Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Сказы про уральские родники

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 29 августа 2008 г. 06:13, посмотрело: 7260
Свердловская область » город Екатеринбург

Сказы про уральские родники
   Автор: Плаксин Олег   Дата: 2 июля 2019 г.

Родник – собственно русское слово.
Образовано от «родный» в значении «рождающий».
См. «род» – «поколение, происхождение, семья».

Краткий этимологический словарь русского языка


«Случилось это во времена стародавние. Когда и небо было выше, и вода чище. Жил в глуши ни старый, ни молодой, ни хромой, ни косой, веселый и озорной, одним словом – леший. И звали его Григорий. Был он не злой, но проказничать и шалить любил. Бывало, заманит путника в глушь, поводит, поводит по полянкам да по опушкам, по бурелому да молодому подлеску. Накричится бедолага «ау» вдоволь, до хрипоты. Тогда уж выведет его Григорий на поляну с грибами и ягодами. А тот довольный, что вышел и не заблудился, бывало, и забудет, за чем в лес-то шел.

И вот однажды встретил он в лесу девушку. Была она вроде и не красавица на лицо, да почувствовал он ее душевную красу. А чтоб она в лесу была подольше, он на ее пути прятал все грибы да ягоды. Так бродили они целый день по лесу. Но все-таки к вечеру вывел ее Григорий на поляну с ягодами и грибами, а потом и до деревни проводил. Полюбилась ему девушка. Стал Григорий по ней горевать да печалиться. Да потом исчез куда-то. А весною возле деревни появился родник с чистой и вкусной водой и народ с тех пор в лесу плутать перестал. Девушка та, прознав про родник, стала приходить к нему за водой, чтоб умыться. Вот так вот Григорий сумел стать ближе к любимой, ласкать ее лицо и руки. С тех пор прозвал народ родник Григорьевским».

Прекрасно обустроенный комплекс «Серебряное копытце» в Камышлове, где сошлись воедино и память о замечательном земляке П.П. Бажове, и предания уральской земли, и удивительное мастерство современных умельцев.

Это всего лишь сказ. Но есть живая традиция перед началом сенокоса обязательно приходить сюда и просить лешего Григория отводить от их покосов непогоду. Так же как и водою из него омывать новорожденных младенцев. И обычаю этому не один десяток лет, его хранили даже, когда власти боролись с любыми проявлениями суеверий. Сказка – ложь, да в ней намек… У каждого родника есть своя легенда, своя история, и передается она местными жителями из поколения в поколение. Все предания – разные, как и сами ключи и как они же, сказы светлы и чисты, и непременно рассказывают о вечной любви, о самоотверженной дружбе, о верности и преданности, которые должны сопутствовать человеческим чувствам.

Это ли не свидетельство святого отношения к воде на Руси! Маленькие светлые ключики, пульсирующие из глубины земли, кровь планеты, – питают все великие реки. И ведь совсем не случайно слова «род», «родня», «родной», «Родина» и «родник» имеют общий корень, символизируя связь людей с теми местами, где их корни, где исток их рода.
Есть и сугубо рациональное объяснение совершенно особого почитания родников. Как правило, подземная вода, бьющаяся в них, – вкусна и часто целебна. Потому наши предки так оберегали эти источники живой воды, потому и ставили над ними языческие капища или православные часовни, потому заповедовал эти места как святые. Но цивилизация изменяет природу. И сегодняшний мир уже реально ощущает дефицит чистой воды.

Мы дорого расплачиваемся за комфорт и удобства современной жизни. Экологическое состояние индустриально развитых районов близко к катастрофическому, страдают даже подземные воды. Эта беда не обошла стороной и Уральский край, чьи промышленные центры зачинались у рек и озер. Но при всем осознании (и декларировании) важности решения экологических проблем, у городских и областных властей чаще всего на природоохранные мероприятия денег не находится. Хотя, говорят – «было бы желание» или, что более модно (да и актуально) – «нужна политическая воля».

Вот, к примеру, обустройство родников в Свердловской области. Достаточно было счесть их «источниками нецентрализованного водоснабжения», создать решением областного правительства государственную целевую программу, и… нашлись источники финансирования: средства областного бюджета в рамках областной государственной целевой программы «Экология и природные ресурсы», деньги, предоставляемых муниципальным образованиям из бюджета области на решение местных экологических проблем, а также собственные средства организаций и граждан.

И вот интересно, с первого же года своей работы Программа помимо своей основной цели – «максимальное вовлечение в структуру питьевого водоснабжения природных подземных источников, их обустройство и грамотная эксплуатация, сохранение для настоящего и будущего поколения, а так же экологическое воспитание и просвещение» – начала решать массу иных задач. По мнению Вячеслава Сурганова, руководителя координационного совета по выполнению программы «Родники», это одна из немногих программ, где «объединяются все – государственная власть, муниципальное самоуправление, трудовые и детские коллективы, отдельные граждане, причем, любого возраста. Цели и задачи у них едины и результат общий. Обратная связь «народ – власть» на примере государственной программы «Родники» ощутима и убедительна».

За три года (2001-2003) в Свердловской области обустроено 1140 источников, в том числе 338 родников!

И в организации этих работ принимали участие все управленческие округа, 62 муниципальных образования области, областные министерства (природных ресурсов, общего и профессионального образования, социальной защиты), федеральные государственные предприятия «Уралгидроэкспедиция», «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в СО» (и его территориальные подразделения), объединение «Дворец молодежи», около 100 коммерческих и некоммерческих организаций.

Объединив такие силы, программа «Родники» скоро расширила радиус своего влияния. Теперь под ее опекой не только сам источник, но и территория, прилегающая к нему, своего рода показательная зона чистоты и порядка (зона санитарной охраны в радиусе 100 м от источников). Если это населенный пункт – значит, рядом не должно быть свалок, кривых заборов. Если лес – он должен быть не только чистым, но и сохранен в своей первозданности.

А председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев видит в этом и еще один добрый знак: «Мы всерьез взялись за обустройство родного края, задумались над тем, как возродить истоки наших традиций, возродить нравственные начала жизни. Радует, что с каждым годом все больше и больше детей участвуют в Программе. Если сейчас, на заре жизни, они осознают свою ответственность за мир, в котором живут, можно надеяться: они сберегут природную среду и для себя и для последующих поколений».

Действительно, сегодня среди тех, кто отыскивает, исследует, очищает, обустраивает природные источники, насчитывается уже более 350 детских и юношеских коллективов. К слову сказать, среди активных участников этой Программы ребята из приютов временного содержания. Наверное, для них участие в такой работе даже важнее, чем для их сверстников из благополучных семей.

Урал – родина людей многих национальностей и религий – русские, татары, марийцы; православные, мусульмане, язычники. И в истории этого края, и в Программе, о которой речь, всем нашлось место. Поэтому наряду с источниками, оформленными часовенками с христианскими крестами, мирно соседствуют обустроенные в исламских традициях. В оформлении источников «Саф чишма», «Салкын чишмэ» отразился национальный татарский колорит. А «Кюсе памаш» – издревле святой источник марийцев, который и сегодня служит местом их традиционного поклонения языческим богам.

Уральские родники вновь обретают свою неповторимость, теперь уже стараниями не природы, а человека. Впрочем, соловья баснями не кормят и лучше один раз увидеть… Увидеть и понять, что за простыми природоохранными мероприятиями часто открываются удивительные творения, несущие в себе глубокие размышления о смысле человеческой жизни, вечности, силе и красоте природы и нашей с нею неразрывной связи.

«В монастыре жила молодая монахиня Мария, смотревшая на окружающий ее мир из-под низко надвинутого на лоб черного платка ясными, голубыми как небо глазами. Как уж так случилось, но увидел эти манящие как омут глаза солдат Иван, увидел и полюбил. Сказ утаивает от нас подробности, как Иван умудрялся находить возможность видеться с Марией, как Мария ответила ему взаимностью, как проходили тайные свидания на берегу Исети. Но известен трагический конец этой любви.

Ивана отправили по службе далеко от Колчедана, он уехал, так и не узнав, что Мария ждет ребенка. Проливая слезы долгими ночами, надеялась Мария на чудо. Но время шло. Боясь огласки, позора, наказания, от тоски и разочарования пришла Мария однажды ночью на место их с Иваном тайных встреч и бросилась в темные воды Исети. А вскоре недалеко от того места забили сразу два ключа. Один побольше, другой поменьше. И народ говорит, что в них бьются два сердца – Марии и ее не рожденного ребенка. А может, это, наконец, соединились два влюбленных сердца – Ивана да Марьи?


Н. Токарева. Материал подготовлен при содействии Координационного совета
по выполнению программы «Родники» (Свердловская область).

Ф о т о а л ь б о м

X







Основан в 2008 году