Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Икона Казанская Божией Матери вернется?

Автор: Вера
Опубликовано: 25 августа 2008 г. 20:00, посмотрело: 14100
Божия Матерь

Икона Казанская Божией Матери вернется?

Чудотворная икона Казанской Божьей Матери, находящаяся в личных апартаментах Папы Римского Иоанна Павла II, будет возвращена в Россию.

Чтобы это знаменательное событие свершилось, понадобились долгие и сложные переговоры, и не только представителей государственных учреждений и христианских церквей, но и специалистов. Как пишут Ольга Кабанова и Юрий Николаев, икона считалась разменной картой в непростых отношениях православных и католиков. Первоначальным условием ее возвращения был визит Папы Римского в Россию. Теперь ясно, что икона будет передана в Казань независимо от того, вступит ли Понтифик на российскую землю.

По информации “Известий”, решение о возвращении иконы в Казань уже принято, и хотя участники переговоров этого прямо не подтверждают, из их комментариев ясно – православная святыня скоро прибудет в Россию. Вопрос, куда конкретно, в публикации газеты не обсуждался. В администрации Казани воздержались от комментариев – как бы не сглазить. Мы тоже не будем спешить и оставим утверждение “Известий”, вынесенное в заголовок, пока под вопросом.
Директор Института истории Р.Хакимов рассказал журналистам газеты, что впервые о возвращении иконы Казанской Божьей Матери заговорили в Татарстане в конце 90-х годов. О ее местонахождении сообщили католики Германии. Но тогда обращения в Ватикан остались без ответа. В октябре 2000 года Р.Хакимова и мэра Казани К.Исхакова принял Папа Римский. Они передали ему письмо Президента Татарстана М.Шаймиева, просившего главу католической церкви помочь возвращению реликвии на родину.

“Конечно, есть и проблемы: в Казани икону считают своей, а представители православной церкви полагают, что ее родина – вся Россия. Но главное, – как сказал Р.Хакимов, государственный советник при Президенте Татарстана по политическим вопросам, – куда бы икона ни вернулась, она будет рядом с верующими”.

В Министерстве культуры Российской Федерации, которое проводит работу по возвращению из-за рубежа культурных ценностей, на вопросы “Известий” отвечали неохотно. Здесь считают, что пока условия и процедура передачи еще не окончательно определены, говорить о событии рано. “Мы около года ведем переговоры с Ватиканом о передаче иконы. Обе стороны пришли к выводу, что до принятия конкретных решений и обозначения возможных процедур, которыми будут руководствоваться все участники процесса передачи, должна быть проведена экспертиза. Необходимо точно выяснить, с какой именно святыней мы имеем дело”, - сказал “Известиям” заместитель министра культуры РФ Павел Хорошилов.

Уже создана комиссия, в которую входят и музейные эксперты, и представители православной церкви, и представители правительства Татарстана. Эта комиссия подготовила предварительное заключение на основе имеющихся в России материалов. Дальше она будет работать над изучением иконы вместе с экспертами Ватикана.

“Передача должна состояться в соответствующем правовом поле, важно точно установить, кому именно принадлежала икона раньше – частному лицу или православной церкви. Конечно, сам факт доброй воли Ватикана очень важен, но для нас в переговорах главное, чтобы возвращение иконы привело к улучшению отношений между православной и католической церквями, а не усилило противоречия между ними”, - уверен Хорошилов.

“Нам, Русской православной церкви, хотелось бы, чтобы икона вернулась в храм, –заявил "Известиям" протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь отдела внешних церковных связей Московской патриархии (ОВЦС), – она создана для верующих и должна принадлежать им. В любом случае икона незаконно находится за пределами России, и вернуть ее – долг каждого честного человека. Поэтому мы считаем недопустимым выставление каких-либо условий ее возвращения. Однако вопрос о визите папы в Россию и возвращении православной церкви иконы, по нашему мнению, объединять нельзя.

“Казанские истории” сообщали, что летом в Казани состоялась научная дискуссия, посвященная иконе Казанской Божьей Матери. Мы панировали рассказать о ней в июле, в престольный праздник, посвященный святому образу, но в связи с публикацией газеты “Известий” изменили свои планы. Предлагаем вашему вниманию заметки нашего корреспондента Любови Агеевой, которая была участницей дискуссии в Казанском государственном университете и в связи с этим изучила имеющуюся литературу о казанской находке.

Икона Казанской Божьей Матери: загадка, которой около пятисот лет

Русская Православная Церковь знает около 250 чудотворных икон Божьей Матери. Их число значительно превышает число икон с образами Христа.

И у католиков, и у православных Матерь Сына человеческого передает весть о Спасении и тем самым является прообразом Церкви. Общим для Католической и Православной церкви является учение, согласно которому Мария как Матерь Слова Божия почитается Матерью Церкви, через которую только и осуществляется Спасение.

Конрад ОНАШ. Иконы. Чудо духовного преображения. Москва, 2001 (Перевод на русский язык Аннемария Шнипер)

В июне 1579 года, 23 числа, Казань постигло страшное бедствие – пожар, истребивший часть города возле Кремля, государев двор, Спасо-Преображенский монастырь и всю северо-восточную часть посада. Вскоре после пожара десятилетняя девочка Матрена рассказала родителям, что видела во сне Божью Матерь, велевшую ей идти на место их сгоревшего дома, где скрывается Ее Пречистый Образ. В рассказ девочки никто не поверил. После второго явления Богородицы Матрена пошла на пожарище и в указанном ей месте на глубине двух аршин (примерно полтора метра) нашла икону, завернутую в полуистлевший рукав кафтана вишневого цвета. Образ был такой яркий, словно иконописец только что закончил свой труд. Икона, написанная на кипарисной доске, представляла собой поясное изображение Богоматери с младенцем Иисусом, простирающим руку для благословения. Голова Матери склонена к Младенцу.

При громадном стечении народа в присутствии священнослужителей и городской знати находка была отнесена в ближайшую церковь – Николы Тульского, потом ее поместили в кафедральный Благовещенский собор.

Это событие совершилось 8 июля по старому стилю. О том, как это происходило, мы знаем по свидетельству очевидца – патриарха Московского и всея Руси Гермогена (Ермогена). В то время он служил в только что созданной Казанской епархии и носил имя Иеремий. Практически во всех исследованиях о казанской находке цитируется его рукопись “Сказание о явлении Казанской Иконы Божьей Матери”, составленная около 1594 года. Интересно, что вся дальнейшая жизнь Святителя Гермогена и даже его мученическая гибель была связана с этим образом.

Гермоген (ок.1530-1613) в 1582 г. стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани, 13 мая 1589 г. был посвящен в архиерейский сан и стал первым митрополитом Казанским и Свияжским. С 1606 по 1612 гг. – патриарх Московский и всея Руси. Принимал активное участие в распространении христианства в Казанском крае. Его святейшество был яростным противником введения на Руси униатства и католичества, сыграв видную роль в организации сопротивления польской интервенции, за что и был заключен в Чудов монастырь, где скончался от голода 17 (27) февраля 1612 г. Люди ходили поклоняться ему в Кремль, где в Успенском соборе покоятся его святые мощи. Народ простаивал по 10 часов, чтобы только приложиться к этим мощам. Канонизирован в 1913 г.

Уже по дороге в Кремль икона явила первое чудо. Некий человек по имени Иосиф, просивший милостыню, слепой уже три года, вдруг прозрел. Автор “Сказания…” сообщает немаловажную деталь: получив спасение от Богородицы, он забыл ее поблагодарить, “отпав верою и отяготясь ленностью”, а потому прозрение получилось неполное. Иосиф стал видеть “только немного перед собою”.

Гермоген описывает в своей рукописи 16 чудесных исцелений. Особо милостлива Казанская Божья Матерь была к слепым. Люди приносили ей дары – “каждый по силе своей”. Были среди этих даров и золото, серебро, драгоценные камни.

Ивану Грозному послали сообщение о новоявленной иконе, в котором описали и явление Святого образа, и чудеса, случившиеся от нее. Казанцы сделали точную копию с новоявленной иконы и отправили копию царю. Так появился на Руси первый список с чудотворной Казанской иконы, которых потом было сделано множество. Некоторые из них впоследствии также стали чудотворными. Иван Грозный повелел поставить на месте явления иконы девический монастырь на 40 инокинь, из царской казны велено было дать монастырю “достаточное содержание священному собору и игуменьи, а также сестрам годовое довольствие”. Чудотворную икону из Благовещенского собора перенесли торжественным крестным ходом с молебным пением в новоустроенный монастырь. В числе первых сестер обители была Матрена, принявшая в монашестве имя Мавры. По преданию, она стала настоятельницей монастыря.

“Однажды случилось девице той спать в полдень и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Икона Богородицы, страшным огненным образом испуская поразительные и огненно-пресветлые лучи, так что ей казалось будто эти сияющие от Иконы лчи сожгут ее. И был устрашающий голос от образа сказавший девице: “Если не поведаешь о словах Моих и не пойдешь взять от земных недр Мой Образ, Я на другой улице явлюсь или в другом граде, а ты же будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей”.
“Сказание о явлении Казанской иконы Божьей Матери”

Практически в каждом доме был образ Богоматери, которую верующие звали Заступницей. В любом крупном городе России, да и во многих деревнях и селах были Казанский собор или Казанская церковь. Есть такие церкви и соборы и за рубежом – в Париже, Нью-Йорке, Иерусалиме, Праге и других мировых культурных центрах. Объясняется такое поклонение не только чудотворной силой новоявленного образа, но и его важной ролью в жизни государства Российского. С ним связано много важных событий.

Прежде всего, находка случилась, как нельзя, вовремя. Через три года после взятия Казани Иван Грозный принимает решение превратить ее в православный город. Для этого в 1555 году образуется Казанская епархия во главе с архиепископом Гурием. Город стал усиленно заселяться православными, было предпринято немало мер для крещения мусульман. Однако несмотря на все усилия властей, православие среди коренных народов Волжско-Камского региона приживалось с трудом. Мало того, наметился обратный процесс – православные становились мусульманами. В 1579 году отпад от православия достиг высшей точки, что не могло не вызвать озабоченности светских и духовных правителей России. Как раз в это время случается в Казани страшный пожар. Народ запаниковал, поползли слухи о небесной каре на православных. Так что явление Богородицы в казанском приходе Николы Тульского, можно сказать, во многом носило символический характер. Ее восприняли как знак особого покровительства Девы Марии православным Казани. Отход русских от православия прекратился.

Первоначально Казанская икона была местной святыней, но в Смутное время к ее помощи обратилась Москва. В 1612 году там хозяйничали поляки, которые беззастенчиво грабили столицу и ближайшие окрестности. Московское государство было в большой опасности. Отряды ополченцев под предводительством нижегородцев К.М.Минина и Д.М.Пожарского выступили против поработителей. Нет ничего удивительного в том, что ополченцы молились перед образом Казанской Богоматери, ведь на борьбу с врагом воодушевлял их патриарх Гермоген. Есть и другое толкование: обратиться за заступничеством к Казанскому образу посоветовал греческий архиепископ Арсений, которому было видение. Святой Сергей Радонежский открыл ему тайну могучей силы Руси. 22 октября 1612 года Москва была освобождена, самозванец Лжедмитрий II казнен. Освобождение столицы было полностью приписано чудотворной иконе. На этот раз таким образом было остановлено распространение католичества на Руси.

Князь Пожарский на свои средства построил в Москве, на Красной площади, Казанский собор, в котором долгое время хранился тот самый список с иконы, который помог одолеть поляков. В 1811 году этот список был перевезен в Санкт-Петербург, где к тому времени по приказу Петра I также был воздвигнут грандиозный Казанский собор. Позже с иконой Казанской Божьей Матери связывали победы россиян в 1812 и 1945 годах.

Древний список с иконы Казанской Божьей Матери есть в Шлиссельбурге - в 1611 году он был замурован в стене крепостной церкви перед сдачей ее шведам. В 1702 году крепость вновь перешла к русским. Однажды часовой заметил исходящий из стены свет и рассказал об этом. Наутро в стене появилась трещина и стала видна икона, от которой впоследствии начали совершаться исцеления.

В 1588 году в Казань приехал некто Герасим, у которого сильно болела рука. Во сне ему явилась Божья Матерь и повелела в указанном месте взять Ее икону и отнести в город Романов. Больной точно все исполнил и получил исцеление. В Романове икона пробыла 21 год, затем во время польской интервенции образ перенесли в Ярославль, где затем был образован женский монастырь. Казанская икона Божьей Матери была также и в городе Вязники, и от нее совершались исцеления. В 1624 году по повелению Патриарха Филарета провели расследование – все случаи выздоровления подтвердились, и икону признали чудотворной. В 1643 году в Пензенской губернии вблизи города Нижний Лом была явлена на источнике икона Казанской Божьей Матери. Она была поставлена в часовне, затем жители выстроили храм. Икона исцеляла больных, и позже при храме основали монастырь. В 1661 году Казанская икона была обретена в Тобольске. Дьяку монастыря было сказано во сне взять образ Казанской Божьей Матери, который в небрежении хранился в чулане одной из церквей, и поставить икону в новой церкви, воздвигнув ее за три дня. Повеление Богоматери было исполнено – в крае сразу прекратились проливные дожди, а больные начали получать от чудотворного образа исцеления. В 1689 году образ Казанской Божьей Матери явился в селе Каплуновка Харьковской епархии. Перед Полтавской битвой перед ним молился Петр Великий, одержавший победу над шведами. А вот Тамбовская икона Казанской Божьей Матери находилась в кафедральном соборе этого города. В 1695 году во время всенощного бдения она начала источать слезы, с этого времени у образа врачуют недуги.

Первоначально праздник новоявленной иконы был установлен только для Казани и Москвы: в день обретения 8 июля и в день освобождения Москвы от поляков 22 октября. Но в 1649 году, когда у царя Алексея Михайловича родился долгожданный первенец – сын, он повелел ввести празднование по всей России.

Женский монастырь в Казани, где находился чудотворный образ, становился все известнее, привлекая паломников со всей страны. Практически все, кто приезжал в Казань, начиная с представителей царствующей династии, шли поклониться образу Заступницы.

Первый каменный собор в честь явленной иконы простоял до 1769 года и был разобран за ветхостью. Иконе поклонялись не только простые миряне, но и царствующие особы: император Петр I, императрица Екатерина II. 30 мая 1798 года состоялась закладка нового каменного собора, первый камень в его фундамент заложил император Павел I, приехавший в Казань специально для этого. В тридцатых годах ХХ века собор был взорван, на его месте построили три кирпичных “хрущевки”.

Так как Казанская икона Божьей Матери считалась покровительницей дома Романовых и всей России, на жизнедеятельность монастыря направлялись огромные средства из казны. Становилась богаче и сама икона. Так, Екатерина II, отслужив в 1767 году у образа литургию, возложила на него бриллиантовую корону. Всего на иконе было 475 бриллиантов. Оклад и риза были золотые. На иконе было много жемчуга, а также сто алмазов, более 1100 других драгоценных камней. Это и предопределило ее дальнейшую трагическую судьбу.

Летом 1904 года, в ночь с 28 на 29 июня, в Казани свершилось, пожалуй, одно из самых страшных в истории церкви преступлений – из собора Богородицкого женского монастыря злоумышленниками были похищены два чудотворных образа – древняя икона Спасителя и икона Казанской Божьей Матери. Материалы суда, опубликованные в книге “Судебный процесс по делу о похищении в Казани явленной Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери”, не оставляют сомнений в именах виновных: профессиональный похититель икон Федор Чайкин, его сожительница Прасковья Кучерова, карманный вор Ананий Комов. По уголовному делу также проходили казанский ювелир Николай Максимов, мещанка Елена Щиллинг и монастырский караульщик Федор Захаров. Воры сразу признали, что их интересовала не икона, а риза, убранная драгоценными камнями. А потому икона была разрублена и сожжена. При обыске в одном из домов Академической слободы были обнаружены следы похищенных икон: найденные в железной печке 17 петель, обгорелые жемчужины, кусочки слюды, которой покрывался Лик. Во фрагментах найденной ткани монахиня Варвара, выступавшая на суде свидетельницей, опознала тот самый бархат, который, подобно одежде, надевался на изображение. По данным Юрия Фролова, который знакомился с уголовным делом по факту кражи, во время третьего, более тщательного обыска в квартире которую снимал Чайкин, были найдены жемчуг, перламутровое зерно и камни с ризы, а также серебряные обрезки ризы и венца с иконы Спасителя и одна пластина с надписью “Спас нерукотворный”. В подтопе русской печи нашли нитки жемчуга и целые россыпи жемчужных зерен, 320 различных камней и другие драгоценности. Большую часть драгоценностей удалось вернуть – воры не успели их продать, а вот сама икона исчезла. Как показывала на суде дочь Кучеровой Евгения, на рассвете 29 июня Чайкин изрубил секачем (большим ножом) образ Спасителя, а Комов топором – образ Богоматери. Разрубленные иконы были сожжены.

Святотатцы получили разные сроки каторжных работ, и только хорошая охрана спасла их от самосуда разгневанной толпы. Речь председателя суда господина Дьяченко заканчивалась так: “Мы встретимся с запросом всего русского народа: где же, где же первообраз явленной, чудотворной иконы нашей Казанской Божьей Матери “Заступницы усердной рода христианского”? И, низко понурив головы и безнадежно разводя руками, мы не сумеем ответить им...”

“Настоятельница обители игуменья Маргарита, в миру Мария Максорова, напуганная несколькими попытками похищения иконы, обращалась в полицию, где инциденты приписали ее мнительности и сказали, что охрана монастырских ценностей - дело церкви. Понимая, что с ушлыми ворами ей не справиться, она заказала список с чудотворного образа. Каждый вечер, после того как храм закрывался, настоятельница вынимала явленную икону из-под ризы и заменяла ее списком. Явленный образ она уносила в свои покои, а поутру водружала его на место.

...На другое утро после кражи, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она, необычайно спокойная, сказала им: “Не плачьте, сестры, Божья Матерь с нами”.

Эту историю Ефимия слышала от своей подруги, бывшей келейницей у настоятельницы Богоявленского монастыря, и если следовать этой версии, то получается, что злоумышленники похитили и уничтожили не подлинник Иконы Казанской Божьей Матери, а список!

Из материала Татьяны МАМАЕВОЙ (“Время и Деньги”)

На этом история иконы Казанской Божьей Матери не завершается. Она продолжает жить в сотнях списков. Но в последние годы в Казани появилась версия о том, что оригинал не был утрачен и ныне находится в Ватикане, в личных покоях Римского Папы Иоанна Павла II. Появились даже доказательства этой версии. Исследованиями, в частности, занимался кандидат исторических наук Дмитрий Хафизов. Мы внимательно изучили его документы.

Вскоре после ограбления Московского Казанского собора, в 1920 (по некоторым источникам – в 1919) году, среди других ценнейших произведений искусства, выставленных представителями новой власти для продажи, появляется богато украшенная икона Казанской Божьей Матери. Д.Хафизов почти не сомневается, что это и был первообраз из Казани.

В 1920 году известный ювелир и скупщик бриллиантов из Лондона Норман Вейц приехал в Москву для покупки старинных ценных предметов, продаваемых большевиками, по одним данным – по поручению Хэттон-синдиката и с финансовой поддержкой южно-африканского миллионера Джоэля, а по другим – самостоятельно, взяв кредит для покупки и последующей перепродажи российских ценностей (по некоторым данным он взял с собой в Москву кредитовое авизо на миллион английских фунтов). Так или иначе, ни у него, ни у его хозяев денег для покупки иконы не хватило, видимо, сумму запрашивали баснословную...

Где была икона следующие несколько лет, точно не известно. Тем не менее, в 1928 году она из России была вывезена. Икона оказалась в руках целого ряда коммерсантов, и путь ее проследить нелегко. Возможен и нелегальный вариант. Владельцы иконы довольно часто менялись, по крайней мере, три раза за четверть века. Видимо, первый из них ничего не понимал в иконописании и мало что в ювелирном искусстве. Он мог рассматривать икону, а тем более ее оклад как капиталовложение. Точно известно, что в 1935 году она находилась в руках того самого Нормана Вейца, который не сумел купить образ в 1920-м. По словам самого Вейца, он купил ее приблизительно в 1930-х годах. При этом, по данным Д.Хафизова, владелец иконы, видевший ее еще ранее, впервые заявляет, что в его руках находится первообраз Казанской Богородицы.

Целых 15 лет чудотворная Казанская икона не находила покупателя. В 1950 году она оказалась у Фредерика Альберта Митчелла Хеджеса, проживавшего в английской провинции Berkshire, в замке Farley. Одержимый исследователь, талантливый писатель, неутомимый путешественник, он был страстным коллекционером произведений искусства, в первую очередь из серебра. Благодаря его усилиям, о Казанской иконе узнали специалисты крупнейшего музея Великобритании, в первую очередь Cyril G.E.Bunt, который в течение 48 лет был экспертом по византийскому искусству музея Альберта и Виктории, Лондона. Именно в его замке образ явил свои первые чудеса за пределами России и стал широко известен под именем Казанская Богородица замка Farley.

По данным заместителя руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации Александра Кибовского, икона Казанской Божьей Матери неожиданно появляется в Англии в 1928 году – в собрании богатого ювелира и скупщика бриллиантов. В его транскрипции фамилия пишется так – Норман Уисз, но безусловно, речь идет об одном и том же человеке. По легенде, англичанин приобрел ее у польского беженца. Затем в 1950 году икона переходит в коллекцию семьи Митчелла Хэджиса.

В том, что этот образ – великое произведение искусства, сомневаться не приходится. Прежде всего, это художественная ценность изображения Богородицы, это филигранная ювелирная отделка ризы, огромное богатство украшений. Д.Хафизов приводит такие данные: 663 алмаза высшего качества общим весом приблизительно 80 каратов, 158 восточных рубинов – 53 карата, 32 огромных изумруда – всего 220 карат, 6 больших сапфиров - 30 карат, 150 жемчужин различных форм и размеров. Замысловатый драгоценный дизайн ризы включает посох пастуха из бриллиантов. В узоре, искусно выгравированном на ризе, хорошо различимы греческие и русские письмена, символизирующие Божью Матерь и Иисуса Христа. Каждый из более чем тысячи драгоценных камней – подарок от конкретного человека, верующего, который полагал, что Богородица через святую икону ответила на его молитвы.

В начале 1950-х годов Митчелл Хеджес предложил купить икону советскому посольству, но, по-видимому, получил отказ, возможно, потому, что требовал слишком крупную сумму. Но более вероятна иная причина, так как одним из основных его требований впредь становится категоричное указание, которое он даже прописал в завещании, – не допустить передачи иконы коммунистам. Именно в эти годы он впервые обращается к Православной церкви с предложением купить у него икону. Не к Московской патриархии, а к епархии Американской православной церкви в Сан-Франциско. Владелец уникального сокровища назначил за него довольно небольшую цену – в 92 000 фунтов стерлингов. Понимая всю трудность и даже невозможность для себя лично и своей епархии приобрести икону даже по этой цене, архиепископ Иоанн Шаховской тем не менее решил выяснить происхождение образа Казанской Божьей Матери из замка Farley. Дважды, в 1954 и 1955 годах, по его просьбе икону осматривал Николай Ефремович Андреев, историк, литературовед и искусствовед, директор Института имени Н.П.Кондакова в Праге, экстраординарный профессор Кембриджского университета. Ему удалось сфотографировать ее в цвете и без ризы. Известный исследователь (по мнению А.Кибовского – один из лучших специалистов в мире), Н.Андреев оставил подробное исследование этого памятника культуры, которое наверняка будет принято во внимание в сегодняшних переговорах с Ватиканом и Казанью. По данным Д.Хафизова, знаменитый эксперт, живший тогда в Англии, в письме архиепископу восторженно отозвался об иконе с иконописной точки зрения, но был не в состоянии точно установить, был ли это список или первообраз из Казани.

МИТЧЕЛЛ Хеджес продал замок в 1958 году, за год до своей смерти. Его прямой наследницей стала приемная дочь Анна. Потом святая икона совершила ряд путешествий. Мы точно знаем об одном из них – летом 1961 года икона была в Гонконге. Вступив в законное владение иконой, Анна Митчелл Хеджес сделала ее доступной для Русской православной греко-католической церкви Америки. Следуя завещанию, она предложила цену, равную стоимости драгоценных камней, – $500 000. Но и на этот раз ей ответили отказом. В 1958 году икона покинула замок Farley, с его хранилищами, которые обеспечивали ей должную сохранность, а в 1962-м была послана владелицей в Сан-Франциско – для исследования и сохранения. В США почти сразу же она оказалась в подземном сейфе Sutter-Stockton Office, the Bank of California.

Сразу после этой памятной службы к владыке Иоанну пришли два хорошо известных в Сан-Франциско общественных деятеля, которые предложили организовать святое дело выкупа этой иконы из частных рук для возвращения ее в церковь, а также возвести в Сан-Франциско храм в древнем стиле для ее хранения.

“Итак, мы начали кампанию в Америке, собрали деньги и смогли приобрести икону и вернуть ее.

Это даже не вопрос денег, она выше всех денег. Мы сказали: “Это воля господа, и мы хотим сделать это для России, мы знаем, что Казанская Божия Матерь должна возвратить Россию на путь истинный, принести в Россию свободу вероисповедания, и Россия захочет вернуть свою покровительницу, свою икону”. Я считаю, что нам очень повезло, что мы смогли это сделать. Итак, мы привезли икону в Фатиму, но мы не знали, как и когда она вернется в Россию. Мы знали только, что это произойдет, потому, что она была выкуплена именно для этого. Мы не являемся собственниками этой иконы, мы были орудиями в руках Господа, выкупая эту икону для того, чтобы вернуть ее русскому народу”.

Из интервью мистера Хэфферта, бывшего высокопоставленного руководителя "Blue Army", немецкому телевидению, 2000 г.

В 1963 году при Сан-Францисской и Западно-Американской кафедре был образован Fund for Our Lady of Kazan Shrine. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский официально и публично принял на себя личную ответственность за начатое дело и получил братскую моральную поддержку Большого Архиерейского Собора в резолюции от 16 мая 1963 года. В конце мая того года появились грандиозные планы о туре святого образа по США и Канаде, который и был предпринят осенью того же года. Фактически икона была дана взаймы Русской епархии Сан-Франциско, чтобы собрать деньги для ее выкупа. Благодаря отзывчивости прихожан путешествие чудотворной иконы продолжалось несколько месяцев... Во многих местах ее прибытие привлекало в храмы большое количество молящихся. Нередки были случаи чудесного исцеления безнадежных больных, о чем имеются свидетельства священников из разных мест. В главных американских газетах Нью-Йорка и Вашингтона (“Нью-Йорк Таймс”, “Херальд Трибюн” и “Вашингтон Пост”) и во многих других газетах страны были помещены большие снимки иконы... Изображение святого образа в цвете было рождественской обложкой для приложений к газетам 1963 года, которые вышли тиражом свыше 12 миллионов экземпляров.

Но сбор средств на выкуп иконы не оправдал возложенных на него надежд. Не помогла и Всемирная выставка в Нью-Йорке в 1964 года, где «Леди из Казани» демонстрировалась в специально построенной для этого часовне. Православный русский павильон имел строго миссионерский характер – здесь совершались молитвы, рассказывалось об истории православия в России и о конкретных примерах страданий «за веру» при власти большевиков. Протоиерей Николай Рачковский перевел и издал на английском языке акафист Казанской Божьей Матери.

В те времена в советской прессе появился целый ряд статей негативного содержания, направленных против кампании по сбору денег и ставивших под сомнение подлинность иконы Казанской Божьей Матери. Тогда, по мнению Д.Хафизова, и появилась легенда о том, что святой образ не был продан за границу.

Единственное, что удалось сделать по результатам сбора денег, – это построить в Сан-Франциско православный храм Христа Спасителя. Несчастливые обстоятельства вынудили архиепископа Шаховского вернуть икону владелице. После этого она содержалась в банковском сейфе Франка Дорланда, управляющего делами Анны Митчелл Хеджес. С этого момента дальнейшая судьба святого образа скрыта туманом неизвестности.

Еще одна кампания по сбору средств для выкупа, предпринятая общественной организацией "Blue Army", оказалась более успешной. Икона была куплена за 3 миллиона долларов. 21 июля 1970 года (по юлианскому календарю), в праздник Казанской Богоматери, икона была передана новым владельцам. В течение нескольких лет она находилась в бронированном хранилище банка в Португалии, позднее ее местом обитания стал Византийский центр "Blue Army" в Фатиме (Португалия).

26 февраля 1993 года Его Преосвященство архиепископ Ньюарка (Newark) Theodore E. McCarrick в своем письме кардиналу Эдварду Кассиди с восторгом докладывал, что трудная миссия, возложенная на него полностью выполнена и он срочно высылает документацию о передаче прав собственности на Казанскую икону Святому Престолу. И уже 1 марта икона была передана Папскому нунцию в Португалии в присутствии некоторых религиозных официальных лиц. Так святой образ оказался в Ватикане, где занял давно приготовленное для него место в самом сердце Престола – в личной часовне Папы Иоанна Павла II.

История обретения и трагической потери иконы Казанской Божьей Матери, казалось бы, известна нам до деталей. Но когда в июне 2003 года, в рамках международной научно-практической конференции "Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура", проходившей в Казани, был объявлен “круглый стол” на тему “Историко-культурное значение иконы Казанской Божьей Матери и Казанского Богородицкого монастыря”, именно он получился самым острым и собрал самую большую аудиторию. До сих пор не было ни одного широкого публичного обсуждения этой версии. Этот пробел пытались как-то восполнить средства массовой информации, публикуя материалы как “за”, так и “против”. Поэтому на “круглом столе” в Казанском государственном университете собрались не только участники конференции, но и многие казанцы, интересующиеся этим вопросом. Нельзя было не обратить внимание на то, что в спорах участвовали в основном миряне, причем были они преимущественно татарской национальности. На дискуссии присутствовал архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, но он больше молчал.

Целый блок составили доклады по архитектуре Богородицкого монастыря – вспоминали, каким он был в прошлом, представляли, в каком виде что сохранилось, думали над тем, как вернуть жизнь в руины. Председатель “круглого стола” – руководитель Православной энциклопедии” Сергей Кравец высказал общее мнение: “Было что-то замечательное, а сейчас – удручающее. Это – рана города и ответственность города”. Все были за то, чтобы реставрировать все, что сохранилось, а на месте разрушенного совсем необязательно можно построить и новые сооружения. Главное – надо возродить весь комплекс бывшего Богородицкого монастыря.

Если в этом вопросе спорить было не о чем, то следующая тема дискуссии – судьба святого образа после его похищения – вызвала острый спор. Это и понятно. Пришлось прочитать немало версий о том, что икона не погибла, как принято считать. Одни считают, что она была продана ворами старообрядцам, другие – что украден был не первообраз, а список с него (подробнее – в публикации Татьяны Мамаевой, газета “Время и деньги”, 28 июня 2002 г.), третьи – что Ивану Грозному была отправлена настоящая икона, а не ее список. Как сообщила в Казани Н.Чугреева, известно точно: во времена митрополита Гермогена чудодейственная икона оставалась в Казани.

“Настоятельница обители игуменья Маргарита, в миру Мария Максорова, напуганная несколькими попытками похищения иконы, обращалась в полицию, где инциденты приписали ее мнительности и сказали, что охрана монастырских ценностей - дело церкви. Понимая, что с ушлыми ворами ей не справиться, она заказала список с чудотворного образа. Каждый вечер, после того как храм закрывался, настоятельница вынимала явленную икону из-под ризы и заменяла ее списком. Явленный образ она уносила в свои покои, а поутру водружала его на место.

...На другое утро после кражи, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она, необычайно спокойная, сказала им: “Не плачьте, сестры, Божья Матерь с нами”.

Эту историю Ефимия слышала от своей подруги, бывшей келейницей у настоятельницы Богоявленского монастыря, и если следовать этой версии, то получается, что злоумышленники похитили и уничтожили не подлинник Иконы Казанской Божьей Матери, а список!

Из материала Татьяны МАМАЕВОЙ (“Время и Деньги”)

Очень многим хочется верить, что первообраз жив и именно он находился в Ватикане, в личных покоях Папы Римского Иоанна Павла II. Придерживаются этой версии и власти, республиканская и городская. Как известно, в Ватикане побывал мэр Казани К.Исхаков и директор Института истории Р.Хакимов.

Самые острые споры развернулись на дискуссии в КГУ вокруг того шедевра, который тогда еще хранился в покоях Папы Римского. Есть эксперты, которые полагают, что девять лет назад в Ватикан попала именно та чудотворная икона, которая была явлена в Казани в 1579 году. При этом высказывается масса предположений, но слишком мало фактов, которые бы позволяли судить с уверенностью, что икона – та самая, казанская. Ватиканскую святыню вообще мало кто видел. Это не может не добавлять спорам еще больше остроты.

С этой точки зрения участники заседания ждали выступления Дмитрия Хафизова, можно сказать, апологета казанского происхождения ватиканской святыни. Он уже долгое время изучает историю обретения святого образа в Казани, а также дальнейшую его судьбу. Собранный материал позволяет ему быть абсолютно уверенным в том, что икона, которая находится в Ватикане – это и есть первообраз. Однако на дискуссии в КГУ Хафизов каких-либо доказательств в защиту своей позиции не привел, посчитав, видимо, эту истину доказанной. Он напомнил некоторые исторические факты, связанные с обретением иконы Богоматери, и предостерег коллег от тиражирования ошибок. В частности, он опроверг сведения о том, что Матрена была дочерью Онучина, виновника пожара 1759 года. Ее отец был и в самом деле стрелец, но фамилию его мы не знаем. А Даниила Онучин был царским воином. По данным Хафизова, Гермоген во время день исторических событий не был священником церкви Николы Тульского, как с завидной настойчивостью сообщается в СМИ, – он служил при церкви Николы Гостинского. Наконец, Хафизов уточнил, что девочку, нашедшую чудотворную икону, звали не Матрена, как принято писать, а Матрона.

Однако особое внимание докладчик, открывавший дискуссию в КГУ, обратил на известные факты, связанные с явлением людям Девы Марии. Так участники конференции узнали о новой идее казанского руководства – открыть в Казани паломнический центр мирового уровня.

Оказывается, сообщения о явлениях матери Иисуса Христа стали появляться еще на заре христианства. За первые 1700 лет после Рождества Христова было отмечено 300 таких явлений, а с середины XIX века число их стало резко возрастать. Только в XX столетии зафиксировано 445 случаев Ученые выдвигают два объяснения этого феномена: в XIX столетии началось систематическое изучение явлений Богоматери, а в 1854 году Папа Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии.

Д.Хафизов сделал сравнительный анализ трех наиболее известных случаев явления Девы Марии – в Казани (1759 г.), городе Лурд на юге Франции (1858 г.) и деревне Фатима, расположенной в 115 км к северу от Лиссабона – столицы Португалии. (1917 г.) И везде боговидицами становились девочки-подростки. В Лурде Богородица несколько раз являлась 14-летней Бернадетте Субиру, в Фатиме свидетелями чуда стали трое детей: 10-летняя Лусия душ Сантуш, ее 9-летний кузен Франсишку Марту и его cecтра Хасинта семи лет. В Казани Богородица явилась 10-летней Матроне.

Соблюдается и другая закономерность: все дети отличались глубокой набожностью, но они не сумели заставить окружающих поверить в истинность своих рассказов. Хафизов допускал, что свидетели явления Божьей Матери понимали, что перед ними не человек из плоти и крови, а скорее некая сверхъестественная сущность, которая представлялась в их воображении в виде традиционных изображений, принятых в религиозной живописи. Как явствует из “Сказания…” Гермогена, в Казани Божья Матерь дважды являлась Матроне в виде Богородичной иконы.

Рассказывая о том, что место явления Богородицы всегда становится центром притяжения огромного числа паломников, как это случилось с Лурдом и Фатимой, докладчик вполне закономерно допустил, что то же самое будет в Казани, если предпринять некоторые организационные и прочие меры. Ведь наш город занимает в ряду явлений образа Божьей Матери особое место, поскольку это случилось в Казани раньше, чем в Лурде или Фатиме. Столь важный исторический факт, по мнению Хафизова, позволяет Казани претендовать на особую роль среди центров паломничества, и высказал конкретные предложения на этот счет.

У докладчика нашлось много оппонентов. В дискуссии наметилось два направления, которые были связаны не столько с разной интерпретацией исторических событий, сколько с разными позициями по поводу современных фактов. Участники не были едины ни в оценке ватиканского образа Богоматери, ни в представлениях о его дальнейшей судьбе в случае возвращения в Россию.

Впрочем, в июне 2003 года никто не был уверен, что икона будет возвращена в Россию. Роман Стагер, советник Ватикана по межрелигиозным отношениям, выступая во время дискуссии в КГУ, говорил очень осторожно и осмотрительно. Во-первых, он сразу оговорился, что приехал в Казань не как официальный посланник Папы, а как частное лицо, во-вторых, не сказал ничего определенного, правда, отметил, что не исключает положительного решения данной проблемы. Он подчеркнул, что решение этого вопроса никак не связано с возможностью визита в Москву Папы Римского. На тот период это было важное заявление. В то время между Москвой и Ватиканом наметилось откровенное противостояние. Решение Ватикана об учреждении католических епархий в России вызвало такую гневную отповедь российских святых иерархов, что практически все московские СМИ уверенно предрекали: визит Папы в Москву невозможен. Сам Папа Римский в выступлении 22 января 2002 года икона вернется в Россию “при определенных обстоятельствах”.

Мусульманская Казань со своей идеей возвращения Казанской святыни на место обретения оказалась между двух огней – православной Москвой и католическим Ватиканом, и этому факту кое-кто не преминул придать политическое значение. В связи с чем граф Петр Шереметьев, директор Парижской консерватории имени Рахманинова, принимавший участие в конференции, в интервью газете “Казанские ведомости” заявил: “Икона Казанской Божьей Матери – не та вещь, которую можно разыграть в каких-то политических целях”. Он сказал еще одну ключевую фразу: “Хочется верить, что с момента возвращения чудотворного образа начнется возрождение России и Татарстана”. При этом нельзя было не вспомнить исторические факты, которые и впрямь доказывают чудотворное воздействие святого образа на дела российские. Об этом же говорил профессор богословия Гиссенского университета (Германия) Адольф Хампель – непосредственный участник переговоров между Ватиканом и Татарстаном. Возвращение иконы, по его мнению, может быть символом духовного возрождения не только для России, но и для всего христианского мира. Даже если это не подлинник, а только список чудотворной иконы, но список намоленный, он все равно привнесет в жизнь России и Татарстана мир и спокойствие, оградит от бед и напастей. Очень бы хотелось верить в такие предсказания…

Профессор Хампель подчеркнул, что Казань имеет большую историческую миссию – сблизить мусульман и христиан. Она являет собой образец мирного сосуществования этих двух конфессий. Возвращение иконы, которую в республике ждут и русские, и татары, было бы символом оздоровления мира во всем мире, что сегодня всем нам недостает.

С этим разве поспоришь? Возражали по другому поводу. Не все участники конференции были уверены в том, что в Ватикане хранится оригинал казанской святыни. В частности, старший научный сотрудник Института истории Академии наук РТ Е.Липаков считает, что факт уничтожения иконы достоверно установлен, следствие по делу кражи иконы велось профессионально и пристрастно, а Н.Чугреева, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры им.Андрея Рублева, обратила внимание участников семинара на ряд фактов, доказывающих, что мы имеем дело с разными иконами. Это видно, например, по размерам: Ватиканская икона намного больше казанской – 31,12 х 26,49. Размер казанского образа – 26,7 х 22,3 см. Как известно, списки всегда больше по размерам, чем оригиналы икон, подчеркнула Н.Чугреева.

Она подробно остановилась на различиях, напомнив о развитии иконографии казанской иконы. Богородица изображена без рук, склонена к младенцу, младенец прямоличен, он стоит, а не сидит. Ватиканская икона отличается от более ранних списков тем, что Богородица обращена к молящимся, в то время как на ранних списках она смотрит на Христа. Обращенный на молящихся взгляд – признак более поздних икон. На Ватиканском списке жест благословения именословный, в то время как на ранних образах – двухперстный. Есть разница и в стиле исполнения. По древним спискам мы видим несколько грекофильский тип лика Богородицы – с огромными глазами, с удлиненным носом. Стиль этот характерен именно для XVI века, хотя, как заявила Н.Чугреева, икона может быть и более древней. Но и самые древние иконы называли греческим письмом.

Стоит отметить, что ни Е.Липаков, ни Н.Чугреева не утверждали со стопроцентной уверенностью, что оригинал Казанской иконы Божьей Матери исчез навеки.

Из следственного дела, которое нам известно по опубликованному в 1905 году отчету с процесса, получается, что правосудие так и не пришло к уверенному заключению. С одной стороны следствие констатировало, что какая-то доля тайны остается. С другой же стороны прокурор Покровский говорил о том, что к сожалению, придется признать, что этот человек действительно мог сжечь образ. Во-первых, в печи, где обнаружили остатки окладов и петель, по которым монахини узнали части убранства явленного образа, нашли и частицы того мелового слоя, на который обычно накладывается живопись, и он мог быть только от иконы. Да и сам Чайкин богохульно говорил, что хотел сжечь ее, чтобы показать - никакая она не чудотворная. Так что можно предположить, что он сделал это из страшных соображений безбожника. Он не скрывал, что их была целая компания - воры-профессионалы, которые гонялись за драгоценностями, на их счету - несколько ограблений икон. Система была достаточно хорошо отлажена, и они потоком продавали жемчуги, сапфиры через ростовщиков-евреев, чтобы вывезти из Казани. Сеть этих темных дел была довольно широкая. Когда Чайкина заключили в Шлиссельбургскую крепость, он говорил: мол, сейчас бы я, возможно, так не поступил, мне теперь стало ясно, что вещь, которая для меня ничего не значит, может быть, что-то значит для других. Срок его заключения закончился в 1917 году и, конечно, очень любопытно, как он жил в последующее безбожное время, чему научила его эта страшная история.

Из интервью Наталии ЧУГРЕЕВОЙ газете “Восточный экспресс”

В дискуссиях об иконе Казанской Божьей Матери речь идет о трех образах, которые могут претендовать на роль подлинника. Одна версия гласит, что первоообраз был отправлен в Москву в смутное время на помощь ополченцам. Вскоре ученые от нее отказались, подтвердив, что в Москве находилась не явленная икона, а список. По другой версии, явленная икона была взята по велению Петра I в Санкт-Петербург для освящения новой столицы государства. Она также не соответствует истине, потому что размеры петербургской иконы в два раза больше явленного образа. Как утверждает Н.Чугреева – это три разные иконы, все три – списки, что доказывается непосредственным их видом и различными параметрами. Московский список был больше – 27,3 на 24,5. Разница в 4 см – достаточно приличная. Но дело опять же не только в размере. Существуют исторические свидетельства, что для Москвы список под благословением Святейшего Патриарха Гермогена был принесен из Казани и попал в столицу еще с первым ополчением. С этим списком был взят Новодевичий монастырь, а затем вторым ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва. Интересно, что чудотворный образ из Казанского собора на Красной площади в 1918 году тоже был похищен. Как он выглядел, мы можем судить по архивной фотографии. Образ сохранился под записями второй половины XVII века.

Н.Чугреева утверждает, что в Ватикане находится список, изготовленный много позже оригинала – в первой половине XVIII века. Это доказывают многочисленные свидетельства специалистов, изучавших ватиканскую икону по фотографиям. Она считает, что на иконе-первообразе мы видим образ, характерный именно для XVI века, а, может, даже более ранний. Ведь существует гипотеза о том, что в факте явления образа в Казани нет ничего мистического. Известный специалист в области иконографии рассказала в интервью “Восточному экспрессу” о свидетельстве одного летописца: якобы некая девица была пленена одним из казанских мурз, привезена в Казань, где, не желая осложнений, зарыла икону в землю…

Значение Казани как места явления Девы Марии никто не оспаривал. В принципе не было возражений и против того, чтобы здесь были созданы условия для паломников. Разногласия возникли по поводу того, что будет на месте Богородицкого монастыря: Паломнический центр (с большой буквы, как у авторов проекта) или святая обитель.

Д.Хафизов, предложения которого наверняка согласованы с руководством Казани, поскольку при обсуждения проекта резолюции “круглого стола” его позиции всегда совпадали с позициями заместителями председателя городского Совета Л.Андреевой, познакомил участников дискуссии с проектом создания такого центра. Для этого, прежде всего, надо выделить район, включающий территорию бывшего монастыря и примыкающие к нему территории; отреставрировать два сохранившихся храма: ныне действующий храм – во имя иконы Казанской Божьей Матери (Софийская надвратная церковь) и Крестовоздвижническую церковь; а также восстановить церковь Николы Тульского, место первого пребывания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери; обозначить места существования утраченных храмов комплекса, используя методы передового мирового опыта реконструкции утраченных архитектурных памятников; на месте алтаря разрушенного пещерного храма, построенного на месте обретения чудотворной иконы Казанской Божьей Матери поставить небольшую открытую часовню, обеспечивающую беспрепятственный и безопасный доступ сотням тысячам паломников к Святому месту в достаточно короткий срок. По замыслу авторов проекта, эта часовня и будет главным местом Паломнического центра,

О сегодняшнем дне архитектурного памятника, о планах его реконструкции говорили на “круглом столе” сразу несколько выступавших. Все признавали, что сегодняшнее состояние бывших монастырских построек “ужасное”. Готовых проектных решений пока нет, хотя работа над ним уже началась, о чем рассказала в своем выступлении ведущий специалист архитектурно-проектного института “Казгражданпроект” Г.Нугманова. Пока нужна санация территории – и этим уже занимаются. Как заявил З.Слепак, профессор кафедры геофизики КГУ, землю на месте бывшего монастыря надо “лечить”. Необходимая методика для этого у казанских ученых есть. Был бы заказ и, естественно, деньги для финансирования вообщем-то дорогостоящих исследований. Деньги нужны и на реконструкцию уцелевших сооружений, и на новое строительство. Предстоит реализовать решение о вынесении с исторической территории табачной фабрики.

Естественно, для начала таких масштабных работ необходимо получить благословение Патриарха – по замыслу организаторов проекта, он должен войти в Наблюдательный совет Паломнического центра в ранге его президента. Как показала дискуссия, заручиться такой поддержкой будет непросто. Потому что есть между Москвой и Казанью и в этом вопросе есть определенные разногласия, о которых довольно обстоятельно говорили участники дискуссии в КГУ. И не столько политического, сколько теологического характера.

Что касается создания центра паломничества, то при всеобщей поддержке этой идеи мнения о нем разошлись, причем принципиальным образом. Хафизов убеждал: если в Богородицком монастыре возродить монастырскую жизнь, то мусульмане и представители других религий туда не пойдут Он не скрывал, что для авторов проекта Паломнический центр – прежде всего интересный объект религиозного туризма, что позволяет включить Казань в мировую религиозную туристическую сеть, наряду с Фатимой, Лурдом и другими местами явления Божьей Матери. Эта идея встретила яростное сопротивление гостей из Москвы. Да и казанские священнослужители от нее не в восторге. По их мнению, центр паломничества должен быть составной частью восстановленного и возрожденного Богородицкого монастыря, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мать Мария, представлявшая на дискуссии общественный фонд “Ковчег”, в своем выступлении подчеркнула: не так важно, какое решение будет принято, важнее – что хочет сама Богородица. По ее словам, совершенно спонтанно вокруг Софийского собора (единственного здания монастыря, использующегося сегодня по назначению) собралась молодежная община, не знающая христианства, но желающая познать его. Здесь же существует большой отряд скаутов.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Круглого стола "Историко-культурное значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря"

Участники Круглого стола "Историко-культурное значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря", состоявшегося в Казани 22 июня 2002 года в рамках международной научно-практической конференции "Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура", проходившей под эгидой Московской патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, обсудили вопросы, связанные с историей Казанской иконы и Казанского Богородицкого монастыря, а также рассмотрели перспективы восстановления комплекса бывшего монастыря в рамках Федеральной программы по подготовке к празднованию 1000-летия г.Казани.

Кроме того, предметом обсуждения Круглого стола являлся вопрос о восстановлении Казанского Богородицкого монастыря. В работе “круглого стола” приняли участие крупные ученые и религиозные деятели из России, Франции, Германии, Ватикана. Обсудив все эти вопросы, участники “круглого стола” констатировали следующее:

1. Казанская икона Божией Матери, обретенная в Казани в 1579 году, является одной из наиболее почитаемых Богородичных икон всего христианского мира. Не случайно в России наибольшее количество чудотворных списков имеет именно Казанская икона, что является свидетельством особого народного почитания этой христианской святыни. Более того, известны случаи почитания иконы не только православными христианами, но и католиками, и даже примеры уважительного отношения к этой православной святыне со стороны мусульман.

2. Участники “круглого стола” считают необходимым:

вернуть икону на ее историческую родину;

продолжить научно-исследовательскую работу по изучению истории иконы Казанской Божией Матери, в том числе списка иконы, хранящейся в Ватикане;

обратиться в Ватикан с просьбой о предоставлении возможности проведения экспертизы Ватиканской иконы.

3. Участники “круглого стола” обращаются в Министерство культуры Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации с просьбой о проведении всей необходимой работы по возвращению культурных исторических ценностей на их историческую родину, в том числе иконы Казанской Божией Матери, тем самым исполнить в полной мере распоряжение Правительства Российской Федерации №295-р от 3 марта 2001 г.

4. Участники “круглого стола” призывают светские и церковные власти активно содействовать восстановлению комплекса Казанского Богородицкого монастыря не только как архитектурного ансамбля, но и как места, связанного с обретением чудотворной Казанской иконы Божией Матери, восстановлению монастырской жизни.

Необходимо совместно с учеными, государственными, религиозными деятелями выработать Концепцию восстановления и жизнедеятельности Богородицкого монастыря, согласовав ее с Министерством культуры Российской Федерации, с руководством Республики Татарстан, Казанской епархии, с другими заинтересованными структурами, а также соотнеся эту Концепцию с Федеральной целевой программой "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации №180 от 14 марта 2001г., в которой предусмотрен вывод Табачной фабрики и Казанского педагогического университета с территории бывшего Богородицкого монастыря, реставрация фасадов и интерьеров сохранившихся объектов, воссоздание главного храма и утраченных башен монастырской ограды.

Необходимо провести разведывательные, археологические исследования.

С целью сбора средств и пожертвований для восстановления и развития комплекса Казанского Богородицкого монастыря учредить специальный "Фонд содействия восстановлению Казанского Богородицкого монастыря".

Наряду с возрождением мусульманского центра в Старо-Татарской слободе проект воссоздания Казанского Богородицкого монастыря станет прекрасным свидетельством особой этнокультурной ситуации, традиционно присущей Казани, как северо-восточной столице двух мировых религий - христианства и ислама.

Перечитывая записи сделанные во время дискуссии, еще раз убеждаешься, что различия между представителями разных конфессий весьма существенны. В представлении мусульманина число паломников может доходить до миллиона, причем, как не раз подчеркивал Д.Хафизов, все они смогут находиться в Паломническом центре одновременно. Именно так происходит в Мекке во время Хаджа. В католическом храме также собираются тысячи людей. Но у православных общение с Богом происходит совсем по-другому. Есть особый ритуал общения в Богородицей. как утверждает Н.Чугреева, не каждый достоин общаться с ней. Вот что она сказала об этом в интервью “Восточному экспрессу”: “Что у нас обычно делают на месте явления иконы? Ставят крест или часовню, или монастырь. И это становится местом, куда люди притекают, чтобы получить благодатную помощь от Богоматери и Христа. Но как они эту помощь будут получать? Если они просто придут поклониться – это одно. А если они будут включены в таинства церковные и получат всю полноту, которую дает церковь, это – другое. Если не совершается божественная литургия, такое место как бы обесценивается, не играет роли для спасения души человека, какую ей играть предназначено. На обсуждении прозвучало: дескать, будет огромное количество людей, которые могут не уместиться на территории монастыря. Это в католическом мире собираются огромные толпы людей, и все они становятся свидетелями явления Богородицы. У нас же в русской традиции явление Богородицы – потаенное”.

То, что вопрос о чудотворной Казанской иконе обсуждали в основном миряне, пусть даже верующие, делало достаточно наглядным со стороны тот факт, что люди руководствуются в первую очередь не религиозными мотивами. Это было особенно заметно при обсуждении проекта резолюции “круглого стола”. Подготовлен он был казанской стороной и московская сторона не скрыла своего неудовлетворения по поводу некоторых формулировок. После острой, но весьма дипломатичной по тону дискуссии по настоянию московской стороны пункт о “возврате иконы на ее историческую родину” с первой позиции переместился на третью. А на первую поставили задачу “продолжать научно-исследовательскую работу по изучению истории иконы Казанской Божьей Матери, в том числе списка иконы, хранящейся в Ватикане”, на вторую – “обратиться в Ватикан с просьбой о предоставлении возможности проведения экспертизы Ватиканской иконы”. Долго препирались по поводу формулировки начала первого пункта – “Казанская икона Божьей Матери, обретенная в Казани в 1579 году, является одной из наиболее почитаемых Богородичных икон всего христианского мира”, точнее - по временной форме глагола “является”. Или являлась? Еще одним весьма принципиальным моментом в резолюции стал пункт, в котором говорилось о восстановлении комплекса Казанского Богородицкого монастыря. После небольшого препирательства между председателем “круглого стола” и Д.Хафизовым были вставлены слова “восстановить монастырскую жизнь”.

Участники дискуссии, обмениваясь мнениями о том, что они только что слышали, говорили разное. Как патриоты своего города, одни предполагали, что москвичи не хотят отдавать Казани ценную икону и устами столичных ученых фактически озвучена позиция патриарха; другие, как рациональные реалисты, обсуждали финансовую сторону: Казань не хочет возрождать монастырь, потому что в этом случае никакой прибыли городская казна иметь не будет: все будет уходить в Московскую патриархию. Но, кажется, все понимали: вопрос дальнейшей судьбы Казанской иконы – не научный, а политический.

В этой связи было странным то, что в дискуссии не было ни одного сообщения о том образе Богородицы, который уже многие столетия живет в Казани и находится сейчас в церкви Ярославских чудотворцев. По нашим сведениям, во время июньской конференции приезжие специалисты обследовали список Казанской иконы Божьей Матери, который хранится в храме на Арском поле. Оказывается, он тоже старинный – датируется XVIII веком. Конечно, эта, скромная по внешнему убранству, икона уступает своим знаменитым собратьям: на ней нет драгоценных каменьев и сделана она, так сказать, для массового применения. Тем не менее тысячи казанцев уже многие десятки лет преклоняют перед ней колени, считая ее связующим звеном нашего бренного мира с Иисусом Христом и его Матерью.

Любовь АГЕЕВА





Основан в 2008 году