Святой источник
    Вход Регистрация

   

» » Страница 14


ЖИТИЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ХУСТЫ И РУФИНЫ

ЖИТИЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ХУСТЫ И РУФИНЫ


    ЖИТИЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ХУСТЫ И РУФИНЫСвятые мученицы сестры Хуста и Руфина родились в Севилье в 268 и 270 годах, святая Хуста была на два года старше своей сестры. Семья Руфинов была знатной и знаменитой, хотя ее члены не занимали никакой государственной должности и жили уединенно и скромно. Тем не менее, родители с самого детства своих дочерей, позаботились о том, чтобы они получили хорошее образование, отдав их на обучение лучшим учителям. В то же время, именно в семье они получили самое главное образование, потому что родители научили сестер страху Божию и привили любовь к добродетели.Именно родители научили дочерей молиться каждый день Богу и Его Пресвятой Матери и открывать Ей свое сердце. Родители научили Хусту и Руфину любить Господа Иисуса Христа, Которому сестры посвятили свое девство и Которого любили всем сердцем.Сестры были еще совсем маленькими, когда умерли их родители и они остались сиротами. Благочестивый епископ города, большой друг семьи, понимая всю трудность положения девочек, заботился о них и часто посещал их дом, чтобы укрепить их на пути добродетели. Он также посоветовал им найти какую-нибудь работу, чтобы честным трудом зарабатывать на жизнь. Следуя советам епископа и других друзей, вложив собственные сбережения, сестры открыли в Пуэрта де Триана торговлю гончарными изделиями. Оставшиеся без родителей девушки должны были учиться зарабатывать на жизнь как взрослые. Окружение не благоприятствовало им, ведь они были христианки, а христиане тогда преследовались и подвергались смерти. Чтобы духовно укрепить себя, они каждый день начинали с посещения литургии и много времени отдавали молитве. Утренние молитвы и ежедневное чтение Евангелия больше всего укрепляли сестер. День они проводили за делами в лавке и домашним хозяйством. Особенно внимательно они относились к бедным, много жертвуя им из своих средств. Тем не менее, их главной заботой было обращение язычников. Они постоянно молились за них и всегда, когда представлялась возможность проповедовали неверующим язычникам Евангелие и учили их основам христианской веры. Сами христиане после общения с сестрами чувствовали в себе большее усердие к вере и горение духа, и некоторые настолько вдохновлялись, что были готовы принять мученическую смерть за Христа. Когда гонения усиливались, многие христиане друзья приходили к сестрам в лавку, чтобы помочь друг другу и духовно укрепиться в тайной от посторонних глаз молитве и покаянии, чтобы приготовить себя к тому, к чему призывал их Господь.

СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ В СУДЬБАХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ В СУДЬБАХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ


    Некогда святой апостол Павел, простираясь с проповедью Евангелия из одной страны в другую, дошел до предела, который положила природа между двумя частями света – остановился в Троаде, на берегу пролива, отделяющего Азию от Европы. Здесь явился ему в сновидении один из жителей Европейского берега, македонянин, и звал апостола на помощь к себе в Македонию (Деян. 16:8-10).

ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФРОСИН ПСКОВСКИЙ (ПАМЯТЬ 15/28 МАЯ)

ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФРОСИН ПСКОВСКИЙ (ПАМЯТЬ 15/28 МАЯ)


    ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФРОСИН ПСКОВСКИЙ (ПАМЯТЬ 15/28 МАЯ)В богатом прошлом нашего Отечества есть события и люди, без которых невозможно представить себе его нынешнего состояния, так же, впрочем, как нельзя осознать в полной мере глубинные течения духовной истории Отчизны без знания истории Русской Православной Церкви, ее событий и лиц. А, говоря о духовном и историческом становлении русского народа, нельзя умолчать об истории его святости, его святых. Именно поэтому о жизни тех, кто сделался, по словам апостола Петра, причастником «рода избранного, царственного священства, народа святого, людей, взятых в удел» (1 Пет. 2:9) написано и сказано много. Но парадокс (ставший, к сожалению, уже закономерностью) состоит в том, что чем больше говорится о давно минувшем историческом событии или личности, тем меньше реальных, живых очертаний угадываем мы в них. Это и понятно: ведь чем распространеннее факт, тем чаще становится он легким достоянием тех, кто предпочитает повторять уже известное, зачастую «украшая» его собственными, порой не слишком убедительными, а порой и противоречащими историческим фактам домыслами, кто не слишком заботится по-новому, всесторонне осознать древнее свидетельство, согласовать его с уже известными показаниями и новыми открытиями. Таким образом, история профанируется и, в худшем смысле этого слова, беллетризуется, а в конечном итоге о многих вещах люди, интересующиеся историей, знают лишь понаслышке, получают сведения из третьих и к тому же не слишком заботливых рук.Не минуло такой участи и знание о святом Евфросине Псковском — преподобном подвижнике, писателе. Интерес к его личности вызван тем, что во многих своих начинаниях к нему можно применить эпитет «первый»: он был первым псковским пустынножителем, он первым основал действительный общежительный «богорадный» монастырь (т.е. без обязательного вклада при поступлении в него — «Бога ради»), он первым написал письменный устав для иноков (подобные письменные уставы стали появляться только с конца XV века, уже после устава, написанного Евфросином), он был в числе немногих, кто, живя в эпоху отступления от Православия и падения Византийской империи, не сомневался в авторитете Византийской Церкви в делах веры и церковной практики. Основанная им обитель, пожалуй, единственная в истории Русской Православной Церкви была названа мирским именем ее основателя — Спасо-Елеазаров, а не Евфросинов, монастырь. Он единственный, чья личность была столь спорной, что вызвала молчаливое развенчание его из общероссийских святых (без каких-либо объяснений и расследований со стороны священноначалия, в отличие, например, от Анны Кашинской), а потом такое же незаметное включение его в общероссийские святцы… Этот перечень можно продолжать, однако не многие даже знают это имя, не говоря уже о ведении основных событий его земной жизни, значении его трудов и подвигов. Ведь отношение к преподобному Евфросину на всем протяжении времени, от дней его жизни в основанной им обители и блаженной кончины в конце XV столетия вплоть до нашего века, остается неоднозначным. Многие связывают его имя со старообрядческим расколом, даже не подозревая о том, что он жил за двести лет до этого события.Прежде чем приступить непосредственно к слову о святом Евфросине, коснемся истории самого монашеского делания в Псковской земле на примере Рождество-Богородицкого Снетогорского монастыря. Он представляет интерес для нас тем, что именно в нем принял монашеский постриг преподобный Евфросин.В конце XIV века архиепископ Суздальский Дионисий впервые попытался провести в Псковской земле реформу монастырской жизни (ок. 1382 г.), избрав для этого один из самых богатых и значимых монастырей — Снетогорский. Суть реформы, у истоков которой стояли святитель Московский Алексий, преподобный Сергий Радонежский и сам святитель Суздальский Дионисий, сводилась к распространению нового типа монастырей, основанных на «общем житии» и общежительном уставе. Наименование в то время монастыря «общежительным» еще не означало, что монахи действительно соблюдали его основы. В «общеживущем» монастыре у монахов было свое имущество, а в основе общего хозяйства монастыря лежали деньги, составляющие вклад при поступлении в монастырь (т. наз. «вкуп», т.е. паевой взнос монахов). Благодаря тому, что монахи вносили денежную сумму, они сознавали свою независимость и не только не исполняли прямых своих обязанностей («не хотели ни в церковь ходить, ни в кельи своей молиться»), но даже нанимали слуг, на которых возлагали всю черную монастырскую работу, общежитие «состояло у них лишь в одном общем житии монахов в стенах монастыря».Важно отметить здесь тот факт, что, как и начало общежительной реформы митрополита Алексия и преподобного Сергия Радонежского, так и ее «поновление» в Пскове происходит с санкции Константинопольского Патриарха, т.к. архиепископ Дионисий прибыл в Псков как представитель, экзарх Вселенского Патриарха. Это видно из его грамоты: «яко же заповеда всесвятый патриарх вселенскый… посланием всесвятаго патриарха вселенскаго… благослових от вселенскага патриарха… по повелению всесвятаго патриарха вселенскаго» — каждый из этих оборотов встречается в грамоте по несколько раз.

БУНКЕРНЫЙ ХРАМ

БУНКЕРНЫЙ ХРАМ


    БУНКЕРНЫЙ ХРАМДавно уже стерты с лица земли страшные следы разрухи и войн прошлого столетия: восстановлены разбомбленные города, заросли травой поля сражений. Но до сих пор сохранились кое-где – в память потомкам и для изучения историкам - оборонительные и стратегически важные сооружения. Одно из них - так называемый, Ворошиловский бункер. Он был построен в Виннице еще в 1930-х годы. Пещерный лабиринт на берегу Южного Буга в самом центре Винницы выдолбили для того, чтобы обустроить в нем секретный штаб тогдашнего наркома обороны Советского Союза Климента Ворошилова. Тогда никто не мог предположить, какая судьба ждет эти сооружения. И вот, два года назад в одном из служебных помещений этого бункера был устроен храм, посвященный святому апостолу Петру. Там же теперь действует православный приход.– Пещеры эти строились в 1937-м году и строили их смертники, – рассказывает настоятель прихода священник Алексей Волков. – Думаю, каждому понятно, кто был тогда смертником – это была интеллигенция, монахи, духовенство, верующие люди... Очевидно, их здесь же и казнили, поскольку в традициях НКВД было расстреливать на месте. Так тоталитарный режим избавлялся от свидетелей, которые могли бы передать какую-то информацию об этом сверхсекретном объекте. Тогда же рядом с пещерами построили один из крупнейших военных домов отдыха, ставший позднее военным санаторием. Лечебное заведение возникло совсем не случайно, а с хорошо продуманной стратегической целью. – Этот санаторий выполнял здесь функции прикрытия, – говорит настоятель. – Если у кого-то мог возникнуть вопрос: а что это Климент Ефремович (Ворошилов – С.Б.) так часто делает в Виннице, на это уже был готов идеальный ответ: он здесь отдыхает. Помещение, где сегодня расположен храм в честь апостола Петра, в свое время предназначалось для караула, охранявшего территорию. Сегодня небольшая церковь вмещает почти сотню прихожан, и за неполные два года с начала деятельности прихода стала одним из любимых мест верующих винничан. Местная община намерена со временем полностью освоить соседние пещеры. Кто видел это место лишь извне, даже не может вообразить с каким размахом инженерно-строительной мысли построен бункер. Массивная дверь, отделяющая подземелье от внешнего мира, словно свидетельствует о том, какая секретная роль отводилась этому объекту в недавнем прошлом. Во время Великой Отечественной войны бункер занимал один из ближайших соратников Гитлера – фельдмаршал Кейтель. Можно лишь догадываться о том, что видели и слышали эти стены за первое десятилетие своего существования: здесь решались вопросы мирового масштаба. После войны вплоть до 1982 года здесь располагался штаб 52-й Воздушной армии. С 82-го года военные по каким-то причинам оставили эти пещеры. А два года назад это место было превращено верующими в дом Божий. Внутри пещер сегодня пока что царит разруха. За двадцать последних лет отсюда было вынесено и вырвано все, что можно. Но длинные коридоры и многочисленные комнаты невольно вселяют в посетителя мистический трепет: все убытки и разрушения не смогли умалить мощь этих пещер, выдолбленных отбойными молотками в сплошном граните. В комнатах пещерного лабиринта планируется разместить все службы, необходимые для нормально жизни и деятельности современного православного прихода, а именно: библиотеку, воскресную школу, трапезную, крестильную и даже... интернет-зал. Кстати, пещерный храм, который будет находиться в одной из комнат, согласно церковному уставу, направлен на восток. Об этом также позаботился настоятель. Нужная сторона света была определена с помощью компаса. Пока же большинство планов еще не воплощено, действующий приход духовно окормляет и местный военный санаторий, и город. Военные годы особенно тяжело сказались на украинском Подолье и, в частности, на Винничине. Винница вошла в историю войны тем, что именно в ее предместье была расположена ставка Гитлера – так называемый Вервольф. Сегодня здесь отдыхают местные жители. Но бетонные глыбы бывшего гитлеровского бункера и вековые деревья напоминают о страшном недавнем прошлом, которое поглотило миллионы жизней наших соотечественников. А город, который расположился на берегах Южного Буга, зачаровывает гостей тишиной и неповторимым шармом. В нем сохранилось несколько старинных храмов, которые не только определяют архитектурное лицо современной Винницы, но и являются уникальными образцами отечественного храмового зодчества. Теперь же Винница прославится еще и тем, что именно здесь впервые в новейшей истории устроен храм в бывшем сверхсекретном военном объекте в глубоком подземелье. И в молитвах, возносимых в этих стенах, будут поминать как тех, кто отдал свою жизнь на поле боя, так и тех безымянных каторжан, которые своим трудом создали этот уникальный каменный лабиринт. На рубеже двух тысячелетий лучшим памятником жертвам прошлых войн будет обоснование в подобных сооружениях православных храмов, чтобы за всех, кто отдал свои жизни за ближних, звучала горячая молитва к Господу. Для них будет настоящим почетом и наградой.Сергей БаршайСайт "Превославие в Украине". Перевод Сергея Мельника

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ)

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ)


    ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ)Празднование 12/25 ноября, 26 декабря/8 января Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская). Празднование 12/25 ноября, 26 декабря/8 январяБогородица есть слава человеков, слава мира… как личное жилище Духа Святого, есть воистину и личное возглавление Церкви, сердце Церкви, Главою которой является Христос… Будет неправильно сказать в общей форме, что Мария есть Церковь, и однако можно говорить, что Церковь представляется Марией, насколько в лице Ее соединяются все свойства Церкви, в личном, и притом высшем, предельном воплощении. Ибо если Церковь живет и движется силою и дарами Духа Святого, то в Ней Он обитает; если Церковь воображает Христа в чадах своих и Его в них как бы рождает, то в Богоматери Он родился и вочеловечился. То, что есть Церковь, составляет самое существо Марии, Которая есть и вместилище Духа Святого, и Матерь Божия, и Богоневеста.Дивный остров Кипр… Он вытянулся к Святой Земле, словно бы стремясь вырваться из тесных объятий магометанства. Сюда устремляются тысячи православных паломников. Кипр славен своими святынями. И одна из самых чтимых среди них — икона Божией Матери «Милостивая» Киккская.Из порта Ларнака путь ведет к Киккскому монастырю — престолу Пресвятой Богородицы, как зовут его здесь. Ей, Благодатной, издавна молились киприоты о ниспослании дождя, столь редкого и столь желанного в этих выжженных средиземноморским солнцем горах.Киккская обитель стоит высоко на горе Коккос. Она поражает не только красотой, но и чистотой, ухоженностью, непоказным благолепием. Зримо ощущается особая забота православных о сем святом месте. Великолепны монастырские мозаики, не древние, но исполненные той же высокой духовности, что и древняя византийская смальта. Эта преемственность традиции и поражает, и радует глаз русского человека.В стенах Киккской обители, пред ликом «Милостивой», нашел свое последнее земное упокоение архиепископ Макариос — многолетний президент республики Кипр и одновременно первоиерарх автокефальной Поместной Кипрской Церкви.Вот уже восемь веков не иссякает поток паломников, припадающих к чудотворному образу «Милостивой» Богоматери (Киккской). Предание относит его к числу икон, написанных самим апостолом Лукой. Нынешнее свое наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года, когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая надпись «Киккиотисса», сиречь Пребывающая в Киккосе.Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала ХII столетия.В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь — как сразу понял он, в наказание за совершенный грех.



Основан в 2008 году