Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Святые и серебряные ключи Неберджая

Автор: Плаксин Олег сейчас на сайте
Опубликовано: 24 августа 2008 г. 06:28, посмотрело: 24465
Краснодарский край » город Новороссийск

Святые и серебряные ключи Неберджая
   Автор: Плаксин Олег   Дата: 2 июля 2019 г.

Немного не доезжая до г. Крымска, с правой стороны, указатель на станицу Неберджаевская. Дорога пролегает среди леса в долине, замкнутой с двух сторон невысокими лесистыми горами. Местность живописная, тихая, задумчивая.

Само слово "Неберджай" наш современник - автор адыгейского топонимического словаря К. X. Меретуков - переводит как видоизмененное адыгейское "ныбэджай" - хищный, кровожадный орел.

Касим Хамосович пишет: "Северо-западный Кавказ исключительно интересен топонимией (географическими названиями). Первый, наидревнейший слой этих названий принадлежит предкам адыгов и их потомкам. Второй, менее древний слой, оставлен киммерийцами, скифами, сарматами, аланами. Третий же, наиболее поздний топонимический пласт, "отложился" благодаря появлению на северо-западном Кавказе готов, гуннов, болгар, команов и русских".

"Ныбэджай" - название носят речка и поселок вблизи Черноморского побережья. В наше время оно изменено в Неберджай. Топоним не поддается морфологическому членению. Само слово "ныбэджай" означает хищный, кровожадный орел. В таком значении это слово было зафиксировано Люлье Л. еще в прошлом (девятнадцатом) веке. Ныбэджай в смысле "кровожадный хищный орел" часто встречается в адыгейском фольклоре, а также в современном литературном языке".

Получается какое-то странное сочетание названий: с одной стороны - священные целебные родники, неостановимо льющие здоровье людям, с другой - кровавая пища орла. Захотелось найти разгадку.

Здесь необходимо пояснение. Небожителя Прометея, укравшего огонь для пещерных людей у олимпийских богов, знают все. Многие исследователи далеких от нас эпох обоснованно полагают, что миф о Прометее родился у народов Кавказа, а древние греки классически отшлифовали его. Многие историки сходятся в том, что Прометей прикован был кузнецом Вулканом к скалам горы Эльбрус. Однако есть и другие версии.

Выдающийся адыгский просветитель и писатель второй половины XIX в. Султан Крым-Гирей (Инатов) рассказал, что натухаевцы сохранили предание о том, что Прометей был прикован к скале на Большом Утрише. Мой знакомый, В. А. Валиев из поселка Сукко, реконструировал, литературно обработал миф натухайцев и опубликовал его в нашей книге "Легенды и мифы Древней Анапы".

Но если это так, то, по моему мнению, вполне допустимо предположить, что Неберджай за Маркотхским (МэркIотх -хребет ожины - ежевики) хребтом - подлинное место обитания орла-мучителя. Тому есть косвенное подтверждение древнего писателя Апполония Родосского. Он писал: "Странствующим грекам виднелась уже бухта Понта (следует думать, Цемесская бухта Черного моря) и показались уже вершины Кавказа, где Прометей, прикованный к диким скалам, своей печенью кормил орла, который постоянно к нему возвращался. Они видели вечером, как высоко над кораблем он летал с большим шумом у самых облаков: от взмахов его крыльев раздувались паруса, так как это не была одна из тех обыкновенных птиц, которые летают по воздуху: у нее были крылья наподобие обтесанных весел.

Вскоре после этого они услышали стоны Прометея, у которого вырывали печень. В воздухе раздавались плачевные крики, пока они не увидели кровожадного орла, возвращавшегося по той же дороге".

А когда Геракл убил орла, вздохнула свободно благодатная земля в Неберджае и забили из-под земли целебные ключи... От тех времен остался в природе свирепый северо-восточный ветер - Новороссийская бора, имитирующая шумом и воем стремительный лет огромного орла, крики и стоны казнимого Прометея.

Когда-то в окрестных долинах Неберджая проживали шапсуги (адыги). Целебные родники уже тогда привлекали к себе тысячи паломников. Спустя многие годы после вытеснения и ухода шапсугов старожилы рассказывали, что у основания источника на скале виднелась рельефная каменная рука. В начале минувшего столетия она была повреждена лихим человеком, а затем порушена полностью.

В 1916 г. в Петрограде вышла, можно сказать, энциклопедическая книга "Черноморское побережье Кавказа". (Меня с ней ознакомил В. Константинов, открывший в Анапе магазинчик "Русский коллекционер"). Есть в этом редком издании страницы и о "Святой Руке".

"Окружающие жители, казаки Кубанской области, с давних пор пользовались источником для лечения различных заболеваний, главным образом глазных, ревматизма, паралича и т. П. Нынешнюю славу "Святой Руки" создали греки-поселенцы, которые рассказывают о многочисленных случаях исцеления от различных болезней.

Паломники, выкупавшиеся в воде "Святой Руки", обыкновенно располагаются спать тут же, возле родников, на обширной поляне. В благодарность за исцеления паломники оставляют у источника образки (иконки), деньги, кольца, часы и т. п. более или менее ценные вещи.

Особенный наплыв паломников к "Святой Руке" из самых отдаленных хуторов, станиц и городов Кубанской и Донской областей и Черноморской губернии бывает ежегодно 29 июня (ст. ст.) на Петра и Павла и 15 августа (ст. ст.) в день Успения Богородицы". Традиция эта сохраняется и поныне.

В 1914 г. у источника на средства грека-поселенца В. Колесиди из Геленджика была сооружена большая каменная часовня. Это был знак благодарности за полное исцеление от тяжелой болезни, перед которой оказались бессильны известные врачи, жены дарителя. Часовня и в дальнейшем содержалась на его средства, а все жертвования на часовню шли в пользу семей жертв войны.

Путь к источнику был продолжительным и трудным, но очень интересным благодаря живописным красотам местности. Самый короткий путь, в 10-11 верст, можно было пройти только пешком или на верховой лошади. "Нужно подниматься от метеостанции, стоящей против Новороссийской бухты, по узким тропинкам на Маркотхский хребет. Дальнейший путь менее труден и лежит среди живописнейших ущелий и долин, поросших вековым лесом.

Менее трудный, но более продолжительный путь к "Святой Руке" - по железной дороге до станции Баканская, а оттуда через станицу Неберджаевскую - 38 верст на лошадях".

Теперь на автомобилях по хорошему шоссе доехать до источников комплекса "Святая Ручка" (так теперь именуются источники) не составляет труда и занимает мало времени. Не изменилось лишь отношение к святым целебным водам Неберджая, и побывать там, читатель, стоит.

Кстати, за Неберджаем в сторону Шисхариса тянется Грушевая Балка. Е. Шиллинг в свое время сообщал, что у адыгов "особенным уважением пользовались рощи Баканского ущелья, впадающего в ущелье речки Адагума. Из этих рощ нельзя было унести ни одной ветки, ни одного листка с дерева, не говоря уже о развешанном на ветвях оружии и других вещах". Груши у адыгов считались священными деревьями.

Ураганные ветры революции, богоборческие годы довоенных лет снесли с лица земли часовню, но страждущие все равно ходили сюда за целебной водой. Позже при строительстве железной дороги на Грушевую Балку источник "Святая Ручка" был разорен, а в 1997-1998 гг. при ремонте путей после оползня вообще заключен под железную дорогу.

Но, как пишется в маленькой церковной справке, "...народ стал больше приходить к нижним источникам, особенно к источнику Иоанна Крестителя. В 1994 г. по инициативе жителя хутора Новоукраинского Георгия Орфанова при поддержке греческой диаспоры и казаков Пригородного куреня было начато строительство часовни у нижнего источника во имя Иоанна Крестителя, а впоследствии и у источника Святителя Николая". Его же стараниями построены колокольня, дом смотрителя, часовня во имя св. великомученика и целителя Пантелеймона.

"И ныне со всех концов Великой России и из-за рубежа приходят паломники к этому месту, наслаждаются благодатными видами местности, вкушают очень вкусную целебную воду, причащаются с верою, исцеляются от различных болезней... Особенное торжество на "Святой Ручке" - 27-28 августа в Праздник Успения Божией Матери. Со всех концов мира стекаются сюда люди, в основном греки, для общей молитвы и трапезы, для встречи с друзьями и знакомыми, для решения житейских вопросов и даже мировых проблем".

Всех источников в Неберджае пять: Божией Матери, Иоанна Крестителя (Предтечи), святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая, святой великомученицы Варвары. В 1999 г. все святые источники, объединенные в одно название, - комплекс "Святая Ручка" - были переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время с благословения Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского, духовным попечителем комплекса является Свято-Михайло-Архангельский храм г. Крымска. Ежегодно в часовне 27 августа с 19 часов начинается всенощное бдение, во время которого всем желающим раздается благословенный хлеб и всех желающих священник помазывает благословенным елеем. И все это проходит в условиях прекрасной природы, среди горных лесов, среди изливающихся струй святой целебной воды.

В свой последний приезд в Неберджай в ноябре 2003 г. вместе с женой и доктором Яцухно мы посетили новый храм в г. Крымске, где беседу с нами провел протоиерей, настоятель храма о. Сергий Карпец. Он многое рассказал нам о комплексе святынь Неберджая, о светлых планах на будущее.

Глубинная родниковая вода представляет несомненный медицинский интерес. Вода на вкус мягкая и значительно дольше сохраняет первозданную свежесть. Народная молва справедливо приписывает студеным родникам целебные свойства. Действительно, эти воды можно считать серебросодержащими. Так что они недаром привлекают внимание врачей Новороссийска, Геленджика, Анапы. Мне рассказывали об успешном применении этой воды при лечении ряда заболеваний, в частности, методом электрофореза.

В 1991 г. по инициативе генерального директора санатория "ДиЛУЧ" В. С. Севрюковой и автора этих строк вода Неберджаевского святого источника исследовалась в Пятигорском НИИ курортологии и физиотерапии (это лучший в стране институт исследования минеральных вод).

По заключению пятигорских ученых, неберджаевская вода является слабоминерализованной, умеренно пресной, гидрокарбонатного кальциевого состава, нейтральной или слабощелочной реакции среды, по температуре относится к холодным. По органолептическим свойствам исследуемая вода представляет собой прозрачную бесцветную жидкость, без посторонних включений, запаха и осадка, пресную на вкус.

Таким образом, воду Неберджаевского источника можно отнести как к пресным, так и к минеральным природным столовым и лечебным водам. И хотя в такой воде почти не содержится солей, но в ней присутствуют активные ионы, несущие электрические заряды. Давно известно промывное мочегонное действие таких вод.

Содержание ионов серебра не превышает 10 мкг/л. Обнаруженные количества ионов серебра не могут служить специфическим признаком этой воды. Но это мнение специалистов из Пятигорска. В Алтайском крае ученые медицинского института в санатории "Рассветы над Бией" в наши дни с успехом используют для питья серебросодержашую слабоминерализованную воду, гидрокарбонатную магниево-кальциевую воду со слабощелочной реакцией "Серебряный ключ" с содержанием "повышенного количества серебра - от 4,5 до 6,6 мкг/л". В неберджаевской воде серебра не меньше. Значит, есть основания называть ее, как и бийский "Серебряный ключ", серебросодержащей. Надо сказать, что содержание серебра в питьевых и минеральных водах в России не нормируется.

Удивительно, но о лечебном воздействии серебра люди знали в самые далекие от нас времена и в разных частях света - в Древней Индии, Китае, Монголии, Ассирии, Древней Греции и Древнем Риме. Они могли долго хранить воду в серебряных сосудах, и вода не портилась даже в условиях жаркого климата. Ничего не зная о болезнетворных бактериях, они эмпирическим путем пришли к выводу о том, что серебряная вода является эффективным средством при лечении гнойных ран, простуде, инфекционных заболеваниях, таких, например, как холера. Ныне границы медицинского использования серебросодержащей воды значительно расширились. О лечебных достоинствах серебряной воды имеется масса литературы.

Можно предложить довольно обширный перечень медицинских показаний для применения серебряных ключей Неберджая. В частности, эта вода полезна при внутреннем приеме при некоторых заболеваниях органов пищеварения, почек и мочевыводящих путей, нарушениях обмена веществ, легкой форме сахарного диабета. Серебро и его лечебные препараты с давних пор применяют в практической медицине как наружно, так и для внутреннего приема. Серебро действует антисептически. Клиническая медицина успешно применяет серебросодержащие минеральные воды при хронических заболеваниях слизистых оболочек глотки, гортани, влагалища, мочеиспускательного канала, желудка, кишечника (язвенная болезнь, энтерит и др.), конъюнктивитах глаз.

Эта вода улучшает самочувствие больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, устраняет или уменьшает аллергические проявления в организме, повышает работоспособность и снижает стрессовые нагрузки, повышает эластичность кожи, стимулирует иммунитет.

Установлено, что лечебно-профилактическое действие серебросодержащих вод проявляется уже при концентрации в них серебра, начиная с 0,00001 мг/л.

В неберджаевской воде отмечается повышенное содержание фтора, до 2-5 мг/л. Это примерно в 2 раза превышает допустимые концентрации, поэтому эту воду требуется разводить пресной водой в 2 раза (1:1). Только в таком случае она может использоваться в качестве лечебно-столовой. Кроме того, перед употреблением внутрь ее рекомендуется подогревать до 38-40°. Содержание в воде фтора до 1,0-1,5 мг/л оказывает выраженное биостимулирующее действие на многие физиологические процессы в организме, в частности, на образование органических соединений фосфора в печени и почках. Связывание тканями фосфата кальция улучшает развитие и рост зубов и челюстных костей у детей, ускоряет кальцификацию костей при травмах. Фтористые соединения применяются также при гипертиреозе, других эндокринных заболеваниях, туберкулезе, злокачественных опухолях (особенно костей), лимфогранулематозе.

Назначают воду для внутреннего приема в классической дозировке, но при нарушении обмена веществ, заболеваниях почек, мочевыводящих и желчных путей ее можно принимать до 1 л в сутки.

Для наружного применения в виде ванн, полосканий, промываний по классическим методикам данная вода имеет еще более широкие показания. Она может назначаться при хронических заболеваниях органов опоры и движения, периферической нервной системы, заболеваниях кожи, нарушениях обмена веществ, аллергических реакциях, общем упадке сил, повышенной утомляемости и т. д.

Поездка в Неберджай - один из самых популярных и полезных для здоровья экскурсионных маршрутов. Неберджайские святые источники к тому же давно стали местом паломничества верующих и туристов.

Алексей Бажинов

Галина 15 ноября 2011 14:24
Статья замечательная!!! Посещаю этот источник часто и буду посещать! Не перестаю восхищаться природой и тишиной, пением птиц и журчанием ручья, прохладой воды и самой доброжелательной , умиротворенной атмосферой! Спасибо автору, что по крупицам собрал материал и дал представление об истории....Бог протянул руку помощи мирянам для исцеления Души и Тела...пять их или десять...главное они существуют и их надо сохранить вместе с историей для наших детей, внуков правнуков!

 

Екатерина 16 октября 2011 21:11
Огромное спасибо за статью, к сожалению, сказать нельзя. Видимо автор имеет не совсем четкое представление о том когда все-таки праздник Успения Пресвятой Богородицы (встречаются два совершенно разных числа 15 и 28 августа), нет возможности классифицировать статью (историко-религиозная, мифологическая, медицинская или ??????). К тому же источников гораздо больше пяти, из тех, что удалось посетить мне - Иоанн Предтече, Николай Угодник, Божьей матери Иверской, Казанской, Св великомученницы Варвары, Св равноапостольных Петра и Павла, Спасителя....Как видите, гораздо больше пяти. Сразу видно, что статью "вытягивал из пальца" человек не воцерквленный, не разбирающийся в деталях, не исследующий источники литературы, и наконец, не бывавший в этих местах (разве, что на нижнем, как он выражается источнике)...

 

Надежда 6 октября 2010 10:16
А мне ( и присутствующим со мной) паломникам очень повезло в этой поездке и в первую очередь с нашим гидом-православным человеком-Натальей Григорьевной из фирмы "Круиз".Низкий ей поклон и большое человеческое спасибо, только из-за этой экскурсии стоило приезжать издалека.Мы получили все сполна в этой поездке: и увлекательный полнейший рассказ на протяжении всего пути в оба конца и успели искупаться в святом источнике и из трех набрать водички и посетить Горненский монастырь, увидели там "плавающую" икону святителя Феодосия, до сих пор незабываемые впечатления!!!

 

Владимир 24 августа 2010 12:58
Был на экскурсии от фирмы ВИВАТ (Анапа) в июле 2010г. Экскурсовод в автобусе давал маловразумительную и скудную информацию. Часовенки маленькие и невыразительные. На дегустации мед был трех видов, один из которых - прошлогодний. Цены на мед высокие: 400г (каштан-ежевика) - 600р., купил как сувенир (горчит). Время на прогулку дали мало, хотя и смотреть было нечего. Купель понравилась.

 

Ольга 18 июля 2010 10:36
19.01.2008 году я окунулась 3 раза с головой в купели "Святая Ручка" с просьбой господа о ребенке, помню температура воздуха переваливала за -10. Итог: 05.12.2008 у меня родилась дочь, до купания я пять лет не могла забеременеть. Теперь хочу там покрестить дочь.

 

orfanov 27 апреля 2010 02:51
Очень хотел бы побывать на источнике и часовне, а так же познакомиться с Георгием Орфановым из хутора Новоукраинский. С уважением к Вам - Орфанов Николай из Н.Новгорода. сот. т 8-9506080454

 





Основан в 2008 году