Икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» — чудотворная икона, почитаемая Русской Церковью. Тот смысл, какой соединяется с названием иконы Божиеи Матери «Утоли моя печали», прекрасно объясняется нам самою церковью в тех песнопениях и молитвословиях, которые составлены в честь этой святой иконы. В тропаре праздника мы обращаемся к Пресвятой Деве Марии со следующими словами: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли, Ты бо человеком болезни отгониши и грешным скорби разрушаеши; Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево». «Избранное нам, — читаем в кондаке праздника, — и дивное даровася избавление — образ Твой честный, преблагословенная Владычице Дево Богородице, яко избавльшеся от злых явлением его, к нему же взирающе восписуем Ти благодарственная раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, радосте наша! Избави нас от всякаго зла и утоли наша печали». Последние слова кондака: «Радуйся, радосте наша! Избави нас от всякаго зла и утоли наша печали», — служат в то же время и припевом акафиста.
Мысль, почему икону Божий Матери наименовали «Утоли моя почали», становится еще более ясною из особой молитвы, составленной церковью для верующих, обращающихся за помощью к Пресвятой Богородице.
Из приведенных слов тропаря, кондака и молитвы можно заключить, что название «Утоли моя печали» есть ни что иное, как молитва к Божиеи Матери об избавлении от многочисленных болезней и скорбей телесных и в особенности душевных, т. е. греховных страстей, обуревающих сердце. В жизни, полной невзгод, кто не испытывал скорби? Кто может сказать о себе, что он на своем жизненном пути не переживал тяжелых минут несчастья и не искал себе поддержки или утешения? Нет такого человека... И истинный христианин, при всех тяжелых и печальных обстоятельствах своей временной земной жизни, невольно мысленно обращается туда, откуда он ждет помощи: духовный взор его устремляется к небу, к Пресвятой Деве Марии, и уста его шепчут мольбу: «Утоли моя печали, сокрушающие сердце мое, ибо Ты — скорая Утешительница!» И, действительно, не от людей, таких же немощных по своей природе, как и сам страдающий, этот последний получает истинное лекарство, исцеляющее от душевных и даже телесных болезней, но от самого Господа по ходатайству пред Ним Пресвятой Богоматери.
Нет необходимости здесь говорить о всех благодеяниях Пресвятой Девы Марии, оказанных Ею роду человеческому. Они неисчислимы. Укажем лишь некоторые из них, которые так или иначе соединены с образом Богоматери, именуемым «Утоли моя печали».
Икона находилась в Москве, в церкви святителя Николая Чудотворца, что на Пупышах, в Замоскворечьи. Принесена она была казаками в 1640 году в царствование Михаила Феодоровича (1613-1645). Более ста лет образ находился в забвении на колокольне храма, куда он попал вследствие небрежения.
Предание сохранило нам память о первом прославлении иконы, бывшем во второй половине XVIII столетия.
По свидетельству этого предания, чудодейственная сила иконы Богородицы «Утоли моя печали» открылись человеческому роду при следующих обстоятельствах.
Одна женщина довольно знатного происхождения, жившая вдали от Москвы, продолжительное время страдала расслаблением всего организма, а в особенности рук и ног. Имея все материальные блага жизни, она не имела самого главного — здоровья. Что она могла сделать со своим богатством? Сама она пользоваться им не могла, а служить им для других тоже была не в силах: болезнь приковывала ее к одру. Она имела полную возможность пользоваться услугами врачей и пользовалась. Однако помощь врачей не только оказалась бессильною, но, постепенно истощая ее силы, довела ее до предсмертного томления: она потеряла всякую надежду на свое выздоровление.
И в эту-то тяжелую минуту жизни, когда человек не видит ниоткуда помощи и сводит мысленно последние счеты со своим прошлым, когда он видит медленно, но неуклонно приближающуюся смерть, в эту тягостную минуту больная получила радостную и успокоительную надежду на выздоровление. В сонном видении она услышала голос, говоривший ей: «Вели себя везти в Москву; там на Пупышеве, в храме святого Николая, есть образ Божией Матери с надписью: "Утоли моя печали"; молись пред ним, и ты получишь исцеление».
При этих словах явилась ей и сама икона, от которой было обещано исцеление.
Видение кончилось. Больная, лежавшая пред этим как бы без чувств, пробудилась от своего глубокого сна и тотчас же почувствовала в себе какую-то новую жизнь. Промысл всемогущего Бога поддерживал еще ее существование в этом земном мире. Придя в полное сознание, она сообщила о своем дивном видении домашним. Оказалось, что никто из ее родных никогда не бывал в Москве.
Тем не менее просьба больной была удовлетворена: ее привезли в Москву. Отыскали местность, называемую Пупышево, и внесли расслабленную в храм Николая Чудотворца. Больная, осмотрев все иконы, не нашла между ними той, которая явилась ей во сне. Между тем сопровождавшие больную рассказали местному священнику о ее видении. Тогда священник велел причетникам принести с колокольни все находившиеся там ветхие иконы Божией Матери. Среди них оказалась и икона с надписью «Утоли моя печали», но она до того была покрыта пылью, что с трудом можно было узнать лик Богородицы. Лишь только этот образ Богоматери был внесен в церковь, как больная, от слабости уже не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами, к удивлению сопровождавших ее родных вдруг воскликнула: «Она! Она!»
Как радостен был этот возглас! Он краток — всего лишь одно слово: «Она!» Но как он содержателен! В нем было положительно все: и вера, глубокая вера в помощь Богоматери, вера, поддерживавшая больную в ее долгом, тяжелом путешествии в отдаленный город; и надежда на исцеление от тяжкого недуга телесного и не менее тяжелых душевных страданий; и любовь, признательная любовь, за даруемое здоровье телесное и душевное. Кратко говоря, это был возглас, идущий из глубины христианской верующей души, это была радость за даруемое Божией Матерью исцеление и в то же время мольба об утолении печали, сокрушающей исстрадавшееся сердце, — молитва: при виде чудотворного образа «Утоли моя печали». Она твердо верила в свое исцеление, и Небесная Царица не оставила ее без Своего призрения, но чудесным образом даровала ей здоровье.
Вот доказательства этого чуда от иконы «Утоли моя печали». Во-первых, больная не только воскликнула, хотя перед этим, как было сказано, она несколько времени от слабости уже не говорила, но и перекрестилась. Мог ли это сделать человек, уже некоторое время не владевший рукою? Нет. Далее. Когда после молебна больная приложилась к чудотворной иконе Богоматери, она почувствовала в себе столько силы, что без всякой помощи других стала на ноги и потом, без посторонней же поддержки, вышла из церкви святого Николая. Кто не увидит в этом событии помощи свыше? Только по воле Бога расслабленные могут ходить. Наконец, больная вернулась домой совершенно здоровою, и это, несомненно, по милости Царицы Небесной.
Это чудо совершилось 25-го января (7 февраля) 1760 года. С тех пор было установлено этот день праздновать в честь иконы «Утоли моя печали».
В Николаевской церкви на Пупышах хранились записи о многих чудесах от этой иконы, но все письменные свидетельства о них были уничтожены огнем во время пожара в 1771 году. Несмотря на этот несчастный случай, бывшие, притом так давно, сказания о чудесах, совершившихся при этой иконе, известны и поныне. К этому времени относится и составление службы с акафистом, которая была впервые напечатана в 1862 году.
Сейчас чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в Москве, в церкви во имя святителя Николая, «что в Кузнецах».
ИконографияИзображение иконы «Утоли моя печали» представляет Божию Матерь, приложившую левую руку к Своей главе, несколько склоненной набок. Общий ее вид как бы говорит о том, что Царица Небесная прислушивается к слезам и умиленным молитвам всех верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях и являются Ее личной болью. Правою рукою Своею Богоматерь придерживает стопы Предвечного Младенца. Спаситель пред Собою держит в руках, подняв кверху, развернутый свиток, на котором начертаны следующие слова Божественного увещания: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите кийждо ко искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите»
В положении фигуры Младенца Христа есть одна отличительная особенность: Он изображен полулежащим, или, точнее сказать, полностью лежащим, наподобие расслабленного человека. Здесь стоит вспомнить древний иконописный прием изображения спящего или умершего человека, которого не допускалось писать в горизонтальном положении, верхняя часть его туловища всегда оставалась несколько приподнятой, чем выказывался удивительный такт, целомудрие, почтение и к зрителю, и к Богу. Средневековые художники словно хотели этим сказать, что нельзя «лежать» в присутствии Божием, то есть быть духовно умершим, пассивным.
Редкой особенностью иконы является и такая деталь как изображение покрытых гиматием колен Богородицы, что вводит в композицию несомненный мотив оплакивания, как нельзя лучше соответствующий самому названию образа Божией Матери «Утоли моя печали».
Списки с иконыЧтимые списки с иконы Богоматери «Утоли моя печали» находятся во многих храмах Москвы и других городов. Еще в XVIII веке с чудотворного образа был сделан список, который поставили в приделе Никольского храма в Пупышах.
В Москве были еще четыре святочтимых иконы Богоматери, также известных под именем «Утоли моя печали». Они — точные снимки с вышеупомянутой чудотворной иконы. Одна из них находилась в церкви святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня на Покровке; другая — в церкви святых апостолов Петра и Павла в Ново-Басманной; третья — в церкви святого Тихона Амафунтского у Арбатских ворот и, наконец, в церкви преподобного Сергия, что в Рогожской, четвертая благодатная икона «Утоли моя печали», в серебряной позлащенной ризе, богато украшенной драгоценными камнями.
В Петербурге, в храме Вознесения Господня, что на Вознесенском проспекте, близ Екатериненского канала, была также древняя и глубокочтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». Эта святая икона была привезена из Москвы в 1765 году 25 сентября купцом Роговиковым, одним из участников построения Вознесенского храма, ко дню освящения придела в честь этой иконы, где она и была помещена в особо устроенном серебряном киоте. Этому чудотворному образу «Утоли моя печали» оказывалось особенное чествование. Верующие во множестве прибегали к этой иконе Небесной Царицы, и многие больные по вере своей получали от нее исцеление и утешение.
Чудотворная икона Богоматери «Утоли моя печали», или, как ее еще иначе называют, «Утоление печали», имелась еще в Орловской губернии, Карачаевском уезде. Она находилась там в Николаевском Одрином монастыре. До 1781 года этот образ был заветною домашнею святыней сенатора графа Н.Б. Самойлова. Сначала он стоял в Москве, в доме графа, и здесь прославился многими чудесными исцелениями. Затем Н.Б. Самойлов перевез его в свое имение, которое находилось по соседству с упомянутым монастырем. Построив на свои средства при монастырском Николаевском соборе теплый придел в честь иконы «Утоли моя печали», граф затем пожертвовал туда и святую икону Богоматери. Ее поместили там по правую сторону от царских дверей. Празднование этому чудотворному образу Пресвятой Богородицы на месте совершалось два раза в году: 25 января и 9 октября.
Кроме Москвы, Петербурга и Орловской губернии, чудотворные и особо чтимые иконы Божией Матери «Утоли моя печали» были известны в следующих местах:
- в Покровском монастыре, в Шклове, Могилевской губернии;
- в Бершадском мужском монастыре, Ольгопольского уезда, Подольской губернии, и в скиту святого Иоанна Предтечи Молченской Софрониевой пустыни. Курской губернии.
Празднование 25 января по юлианскому календарю - по ст.ст. / 7 февраля - по н.ст.