Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Летопись Воскресенской церкви села Алексеевское

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 13 апреля 2009 г. 02:01, посмотрело: 3582
Республика Татарстан » Алексеевский район » поселок Алексеевское


Предисловие
Летопись
О местных крестных ходах
О часовнях
О причте
О приходе
О раскольниках
Об общественных и правительственных учреждениях
О церкви и храме
О священно- и церковнослужителях
О прихожанах
О грамотности прихожан
О занятиях и промыслах прихожан
О некоторых особенностях местной речи
Местность села
Особые события и явления в приходе
Вместо послесловия

О занятиях и промыслах прихожан

Здесь жители все крестьяне, но не все из них занимаются земледелием. Из 570 домов Алексеевского населения настоящим крестьянством занимаются только 270 домов, а обитатели остальных 300 домов занимаются разными ремеслами, промыслами и торговлей. Самое главное из ремесел здешних жителей щекотурное и печное, которым занимаются до 150 домов. Для производства своих работ щекотуры на лето уходят из села и расходятся не только по ближним городам и уездам, но и по другим губерниям, откуда возвращаются домой к зиме. Это промысел отхожий.

Летопись Воскресенской церкви села Алексеевское
   Автор: Плаксин Олег   Дата: 2 ноября 2019 г.


Местный же промысел ремесленный, по собранным сведениям, выражается в следующих цифрах:
плотников здесь 30;
сапожников – 18;
столяров – 10;
кузнецов – 10;
веревочников – 7;
шапочников – 6;
кровельщиков, они же и маляры – 5;
портных – 5.


Много здесь и разных торговцев, из коих первое место по величине годового оборота занимают краснорядцы и хлеботорговцы:
Краснорядцев здесь 12;
хлеботорговцев - 10;
торговцев бакалейными, галантерейными и прочими мелочными товарами – 12;
скотопромышленников и мясников – 8;
торговцев непряденой шерстью – 7.

Эту шерсть закупает здешнее женское население, занимающееся, главным образом, прядением шерсти на колесо для продажи. Скупкой уже пряденой шерсти занимаются богатенькие женщины, которые сбывают оную в больших городах, а преимущественно – на Нижегородской ярмарке. Женщинам же принадлежит торговля калачами, коими они торгуют не только на местном базаре, но и на соседнем, Рыбно-Слободском. Кроме того, в селе Алексеевском имеется несколько кожевенных заводов, 15 ветряных мельниц, 5 солодовень. Наконец, так как чрез село идет Казанский тракт, по которому и в Казань, и из Казани, особенно в зимнее время, идет значительное число обозов, то для остановки оных имеется до 20 постоялых дворов, получающих от обозников порядочную выгоду.

По одному вышеприведенному перечню занятий, промыслов, ремесел и торговли здешнего села, по справедливости, можно назвать Алексеевское торгово-промышленным селом, а потому более или менее состоятельным. К сожалению, недород хлеба нескольких последних лет и полный неурожай настоящего года весьма сильно подорвали благосостояние здешнего села. У хлебопашцев нет хлеба, у ремесленников нет работы, у торговцев нет торговли – везде застой, все остановилось. По этому самому, т. е. по причине неурожая и застоя во всех промыслах и торговле, я ограничился в настоящее время одним лишь перечнем промыслов. Можно еще отметить, что село Алексеевское по постройкам своим и по костюму населения далеко ушло от простых, земледельческих селений. Не говоря о том, что здесь все дома довольно чистые, почти у всех внутри оклеенные обоями, здесь очень много (до 30) каменных домов. И в числе этих каменных домов есть такие, которые могли бы занимать видное место и в уездном городе. Затем, у многих здешних жителей имеются каменные кладовые. Вообще все строение села Алексеевского довольно видное, к сожалению, с одним, весьма значительным недостатком, а именно: много здесь на надворных строениях соломы, которая и служит причиной громадных пожаров, нередко бывающих в Алексеевском. Сознали этот вред и сами алексеевцы.

И костюм здешних жителей отличен от обыкновенного крестьянского. Крестьянские кафтаны, лапти и прочее, если еще и употребляются некоторыми хлебопашцами, то только во время работ; но в другое время и у этих крестьян для выхода, например, в церковь, на базар, в гости всегда есть сапоги, пиджаки, крытые полушубки, суконные поддевки и проч. Такова одежда простых крестьян -пахарей. А об одежде промышленников, торговцев уже и говорить нечего: она не крестьянская, не сельская, а городская, начиная с сапогов с калошами и кончая меховыми шубами и пальтами. Затем следует заметить, что здесь для белья не употребляются никакие самодельные ткани, даже беднейшими чернорабочими; а все белье делается из купленных материй: разного ситцу, кумачу, бумазеи и прочее. Женский костюм здесь тоже не крестьянский: вместо чеботов (башмаков) – ботинки, очень часто с калошами; вместо сарафанов – платья; вместо шуб – пальты, дипломаты, модные шубки. В зимнее, вообще в холодное время женский пол, сверх обыкновенных головных одеяний, всегда накидывает на голову большую теплую шаль, которую и снимает, пришедши куда-либо в дом или в церковь.






Основан в 2008 году