 году архимандритом Геннадием, настоятелем Благовещения Пресвятой Богородицы Никандровой пустыни его останки были перенесены и перезахоронены в трапезной больничной церкви монастыря (Письмо псковского гражданского губернатора от 4 января 1805 г. его сиятельству господину действительному тайному советнику, министру внутренних дел. Госархив Псковской области фонд 20, опись 1, дело 171 «Дело о выкопанном гробе монаха Мардария»). Архимандрит Геннадий за это был отстранен от должности, но среди местных жителей существует устойчивая легенда о том, что тело иеромонаха Мардария не успели в течении светового дня довезти до Никандровой пустыни, а утром гроб оказался пустым, а по утренней росе (реже встречается вариант по свежевыпавшему снегу) вели от гроба следы босых ног. После этого иеромонах Мардарий явился во сне местным жителям и попросил укрыть его землёй, что они и исполнили.

После этого это место стали почитать местные жители, здесь была поставлена небольшая часовенка, появилось кладбище, была построена мельница. Считается, что вода из ручья помогает женщинам излечиться от бесплодия и женских болезней, а камешки излечивают от болезней суставов. В войну немцы сожгли мельницу вместе с мельником. Сейчас на месте мельницы устроены искусственные водопады, где можно искупаться.

Как ни старался смиренный подвижник при жизни своей скрыть от людей свои труды для Бога, молва о них по кончине его быстро разнеслась на далекое расстояние, внушая повсюду уважение к нему, как истинному угоднику Божию. И в наши дни на место его подвижничества приезжают паломники - послужить панихиды над могилой праведника, набрать чистой воды из источника. Ныне у могилы пустынника построена часовня.

Молебны соименному ему святому мученику Мардарию совершаются святой Церковью 18 декабря.





Основан в 2008 году