Святой источник
    Вход Регистрация

tester

26 августа 2017 19:12

Родник «Паника», святой источник великомученицы Параскевы Пятницы у деревни Верхняя Козлань

Знающие люди пишут: "К сожалению всех тех, кто привык к святой чудодейственной водичке Паники, в зимнее время вода не идет совсем и только в апреле потихоньку пробивается. До замены старого навеса и проводки новых труб воду набирали постоянно, в любое время года напор был такой, что ёмкости для воды трудно было удержать. В настоящее время никто не занимается этой проблемой, у купели мусор, даже иконки, стоявшие внутри, исчезли."

 

tester

15 июля 2017 09:16

Родник «Печерский», святой источник Божией Матери у деревни Турово

223.  Турово  (там  же),  часовня  во  имя  Печерской  иконы  Божией  Матери, деревянная,  время  возникновения  неизвестно,   возобновлена  в  середине  XIX  века,  разрушена  в  конце  1930- начале  1940-х гг.,  вновь  построена  в  1996  году.

    Часовня  располагалась  к  северу  от  д. Турово,  у  дороги  на  деревню  Шалово,  в  глубокой  лощине  («пещере»),  над  родником,  истоком  ручья  Черного.  Когда-то  часовню  окружала  березовая  роща,  нынче  почти  полностью  вытесненная  хвойным  лесом.

    Предание   гласит: «В  урочище  Малой  Печорки  девочка-пастушка,  отправившаяся  сюда,  на  край  леса,  из  соседней  деревни  Турово  пасти  скот,  чудесным  явлением  Божией  Матери  была  избавлена  от  посягательств  некоего  крестьянина,  пожелавшего  напасть  на  нее,  но  остановленного  явлением  Самой  Пресвятой  Богородицы.  На  месте  явления  Пресвятой  Богородицы,  в  глубоком  лесном  овраге,  в  пещере,  местными  крестьянами  была  обретена  икона  Божией  Матери,  получившая  название  «Печерской»  и  открылся  св.  источник    с  кристально  чистой  целебной  водой.  Вскоре  над  ним  была  устроена  деревянная  часовня  Печерской  Божией  Матери,  где  и  была  помещена  икона…».

    В  этом  предании  ясно  чувствуются  отголоски  языческой  Руси.  Пастухи,  равно  как  и  рыбаки,  благодаря  своему  занятию,  прекрасно  «ведающие»  признаки  многих  природных  явлений,  в  первую  очередь  связанных  с  предсказанием  погоды,  считались  наделенными  особой  сакральностью,  способностью  общаться  с  потусторонними  силами.  В  христианскую  эпоху  именно  пастухам  и  рыбакам,  главным  образом,  и  открывались  чудесно  явленные  иконы.

    Женщины,  младенцы,  убогие  умом  также  наделялись  сверхъестественными  качествами,  способностью  общения  с  высшим  миром.  В  случае  с  явлением  Печерской  иконы  мы  видим  слияние  этих  персонажей  в  один – образ  девочки-пастушки.

    В  «Историко-статистических  сведениях  о  Санкт-Петербургской  епархии»  сказано,  что  в   Екатерининском  соборе  в г. Луге  с  1789  года  хранилась  особо  уважаемая  прихожанами  икона  Печерской  Божией  матери,  перенесенная  сюда  из  деревянной  часовни,  находившейся  в  5  верстах  от  Луги  в  Смешинском  приходе.  Это  значит, что  часовня  в  Малой  Печорке  существовала  еще  до  основания  г. Луги.

    Народная  традиция  и  предание  связывает  существующее  почитание  Печерского  образа  Божией  Матери  с  иконой  Успения  Пресвятой  Богородицы  в  Лужском  Казанской  соборе,переданный сюда в годы войны..  Образ  этот,  вероятно,  следует  датировать  временем  не  позже  XVI  века.По мнению И.В.Попова её и следует считать"той самой  Печерской  явленной  иконой  Божией  Матери".

    Древность  иконы  из  Казанской  церкви  не  вызывает  сомнения.  Но,  к  сожалению,  она  не  могла  быть  той  самой  явленной  в  Печерке  иконой,  которая  позже  хранилась  в  Лужском  Екатерининском соборе  в  серебряной  вызолоченной  ризе.  Какой  была  явленная  икона,  свидетельствует  картина  художника  Н.Ф. Роота  «Праздник  явленной  иконы  у  Печер  близ  Луги»,  написанная  в  1900 г.  В  центре  картина  здесь,  если внимательно  приглядеться,  можно  отчетливо  увидеть  киот  с  помещенной  в  нем  иконой,  изображающей  Богоматерь  с  младенцем,  но  никак  не  сцену  Успения  Богородицы.  Есть  несколько  свидетельств,  что  празднование  в  Печерке  совершалось  с  присутствием  чудоявленного  здесь  образа  Божией  матери.

    В  1849  г.  в  целях  возобновления  Печерской  часовни,  ее  проект  был  направлен  митрополитом  Новгородским  и   Петербургским  Никанором  на  рассмотрение  в  столичный  Департамент  проектов  и  смет.  Автором  проекта  был  уже  известный  нам  по  Городцу  и  Сяберо  архитектор   Петр  Лукашевич.  Проект  представлял  собой  квадратную  в  плане  постройку,  окруженную  галереей   на  шести  квадратного  сечения  опорах  по  каждой  стороне.   Часовня  и  галерея   перекрыты  общей  четырехскатной  кровлей  с  восьмигранным барабаном  с  купольным  завершением,  увенчанным  большим  крестом.  Второй,  малый  крест,  размещался  на  аттике   западного  фасада  над  входом  на  галерею.  И  в  этом  проекте  П. Лукашевич  остался  верным  стилю  классицизма, уже  вышедшему  из  моды.

    К  проекту  прилагался  план  местности  «на  которой  предположено  возобновить  часовню  во  имя  Печерской  Божией  Матери  близ  деревни  Турово». На  плане  часовня  показана  установленной  над  истоком  ручья,  в  тесной  лощине,  образованной  склонами  косогора.  Надпись,  указывающая,  что  это  именно  проект  часовни  Печерской  Божией  Матери  есть  и  на  чертеже  с  планом  и  фасадом  часовни.

    Исправленный  и  утвержденный  проект  был  отослан  адресату  7  мая  1850  года  для  воплощения.

    Неизвестно,  какие  исправления  были  внесены  в  проект,  но  если  на  картине  Роота  часовня  показана  в  соответствии  с  этими поправками,  то  вряд  ли  они  улучшили  художественный  вид  часовни.  Вместо  центрической  «под  купол»  постройки,  часовня  приобрела  вид  вытянутого  прямоугольника.  Четырехскатная  кровля  оказалась  замененной  на  двускатную,  по  центру  конька  которой  был  врезан  низкий  восьмигранный  барабан,  над  которым  на  узком  столбике  возвышалась  скромная  луковичная  главка.

    В  одном  часовня,  безусловно,  выиграла,  стала  более  соответствовать  характеру  местности  и  народным  традициям.

    В  «Историко-статистических  сведениях  о  Санкт-Петербургской  епархии»  сказано,  что  в  пятницу  1-й  седьмицы  Петрова  поста  устраивался  крестный  ход  «к  Пещерской  часовне,  где  явилась  икона  Божией  Матери.  Часовня  находится  близ  деревни  Турова,  во  имя  свт. Николая,  построенная  помещицею Варварой   Кишкиною  и  крестьянином  деревни  Гобжиц  Перечецкого  прихода  Тимофеем  Власовым,  в  1851  г.  Часовня  стоит  в  глубокой  пещере  (почему  и названа  «Пещерной»)  и  окружена  березами; под  часовнею – ключ  чистой  воды, а  несколько  подальше – купальня  с  водою,  которая  считается  целебною».

    По  нашему  мнению  в  этом  сообщении  смешались  сведения  о  двух  туровских  часовен:  той,  что  была  поставлена  по  месту  явления  образа  Божией  Матери  и  другой,  построенной  на  месте   бывшей  в  Турово  церкви  во  имя  Николая  Чудотворца  (см. выше). Только  этим  можно  объяснить  приведенное  в  данной  книге  название  Печерской  часовни,  как  Никольской.

    В  начале  ХХ  века  Печерская  часовня  была  основательно  поновлена,  убрана  под  четырехскатную  высокую  кровлю  на  резных  столбах,  украсилась  подкарнизными  досками  с  зубчатой  бахромой.  Такой  часовня  представлена  на  одной  из  открыток  1910-х гг.

    К  этому  времени  почитание  образа  Печерской  иконы  Божией  Матери  приобрело  общеепархиальный  характер,  сопровождалось  совершением Крестного  хода  на  св. источник  и  архиерейским  богослужением  в  Лужском  Воскресенском  соборе.  Празднование  «Печерок»  приходилось  на  последнюю  пятницу  перед  Петровым  постом,  т.е.  на  22  мая  (4  июня).  Кроме  того,  в Луге  и  в  Турове  открывались  т.н.  печерские  ярмарки.  Они  проходили  в  зависимости  от  празднования  Пасхи  либо  в  конце  мая,  либо  в  первой  половине  июня.  

    Печерская  часовня  была  разрушена  в  конце  1930 – начале  1940-х гг.  Однако,  народное  почитание  св. источника  продолжалось,  не  иссякло,  дожило  до  нынешнего  времени.

    Часовня  над  св. источником  вновь  поднялась  летом  1996 г.  Вот,  что  рассказывал  об  этом  один  из  инициаторов  ее  воссоздания  лужский  старожил, человек  замечательного  художественного  и  литературного  таланта  Николай  Андреевич  Павлючук, к сожалению,  уже  ушедший  из  жизни: 

     -  У  нас  давно  родилась  эта  мечта – поставить  часовню, - рассказывает  Николай  Андреевич  Павлючук,  и  вот  нынче  мы  ее  осуществили.  Собрались  группой:  Николай  Алексеевич  Колесников,  Петр  Ильич  Сиваков,  Борис  Васильевич  Васильев,  другие  активные  прихожане  Луги – и  своими  силами,  на свои  деньги  построили  часовенку…

    Очень  скромное  это  сооружение:  на  четырех  опорах – маленький  куполок.  Но  когда  в  лесу  из-за  густых  елок  показывается  сначала  крест,  а  потом  и  вся  часовня,  стоящая  на  дне  оврага,  сердце  замирает…

    Восстановленная  часовня  была  освящена  14  мая  1996  г.  благочинным  Лужского  округа  протоиреем  Н.В. Денисенко.  Он  же  возглавляет  крестные  ходы  из  Луги  в  Печерку,  вновь  ставшие  ежегодными.

    В  1999  г.  на  Печерском  источнике  была  восстановлена  и  освящена  купальня.  Восстановили  ее  на  пожертвования  лужан – Олега  Алексеевича  Мельникова  и  Николая  Михайловича  Тищенко.
 
Источник: Носков А.В., Набокина О.В. Храмы Лужского района Ленинградской области.

 

tester

7 июля 2017 12:08

Родник, святой источник Успения Пресвятой Богородицы у деревни Заручье

К Святыням района относятся чтимые источники. Один из них находился близ д. Гаянщина, на дороге Успенского Крестного хода из прихода Иван Ручий. Он был осиян Крестом, на который клались рушники.

Есть чтимые источники близ д. Плешево (ниже Пещер). Это т. н. «Подцветы», — «Серебряный», «Медный» и «Железный». Их вода «от глаз и сыпей». От сыпей же источник у моста ч/з р. Кушелка, бл. д. Попкова Гора. Этим летом отделали источники в дд. Заборожка и Гусева Гора; собирались поставить крест к «Никольскому ключку» в д. Ликовское.

До сих пор чтится всеми источник Иван Ручий. Над ним, близ кладбища, руины фундамента храма во имя Рождества Иоанна Предтечи. Один из местников, проживающий сегодня в Белоруссии, произвел со мной и братом росчисть фундамента. На следующий приезд решено установить памятный Крест. До той поры выложили кирпичный крест в алтаре. На Ручье имеется традиция приезда свадебных поездов. Вода – «от глаз и сыпей», на Иванов день.

 

tester

6 апреля 2017 11:36

Богородский родник, святой источник иконы Божией Матери «Казанская» на горе «Маяк», у села Сиделькино

Богородицкий ключ на горе Маяк известен немногим - только в селах Сиделькино и Старом Эштебенькино. Это старые села, основанные триста лет назад. В этих селах веками вместе живут русские, считающие себя потомками донских казаков, мордва-эрзя, чуваши, татары - во многих семьях еще под иконами в красном углу в потайных сундучках хранятся идолы-ирихи. Есть в этих селах старообрядцы - сейчас их осталось несколько семей, они принадлежат к Спасову толку и к Древлеправославной церкви. Именно они и почитают особо Маяцкий родник - многие его зовут даже Кулугурским моляном. Добираться до родника трудно - через горы Матросский Угол и Волчья Карта, по лесной чаще - дороги туда нет. 

В этих местах, на правой окраине обширного Тарханского леса, водятся волки и кабаны, и особенно кишат в оврагах гадюки. Мордва и чуваши считают, что гадюки и охраняют святые места от чужих.

Староверы и многие православные отправляются на Маяк в ночь на Троицу - с иконами, молиться об усопших, особенно о тех, кто умер в грехах и без покаяния. Вода с Маяка - очень холодная, прозрачная - "бела вода", как в Сиделькино зовут, считается святой и предохраняет от дурного глаза. Считается, что колдуны ее боятся.

Раньше, как говорят, на роднике стояла кулугурская (то есть, старообрядческая) часовенка, потом она сгнила и развалилась, а новой не поставили. Особенно же почитают чудесные камни из того родника. Старообрядцы ищут на них таинственные знаки.

В тех местах, в Тарханском лесу, остались еще в глуши и настоящие языческие моляны, под старыми дубами, и на пересохших озерах, - где, как говорят, еще стоят иногда идолы, рубленные топорами, и водится нечистая сила. 

Родник этот находится под покровительством Богородицы. По другим сведениям родник был обретен в 1903 году на месте явления либо Казанской иконы Божией Матери, либо здесь явилась Сама Пресвятая Богородица. Тогда же на этом святом месте была воздвигнута часовня. В годы безбожия часовню разрушили, а к роднику, местные власти запрещали приходить и со временем он был заброшен. 

 

tester

11 марта 2011 00:56

Родник, святой источник блаженного Лаврентия Калужского город Калуга

Местные дорогу объяснили:

Лаврентьевский родник находится в подзавалье. Едете по телевизионной. сворачиваете на широкою перед рощей налево (едете от вышки), далее все время вниз и вниз. После скверика у 20 школы будет резкий спуск с поворотом вправо, вот в конце этого спуска есть еще отворотик вправо, увидите. Зимой без шипов туда лучше не суваться. Можно также проехать туда через деревню Белую и Черносвитино

 

Назад Вперед


Основан в 2008 году