Святой источник
    Вход Регистрация

   

» » Страница 13


ЖИТИЕ ПРЕОСВЯЩЕННОГО АВВАКУМА, ЕПИСКОПА СТАРОУФИМСКОГО (1892—1937)

ЖИТИЕ ПРЕОСВЯЩЕННОГО АВВАКУМА, ЕПИСКОПА СТАРОУФИМСКОГО (1892—1937)


    ЖИТИЕ ПРЕОСВЯЩЕННОГО АВВАКУМА, ЕПИСКОПА СТАРОУФИМСКОГО (1892—1937)Владыка Аввакум родился в губернском городе Уфе. В Метрической книге Спасской церкви града Уфы за 1892 г. имеется запись: “имя младенца — Григорий; родился 20 мая 1892 г., крещен 30 мая того же года. Родители: проживающий в г. Уфе Елабужский мещанин Антон Ианнуариевич Боровков и законная жена его Мария Филипповна, оба православного вероисповедания. Восприемники: проживающий в г. Киеве помощник прозектора кафедры анатомии Университета св. Владимира Николай Николаевич Михайлов и дочь Елабужского мещанина девица Юлия Антоновна Боровкова. Таинство совершил священник Николай Геллертов. Диакон — Михаил Тимашев”. (ЦГИА РБ, ф. И-294, он. 2, д. 3).Григорий Боровков в 1911 году окончил Уфимскую гимназию и в следующем, 1912, году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета, который окончил в 1917 г. Для 25-летнего математика трудовая жизнь началась в стране, болезненно переживавшей разрушение вековых отечественных устоев. 1917 год был началом жестоких гонений на Православную Церковь и ее верных чад.По окончании университета Григорий Антонович Боровков вернулся в Уфу, где давал частные уроки по математике. В 1918 г. он стал преподавателем Промышленно-экономического техникума (бывшее Коммерческое училище). Педагогическая деятельность в техникуме продолжалась до декабря 1922 г. (в 1919—20 гг. был перерыв в полтора года).Весной 1919 г. Григорий Боровков был рукоположен в диакона епископом Андреем (Ухтомским), с которым был знаком с 1916 г. Священнослужение он совмещал с преподавательской деятельностью. В августе 1921 г. был приглашен вести уроки физики во 2-ой Советской школе 2-й ступени (Следственное дело 1922—23 гг. № В-19 497, л.12).

СВЯТОЙ СТИЛИАН

СВЯТОЙ СТИЛИАН


    СВЯТОЙ СТИЛИАН"Однажды я проходил мимо церквушки святого Стилиана, что находится в восточной части Афин, неподалеку от монастыря святого Иоанна Карейского. Это было 26 ноября, в день памяти святого Стилиана, который является престольным праздником той древней, расположенной в живописном местечке церкви.С удивлением я заметил, как, несмотря на сильный холод, туда приносили сотни маленьких детей из близлежащей округи, а также из всех районов Афин.Я поинтересовался, что происходит, и мне ответили: святой Стилиан - покровитель детей, поэтому родители приносят их сюда в день праздника причастить своих деток с упованием на то, что святой Стилиан и в следующий год сохранит их целыми и невредимыми.Тогда я вспомнил, что, действительно, святой Стилиан воспринял от Господа особенную благодать - покровительства над малыми детками. Как и почему вы узнаете из ниже следующего повествования.* * *Святой Стилиан родился в Пафлагонии в Малой Азии, между 400 и 500 годами после Рождества Христова. Он был благословен от чрева матери своей, и чем старше становился, тем в большей мере по милости Божией Дух Святой поселялся в нем.С детского возраста он выказывал редкое устремление к святой жизни. Как и все, он был ребенок, потом юношей, имел плоть, как все мы плоть, но всегда хранил в чистоте свой дух и душу.Он не позволял воцариться в душе никакой земной страсти - ни сребролюбию, ведущему к гибели, ничему иному. Силой и милостью Божьей он отражал все хитрости тленной и временной жизни. Его душа звала к подвигу и добродетели. Его чистое и верное сердце прислушивалось к зову души. Достигнут совершеннолетия, святой Стилиан раздал свое имущество бедным. И когда ничего не осталось от отцовского наследства, преисполненный облегчения и радости, сказал: "Я скинул тяжелый якорь, который держал меня на привязи желаний моего падшего тела. Отныне открыт передо мной путь к истинной жизни".После этого святой Стилиан принял монашеский постриг в одном из малоазийских монастырей. Высоту его подвига, поста, молитвы, бдения трудно описать словами. Благодаря суровой аскезе стяжал святой Стилиан добродетели нестяжательности, чистоты и послушания. Никакого имущества у него не осталось, он жил в простоте и нищете. Свою душу соблюдал чистотой "от всякой грязи плоти и духа". Он отражал натиски врага, дабы не коснулся его нечистый грех и хранил в уме слова Господа: "Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят". Он старался во всем отсечь свою волю, основанную на эгоизме, и исполнять волю своего Старца. В монастыре он боролся против трех врагов - беса, мира, плоти.Желая еще ближе подойти к совершенству, он распрощался с братьями и удалился в безлюдную пустыню, где поселился в пещере. Дни и нощи он проводил в молитве и славословии Бога, созерцая вокруг творения Его - неисчислимые звезды небесные, солнце, животных, природу. И вместе с паслмопевцем Давидом восклицал: "Яко возвеличишася дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси. Исполнися земля твари Твоея". Две книги читал он непрерывно - книгу природы и Священное Писание.Многие годы подвижнической жизни провел он в пустыне, когда Господь решил явить людям сего "светильника светла". Повсюду разнеслась молва о святости отшельника. И толпы людей с разных концов земли, с верой и благочестием, потянулись к его пещере. Он утешал плачущих, ободрял отчаявшихся, грешников приводил к покаянию.Глубоко запали в душу святому Стилиану евангельские слова: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18,1-4). И правда: дети незлобивы. Отец накажет ребенка, а тот поплачет и придет к нему снова; или дети подерутся, а через несколько минут уже опять играют вместе. Господь, зная о горячем желании Стилиана стяжать детскую веру, даровал ему благодать покровительства малышам. Матери из близлежащих городов и деревень, издалека приносили ему своих больных детей, и святой исцелял их. Они днями шли по пустыни, чтобы отыскать в ней его пещеру. Достигнув пещеры, они падали перед святым на колени, славили Бога и молили о своем ребенке. Святой Стилиан брал его на руки и со слезами просил у Бога исцеления. И всегда получал его. Кроме того, по молитвам святого бесплодные женщины становились многодетными матерями. Даже после успения святого женщины, прибегавшие к иконе святого Стилиана, всегда получали исцеление от болезни бесплодия.Преставился святой Стилиан ко Господу в глубокой старости, и был почитаем во всем христианском мире. В Малой Азии, Греции, на Кипре освящали в его честь храмы.Имя Стилиан (греч. "столп") происходит от глагола "стилоно", что значит "укреплять", "поддерживать" здоровье детей. На иконе святой изображается держащим на руках спеленутого младенца. Память святого Стилиана в Греции празднуется 26 ноября".Тропарь, глас третий, подобен "Божия веры"Столп воодушевленный воздержания, столп неколебимый Церкве, Стилиане, соделался еси, блаженне. Господу от юности вверился еси, обиталище Духа явился еси, отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.Кондак, глас четвертый, "Вознесыйся на крест"От утробы матерния освятивыйся, яко Божественный Самуил, богоносне, подвижнически Христа Бога прославил еси. Темже исцелений показался еси кладязь и предстатель божественный отроков и младенцев, Христос бо тя светло славит, Егоже измлада, Стилиане, прославил еси.Подготовлено по книге архимандрита Харалампия Д. Василопулоса "Святой Стилиан", Афины, 2000

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГИЯ ИОАННОВИЧА ГОЛОЩАПОВА

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГИЯ ИОАННОВИЧА ГОЛОЩАПОВА


    ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГИЯ ИОАННОВИЧА ГОЛОЩАПОВАПротоиерей Сергий родился 6 июня 1882 г. в подмосковном поселке Баньки (близь Павшино), где располагалась Знаменская мануфактура Полякова. На этой фабрике отец его работал художником по тканям[1]. Вскоре после рождения сына он переехал со всей своей многодетной семьей (было пятеро детей) в село Алексеевское. Сейчас это район Москвы. По причине болезни отец лишился работы, и семья жила в большой нужде. Но нравственная атмосфера была здоровой. Семью объединяла и укрепляла глубокая религиозность. Об этом писал Сергей Голощапов в замечательном очерке, посвященном отцу Иоанну Кронштадтскому: «Я был еще ребенком, когда в нашем доме впервые узнали о дивном пастыре. Однажды моя мать пришла от своей хорошей знакомой и сказала: «вот, что говорила мне Т. В. В Кронштадте, за Петербургом, есть необыкновенный священник о. Иоанн. Его окружают толпы народа; он раздает деньги бедным, предсказывает будущее и исцеляет больных. Народ окружает его тысячами». Как сейчас помню нашу маленькую квартирку, где весть об о. Иоанне впервые коснулась моего слуха, проникла в сердце, в самую душу и там глубоко запала. О нем говорили часто наши родные и знакомые, о нем неслись печатью и устно новые и новые вести, ходило много толков в народе, и с той же поры мысль об отце Иоанне Кронштадском уже не покидала ни меня, ни всех других членов нашей семьи»[2]. Из этих же воспоминаний мы узнаем, что мать в нуждах часто прибегала к молитве и научила своего сына: «Часто заочно моя мать обращалась к нему с горячей просьбой о том или другом деле за нас пред престолом Божиим. При этом говорила она, что замечала, когда о чем попросит его, то исполняется. Этой заочной просьбе к нему она и меня научила. И пишущий эти строки сам много раз просив о чем-либо заочно молитв о. Иоанна, получал желаемое». С наступлением отроческого возраста Сергий был отдан в школу. Законоучитель, увидевший религиозную настроенность мальчика, посоветовал отдать его в Заиконоспасское духовное училище. Успешно окончив его, Сергий поступил в Московскую духовную семинарию. Учась в последнем классе, он сподобился особого счастья прислуживать в алтаре во время Божественной литургии, которую служил св. праведный Иоанн Кронштадтский. «О, Боже, можно ли описать то состояние, в котором находился я во время этой литургии, совершаемой о. Иоанном! Это было что-то, поистине не обыкновенное, невыразимое, что можно было чувствовать, воспринимать непосредственно душою»[3].

О ВАЛААМСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

О ВАЛААМСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


    О ВАЛААМСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИПри взгляде на икону, называемую «Местная Валаамская», убеждаешься в скупости ее выразительных средств: нет ни одной лишней детали; заметен только вызолоченный фон и, вместо обычного позема, облако. Даже привычные для того времени двуцветная красно-голубая опушь и пестрый орнамент на полях практически отсутствуют, если не считать мелко продавленных по левкасу узоров.И это понятно, ибо икона написана монахом.Монастырская аскетическая практика подвигала изографа – иеромонаха Алипия (Константинова) – к поиску аскетического языка живописи.Тем не менее, вкусы XIX столетия диктовали академическую манеру исполнения, доходившую до натурализма.Одно приходило в противоречие с другим. «Живоподобный» стиль оборачивался апорией. Иконописцу хотелось Богородицу представить в мистическом плане (отсюда под ногами у Нее облако – символ прикровения и одновременно откровения Божества), но выражал он свою идею на языке мирской живописи, т. е. категории трансцендентного пытался пояснить категориями имманентного.Не стоит здесь говорить об особом «валаамском стиле», присвоенном данной иконе.[1] Подобная мысль произвольна и ни на чем не основана. В конце XIX в. таких (стилистически) икон – несчетное множество. И писались они по всей России. Разница состояла лишь в мастерстве изографов. Но оно еще не есть стиль; речь можно вести только об отличии манер. Будет беда, если в иконописи появится «плюрализм» стилей, ибо икона – неотъемлемая часть богослужения, выражающая его образно. Новый стиль – это новое мировоззрение. И оно не могло быть «особым», «валаамским» у иеромонаха Алипия. Л. А. Успенский существенно заметил: «Стиль» иконы был достоянием всего христианского мира на протяжении тысячи лет его истории, как на Востоке, так и на Западе: другого «стиля» не было. Сам этот “стиль” и чистота его обуславливается православием, более или менее целостным усвоением откровения. И язык этот естественно подвержен изменениям, но изменениям внутри иконного “стиля”, как мы видим это на протяжении почти двухтысячелетней его истории”.[2] Возражать со ссылкой на чудотворность образа – бессмысленно. Сегодня мироточат иконы типографского производства. Не по заслугам же типографии! Чудо творит не икона… Чудо – тайна Божия. Церковь учит, что оно творится благодатью через икону для спасения человека. “Бог может творить чудеса и помимо икон, так же как Он и “недостойными действует”, как творит чудеса и силами природы…

ЖИТИЕ МУЧЕНИКА ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВИЧА ПОГОЖЕВА (ПОСЕЛЯНИНА)

ЖИТИЕ МУЧЕНИКА ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВИЧА ПОГОЖЕВА (ПОСЕЛЯНИНА)


    Яркий и плодовитый духовный писатель Евгений Николаевич Погожев, публиковавшийся под псевдонимом Поселянин, принявший в годы гонения на Православную Церковь смерть за веру, родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Москве.Отец его Николай Александрович (ум. в 1902 году) работая врачом-терапевтом, заслужил личное дворянство. Мать Лидия Николаевна была из знатной семьи; ее восприемниками были генерал от инфантерии Д. С. Левшин и княгиня Н. В. Оболенская.



Основан в 2008 году