Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Преподобномученик Филарет Срезневский

Автор: Алексей
Опубликовано: 15 февраля 2011 г. 22:00, посмотрело: 7194
Преподобномученики

Преподобномученик Филарет Срезневский

Года жизни: 9 августа 1884 г. - 7 марта 1942 г.

Преподобномученик Филарет (в миру Иван Трофимович Пряхин) родился 9 августа 1884 г. в с. Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в благочестивой крестьянской семье.

С малых лет начал он постигать церковную грамоту, читая Псалтирь и другие Священные книги, вознося ум к высотам духовной Жизни. От детских забав Иоанн уклонялся, возлюбив подвиги поста и молитвы. Уже в отроческие годы он прекрасно знал Священное Писание и так что читал Псалтирь, что его часто приглашали односельчане в случае необходимости. Взрослея, он еще больше укреплялся в духовном делании. В 17 лет поступил в Пронскую Спасо-Преображенскую пустынь. Будучи еще послушником, отличался ревностным отношением к послушаниям и высоким благочестием. 21 апреля 1913 года он был пострижен в монашество с именем Филарет в честь святителя Филарета Милостивого. Нес многие послушания, но основным стало клиросное, к которому он относился с особенным благоговением 18 августа 1913 года его рукополагают в иеродиакона, а затем, 16 ноября 1914 года, в иеромонаха.

Особую любовь питал о. Филарет к образу Божией Матери «Споручница грешных», который чудесным образом был обретен монастырем в начале двадцатого столетия и почитался как чудотворный. По многу часов проводил о. Филарет в молитвенных бдениях возле Святого образа. По его просьбе пронский художник сделал список с этой иконы. Все время работы художника о. Филарет коленопреклоненно молился возле образа Божией Матери о сошествии благодати на икону. По благословению настоятеля монастыря, с этой иконой Божией Матери он стал ходить по окрестным деревням и селам. Святыня являла множество чудес. С закрытием Пронской обители в 1920 году, по Промыслу Божию, икона была принесена иеромонахом Филаретом в Казанский храм с. Срезнево Шиловского района. Очевидцы свидетельствовали, что когда он в первый раз вошел с иконой в все свечи на подсвечниках вспыхнули и загорелись лампады.

Более десяти лет, до первого ареста, о. Филарет окормлял свою паству в г. Срезнево. В этот период богоборчества и отступления от Церкви укреплял людей в вере, наставлял на путь истинный даже неисправимых грешков исцелял болящих, имел дар прозорливости. С принесением в Казанский храм с. Срезнево чудотворной иконы «Споручница грешных» 11 июня (н. ст.) стало днем ее празднования, на которое собиралось до восьми тысяч верую не только из Рязанщины, но и из других областей России. Празднование продолжалось до трех дней. Это были дни великой Милости Божией и Пречистой Его Матери, когда верующие являлись свидетелями многих чудесных исцелений по молитвам батюшки.

Епархиальным архиереем в то время был архиепископ Борис (Соколов), который после осуждения по делу о «Рязанской епархиальной канцелярии» был выслан за пределы Рязанской епархии и проживал в Подмосковье, на ст. Перловка. Высоко почитая благодатного иеромонаха Филарета, он вызвал его в 1926 году в Москву. Здесь архиепископом Тверским Серафимом (Александровым) о. Филарет был возведен в сан игумена. В Срезневе им был организован нелегальный монастырь, где порой находилось до 150 иноков и инокинь. Здесь же, несмотря на преследования, совершались монашеские постриги. К нему тянулись гонимые монахи, иноки и просто верующие, находя истинное христианское радушие и утешение. Село Срезнево стало известно среди православных далеко за пределами Рязанской губернии,

На праздник Святой Троицы 31 мая 1931 года о. Филарета арестовали. По одному с ним делу были арестованы еще 38 монашествующих и мирян. Батюшку обвинили по ст. 58 п. 10-11 в контрреволюционной деятельности, создании монархической группировки «Истинных христиан», организации нелегального монастыря и приговорили к пяти годам ИТЛ.

Игумен Филарет для отбывания срока был выслан в концлагерь на строительство Беломоро-Балтийского канала. Непосильные для голодных, полураздетых людей нормы сильно их истощали физически, но духовно батюшка остался несгибаемым. По возвращении из лагерей в 1936 году на короткое время он снова приехал в с. Срезнево, несмотря на предупреждение властей о нежельности его пребывания в Рязанской губернии.

Опасаясь ареста, по благословению священномученика архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия (Масловского) о. Филарет переехал в г. Тверь. Там он поселился у знакомых и постоянно участвовал в Богослужениях в храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина». Своего прихода не имел, так как власти отказывали ему в регистрации в качестве священника. Здесь он тесно поддерживал отношения сначала с архиепископом Фаддеем (Успенским), а затем и с епископом Палладием (Шерстянниковым), а многими другими священнослужителями. К нему приезжали люди из мест страны, в том числе и Рязанщины, за духовным окормлением. Сам он неоднократно выезжал к своему духовнику - епископу Антонию в Киев.

Все это не осталось незамеченным властями. 28 августа 1939 года, на праздник Успения, его вновь арестовывают и предъявляют обвинение по той же 51 статье п. 10-11: участие в антисоветской группировке во главе с Владыкой Палладием. Обвинения игумен Филарет не признал. Все повторилось, как и в первый раз. Семь месяцев длилось следствие. За это время он 24 раза был допрошен. Игумена Филарета сослали на три года в Сиблаг (г. Мариинск Новосибирской области), лагерь особого режима, писать откуда позволялось только раз в полгода.

— Вот и конечный пункт нашего путешествия — город Мариинск Кемеровской области. На этой станции 68 лет назад вместе с уголовниками и штрафниками были высажены и политзаключённые. Среди последних был игумен Филарет (Пряхин), жизненный путь которого связан с Казанским храмом села Срезнево Шиловского района.

Пешком, под конвоем заключённые были направлены в лагерь особого назначения Новоивановского отделения Сиблага. Данное подразделение лагеря раскинулось на высоком берегу удивительно чистой и великолепной реки Кии, что в 50 км от Мариинска и 30 км от посёлка Верх-Чебула. В этом красивом, но чудовищно жестоком месте и завершился земной путь старца.

«Вот уже исполнился год, как меня посадили на колесницу Израилеву. Прибыв в Мариинск, от города живу в 50 верстах. Родимые мои, напишите письмецо, напишите мне хоть три словечка, больше ничего» — это строки из последнего письма священномученика Филарета Срезневского. Больше от него не было ни одной весточки.

При жестокости, грубости, голоде, крайней степени истощения и каторжном труде редко кто выживал в лагере. Отец Филарет скончался 7 марта 1942 года в Великий пост, в день, когда выносится крест для поклонения и начинается Крестопоклонная неделя. В этот же день Великого поста в 2000 году замироточил его образ, написанный почитателями для келейного поклонения. А 31 мая 2000 года, в день, когда ровно 70 лет назад начался его крестный путь в храме с. Срезнево, вновь началось обильное мироточение и благоухание иконы, которое продолжалось более двух недель, а благоухание сохраняется и в настоящее время.

И по отшествии батюшки в мир Горний, помощь его постоянно ощущается людьми, которые в молитвах обращаются к нему, чему имеется множество свидетельств. Время и место принятия о. Филаретом схимы с именем Серафим точно неизвестно, но существует предание его духовных чад и родственников, подтверждаемое наместником Рязанского Иоанно-Богословского монастыря священноархимандритом Авелем (Македоновым), что это произошло в заключении, во время второй ссылки. Таким образом, «терновый венец» о. Филарета привел его к высшей степени монашества, а данное ему имя Серафим точно выразило его пламенную веру в Господа нашего Иисуса Христа, ради Которого он всю жизнь неустанно трудился и за Которого мученически пострадал.

Заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года игумен Филарет (Пряхин) прославлен как преподобномученик.


Тропарь, глас 5-й


Учителю благочестия/,
истиныя веры Христовы ревнителю/,
номучениче Филарете/,
Пронския и Срезневския земли украшение/
стяжал еси в сердце твоем Духа Святаго благодать/
Христа мужественно исповедал еси/,
к новомучеником Российским быв причтен,/
славу на небесех наследовал еси/.
Молися прилежно Владыки Христу/
Да сохранит Отечество наше в мире и благоденствии,/
и спасет души наша.

Сергей 14 января 2012 01:10
Здравствуйте! Хочу поделиться некоторыми воспоминаниями моих родных о тех событиях. В частности деда, бабушки и матери, к сожалению ныне покойных, рождённых и проживших в с. Срезнево всю жизнь. Отец Филарет крестный отец моей материи. Отсюда и некоторые познания в этом.

После Пронской обители икона была перенесена в г.Спасск, в один из Храмов. Но так как Храмы в это время власть закрывала, то и над этим Храмом нависла та же угроза. В Храм с. Срезнево икона может и была внесена 11 июня, но из Спасска её перевозил мой покойный дед на лошадке санным путём. Лёд был не толстым поэтому икону через Оку переносили пешком. Соответственно это было или начало или конец зимы. Вместе с иконой была переправлена ещё какая то церковная утварь. Всё это делалось тайно и ночью по настоянию отца Филарета. Потом икона какое то время находилась у деда дома. И только после этого была перенесена в Храм с. Срезнева. И, по воспоминаниям, без большой огласки. Какая то часть из церковной утвари была спрятана в подполье (закопана). Только перед смертью, умерла она в 1973г, она распорядилась всё это выкопать и передать в Срезневскую Церковь. Я помню как помогал матери отчищать и отмывать на кухне в тазу с водой, порошком и содой церковные предметы. То что помню: был большой серебряный крест, вроде бы две может больше лампады серебряная и желтая, кубок причастия, крест на цепочке и что то ещё. Всё это было передано в Храм с. Срезнево.

По первому аресту о.Филарета такое воспоминание. Когда его арестовали, по истечению какого то времени собрали сход в с. Срезнево. Так как против ареста было подавляющее большинство населения с. Срезнево и окрестных деревень, то сказали что необходимо подписать прошение и его отпустят. Народ естественно подписал. Но текст письма был подменён, в нём указывалось что население ходатайствует об аресте о.Филарета. Эти списки показывали арестованному о.Филарету, он конечно же знал реальное отношение народа.

Об этом после освобождения он рассказывал моей бабуле: "... и ты, родимая моя, против меня подпись поставила...".

По прозорливости тоже много интересного. Когда я мальцом слышал от бабушки и матери какие то вещи о войне (Отечественной), другим событиям которые он предсказывал и которые сбылись, как то верилось и не верилось, ведь это уже произошло. Но вот о событиях которые ещё в тот момент не произошли, а потом сбылись. "А Россию, родная моя, поделят на части. Такой России как сейчас не будет". Бабуля, там задавала всякие вопросы, мол как же так и т.п., на что он сказал: "Ты это не увидишь, а вот она увидит"- и показал на мать. (Бабушка умерла в 73г., мать в январе 2000г) Она увидела Россию распавшуюся, "поделенную". Я об этом рассказывал в школе сверстникам и каждый раз меня поднимали на смех. Я с 1964 г.р., учился с 1972 по 82г. По прошествии многих лет, встретившись с одноклассниками спрашивал, помнишь? Кто то конечно и не запомнил этой "чуши", а кто помнил, те поражались. Можно много ещё что вспоминать.

Сейчас много публикуется различных материалов на подобные темы. Хотелось, что бы не печатались выдумки и желаемое. Ведь в некоторых изданиях просто сказки, да байки. В частности по с. Срезнево много не стыковок, причём многие из которых умышленные, так сказать для красного словца, и мне известны авторы искажений и откровенной неправды. Я в нём родился, в нем родились и жили мои предки, многие вещи я видел своими глазами. С бабулей в детстве ходили в Церковь, в то время у постоянных прихожан, которые не пропускали не одной службы, а такой была бабушка, было своё место в Храме. Я с сестрой и бабушкой на нём стояли.

Вот ещё некоторые из предсказаний о.Филарета на будущее:"... после гонений на священников и Церковь, наступят такие времена, что власть опять будет разрешать веру, будут открываться Храмы, даже новые будут строить. Но к Церкви в это время придут такие люди и будут так всё делать, что вроде бы всё правильно, всё хорошо, а народ будет от Церкви отворачиваться. Плохое время наступит, родимая моя". Наступает это время или нет?

- "...а Москва и С.Петербург, родимая моя, расцветут как маков цвет, а провалятся как Вавилон". Почему как Вавилон, не знаю, ведь он не провалился, но погиб.

Долго можно воспоминать.

 





Основан в 2008 году