Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обусторйству родников, святых источников

Традиция погружения во Иордань

Автор: Черников Кирилл
Опубликовано: 16-04-2019, 21:27, посмотрело: 641
Обустроить родник, колодец, купальню, купель

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников, но первый пример подан был Самим Господом, когда он погрузился в Иордан и освятил естество воды. Почему именно в воде мы находим такую мощную исцеляющую силу? Святой Кирилл Иерусалимский объяснял это так: «Начало мира — есть вода, и начало Евангелия — Иордан». От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился сверху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, с того времени Крещения Иисус Христос начал проповедовать и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное.

При Крещении Господнем на Иордане разверзлись небеса, низошёл Дух Божий в виде голубя и послышался голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благословение». Богоявление другое название этого праздника.

Многие не понимают, Бог един, но в трёх ипостасях. Вода одно химическое соединение, но может находиться в жидком, твердом (лёд) и газообразном (пар) состоянии.

Традиция погружения во Иордань


На Руси в праздник крещения ходили на Иордань – вырубали близлежащем водоеме прорубь или шли на святые источники, а после освящения погружались в благословенные воды. В этой благочестивой традиции участвовали все от мало до велико. Это кузница духа.

Погружаться во Иордани в память о Крещении Господнем - это обычай древний и общецерковный. Об этом пишет Даниил Заточник (12 век). Владимирский Собор (1274 г.) запретил лишь делать проруби в форме креста, но сам обычай никак не уничижал. И других исторических свидетельств о сем обычае множество

Традиция погружения во Иордань

ФОТО ДИВЕЕВО (19.01.2017-20-25)


ОСОБЫЙ УКЛАД НАРОДА СИЛЬНЫЙ ДУХОМ, МОЖЕТ ПОЗВОЛЕТЬ СЕБЕ ЭТОТ ПОДВИГ В ПАМЯТЬ О КРЕЩЕНИИ ГОСПОДНЕМ. ПОГРУЗИТСЯ В ЛЕДИНЯЩИИ БЛАГОДАТНЫЕ ВОДЫ, ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА. АМИНЬ.

Подавляющее большинство духовенства негативно относится к таким мероприятиям. И вот почему. С 18 по 19 января идет строгий пост – Крещенский Сочельник – вкушается пища без масла, согласно церковному уставу. Вопреки церковным канонам едят что хотят, пьют спиртное и благочестивая традиция превращается в вакханалию. Пьяные мужчины и женщины с нецензурной бранью на устах вместо молитвы ныряют в прорубь, интернет этим пестрит.

ТАКИЕ ПРЕЩЕВАНИЯ ОСУЖДАЛИСЬ ЕЩЁ НА СТОГЛАВОМ СОБОРЕ. ГОД 1551 «в русалье о Иване дни, и в навечерие Рождества Христова и Крещения, сходятся мужи и жены и девицы, на нощное плещевание и безчинный говор, на бесовские песни и плясания, и на Богомерзкия дела, и бывает отроком осквернение и девкам растление…».

Безусловно, с таким подходом к делу глупо надеется на благодать, а вот несчастного случая не избежать: переохлаждаются, заболевают, бывает, и тонут на водоёмах, как это не было бы печально. В этой связи безопасность осуществляют светские власти МЧС, МВД, медики. Духовенство освящает воду. Из числа сторонников похода на Иордань идут по окончанию службы, освящают водоёмы и погружаются в благодатные воды. Тут царит культура традиции и благочестивый подход.

Традиция погружения во Иордань


Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она уже освящена крещением самого сына Божия? Увы, люди, хоть и обновленные благодатью Божьей, до смерти носят в себе семя первородного греха. Грешим и снова вносим в мир тление и нечистоту. Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое животворящее слово, даровал право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви, чтобы Церковь вопреки неоскудеваемому в человеке греху, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первозданную чистоту и святость, она очищает верующих людей от духовных и телесных скверн.

Происхождения купели
В ветхом завете, существовала традиция омовения в священных водах и это не, являлось гигиеническое требованием, а нравственно духовную имеющий сакральный смысл. Часто это совершалось в реке Иордане или микве.

В евангелие – купальня Вифезда (Дом Милосердия) в Иерусалиме у Овечьих ворот. Там было пять крытых ходов в которых лежали больные и ждали момента, когда Ангел Господень сойдет в купель и вода обретёт целебные свойства. И кто первый сходил в воду, исцелялся от всех болезней. По преданию, целебное свойство воды, которую возмущал сходивший сюда Ангел, было связано с тем, что в этих водах лежало древо Креста, на котором впоследствии был распят Христос. Само же древо тоже оказалось здесь не случайно. Некогда став плодом послушания Лота (носившего долгие годы воду из Иордана, чтобы поливать три посоха из кипариса, пивка и кедра), произросло необычное дерево из оживших посохов. При постройке Храма Соломона это дерево срубили, но для строительства так и не использовали, т.к. оно чудесным образом меняло размер. Дерево было брошено в купель, где пролежало около 700 лет. Именно это "греховное" древо Лота фарисеи решили использовать для казни Спасителя.

Традиция погружения во Иордань


Эта благочестивая вспомогательная традиция открывается нам в ином ключе нового завета. Хорошо выразился блаженный Августин: « Новый завет скрывается в ветхом, ветхий открывается в новом ». Святая Русь богата угодниками Божьими, которые искапывали святые кладези, от которых происходили множество исцелений. Купели при святых источниках повсеместно стали появились сравнительно недавно и в большей степени это связано с Дивеево. Всеобщая любовь к преподобному Серафиму Саровскому и его родникам, о которых он молился, что бы вода там была целебная, произвели огромное значение, духовный подъём и большое количество исцелений. За что и нарекли в народе батюшкины источники русская Вифезда, но исцеления происходят постоянно по молитвам старца Серафима в отличие от Иерусалимской купели.

Стоит уточнить, что изначально паломники обмывали тело под струёй воды, которая бежала из святого кладезя или ведра. Об этом факте свидетельствуют старинные фото и летописи.

Видимо из-за большого количество паломников кому-то пришла мысль построить крытую обливальню. Придать этой благочестивой, вспомогательной традиции целомудренный вид.

Традиция погружения во Иордань

Дивеево старинное фото


По техническим параметрам стали обустраивать купели по примеру портомойки их строили у родников. Некоторые источники освящались и слыли целебными, по особому указанию, как правило, это связанное с каким-то чудом исцеления. Со временем популярность омовенье при святых источниках привела к повсеместному обустройству купален и обливален.

ОМОВЕНИЕ В КУПЕЛИ ПРИ СВЯТЫХ ИСТОЧНИКАХ СВЯЗАНО С ОБЩЕЙ ИДЕЕЙ ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ И ОСТАВЛЕНИЯ ВСЕГО СТАРОГО И ВЕТХОГО. ПО МОЛИТВАМ СВЯТОГО-СВЯТОЙ В ЧЕСТЬ КОГО ОСВЯЩЕН ИСТОЧНИК.

Омовение в купели становится первым шагом на пути к воцерковление или укрепления в вере.

Для рассказа обо всех святых источниках на Руси не хватит толстого тома. И уж точно никакие книги не вместят перечислений тех чудесных исцелений, которые случались и случаются! — при посещении больными святых источников. Мы не будем даже пытаться пересказывать хотя бы малую часть таких историй. Бессмысленно уповать на помощь святых источников, если в сердце нет истинной веры в Бога. Нелишне тут вспомнить и наставление святого Феофана Затворника.

«Сходить в какое-либо святое место, в чаянии исцелиться, хорошо, — наставлял Феофан Затворник. — Но не по своему гаданию, а когда будет такое указание. На колодезь отца Серафима Саровского хорошо добраться, но если вера есть теплая». Святитель говорит нам, что посещать святые источники куда полезнее с благословения старца или приходского священника. А самовольные «купания» часто не дают ожидаемого результата. Некоторым она противопоказаны с точки зрения медицины. Выпить святой воды с молитвой хорошо.

Пейте святую как можно чаще. Это самое лучшее и эффективное лекарство. Это я вам говорю как священник и врач. Из моего медицинского опыта. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

Традиция погружения во Иордань


Автор статьи Черников Кирилл Васильевич

Постскриптум






Основан в 2008 году