Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Житие и чудеса Преподобного иеромонаха Матфея, Яранского чудотворца

Автор: Николай
Опубликовано: 24 мая 2011 г. 22:45, посмотрело: 7991
Преподобные

В переднем углу стоит небольшая восковая свеча, скудно озирая своим светом Крест Христов и лик Божией Матери, лежит раскрытый на аналое большой псалтырь. Владыка проходит к иконам и широко осеняет себя крестным знамением, а в это время о. Матфей тихонько поет:

«Мученицы твои, Господи, в страданиях своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего».

От этих слов у владыки пробежал мороз по коже. Он не думал, что так скоро старец даст ему ответ на все вопросы, приготовленные во время пути.

Пением тропаря святым мученикам о. Матфей окончательно убедил и утвердил святителя Яранского в мысли, что нужно принять венец мученичества ради спасения Церкви и народа Божия.

После беседы со старцем и исповеди владыка полностью отдался на Волю Божию и Его Святой Промысел.

Епископа Нектария 13 ноября 1925 года особым совещанием при коллегии ОГПУ приговаривают к заключению в концлагерь сроком на 3 года и отправляют на Соловки, а 8 сентября 1937 года расстреливают.

Как-то раз пришла к о. Матфею женщина за советом и говорит: «Как мне лучше помолиться, чтобы умерла моя дочь. Она у меня калека, спереди и сзади – горб. И похожа на лягушку. Помоги и помолись, батюшка, чтоб Господь ее прибрал, ведь у меня, кроме нее, еще трое». Со скорбью в сердце выслушал он слова матери. Долго молчал, а потом сказал: «Молодушка, девочку эту не избывай, она будет ваш поилец и кормилец».

Вот так немногословно предсказал о. Матфей дальнейшую судьбу ребенка и его родителей. В скором времени после посещения отца Матфея горбы у девочки стали расправляться, ребенок рос и укреплялся, и в дальнейшем действительно случилось так, что ей родителей пришлось докармливать и допаивать до смерти и с честью схоронить.

За помощью к старцу приходило много больных и увечных, и всем он находил доброе слово, а многих из них и исцелял.

Раба Божия О-а, жительница деревни Марамзы, в молодости неоднократно бывала у о. Матфея и часто вспоминала такой случай: «Однажды у меня заболело лицо, появились на нем коросты, да такие глубокие, что в некоторых местах начало гнить мясо. И я пошла к батюшке. Он меня принял. Напоил чаем. А затем подает флакончик со Святой водой и говорит: «Мочи, и все пройдет. Надо только верить». А я до этого неоднократно умывалась Святой водой, но было после этого еще хуже. Но ослушаться не посмела. И после трех раз умывания болезнь прекратилась.

В январе 1923 года о. Матфей решает ехать в храм с. Беляево ко всенощному бдению. Возница соглашается доставить его до места. В то время в лесу и на дорогах было очень много волков, и конюх решил положить под сено топор для страховки. Отец Матфей, подойдя к саням, сразу же обличает возницу: «Надо надеяться на Бога, а не на топор».

И действительно, за всю поездку они не видели ни одного волка.

Многотрудная жизнь о. Матфея подходила к своему земному концу. Все чаще стали беспокоить его острые боли в желудке. Вот и ноги начали отказывать и порой лишь с огромным напряжением сил передвигался он с места на место. Тяжело больной, он продолжал принимать посетителей и его слово согревало теплотой любви каждое сердце. Сколько утешения, успокоения и отрады вливали в души скорбящих и обремененных людей его благодатные наставления, беседы и молитвы! А сам он постепенно слабел.

В эту смутную пору люди, как никогда, нуждались в духовном совете и шли к о. Матфею, как к последнему пристанищу. И если ранее старец во исполнение возложенного на себя обета вел странническую жизнь, то теперь он, отходя от подвига молчания, обратился к миру, жаждущему слова Божия, любви и веры. С отеческой любовью принимал он тех, кого терзали горести, печали и уныние, болезни и беды, кто был подвержен сомнениям и жил вне спасительной ограды Христовой Церкви. Он верил, что все страдания мира, как бы ни были они сильны, жестоки, изощренны, не победят Божественной любви, в лучах которой исчезает всякое страдание и уныние. Его беседы, преисполненные глубокого смирения, согревали охладевшие сердца, открывали дуxовные очи, просвещали разум, призывали людей к покаянию, миру и духовному возрождению. Исполняя волю Небесного Учителя, он учил людей ежедневно, до последней минуты своей жизни, и непрестанно воздыхал за них в молитвах. Господь благоволил поставить этот горящий молитвою светильник на подсвечник, который освещал и показывал путь истинной христианской жизни. Свет его был видим людям во многих уголках Вятско-Камского края.

После закрытия монастыря в 1921 году о. Матфей переселяется в село Беляево на монастырскую пасеку. Когда власти добрались и сюда, крестьяне соседней деревни Ершово выстроили ему на своей земле маленькую избушку.

Уртма. Михаил Павлович Клочков рассказал два случая помощт отца Матфея, как отец Матфей попавшую лошадь помог найти и как соxранил семью от развода.

«Михаил Павлович, а к кому о. Матфей завещал обращаться, когда его не станет? Знаем, говорил ходить на его могилку, но может быть, и человек какой-нибудь был?».
- «А как же, всем наказал: к Душеньке ходите. Это прозорливая монахиня Евдокия, старая дева, она жила в деревне Большая Люя Кикнурского района, близ села Потняк. Мне она приходилась свахой: старший мой брат Николай был женат на ее племяннице Ольге. К ней-то старец и благословил ходить, чтобы волю Божью испрашивать. Помню в войну она приходила к нам в Клочки. У нее был маленький домик 4 метра на 5. Народ к ней ходил, врать не буду».

Кто с верой, кто с насмешкой xодил, но она таких чувствовала, не открывалась им. Шли как–то две женщины, одна с недоверием другой говорит: «Посмотрим, чего она нам наболтает». Дуся с одной побеседовала, и подошла очередь другой. Дуся села за стол, налила стакан воды и молчит. Посетительница ждет разговора, а она взяла стакан, поболтала и молча поставила. Так насмешница и ушла ни с чем.

Мой старший брат, я уже говорил, был женат на ее племяннице. Когда Николай уходил на фронт, Дуся приехала на проводы. Много народу пошло на эту войну, а вернулось мало. Весь день она молчала, а когда он ушел, послала догнать, передать от нее привет и сказать, что он благополучно вернется.

Коля всю войну таскал станковый пулемет – слышали, наверное, «максим», 66 кг. Мощный парень был, его так и звали: «Коля – центнер». Однажды в траншее прилегли отдохнуть, он к стенке привалился, два солдата опустили ему головы на плечи. Вдруг пулеметная очередь, этих двоих убило, а он целехонек. Один раз за всю войну был ранен в легкие. Родные еще ничего не знали, а Душенька уже сообщает: «С Колей тяжелый случай, но ничего, пройдет». Умерла вскоре после войны.

В годы, когда на Россию, по слову пророка, сошел голод слышания слов Господних (Ам. 8,11), о. Матфей вышел на общественное служение. В Ершово он безотказно принимает всех, нужду к нему имеющих, отпускает грехи, разрешает недоумения, исцеляет болезни, своими молитвами помогает разрешить безвыxодные житейские ситуации.
Старец на глазах слабел телом, но не духом. Дух был бодр, молитва пламенна.

Задолго до своей кончины о. Матфей готовился предстать перед Господом с ответом о прожитой жизни, о делах, заботах и чаяниях. Духовные дети, видя, что их отец скоро отойдет в мир иной, сильно скорбели, они знали, что теряют не только великого молитвенника, ходатая перед Богом, но и – мудрого путеводителя в сей земной юдоли, наставника для достижения вечного блаженства каждой души. Они теряли духовную опору, теряли человека, который Духом Святым знал их тайная и явная, спасая от бед и несчастий, отечески наказывая, вразумляя и направляя их жизни, согласно Евангельскому учению Христа Спасителя.

Но в то же время они были уверены, что связь о. Матфея с ними прервана не будет, что и после смерти духом своим старец будет пребывать с теми, кто будет искать его заступничества перед Богом, кто будет обращаться к нему за помощью. О. Матфей, подобно преподобному Серафиму Саровскому, часто говаривал: «Придите ко мне на могилку, - благословлял он, - излейте свое горе, расскажите, как живому, все ваши беды и печали, и если я буду иметь дерзновение у Господа, то не оставлю вас без утешения». Эти слова блаженного старца многие помнили и сохраняли в своих сердцах.

О. Матфей лежал на смертном одре. Он понимал, что скоро, очень скоро душа его оставит одряхлевшее тело.

«Господи, прости, - слышится тихий шепот умирающего старца. – Не помяни моих грехов! Спаси и укрепи веру православную в моих духовных чадаx. «Спаси виноград сей, его же насади Десница Твоя!»».

Тихо сидят чуть в стороне от одра, на котором лежит их любимый старец, его верные духовные дети. У всех печаль и скорбь на сердце. Вдруг старец, словно кого-то увидев, весь собрался, левая рука быстрее стала перебирать костяшки четок, а правой он истово стал креститься, устремив взор на икону Спасителя, и четко, совершенно не старческим, дребезжащим голосом, а молодым и звонким, тихонько, но ясно и отчетливо запел: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!».

Едва закончив пение, он совершил крестное знамение, и правая рука его так и осталась лежать на левом плече. Вместе с последними словами пасхального песнопения и крестного знамения улетела душа богоносного старца в небесные селения в Воскресшему от гроба Христу Жизнодавцу, туда, куда стремилась всегда, будучи в гостях, на земле, находясь в бренном теле. Это произошло 29 мая 1927 года, в среду, в день отдания праздника Пасхи Христовой.

Скорбная весть очень скоро облетела близлежащие города и веси. И вот со всех концов Вятской губернии пошел народ, чтобы поклониться своему любимому батюшке, отдать ему последнее целование. Из губерний: Нижегородской, Костромской, Пермской, из Удмуртии и Татарии - пошли ходоки для прощания.

Незадолго до кончины духовные дети спросили старца: «Отче, а где тебя схоронить: в с. Беляево или в городе Яранске, везти на лошадке или нести на руках, как благословишь?» О. Матфей, чуть задумавшись, ответил кратко: «Не беспокойтесь об этом, как да на чем везти. Я ногами уйду в Яранск. Схороните меня в ограде благотворителей купцов Беляевых. Много, ох много они потрудились для спасения своих душ: много сделали для Церкви Святой и для народа Божия. Там положите мое тело, а на кресте подпишите, что здесь похоронен Матфей-кочегар».

Многих удивили слова старца, но они были твердо уверены и убеждены, что, как он сказал, так и будет, все исполнится в точности.

А люди все прибывали и прибывали в деревню. И было их так много, что скоро все дома были заняты постояльцами, а многие на ночь оставались под открытым небом.
Все скорбели душой и плакали, вознося свои молитвы об упокоении души в селениях праведных любимого своего батюшки, верного воина Христова. Беспрестанно совершались панихиды. Но вот настал горестный час, когда замолкли заключительные слова заупокойного песнопения в доме, где жил Христовый подвижник. И из кикнурской деревни Ершово двинулась скорбная, многолюдная процессия к месту вечного упокоения в г. Яранск.

К.Д. Бакшаев перечислил имена этих деревень, которые они в детстве читали, как считалочку, так складно ложатся старинные русские названия: «Власавино, Копырино, Кламбище, Кисели, Шустино, Шубково, Сидоренки, Митюши. Дальше не знаю, но наверняка, если несли из Ершово, проходили Беляево, Оксеноский починок, Антоничи, Кропачи, Бакшаи, Ерши (от Антонычей до Ершей – лесом), Герасимо, Лом, Поповка, Симканята, Рождественск, Опытное Поле, Шошма, Иваново, Тарасово, Лагуново, Яранск. Налинский, Пижанчуга, Потняки, а оттуда уже начинается Яранский тракт», - сказал Константин Дмитриевич.

В каждой веси по пути следования делались остановки для служения панихид, а местные жители встречали процессию далеко за околицей и присоединялись к ней. В среду, 19 мая (1 июня), в день отдания праздника Пасхи Христовой, скорбное шествие прибыло в Анна-Пророчицкий монастырь (ныне Опытное Поле). При огромном стечении народа в Анна-Пророчицком храме (тогда еще действующем) низвергнутой властями обители совершили заупокойную литургию в сослужении многочисленного духовенства, потом – чин отпевания.

После отпевания гроб с крестом, хоругвями и зажженными свечами обнесли вокруг храма и многотысячная процессия двинулась в Яранск. Похоронное шествие растянулось едва ли не на версту. Все это напоминало скорее перенесение мощей, нежели обычное погребение. Ударом большого колокола на колокольне Троицкого собора встретил город печальное шествие. Все городское духовенство с хоругвями и иконами вышло навстречу процессии. Гроб внесли в Троицкий собор, блиставший от зажженных свечей и паникадил, где отслужили панихиду. Там монашки попытались сфотографировать о. Матфея в гробу, но фотопленка оказалась засвеченной.

Игумен Иоасаф рассказал, что в свое время старец говорил ему: «Когда я умру и меня понесут на место вечного упокоения, то в тех местах, где пройдет похоронная процессия, никогда не будет града». Он обещал молить о ниспослании людям такой благодати. Это пророчество исполняется по сей день. Иногда все посевы вокруг Яранска побьет градом, а там, где пронесли гроб о. Матфея, крестьяне ущерба не терпят. Вот такова сила святых его молитв!
Из собора крестный ход направился на городское кладбище. Здесь, в кладбищенской Вознесенской церкви, в канун Вознесения Господня, была совершена последняя панихида. Затем гроб с телом о. Матфея при печальном похоронном перезвоне и умилительном пении перенесли к могиле, вырытой в 50 м юго-восточнее церкви. Перед погребением протоиерей о. Федор Иванов произнес прочувственное, исполненное глубокой печали слово, в котором раскрыл великое духовное значение старца Матфея для Православной Церкви и Православного народа. По завершении заупокойной литии гроб с телом великого молитвенника земли Вятской был опущен в могилу.

Предчувствуя грядущую кончину, отец Матфей завещал близким ему людям, чтобы на его надгробии начертали: «Здесь похоронен Матфей-кочегар». Такими словами отец Матфей xотел указать, какую именно Бог даровал ему благодать и служение: возжигать души людей верой в Бога, возжигать ревностью в исполнении заповедей Божииx. Только отец Матфей xотел обозначить, назвать эту благодать с присущим ему смирением, назвав себя в своём пламенном служении Богу и людям всего лишь: «Кочегар». Сей завет преподобного был тоже исполнен.

Отец Матфей предсказывал: «Ко мне тропа не зарастет». Этим он говорил о большой дуxовной, молитвенной, чудодейственной работе, которую он будет совершать и после своей смерти. Благодаря которой люди будут всегда xодить на его могилку, чувствуя его живую, скорую, чудодейственную помощь.

Сразу после кончины праведника на еще свежей могиле его начались многочисленные исцеления. Особенно сильной была помощь о. Матфея в годы Великой Отечественной войны. К месту упокоения народного заступника шли солдатки, чьи мужья сражались на фронте, безутешные вдовы, родители, у которых дети сгинули в тюрьмах и лагерях, раненые и больные, верующие и неверующие – словом, все кто нуждался в утешении и исцелении от духовных и телесных недугов. Святой Матфей помогал всем: слепых делал зрячими, больных и раненых исцелял, а тех, кого терзали горести, печали и сомнения, напасти и лишения, и иные душевные и житейские муки, - успокаивал, вселял в их сердца благодатный мир, тишину, надежду и веру в Бога.

Очевидно, именно тогда завершается оформление в народной среде почитания о. Матфея, который признается верующими как «местночтимый святой». В. Низов, кандидат исторических наук. Светильник веры. Вятский еженедельник «Выбор» № 46 (143) декабрь 1993 г., с. 8.

Видя такое все возрастающее благоговейное отношение верующих к могиле иеромонаха Матфея, православная община Успенского собора города Яранска решила поставить над могилой часовенку с иконостасом и надгробием, которая вскоре и была воздвигнута. Тогда же было определено ежегодно в день успения преподобного – 16 (29) мая – проводить у могилы торжественное моление. Общее наблюдение за состоянием могилы поручалось священнику кладбищенской Вознесенской церкви Николаю Петровичу Кедрову.

Весной 1936 г. в Яранск прибыл новый епископ Вячеслав Феофанович Шкурко, который приложил немало сил для увековечения памяти вятского подвижника. По его велению могила старца была благоустроена, а в часовенке появилась неугасимая лампада, наблюдение за которой было возложено на кладбищенского сторожа Пелагею Ильиничну Лыкову. В двунадесятые христианские праздники у могилы дежурила Акулина Ивановна Волжанина, собиравшая попутно пожертвования на елей. Староста кладбищенской церкви продавал возле могилы крестики. Архиерей благословил кладбищенских священников Кедрова и Хмелькова проводить у могилы заказные панихиды. Сам владыка, посещая кладбищенскую церковь, вначале шел к могиле о. Матфея и молился, и только после этого проходил в храм.

По воспоминаниям современников, в 30-е годы могила старца постоянно была осыпана множеством живых цветов и обставлена образами. Верующие продолжали брать с могилы землю и траву, чтобы использовать их в лечебных целях, вследствие чего могильный холмик систематически обновлялся. По благословению владыки были размножены фотографии о. Матфея, которые распространялись среди верующих. Вероятно, тогда же была составлена первая редакция «Жизнеописания отца Матфея», разошедшаяся во множестве рукописных списков. К сожалению, недолгим было архипастырское служение в Яранской епархии святителя Вячеслава. В 1937 г. он был арестован и сгинул в застенках ГУЛАГа.

Как при жизни, так и после своей смерти не оставил о. Матфей своих чад духовных. К нему никогда не зарастала тропа. Даже в дни гонений на Церковь Святую люди шли по ночам. Крадучись, приходили на могилку и молились Господу, прося о. Матфея, как живого, походатайствовать за них. И никогда не уходили неутешны.

У рабы Божией Александры была дочь, вся голова которой внезапно покрылась незаживающими язвами. Волосы в некоторых местах снимались вместе с кожей. На лечение в больнице было израсходовано много средств и времени, а пользы не только не было, но болезнь прогрессировала. И тут любящая мать решила использовать последнее средство. Идет на могилу о. Матфея, с молитвой берет песочку, приносит домой, кладет его в воду и заставляет свою дочь мыть голову. И через несколько дней болезнь проходит.

Поздним вечером во время Успенского поста к воротам кладбища подошла телега. На самотканых половиках лежал мальчик лет 10-12. Возле него сидели бабушка и средних лет женщина, по всей вероятности, мать. Возница и эта женщина переносят мальчика к могиле о. Матфея и уезжают по своей надобности. Возле калеки остается старушка, сопровождавшая его. От горя и житейской тяжести бабушка начала горячо молиться. Устав от молитвы, и видя, что мальчик все лежит, а ноги не двигаются, она в сердцах сказала: «Господи, или вылечи, или возьми к Себе, о. Матфей, помоги».

И вдруг ребенок встал и пошел. Это было явное чудо. Ведь дитя не могло ходить в течение трех лет.

О. Матфей некоторым являлся и видимым образом.

Это случилось во время Великой Отечественной войны. Одна семья осталась без средств к существованию. И отчаявшаяся мать, на руках которой было несколько детей, придя на могилку благодатного старца, стала слезно молиться, говоря: «О. Матфей, помоги! Умираем с голоду, сама и дети мои. Спаси от смерти». После напряженной молитвы она как бы впала в забытье, но видит, как между деревьев идет старец, а за плечами у него большой рюкзак. Подошел к ней, отдал ей поклажу и говорит: «Питайся сама и питай деток». А когда пришла в себя, то, сколько его ни искала, старца не было. Только после войны, увидев фотографию отца Матфея, она признала на ней того старца, что спас от голода.





Основан в 2008 году