Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец

Автор: Нина
Опубликовано: 24 февраля 2009 г. 05:15, посмотрело: 6417
Преподобные


ГЛАВА VI
Наедине с Богом


Неведомые миру подвиги пустынника - Три врага: плоть, мир и диавол - Тяжесть борьбы - Правила Василия Великаго для отшельников - Терпение Сергиево - Страхования и привидения - Угрозы безсильнаго - Козни "коварнаго старца" - Хищные звери - Странноприимство пустынника - Черта образа Божия - Вторая половина великой Христовой заповеди (1340-1342)


Радуйся, вся плотския похоти Бога ради умертвивый, Радуйся, многообразныя козни лукаваго силою Божиею победивый!
Акаф. 1. Ик. 3

Радуся, Онуфрию Великому подражавый житием в пустыне, Радуйся, Паисию последовавый в вечной святыне.
Акаф. 2. Ик. 5



Прости нас, Преподобне отче Сергие, если мы дерзнем теперь мысленно войти в твою пустынную, убогую келлию, чтобы грешным умом своим приникнуть в сокровенное святилище души твоей и утешить себя созерцанием незримых миру твоих подвигов!.. Ведаем, преблаженне и Богомудре, что недостойны мы сего дивнаго созерцания, что мало способны к тому и наши сердечныя очи, страстями омраченныя; но, взирая на твою Христоподражательную любовь, уповаем, что ты, благоволивший в назидание присных учеников твоих поведать им многое от того, чему был один Бог-Сердцеведец свидетелем в пустынном житии твоем, - ты, любвеобильный отче, не изгонишь и нас, желающих собрать некия крупицы сего брашна духовнаго, оставшияся от трапезы учеников твоих, во утоление наших алчущих душ!..

"Вот он", - скажем словами приснопамятнаго святителя Платона, - "вот он, подвижник наш, в сладком своем уединении, в убогой, но спокойной келлии, очи свои возводит всегда к Живущему на небесах, - очи, исполненныя слезами покаяния... Мысль его беседует с Богом; язык прославляет Владыку всех; его сердце - жилище всякой добродетели, а потому и Духа Святаго; руки же его служат его требованиям телесным... Он далек от всякой суеты и от соблазнови мира, работает Господу со страхом и трепетом (Пс. 2, 11), работает в приятном уединении, в сладкой тишине, имея всегда ничем несмущаемыя мысли, не обремененный заботами разсудок и спокойный дух... О дражайшее и любезное состояте!"...

Но прежде нежели Сергий достиг сего блаженнаго состояния, прежде чем вкусил он сладость пустыни - сколько браней должен был претерпеть он, сколько борьбы вынести! "Кто может поведать", говорит его блаженный ученик Епифаний, - "кто может поведать все уединенные подвиги сей твердой души, неусыпно соблюдавшей все требования устава подвижническаго? Кто изочтет его теплыя слезы и воздыхания к Богу, его стенания молитвенныя и плач сердечный, его бдения и ночи безсонныя, продолжительныя стояния и повержение себя на землъ пред Господом? Кто сочтет его коленопреклонения и земные поклоны, кто разскажет о его алкании и жажде, о скудости и недостатках во всем, об искушешях от врага и страхованиях пустынных?"...

Силен Бог и всегда готов на помощь призывающим Его: "но испытавшие знают", говорит святитель Филаретъ, митрополит Московский, "каким трудностям подвержена иноческая жизнь в совершенном уединении": эти трудности столь велики, что неиспытавшие их с трудом верят повествованию о них, а иногда и вовсе не верят, потому что в таком повествовании пред ними открывается совершенно иной мир, миру грешному вовсе неведомый...

Чтобы легче представить себе всю тяжесть отшельническаго подвига Преподобнаго Сергия, наметим здесь кратко, в общих чертах, трудности этого подвига, как изображают их люди, опытом прошедшие сим тесным и многоскорбным путем.

Радостно вступает в свой подвиг отшельник пустынный: никто не понуждал его к тому, горячая ревность к повижничеству увлекала его в пустыню. Все скорби и лишения - для него вожделенны; его молитва изливается в слезах; он весь горит пламенным желанием Божественным... Так бывает в начале подвига; но вот первый восторг проходит; дни, когда сердце полно горячей ревности и умиления, при которых так легки подвиги самоумерщвления, сменяются днями сухости душевной, тоски невыносимой: мысли не покоряются разуму и бродят повсюду, молитва не действует в сердце; сердце ноет; душа рвется бежать из-под креста и становится холодна ко всему духовному... А тут еще голод и жажда, холод, опасение за жизнь со стороны диких животных, или от скудости и безпомощности, и общее разслабление души и тела... Даже невинное, повидимому, отдохновение и естественный сон и те становятся врагами подвижника, с которыми он должен сражаться!.. А мир между тем манит его к себе воспоминаниями прошлаго: ведь там ему так тепло и уютно жилось, ни в чем он такой, как теперь, нужды не терпел; ведь и там можно спастись: зачем же этот подвиг выше сил? зачем эта страшная пустыня со всеми ея лишениями?.. Итти бы в обитель какую - нибудь, где добрые братия разделяли бы с ним скорби его, помогали бы ему в борьбе со врагами и добрым советом и братскою молитвой... Так мир и плоть пристают к отшельнику с своими требованиями, - не говорим уже о грешных движениях сердца, когда точно буря поднимаются страстные порывы и гонят пустынника в мир, сожигая его внутренним пламенем... И если бы не благодать Божия, по временам утешающая подвижника своими прикосновениями к его страждущему сердцу, если бы не сила Христова, в немощи совершающаяся, то никто из пустынников не устоял бы в этой тяжкой, непосильной для человека борьбе! - Но и это еще не все трудности пустыннаго жития. Уже и в то время, когда благодатныя утешения изливаются в душу отшельника, в его сердце стремятся проникнуть помыслы услаждения подвигами, помыслы гордости, доводящей иногда неосторожных подвижников до грубаго падения, или до помрачения ума. Таким образом, для ревнителя жизни духовной, по мере преспеяния в ней, открывается борьба уже не к плоти и крови, а к духам злобы поднебесным. "Как скоро", говорит святитель Филарет, "сии невидимые враги примечают, что человек, оставив мир и презрев плоть, все более и более усиливается проникнуть в область духовную, к общению с небесными Силами и Самим Богом: то, чтобы воспрепятствовать ему, с неимоверною дерзостию на него устремляются, так что не только издалека пускают в него разжженныя стрелы противных помыслов, но, так сказать, вторгаясь в пределы его воображения и чувств, представляют ему странные образы и нелепыя мечтания". Иногда сии мечтания бывают направлены к тому, чтобы прельстить подвижника ложным мнением о своей святости: вот тогда-то и нужно труднику спасения ограждать себя отовсюду Христоподражательным смирением и, по слову Христову, быть мудрым яко змию, дабы не погибнуть от хитрости змия исконнаго человекоубийцы - диавола...

Св. Отцы подвижники, наученные опытом своей труженической жизни, оставили нам в своих писаниях богомудрыя правила этой борьбы, этого великаго подвига, - правила, составляющия "науку из наук" - науку монашеской жизни. Вот, например, правила общаго наставника иноческой жизни, Святителя Василия Великаго, для подвизающихся в пустынном уединении. Наставлениями сими руководствовался, конечно, и наш подвижник, Преподобный Сергий. 1) Люби слушать или читать слово Божие, жития и поучения святых: в них найдешь правила и примеры святой, угодной Господу Богу жизни. 2) Непрестанно смотри за собою; каждый вечер разсматривай свои мысли и желания, какия в тебе возникли, слова, какия ты сказал, и дела, какия ты сделал в продолжении дня, и усердно молись Богу о прощении всего, что сделано против Его заповедей, и всячески спеши исправиться. Каждое утро, после молитвы, прилежно обдумывай свое положение в наступающий день, и бери надежныя меры, чтобы не согрешить. 3) Как можно чаще, внимательнее и дольше размышляй о смерти, о том, что она неизбежна, неожиданна, что земныя блага негодны для будущей жизни, размышляй о втором пришествии Господа на суд миру, о мучении грешных и блаженстве праведных. 4) Люби молитву и постоянно ею занимайся. 5) Люби пост, потому что без него нельзя избежать худых помыслов, а за помыслами и худых дел. 6) Где бы ты ни был, что бы ни делал, всегда твердо помни, что Господь смотрит на тебя и видит все, что ты думаешь, чего желаешь и что делаешь. 7) Соображай все свои мысли и желания, слова и дела с Христовым Евангелием; строжайше исполняй все заповеди Христовы и будь весь Христов. Чтобы возлюбить Бога, чаще размышляй о величии Божием, о Его благости, о своем ничтожестве и греховности. Святую память о Боге носи всюду с собою, как неизгладимую печать.

Таков многотрудный подвиг отшельника. С веселием вступил Сергий в сей узкий путь, чтобы достигнуть безмятежной страны безстрастия. Подвизаться противу плоти с ея страстями и пожеланиями он обучил себя еще задолго до удаления в пустыню, и потому в пустынножительстве его видны были, как знамения непрестанных побед над самим собою, долговременныя пощения и другие высокие подвиги. Возвышая дух свой Богомыслием, он укреплял и тело свое неустанными трудами, - "не туне вкушал он хлеб свой", как говорит святитель Платон, - но снедал его в поте лица. В зимнее время, когда самая земля разседалась от жестоких морозов, Сергий, точно безплотный, оставался в одной обычной своей одежде, и претерпевая стужу, думал только о том, как избежать будущаго огня вечнаго. "Никогда, во всю свою жизнь, он ни на что не жаловался, ни на что не роптал, ни унывал, ни скорбел: нет! он всегда и всем был доволен, при всех своих недостатках и нуждах; во всем был спокоен, при всех искушениях, и скорбях человеческих". Поистине он мог с дерзновением повторить слово Апостола: мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6, 14); благодатию Божиею я так живу, как бы не имел ничего общаго с миром. Это был истинный воин Христа Бога, облеченный во все оружия Божии противу всех слабостей человеческих и искушений бесовских.

Особенно много скорбей и искушений претерпел он от бесов в самом начале своего пустыннаго подвига. Невидимые враги нередко принимали видимый образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижника. С пронзительным свистом и зверскою свирепостью, с страшным скрежетанием зубов устремлялись они на Сергия; но мужественный подвижник не боялся их суетных угроз, воспоминая слово Писания: не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденного (Пс. 90, 5. 6). Пользуясь частым чтением душеполезных книг, знал он искусство духовной брани, которому один из опытных духовных воинов, преподобный Иоанн Лествичник, поучает, говоря: "вооружайся молитвою и бей супостатов именем Иисусовым, и тогда придет к тебе Ангел Божий, добрый хранитель твой, и помолится с тобою". Крепкою, но смиренною, неразсеянною и слезною молитвою Преподобный Сергий разрушал пустынные страхи и мечтания, как тонкую паутину. И Господь хранил его Своею благодатию, а он, видя над собою покрывающую руку Божию, день и ночь проглавлял Господа, не оставляющаго жезла грешных на жребий праведных (Пс. 124. 3).

Разсказывал в последствии сам Преподобный своим ученикам: однажды ночью вошел он в уединенную церковь свою, чтобы петь утреню; но лишь только он началъ молитвословие, как вдруг пред его взорами разступилась стена церковная, и в это отверзтие, как тать и разбойник, не входящий дверьми, вошел сатана видимым образом; его сопровождал целый полк бесовский - все в остроконечных шапках и в одеждах литовцев, которых тогда боялись на Руси не меньше татар... С шумом и дикими воплями, скрежеща зубами от адской злобы, мнимые литовцы бросились как бы разорять церковь; пламенем дышали их богохульныя уста...

- "Уходи, уходи отсюда, беги скорее", кричали они подвижнику: "не смей долее оставаться на этом месте: не мы на тебя наступили, - ты сам нашел на нас! Если не уйдешь отсюда, мы разорвем тебя на части, и ты умрешь в наших руках".

"Таков обычай у диавола", замечает при сем блаженный Епифаний, быть может, повторяя поучительное замечание своего великаго аввы: "таков обычай у безсильнаго врага: он гордо хвалится и грозит поколебать землю и изсушить море, хотя сам по себе не имеет власти, падший дух, даже и над свиниями" (Мв. 8, 31. 32).

Нимало не смутился духом Сергий от этих безсильных угроз; только еще крепче, еще пламеннее стала восходить к Богу его смиренная молитва: "Боже, взывал он словами Псалмопевца: кто подобен Тебе? Не премолчи, ниже укроти, Боже, яко се врази Твои возшумеша(Пс. 82, 2)... Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его вси ненавидящии Его! Яко исчезает дым, да исчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия! (Пс. 67, 1-3)... И не вынесли падшие духи пламени молитвы Сергиевой, и исчезли так же внезапно, как и явились.

В другое время, вся келлия пред взорами Преподобнаго наполнилась отвратительными змиями, так что не видно было и пола. Еще раз, когда Преподобный читал в пустынной хижине ночное свое правило, вдруг пронесся шум по чаще лесной и кругом его келлии послышались безчинные крики бесовских полчищ: "уходи же отсюда! Зачем пришел ты в эту глушь лесную, что хочешь найти тут? Нет, не надейся дольше здесь жить: - тебе и часа тут не провести; видишь - место пустое и непроходимое; как же ты не боишься умереть тут с голоду, или погибнуть от рук душегубцев - разбойников?.. Найдет тогда кто-нибудь труп твой и скажет: вот был безполезный человек!.. Да и звери хищные бродят вокруг тебя в пустыне, готовые растерзать тебя; и мы не оставим тебя в покое: не думай, чтобы мы уступили тебе это место, искони пустынное... И так, если не хочешь умереть внезапною смертию, то 6еги отсюда, беги теперь же, не озираясь ни направо ни налево, иначе - смерть тебе и погибель от руки нашей!"

И снова Преподобный возопил к Богу в слезной молитве; и опять Божественная сила приосенила его, и разсеялось полчище бесовское. А сердце подвижника исполнилось несказанной сладости духовной, и он уразумел, что отныне дана ему навсегда победная власть наступати на всю силу вражию (Лук. 10, 19); и воспел он тогда, ликуя духом, как новый Моисей, благодарственную хвалу Господу словами Святаго Писания: "благодарю Тебя, Господи", взывал он из глубины благодарнаго сердца: "Ты не оставил меня, но скоро услышал и помиловал!.. Ты сотворил со мною знамение во благо, и видят ненавидящие меня, и постыждаются, ибо Ты, Господи, помог мне и утешил меня. Десница Твоя, Господи, прославилась в крепости; десная рука Твоя сокрушила врагов моих, и державною крепостию Твоею истребила их до конца!"

Из приведенных разсказов самого угодника Божия, записанных его учеником, можно видеть, с каким ожесточенным упорством ополчалась на него мрачная область духа тьмы, в начале его подвига. Преподобный Епифаний замечает, что "враг боялся, как бы на пустынном месте не возникла священная обитель иноков к прославлению имени Божия и спасению многих: он хотел прогнать Преподобнаго, завидуя спасению не его только, но и нашему", говорит ученик Сергиев. И так, сатана, этот "коварный старец", как называет его Преподобный Варсонофий Великий, наученный тысячелетним опытом борьбы с христанскими подвижниками, видел, с каким мужем силы имеет дело, и потому все свои усилия направлял к тому, чтобы остановить подвижника в самом начале его подвига: в последствии он не надеялся победить смиреннаго Сергия. Но что все козни сатаны противу благодати Христовой? Что все усилия безсильнаго в своей злобе врага противу силы Божией? Мы знаем, что Сергий вышел победителем из этой борьбы и основал свою Радонежскую Лавру, которая стала материю многих обителей - и в пустынях и городах обширной Русской земли!..

Мы уже говорили, что бесы нередко являлись Преподобному в виде диких зверей и разных чудовищ, готовых его растерзать; после таких привидений страх настоящих зверей пустынных был для него уже "последним из страхов". Стаи голодных волков рыскали около его жилища и выли по целым ночам; зловещим огнем горели в темном лесу их страшные глаза вокруг уединенной келлии; иногда заходили сюда и другие, более страшные обитатели пустынных лесов - медведи. По немощи человеческой невольный страх на минуту овладевал сердцем пустынника, при мысли о его безпомощном одиночестве; но он тотчас же ограждал себя молитвою, и этот страх переходил на самих зверей, которые удалялись в глубину дебрей лесных, не сделав ему никакого вреда.

Раз угодник Божий увидел пред своею хижиной большого медведя, и примечая, что он не столько свиреп, сколько голоден, сжалился над зверем: пошел в свою келлию взял там кусок хлеба и предложил медведю этот пустынный обед на пне или колоде. Зверь полюбил странноприимство пустынника, и часто, приходя к келлии, ожидал обычнаго угощения и с ласкою посматривал на подвижника. Иногда лесной гость долго не уходил, озираясь по сторонам, "точно злой заимодавец, желающий настойчиво получить свой долг. А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютаго зверя на утешение", и, памятуя слово Писания: блажен иже и скоты милует, - привык миловать зверя; он делил с ним последний кусок, а иногда и весь отдавал своему пустынному сожителю, как неразумеющему поста, а сам оставался без пищи. Кроме хлеба у него в келлии не было никакой иной пищи: да часто случалось, что и хлеба не доставало. Можно думать, что хлеб доставлял ему время от времени младший брат его, Петр, живший в Радонеже. Так упражнял себя угодник Божий в отречении от самых необходимых потребностей, "а может быть", говорит святитель Филарет, "в сем мирном обращении с свирепою тварию, с назиданием души своей, созерцал он следы первоначальнаго повиновения всех тварей невинному человеку". За то и неразумная тварь повиновалась ему, и дикий зверь сделался до того ручным, что слушался его слова и был кроток пред ним, как овца.

"Чего не может сделать добродетель?" разсуждает святитель Платон. "Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов; а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность". Все одушевленныя создания Божии ясно видели в первом человеке светлый образ Божий, и самые лютые звери, по выражению одного святаго отца, ощущая дивное благоухание сего образа, смиренно склоняли свою голову пред Адамом. Человек повиновался Богу, и все земные твари повиновались человеку, почитая в нем образ Божий. Согрешил человек - помрачился в нем образ Божий, и неразумныя твари не стали уже узнавать его. Не послушался человек заповеди Божией, перестали и ему повиноваться твари земныя. Зловоние страстей заменило благоухание образа Божия, и сам человек уподобился скотам несмысленным. И вот, грешный, бренный человек трепещет и страшится тех зверей, которые некогда были покорены под ноги его. Его непослушание Богу наказано непослушанием тварей земных ему самому! А святые Божии своею дивною жизнио, своим неуклонным послушанием заповедям Божиим, своим святым смирением, при содействии благодати Божией, возстановили в себе образ Божий, и он просиял в них с первобытною чистотою и светлостию. Ощутили его благоухание и неразумныя твари, и лютые звери - грозные враги грешнаго человечества стали послушны им, как кроткие агнцы. Так власть, утраченная Адамом, возвращена его святым потомкам! Вот внутренний глубокий смысл этого, удивительнаго для нас грешных, послушания свирепых неразумных тварей святым Божиим, о чем так часто встречаются разсказы в житиях святых подвижников и в страданиях святых мучеников, о чем читаем и в житии нашего подвижника Богомудраго Сергия. - Но обращаемся к разсказу о его пустынном подвиге.

"Не было места унынию в мужественном сердце Сергия", говорит преподобный Епифаний: "с радостью принимал он все скорби, как бы от руки Божией; искушаемый, как золото в огне, он восходил от силы в силу; крепкий верою в Бога, он столь же крепко и уповал на Бога, по слову Писания: праведный яко лев уповая (Притч. 28, 1), и: надеющийся на Господа яко гора Сион не подвижится в век (Пс. 124, 1). Оттого и слышал он в своем чистом и Богопреданномъ сердце великое слово обетования: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое (Пс. 90, 16). Равнодушный к своему спасению не может иметь такого упования; его носит в своем сердце только тот, кто во всем предал себя Богу и всем существом своим устремился к Нему единому, по выражению Давида: исчезость очи мои от еже уповати ми на Бога моего" (Пс. 68, 4).

Наконец пришло время, когда Господу было благоугодно поставить сей благодатный светильник на свещнике, чтобы он светил из своей пустыни всей Православной России, чтобы от его света зажгли свой свет и другие светильники, и разнесли сей свет по лицу родной земли. Своим пустынным подвигом Сергий исполнил во всей широте первую половину великой заповеди Божией о любви; возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Ме. 22, 37); оставалось, - и теперь Господь призывал его исполнить в такой же полноте и вторую половину сей заповеди: - возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (ст. 39). Смиренно трудился он в пустыне для Господа; настало время столь же смиренно послужить и ближнему ради Господа. И смиренный послушник воли Божией не отрекся возложить на себя тяготу чужую, по слову Апостола: друг друга тяготы носите (Гал. 6, 2), не своих си кийждо, но и дружних смотряйте (Фил. 2, 4).





Основан в 2008 году