Регистрация

Августовская икона Божией Матери

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 27-02-2017, 10:28, посмотрело: 331
Божия Матерь

Августовская икона Божией Матери

28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.

Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на северо-западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши).

Из Дела Святейшего Правительствующего Синода "О расследовании чудесного события явления Божией Матери русским войскам под гор. Августовом"

Лист 7.

Копия. Доверительно
Обер-Прокурор.


Ваше Высокопреподобие, Досточтимый о. Протопресвитер Георгий Иванович.

Ноября "3" дня 1914 года. №41

При письме от 30-го сентября сего года за № 1.009 я препроводил к Вашему Высокопреподобию вырезку из вечернего выпуска газеты "Биржевые Ведомости" от 25 сентября 1914 года за № 14395 с заметкою под заглавием "Чудо" и просил, по проверке, если таковая окажется возможной, изложенного в заметке известия, сообщить, насколько это известие соответствует действительности.

Ввиду появившихся уже в продаже отдельных изданий с описанием означенного чудесного события и возникающей отсюда необходимости скорее выяснить вопрос о действительности этого события, имею честь покорнейше просить Вас не отказать в сообщении мне, в возможной скорости, о результатах расследования по сему делу, если производство такового не встретило препятствий.

Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности.
(подп.) В. Саблер

Августовская икона Божией Матери


Листы 9, 9-об, 10.

Ваше Высокопревосходительство Милостивый Государь, Владимир Карлович!

Протопресвитер Военного и морского духовенства Ноября "15" дня 1914 г. № 876.
Его Высокопревосходительству В. К. Саблеру. Г. Обер-Прокурору Святейшего Синода.

В дополнение к телеграмме моей от 6-го ноября за № 753, имею честь уведомить Ваше Высокопревосходительство, что донесения от главного священника армий Северо-Западного фронта, протоиерея К. Богородицкого, которому поручено расследование о чуде, еще не поступало. По получении такового, будет мною немедленно сообщено Вашему Высокопревосходительству.

В настоящее же время считаю долгом сообщить Вам, что в № 21 журнала "Вестник военного и морского духовенства" помещено полученное редакцией данного журнала письмо священника Лейб-Гвардии Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка Иоанна Стратоновича следующего содержания:

"1-го сентября сего года в 11 часов ночи обоз 2-го разряда Бригады Лейб-Гвардии Кирасир Его и Ея Императорских Величеств, находившийся близ города Мариамполя, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи на шоссе. Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой в бранех Помощнице. И что же? Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причем Божия Матерь рукою указывала на Запад. Кирасиры пригласили из квартиры офицера господина поручика Зернец. С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продолжавшееся около 1/2 часа, и призывали на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда.

После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось, и обоз благополучно совершал дальнейшее следование".

С отличным почтением и преданностью имею честь быть

Вашего Высокопревосходительства

Покорнейшим слугою Протопресвитер Георгий Шавельский.

Лист 12.

Ваше Высокопревосходительство Милостивый Государь, Владимир Карлович!

Протопресвитер Военного и морского духовенства "11" января 1915 г. № 111.
Ставка Верховного Главнокомандующего.

В дополнение к письму моему от 15 ноября минувшего года за № 876, имею честь уведомить Ваше Высокопревосходительство, что вместе с сим представляется мною Святейшему Синоду произведенное по моему распоряжению главным священником армий Северо-Западного фронта, протоиереем К. Богородицким расследование (на 9 листах) чудесного явления Божией Матери нашим воинам.

С отличным почтением и совершенной преданностью имею честь быть

Вашего Высокопревосходительства Покорнейшим слугою Протопресвитер Георгий Шавельский

Его Высокопревосходительству В. К. Саблеру, Г. Обер-Прокурору Святейшего Синода.


Листы 14, 14-об, 15,15-об, 16, 1б-об, 17, 17-об.

Его Высокопреподобию,
Отцу протопресвитеру военного
и морского духовенства
ГЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК АРМИИ Северо-Западного
ФРОНТА "4" января 1915 г. № 1254 Гор. Седлен


Рапорт


Во исполнение предписания от 3-го октября 1914 года за № 398 и телеграммы от 25 декабря за № 754, представляя при сем полученный мною лично для доставления Вашему Высокопреподобию рапорт благочинного 1-й Гвардейской кавалерийской дивизии протоиерея Стефана Щербаковского, от 27-го прошлого декабря за № 25, имею честь почтительнейше донести, что мною лично были опрошены вызванные за 25 верст из обоза 2-го разряда в Штаб гвардейского кавалерийского корпуса в местечке Дрясевичи в 20 верстах от города Опоч-но Радомской губернии воинские чины, бывшие свидетелями явления Божией Матери — кирасиры Ея Величества: Тех Иван, Лакеев Иван, Скрипель Григорий и Серегин Димитрий.

Кирасир Тех показал: он находился в обозе 2-го разряда; при отступлении из Восточной Пруссии, около города Мариамполя, поздно ночью обоз остановился в имении одного помещика немца. Тех стоял у лошадей. По указанию кирасира Серегина он стал смотреть на небо. Оно было очень звездное и синее, затем небо стало бледнеть и начал обрисовываться лик Божией Матери. Младенца на руках Ея он не видел, а только видел руки Ея, простертые вперед. Фигура Божией Матери была не во весь рост, а только до пояса, как изображается Она на иконах. Ноги Божией Матери как будто скрывались в облаках. Руки Ея были простерты на Запад. Кругом лика Божией Матери были звезды наподобие венца. Видение продолжалось не более минуты. Затем оно стало бледнеть, а на его месте показался громадный черный крест — четырехконечный — в наклонном или скорее лежачем по направлению на запад положении.

Нижний чин Лакеев Иван 21-го года из воспитанников полка показал: в городе Мариамполе, при отступлении из Восточной Пруссии ночью обоз остановился бивуаком. Солдаты искали помещение для ночлега. Он, Лакеев, кормил лошадь, затем увидел толпу солдат, подошел к ним и стал смотреть на небо. На небе он увидел Образ Божией Матери. Голова Ея была окружена звездами, а на левой Ея руке был младенец Иисус Христос. Фигура Божией Матери была по пояс, правой рукой Она указывала и как бы благословляла. Видение продолжалось минут 10. Затем он, Лакеев, перекрестился три раза и ушел, другие же оставались. После был разговор между солдатами; некоторые не верили, но он подтверждал со своей стороны бывшее видение Божией Матери.

Скрипель Григорий показал: он искал свои вещи в обозе, кто-то крикнул: "видение какое-то". Он, Скрипель, стал смотреть на небо и увидел полукрут из звезд и в нем лик Божией Матери с Младенцем на левой руке, а правой рукой Матерь Божия как будто благословляла и указывала на Запад. Божия Матерь видна была до половины роста, а ноги казались как будто закрытыми пеленой. Голова Божией Матери и лик Богомладенца были окружены звездами. Видение продолжалось минут 10, а затем стало оно бледнеть и совсем исчезло. А на его месте образовался черный крест из двух полос, который стал также бледнеть и через 5 минут исчез. После него на этом месте появилась яркая звезда.

Серегин Димитрий показал: он был дежурным по обозу. Люди, когда приехали, стали ужинать. Он, Серегин, в это время любовался очень яркой звездой. Звезда эта постепенно исчезла, а кругом ее появились маленькие звезды. Затем в кружке этом небо стало темнеть и начало обрисовываться изображение Божией Матери. Божия Матерь была видна до пояса, а нижняя часть Ея фигуры была покрыта как бы пеленой. На левой руке Она держала Младенца, а правой рукой как бы благословляла. Вид лица Ея был обыкновенный: ни серьезный, ни улыбающийся. Видение наблюдалось им ясно, отчетливо, а затем стало видно хуже и изображение Божией Матери стало исчезать. А на этом месте появился крест не особенно отчетливо, но различить его было можно. Крест был в наклоненном положении, черного цвета и большого размера. Видение креста прошло скоро, и оба видения длились не более 15 минут. Крест исчезал постепенно, а затем явилась яркая звезда. Вслед за этим он видел на Млечном пути черную стрелу. Острием она была обращена на город. Стрела показывалась и исчезала несколько раз так примерно в течение трех минут.

Поручика Зернеп я не имел возможности опросить, так как он в это время находился в городе Радом, но его показания подробно изложены в рапорте протоиерея Щербаковского. Не имел возможности за отсутствием на месте опросить и подпоручика Терехова.

Офицера Шредера, о котором упоминается в телеграмме Вашего Высокопреподобия, в Кирасирском Ея Величества полку нет, а есть полковник Шведер, но он чуда явления Божией Матери не видел, так как в обозе он не находился. В настоящее время полковник из полка вышел за назначением на должность командира в другой полк. Офицер Шредер штаб-ротмистр — и находится в Кирасирском Его Величества полку, но и он явления Божией Матери также не видел, как заявили мне офицеры Штаба 1-й гвардейской кавалерийской дивизии: ротмистр Суходольский, корнет Толстой и поручик Юшков.

11 декабря за № 998 мною было писано священнику Кирасирского Ея Величества полка Стратоновичу представить возможно полные сведения о явлении Божией Матери, но до сих пор им ничего еще не представлено. По словам протоиерея Щербаковского, отец Стратонович кое-что собрал и намеревался выслать собранные сведения, каковые, по получении, мною будут незамедлительно представлены Вашему Высокопреподобию.

Вместе с изложенным почитаю своим долгом доложить Вашему Высокопреподобию, что ближайшее военное начальство из господ офицеров, с которыми мне пришлось вести разговоры о чуде явления Божией Матери, относится к этому событию в высшей степени скептически. Так, генерал-лейтенант Казнаков — бывший начальник 1-й гвардейской кавалерийской дивизии, а в настоящее время командир гвардейского кавалерийского корпуса, в разговоре со мною по этому предмету высказал такой взгляд. В Мариамполе и в его окрестностях на перекрестках дорог много встречается крестов и икон Божией Матери. На одну из таких икон, может быть висевшую на кресте, попал свет из прожектора, в лучах которого и отразилась в облаках икона Божией Матери и крест. К этому генерал прибавил, что он много раз видел собственное лицо на облаках, отраженное лучами автомобильного прожектора. На этом оптическом явлении в Англии, где очень густые облака, по его словам, показывают на облаках целые афиши при помощи волшебного фонаря. После некоторой паузы генерал сказал: "уж если допустить явление Божией Матери, то почему же явилась Она обозу 2-го разряда, а не линейным войскам, которые выносили на себе всю тяжесть немецких атак и которые находились, во всяком случае, в более тяжелых условиях, нежели обоз 2-го разряда". Последнюю мысль высказал мне и один интендатский чиновник при дивизионном индентанте 1-й гвардейской кавалерийской дивизии, с которым я случайно встретился на обратном пути в местечке Гельнев. Он, между прочим, говорил мне, что во время отступления находился в обозах и особой паники среди обозов не наблюдал, так как обозы 1-й гвардейской кавалерийской дивизии атакам со стороны германцев не подвергались.

При этом позволю себе вспомнить показание одного из опрошенных мною нижних чинов обоза: в Мариамполе перед видением Божией Матери помещик, в имении которого остановился обоз, предложил солдатам несколько ведер молока (9 или 10) и очень много яблок, и нижние чины спокойно ужинали.

Корнет Кирасирского Ея Величества полка Толстой и поручик Кирасирского Его Величества полка Юшков в разговоре со мной очень скептически отнеслись к показаниям поручика Зернеца. По их словам, поручик Зернец сначала передавал им обстоятельства видения Божией Матери в шутливой форме, что он видел в облаках не лик Божией Матери, а некоторую фигуру, похожую на женщину. В конце видения он видел не яркую звезду, как говорится в заметке священника Стратоновича, составленной со слов поручика Зернеца, а именно крест. И он, Зернец, даже рисовал рукою его очертание. Затем [они] касались его полупольского происхождения, очевидно с целью подорвать доверие к его показаниям.

В заключение настоящего донесения не могу не выразить искреннего сожаления, что священники кирасирских полков отцы Стратонович и Концевич отнеслись к столь исключительному событию так безучастно и невнимательно. Если бы показания очевидцев явления Божией Матери были собраны тот час же по живым впечатлениям, тогда не было такой разницы в показаниях, собранных 4 месяца спустя. А поручик Зернец, рассказав обстоятельства явления Божией Матери, прежде всего, священникам, едва решился бы распространять между товарищами другие сведения.

Приложение: рапорт протоиерея Щербаковского № 25 и вырезка из газеты "Биржевые Ведомости".

Главный священник протоиерей
К. Богородицкий.


Листы 18, 18-об, 19, 19-об, 20, 20-об, 21, 21-об.

Его Высокопреподобию
Протопресвитеру военного и морского
духовенства отцу Георгию Ивановичу Шавельскому
Благочинный 1-й гвардейской (Кирасирской)
кавалерийской дивизии №25 1914 года
27 декабря д. Брудзевице. (квартиробивак)


Рапорт


Вашему Высокопреподобию благоугодно было в ноябре месяце приказать мне через корнета Кавалергардского Ея Величества полка барона фон дер Остен Дризена собрать сведения относительно видения (явления) Божией Матери, бывшего нашим воинам под городом Мариамполем. Опросивши некоторых очевидцев об их показаниях, доношу.

Видение явления Божией Матери было в ночь с 31 августа на 1 сентября сего года под городом Мариамполем. Видели это воины, бывшие в обозе 2-го разряда, а между ними нижние чины Кирасирского Ея Величества, Кирасирского Его Величества полков, штаба 1-й гвардейской дивизии, артиллерии и др. между 11 и 12 часами ночи. По сообщению поручика Кирасирского Ея Величества полка А. Н. Зернеца, условия, при которых было это видение, были в высшей степени трагические.

Обозы 2-го разряда вышеупомянутых воинских частей отступали из Восточной Пруссии под натиском неприятельских войск, и притом так, что они оказались позади наших войск. Остановившись на ночлег в верстах 6—7 от города Мариамполя в имении помещика немца (думают, немецкого шпиона), наши воины услышали, что вблизи их германские разъезды, а на шоссе (будто) движутся германские блиндированные автомобили с пулеметами. Под влиянием этих вестей люди не знали, что и делать, и многие готовы были бежать куда глаза глядят, лишь бы избавиться от ужаса, быть убитыми или захваченными в плен неприятелем. И вот среди этого ужаса и смятения многие воины увидели на звездном небе образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на руке. Это видение подействовало на них так успокоительно и так ободрило их надеждою на благополучный выход из этого ужасного и опасного положения, что многие, горячо помолившись, легли спать.

Показания чинов несколько разнятся между собою в мелких деталях, но это не только не умоляет самого факта, а, наоборот, еще больше говорит о его реальности.

В числе первых это явление видел кирасир Ея Величества — обозный Димитрий Серегин, стоявший в это время на часах. Он показал нижеследующее.
Стояли мы (чины) с обозом в верстах 6-7 от города Мариамполя в поместий немца. Очень страшно было потому, что разнесся слух, будто германцы совсем близко от нас и разъезды их брали фураж в этом имении. Я стоял на часах. Посмотревши на звездное небо, я увидел особенно яркую звезду, которою я долго любовался. Потом (это было часов в 11 ночи или немного позже) я увидел, что вокруг этой звезды появился круг из сияющих звезд, а самая первая (средняя) звезда начала темнеть, и на месте ее стал вырисовываться образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на левой руке, а правая [рука] была немного вытянута, и мне казалось, что Она нас ею будто благословляла. Божия Матерь смотрела в направлении города Мариамполя. Вокруг головы Божией Матери было яркое сияние. Было ли сияние вокруг всей фигуры Божией Матери, он не помнит, но думает, что было. Изображение Божией Матери было видно до пояса, а остальные части тела ниже пояса были закрыты облаками, (но обозначались).

Лик у Божией Матери был спокойный, не строгий, а скорее ласковый. Изображение мне казалось похожим на икону Ченстоховской Божией Матери. Явление это я видел очень отчетливо и ясно, продолжалось оно минут 10 или 15. Был им очень поражен. Потом побежал сообщить об этом своим товарищам. Когда возвратился и опять начал смотреть, то видение это уже очень изменилось: оно было то же самое, но только уже бледное слабо заметное, постепенно превратившееся в светлое пятно. На фоне этого пятна можно было заметить (не очень ясно и недолго) изображение креста, как бы из облаков (это представляю себе не отчетливо). На месте этого видения после светлого пятна опять засияла та же яркая звезда. Видели это и другие солдаты, бывшие от меня в удалении.

Показания дал Димитрий Серегин.

Старший писарь Кирасирского Ея Величества полка Григорий Скрипель показал следующее.

Часов в 11 ночи, когда еще никто не спал, так как говорили, что вблизи нас германцы, вышел я из дома во двор. Небо было ясное, звездное. Вижу на небе светлолазуревый четырехугольник (как бы в виде рамы на иконе), на фоне его изображение Божией Матери (в рост), с Младенцем Иисусом Христом на левой руке, а правой рукой указывающей на запад. (На мой вопрос — почему ты думаешь, что на запад — он ответил, что Божия Матерь указывала в сторону, откуда мы пришли, а пришли мы из Восточной Пруссии — от нас на запад.) Абрис Божией Матери с Младенцем (контуры этого видения) был очерчен яркими, сияющими звездами. Отчетливо ясно это явление видел я минут 10 или 15. Потом оно начало бледнеть, расплываться, светлеть. Божией Матери с Младенцем незаметно стало, а на светлом пятне ясно вырисовался черный крест из двух черных прямых перекладин. Крест был виден недолго, и на месте всего этого видения появилась обыкновенная звезда. Такого изображения Божией Матери с Младенцем на иконах раньше я никогда не видел. Во весь ли рост или до пояса изображение Божией Матери я хорошо не помню. В каких ризах была Божия Матерь, не помню.

Показания дал старший писарь Григорий Скрипель.

Старший унтер-офицер того же полка (из обоза) Василий Варнашев показал, что это же самое ему рассказывали и другие нижние чины (сам он не видел, был в доме). Вокруг Божией Матери было яркое сияние (от звезд ли исходящее или от самой Божией Матери — это не знает).

Кирасир Ея Величества Иван Лакеев показал следующее.

Начала явления Божией Матери я не видел. Шел я по двору получить фураж для лошадей. Солдаты и говорят: гляди, гляди. Поднял я глаза на небо и вижу: Божия Матерь во весь рост стоит в светлых, блестящих ризах — как рисуют ангелов. На левой руке у Нея Младенец Иисус Христос, а правой Она указывает на запад. Этому видению я очень удивился, но смотрел не очень долго, так как спешил получить фураж, боясь опоздать и не получить. Явление это видели и многие другие солдаты.

Показания дал Иван Лакеев.

Поручик Кирасирского Ея Величества полка Александр Николаевич Зернец — полковой казначей показал следующее.

Вместе с нашим обозом 2-го разряда я и другие офицеры отступали из Восточной Пруссии. Почему — я не знаю — наш и другие обозы оказались позади наших войск и вблизи неприятеля. Отойдя от города Мариамполя верст шесть-семь, мы остановились на ночлег в поместье немца, о котором рассказывали, что он германский шпион. Разнеслась тревожная весть, повергшая многих в уныние, что мы совершенно отрезаны от наших войск. Настроение было в высшей степени подавленное: одни говорили, что нужно уходить, а другие, принимая во внимание усталость людей и лошадей, советовали отдыхать до рассвета. Вскорости, принесли еще более тревожные вести, говоря, что вблизи наших обозов видели немецкие разъезды, а по шоссе двигаются германские блиндированные автомобили с пулеметами. Положение создалось такое, что некоторые, лежа на постели, плакали. С этими известиями несколько раз вбегали к нам в дом солдаты, прося выйти во двор.

Приблизительно в 11 или в начале 12-го часа ночи вбегает ко мне нижний чин и говорит: Ваше Высокоблагородие, пожалуйте на двор. Думая, что и на этот раз принесли какое-либо новое тревожное известие, я не спешил выходить. Когда же, немного погодя, я вышел, то увидел такую картину. Наши солдаты, конносаперы и другие без фуражек, одни, стоя на коленях, другие прямо, на ногах, смотрят на небо, крестятся, молятся, а некоторые плачут. На вопрос, в чем дело, они указали на небо. Так как я пришел довольно поздно, то и начала явления (видения) не видел. Поднявши глаза вверх, я увидел — небо чистое, звездное. В том направлении на небе, куда глядели нижние чины, я увидел облака серые, дымчатые, как дым от пушечных выстрелов. Сначала я ничего не разобрал. Но, всмотревшись в эти облака, я ясно увидел очертание фигуры Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на левой руке, а правая рука протянута по направлению к западу, причем от оконечностей пальцев правой руки исходил свет (как бы фосфорический). Видение это продолжалось 1 или 2 минуты. Потом эти облака начали светлеть, расплываться, и на месте изображения Божией Матери с Младенцем появился крест из облаков (линии креста были не прямые, а волнообразные), который постепенно бледнел. Крест был виден недолго, так как облака быстро разошлись, двигаясь с востока на запад. После всего этого на месте видения открылось ясное звездное небо. Видение это было в ночь с 31 августа на 1 сентября между 11 и 12 часами. Следствием этого видения Божией Матери было то, что нижние чины, бывшие пред этим в большом душевном смущении и испуге, совершенно успокоились, ободрились и даже легли спать, в надежде, что теперь с ними ничего дурного не случится, что и оправдалось. На следующее утро мы благополучно встретили нашу дивизию (сводную), двигающуюся нам навстречу, причем начальник дивизии сказал: "Почему это вы (обоз) оказались впереди нашего сторожевого охранения?"

Показал поручик А. Зернец.

Кирасир Его Величества полка Петр Щит, бывший при обозе 2-го разряда своего полка, показал несколько иначе.

Шли мы с обозом из Восточной Пруссии. Вечером остановились на ночлег верстах в 7 от Мариамполя. Говорили, что нас германцы отрезали от наших. Слышать нам это было ужасно тяжело. Был я на дворе подле лошадей. Глянул я на небо, и мне бросилась в глаза яркая звезда. Я начал смотреть на нее. Эта звезда начала темнеть, и появился темный овальный круг. По краям этого круга образовался свет в виде радуги, а в середине вырисовалось ясно изображение Божией Матери до пояса с протянутыми руками. Одна правая рука была протянута — это я видел ясно, была и левая рука протянута или же был на ней Младенец, я этого ясно не видел, потому, что изображение Божией Матери я видел не прямо в лицо, а с боку с правой стороны (в профиль). От пояса и ниже Божия Матерь была в облаках. Потом изображение это начало постепенно расплываться, появилось темное пятно и опять яркая звезда.
Показал Петр Щит.

Точно такое же показание дал и другой кирасир Его Величества Иван Ересько. так как он был одновременно и вместе с П. Щитом.

Видел это небесное, чудесное явление Божией Матери и 1-й Его Величества батареи гвардейской конно-артиллерийской бригады подпоручик Терехов, но допросить его я не смог, так как никак не мог его встретить — то он в обозе, то в командировке и пр. ...

И многие другие нижние чины видели это чудесное явление Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом, но одних я не мог видеть и допросить — то в командировке, то в госпитале, а других фамилий не мог узнать, так как явление это было относительно не так недавно. Но и из показаний вышеозначенных лиц ясно устанавливается тот несомненный факт, что под городом Мариамполем в ночь с 31 августа на 1 сентября с. г. между 11 и 12 часами Матерь Божия явила чинам великой русской армии Свой Пречистый Лик с Божественным Младенцем, этим их ободрила, успокоила и предохранила от явной опасности (а может быть, и гибели).

Весть об этом чудесном явлении наполнила сердца всех русских воинов чувством живейшей радости и поселила твердую уверенность, что и в эту великую войну, как и в прежние войны и времена, Матерь Божия не оставляет нас Своею помощью и ходатайством пред Своим Божественным Сыном и Богом. А если Божия Матерь за нас, то кто же нам страшен?

В заключение моего донесения, считаю долгом просить у Вашего Высокопреподобия извинения в некотором замедлении при исполнении данного дознания, которое мало от меня зависит. Во-первых, самый факт видения именно Кирасирами Его и Ея Величества стал мне известным только в ноябре месяце с. г. Полковые священники этих полков мне об этом не сообщили, а я с полком, да и вся 1-я бригада нашей дивизии, с августа месяца и до ноября были вдали от 2-й бригады, на другом фронте. Во-вторых, так как и наш полк, и другой полк нашей дивизии все время находятся в деле, в движении, то я не имел возможности быстро опросить очевидцев видения, да притом же некоторые из них были в командировках. В-третьих, собравши эти сведения и приведя их в порядок, я был прерван в своей работе. 19 декабря, будучи на смотре, который был произведен нашему полку Великим Князем Николаем Михайловичем, на рыси, поскользнувшись, моя лошадь свалилась в канаву, идущую по краю дороги. Вместе с лошадью свалился и я, сильно расшибся, и лошадь придавила и повредила мне ногу, зацепившуюся в стремени. Несколько дней я лежал в постели, не имея возможности даже ступить на ногу. И только теперь, немного поправившись, находясь в полку, я шлю этот рапорт Вашему Высокопреподобию.

Благочинный 1-й Гвардейской (Кирасирской) дивизии Кавалергардского
Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка
Протоиерей Стефан Щербаковский

Листы 28, 28-об, 29.

1915 года Марта "5" дня.

По Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святейший Правительствующий Синод слушали:
1) представление Петроградского Духовного Цензурного Комитета, от 20 января 1915 года за № 5, с ходатайством о преподании указаний относительно допустимости печатания изображения "Знамение Августовския Пресвятые Богородицы" или "Явление воинам Богоматери", и
2) полученное 16 февраля сего года прошение вдовы присяжного поверенного Ольги Александровны Ильиной о разрешении ей приступить к изданию написанной ею иконы явления Божией Матери 16 сентября 1914 года пред Августовским сражением.

Прошения эти, с приложением, при сем представляются.

ПРИКАЗАЛИ:
Петроградский Духовный Цензурный Комитет доносит, что в этот Комитет в начале января сего года поступило на рассмотрение изображение "Знамение Августовския Пресвятые Богородицы", составленное Париловым на основании газетных сообщений о явлении Богоматери нашим воинам на Прусской границе. Ввиду того, что самый факт явления, насколько известно Комитету, официально не удостоверен и наименование "Августовския" при таких условиях представляется нововведением, Комитет отклонил прошение Парилова. В настоящее время поступило новое заявление типографии Кюгельген, Глич и К о разрешении изображения "Видение воинам Богоматери". Так как несомненно, что и в будущем в Комитет поступят еще новые прошения о разрешении изображений, составленных на основании газетных сведений об этом явлении, Петроградский Духовный Цензурный Комитет просит руководственных указаний и распоряжений Святейшего Синода по сему вопросу. Одновременно с сим вдова присяжного поверенного Ольга Александровна Ильина просит о разрешении ей приступить к изданию написанной ею иконы явления Божией Матери 16 сентября 1914 года пред Августовским сражением, причем указывается, что прибыль от означенных изданий назначается в распоряжение ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Великой княгини Ольги Александровны для раненых и увечных воинов.

Обсудив изложенное совместно с производящейся в Святейшем Синоде перепискою, касающейся означенного дела, и принимая во внимание, что производящееся по распоряжению Святейшего Синода расследование появившихся в некоторых изданиях сведений о чудесном явлении Божией Матери русским воинам на восточно-прусской границе пока не закончено, Святейший Синод определяет:

1) разъяснить Комитету, что до окончания означенного расследования не могут быть разрешаемы к печатанию упоминаемые изображения, и
2) поданное Святейшему Синоду прошение вдовы присяжного поверенного Ильиной оставить без последствий; о чем послать указы: Петроградскому Духовному Цензурному Комитету, для руководства, и Петроградскому Градоначальнику, для объявления просительнице, по жительству ея в Петрограде, Артиллерийская ул., д. 92, кв. 26.

Подлинное определение, подписанное О. О. Членами Священного Синода, к исполнению пропущено Апреля "2" дня 1915 года.
За протоколиста Данилович.

Исполнено Апреля "10" дня 1915 года. Указ Петроградскому Духовному Цензурному Комитету за № 478. Указ Петроградскому Градоначальнику за №479.

Лист 30.

СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД № 06008 26 МАЯ 1915 г.
КАНЦЕЛЯРИЯ

СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ,
Синодального Члена, Митрополита Киевского и
Галицкого ФЛАВИАНА


ДОНЕСЕНИЕ


В хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе, с дозволения Одесской военной цензуры, отпечатаны изображения Богоматери, явившейся русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах. Многие покупают такие изображения и обращаются к приходским священникам с просьбою об освящении их, как икон. Священнослужители этими просьбами поставлены в затруднение, так как Высшею Церковною Властию означенные изображения не признаны иконами и издаются без одобрения духовной цензуры.

Донося о сем на благоусмотрение Святейшего Правительствующего Синода, с приложением экземпляра изображения, благопокорнейше прошу руководственных по сему предмету указаний.

Вашего Святейшества,
покорнейший послушник Флавиан,
Митрополит Киевский и Галицкий

Лист 31.

СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД
№ 06209 30 МАЯ 1915 г. КАНЦЕЛЯРИЯ

В СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД
Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского


Рапорт.


Благочинный церквей 2 округа, Кубанской области, священник Георгий Бойко при рапорте, от 29 марта сего года за № 699, представляя ходатайство священника Троицкой церкви станицы Платнировской Филиппа Шамрая и рисунок явления Божией Матери русским воинам пред сражением при Августове, по которому прихожане Троицкой церкви названной станицы имеют желание соорудить икону Божией Матери и пожертвовать в местный храм, — просит разрешить означенным прихожанам сделать заказ иконы по представленному ими образцу и, если последует разрешение, возвратить рисунок.

Предварительно разрешения по существу вышеизложенного ходатайства, возбужденного благочинным 2 округа, Кубанской области, священником Григорием Бойко, имею честь почтительнейше просить указаний Святейшего Правительствующего Синода по вопросу о том, допустимо ли сооружение для поставления в храмах и почитания православных икон по прилагаемому рисунку.

Вашего Святейшества
Нижайший послушник
Агафодор, Архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский.

Августовская икона Божией Матери


Лист 33, ЗЗ-об, 34, 34-об.

1915 года Июня "13" дня.

По Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святейший Правительствующий Синод слушали:

1) донесение Преосвященного Митрополита Киевского, от 21-го мая 1915 года за № 2165, с ходатайством о преподании руководственных указаний по вопросу о допустимости обращения, в качестве икон, отпечатанных в хромолитографии Е. Фесенко в Одессе, с дозволения Одесской военной цензуры, изображений Богоматери, явившейся русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах, и

2) рапорт Преосвященного Ставропольского, от 26-го мая 1915 года за № 15678 по тому же предмету.
Означенные бумаги и, на справку, копия с определения Святейшего Синода, от 5-го марта — 2 апреля 1915 года за № 2209, при сем прилагаются.
ЗАКОН: Уст. Пред. Преет., изд. 1890 года, ст. 95. Вообще наблюдать, чтоб ни в церквах, ни в продаже, и нигде не было икон, неискусно писанных, и тем более писанных в странном и соблазнительном виде. Где иконы таковые усмотрены будут, духовные лица, при содействии местной полиции, немедленно оныя отбирают.

Примечание. В 1759 году было постановлено: к смотрению, чтобы иконы искусно были писаны, в Москве и по городам выбрать лучших мастеров, и велеть им над такими художниками накрепко надсматривать, и неискусного работою икон писать не допускать, а сверх того, засвидетельствование в искусстве тех мастеров писать святые иконы в каждом месте первому из духовного чина должно быть поручено от Святейшего Синода.

Уст. Ценз. изд. 1890 года, ст. 229. Предполагаемые ко гравированию или литографированию при книгах духовного содержания, или отдельно в виде лубочных картин, изображения предметов, относящихся до веры христианского Богослужения и Священной Истории, также подлежат рассмотрению духовной цензуры, которая не должна допускать в оных ничего неприличнаго.

В настоящее время эта статья не исключена, но к ней применено примечание 3-е ст. 2-й Уст. Ценз, по прод. 1912 года. Предварительная как общая, так и духовная цензура выходящих в Империи неповременных изданий, а также выходящих в других изданиях или выпускаемых отдельными листами эстампов, рисунков и других изображений отменена.

ПРИКАЗАЛИ: Преосвященный Митрополит Киевский, донося Святейшему Синоду, что в хромолитографии Е. Фесенко в Одессе, с дозволения Одесской военной цензуры, отпечатаны изображения Богоматери, явившейся русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах, причем многие, покупая такие изображения, обращаются к приходским священникам с просьбами об освящении их, как икон, священнослужители же этими просьбами поставлены в затруднение, так как Высшею Церковною Властью означенные изображения не признаны иконами и издаются без одобрения духовной цензуры, просит о преподании руководственных по сему предмету указаний. О том же просит и Преосвященный Ставропольский. Обсудив изложенное совместно с производившеюся в Святейшем Синоде перепискою, касающейся означенного дела, и, принимая во внимание, что производящееся по распоряжению Святейшего Синода расследование появившихся в некоторых изданиях сведений о чудесном явлении Божией Матери русским воинам на восточно-прусской границе пока не закончено, Святейший Синод, не находя возможным благословить принятие вышеозначенных изображений Божией Матери в качестве икон в православных храмах или домах верующих, определяет: уведомить о сем Преосвященных Митрополита Киевского и Архиепископа Ставропольского указами. Подлинное определение, подписанное О.О. Членами Святейшего Синода, к исполнению пропущено 30 июня.
За протоколиста Данилович. Исполнено 8 июля 1915 года.

Указы:
- Преосвященному М. Киевскому за № 9326,
- Ставропольскому за № 9327.

Листы 35, 35-об.

СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД № 07022 17 ИЮНЯ 1915 г. КАНЦЕЛЯРИЯ

СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ,
СЕРАФИМА, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского


Рапорт.


Прихожанка церкви села Осиновского Шадринского уезда вверенной мне епархии солдатская жена Параскева Сергеева Агапитова обратилась к Екатеринбургскому Епархиальному Начальству с прошением следующего содержания: "Наши мужья призваны на поле брани защищать отечество. И один Бог знает, что ожидает их в кровавых боях со злым врагом. Скорбь наша велика, и никто из земных не может ее ослабить. Одна у нас надежда на Бога и на Заступницу всех скорбящих Пресвятую Владычицу. Мы из газет узнали, что 1-го сентября минувшего года в 11 часов ночи явилась Пресвятая Богородица нашим воинам. Это явление подтверждает журнал "Голос Истины" (№ 3-й 1915 г.) — такой журнал, не верить которому, мы не имеем основания, так как он свое сообщение основывает на проверенных данных. Кроме того, в журналах появились иллюстрации художников, изображающих Пресвятую Богородицу, стоящею на облаках и указующую рукою в сторону наших врагов. И вот у нас, солдатских жен, явилось желание по иллюстрациям художников соорудить святую икону Богородицы. Но живописцы отказываются написать икону, ссылаясь на то, что все иконы пишутся по одобренным Церковною властию рисункам. Снизойдите к просьбе скорбящих жен воинов и благословите по представленному рисунку соорудить святую икону Заступницы, Владычицы Богородицы".

Не имея руководственных указаний для разрешения настоящего прошения, долг имею почтительнейше ходатайствовать пред Святейшим Правительствующим Синодом, преподать мне разъяснение о том, вправе ли Екатеринбургское Епархиальное Начальство разрешить написать икону Божией Матери по картине художника И. Ижакевича, помещенной в № 1 "Русского Паломника" за текущий год, при сем прилагаемого в вырезке.

Вашего Святейшества
смиренный послушник Серафим,
Епископ Екатеринбургский и Ирбитский.

Лист 84, 84-об.

СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД № 07824 25 ИЮЛЯ 1916 г. КАНЦЕЛЯРИЯ

Святейшему Правительствующему Синоду
Митрофана, Епископа Подольского и Брацлавского


РАПОРТ.


В 1914 году сообщено было столичными газетами известие о явлении около 18 сентября 1914 года русским воинам Божией Матери в Августовских лесах. Летом 1915 года Одесская Хромолитография Фесенко отпечатала на бумаге 2'/2х 3 вершка образок сего явления с подписью: "Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах". Изображение состоит из фигуры Божией Матери, стоящей на облаках с Младенцем, благословляющим. Богоматерь окружена сиянием. Крутом сияния — синее небо, покрытое звездами. За фигурой Богоматери виднеется крест как бы из светлого облака. Внизу образка — лес и коленопреклоненно молящиеся Богоматери русские воины.

На оборотной стороне образка подписи:

1) "Дозволено Одесск. Воен. Ценз.".
2) "Хромолитография Е. И. Фесенко в Одессе и описание "Явления". Эти образки, по-видимому, были раздаваемы воинам в Действующей Армии, потому что прибывавшие с позиций в лазарет Винницкого местного Комитета Красного Креста солдаты иногда приносили их с собой.

Одновременно книгоноши продавали эти образки в Виннице на базаре. Весной 1916 года от имени Великой Княгини ЕЛИСАВЕТЫ ФЕОДОРОВНЫ были розданы в Винницких лазаретах образки с подобным изображением.

В этом изображении особенность:
а) Божия Матерь сидит в воздухе,
б) нет подписи цензуры и места печатания образка,
в) на оборотной стороне образка печатная пометка: "Издание Марфо-Мариинской Обители", описание Августовского явления, озаглавленное "Видение на небе", и штемпель "От Е. И. В. Великой Княгини ЕЛИСАВЕТЫ ФЕОДОРОВНЫ".

10 июня 1916 года гарнизонный Благочинный города Винницы прислал одному из Винницких священников две связки брошюр для раздачи в местных лазаретах. И в каждой связке — по одному образку Явления Божией Матери в Августовских лесах Фесенковского издания. В мае и июне месяцах 1916 года поступило к Подольскому Епархиальному Начальству три прошения, в одном из которых значилось, что жены запасных, в другом — отдельные ревнители, в третьей — целый приход собрали суммы от 150 до 550 рублей. На эти суммы заказали иконы Явления Божией Матери в Августовских лесах и ходатайствуют о перенесении с крестными ходами этих икон в церкви, для которых они заказаны. Прошения поступили из различных уездов епархии. Имеются частные сведения о том, что и в некоторых других приходах Подольской епархии прихожане собирают средства для приобретения в их приходские храмы икон Августовского Явления. Печатные образки сего изображения имеются в домах у некоторых жителей Подольской епархии. Можно полагать, что, по молитвенным чувствам благодарности и прошения, участятся случаи заказов для церквей Подольской епархии изображений Явления Божией Матери в Августовских лесах, и будут поступать к Подольскому Епархиальному Начальству ходатайства о торжественном перенесении во храмы сих икон, а также распространятся и в частном обиходе иконы Августовского Явления. Так как оглашение чудесного Явления в Августовских лесах Божией Матери в печати, литографическими изданиями и через благочестивую молву имело место и вне пределов Подольской епархии, то ходатайствую пред Священным Синодом о преподании указаний по вопросам: 1) как духовенство должно относиться к оглашению чудесного явления Божией Матери в Августовских лесах. 2) Как относиться к самому рисунку сего явления, уже существующему в двух вышеупомянутых редакциях, дабы Подольское Епархиальное Начальство и духовенство могли по данным вопросам высказываться пред народом в том же духе, что и духовные власти других епархий.

К сему прилагаю вышеупомянутые образки:
а) Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах, издание Хромолитографии Е. И. Фесенко,
б) Видение на Небе, издание Марфо-Мариинской обители.

Вашего Святейшества
нижайший послушник Митрофан,
Епископ Подольский и Брацлавский.


Листы 95, 95-об, 96, 96-об, 97.

№ 2536 1916 года Марта "31" дня.

По Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святейший Правительствующий Синод слушали:
1) рапорт Протопресвитера военного и морского духовенства, от 26-го декабря 1915 года за № 4405, по поводу появившихся в печати известий о дивном видении Божией Матери русским воинам во время первого их отступления из Восточной Пруссии и
2) предложенные господином обер-прокурором два прошения вдовы присяжного поверенного Ольги Александровны Ильиной о предоставлении ей права на издание написанной ею иконы, изображающей помянутое явление Божией Матери русским воинам.

Означенные бумаги при сем прилагаются.

ПРИКА3АЛИ:
Ввиду появившихся в сентябре 1914 года в некоторых повременных изданиях известий о дивном явлении Божией Матери русским воинам во время первого их отступления из Восточной Пруссии, Протопресвитером военного и морского духовенства было поручено главному священнику армий Северо-Западного фронта протоиерею Богородицкому проверить, насколько означенные известия отвечают действительности.

Произведенным, вследствие этого, названным протоиереем, а также благочинным 1-й гвардейской кавалерийской дивизии протоиереем Щербаковским опросом лиц, бывших очевидцами означенного явления Божией Матери, установлено следующее: 31 августа 1914 года, во время указанного отступления русских войск из Восточной Пруссии, в числе других воинских частей отступали, между прочим, два гвардейских кавалерийских Кирасирских полка. Ввиду спешности самого отступления, случилось, что принадлежавшие этим двум полкам обозы второго разряда оказались позади главных своих сил и ближе к неприятелю, чем эти последние. В верстах приблизительно 7-ми к востоку от города Мариамполя бывшие в помянутых обозах воинские чины остановились на ночлег в имении одного немца, о котором передавали, что он — германский шпион.

Под впечатлением только что пережитого отступления, среди воинских чинов ходили всевозможные слухи и, между прочим, разнеслась тревожная весть, что обозы окружены противником, и что вблизи находятся германские разъезды, а на шоссе по направлению к самим обозам движутся блиндированные автомобили с пулеметами. На воинов напал страх: одни из них плакали, а другие готовы были бежать, лишь бы избавиться от ужасов быть убитыми или захваченными в плен неприятелем. И вот среди этого-то общего смятения и ужаса некоторые из воинских чинов увидели на ясном звездном небе изображение Божией Матери. Сначала на небе показалась яркая звезда, около которой вскоре образовался звездный круг, яркая же звезда постепенно стала меркнуть, и на месте ее ясно обрисовалось поясное изображение Божией Матери.

Божия Матерь имела на левой руке Богомладенца Иисуса Христа, правая же рука Ея была простерта по направлению к городу Мариамполю, причем казалось, что этой рукой Божия Матерь благословляла воинских чинов. Все видение продолжалось около 10 минут, затем стало бледнеть и на месте его обозначилось изображение креста, которое также вскоре исчезло, и вновь появилась на этом месте прежняя яркая звезда. По словам одного из офицеров, бывшего свидетелем сего дивного события, солдаты обнажили головы и, взирая на небо, благоговейно осеняли себя крестным знамением, а некоторые из них становились на колени и в умилении плакали. Видение это, имевшее место около 11 часов вечера, так успокоительно подействовало на воинских чинов и так ободрило их надеждою на благополучный выход из опасного положения, что некоторые из них могли даже спать в наступившую ночь. На следующий день они действительно встретили главные свои части и, таким образом, вышли из опасного положения.

Представляя данные произведенного по сему делу расследования Святейшему Синоду, Протопресвитер военного и морского духовенства доносит, что, по его мнению, означенное событие имеет безусловную достоверность, и в нем наши воины видят знамение милости Божией. Обсудив изложенное и убеждаясь из представленных Протопресвитером военного и морского духовенства сведений в достоверности события явления Божией Матери некоторым из воинских чинов помянутых частей русской армии, Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех, обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам вблизи города Мариамполя, причем, в целях установления единообразия в иконографии сего события, одобрить в качестве образца для писания таковых икон, прилагаемое при сем изображение помянутого события, принадлежащее вдове присяжного поверенного Ольге Ильиной.

Что же касается просьбы названной Ильиной о предоставлении ей права на издание означенного изображения, то уведомить, что со стороны Святейшего Синода не встречается к сему препятствий, предупредив, однако, Ильину, что, так как это изображение получает ныне значение одобренного Святейшим Синодом образца для писания икон, воспроизводящих помянутое дивное событие, то право это не может быть исключительным; о чем для объявления во всеобщее известие напечатать в "Церковных Ведомостях", редакции коих сообщить по принятому порядку. А для объявления Ильиной — по жительству ее в городе Гатчине (Варшавский вокзал), послать Петроградскому губернатору указ.

Лист 101, 101-об.

Святейшему Правительствующему Синоду
Председателя Издательского Совета при Святейшем Синоде,
Василия, Епископа Черниговского и Нежинского


ДОКЛАД


Издательский Совет при Святейшем Синоде, рассмотрев, во исполнение поручения Святейшего Синода от 23 сентября сего года, написанную вдовой присяжного поверенного Ольгой Ильиной икону, изображающую явление Божией Матери русским воинам вблизи города Мариамполя, нашел ее совершенно не отвечающей художественным требованиям церковной живописи и, кроме того, неудовлетворительной с точки зрения анатомического построения фигур. Такой образ может служить только смущением религиозных чувств христиан, почему Издательский Совет и не может одобрить его в качестве оригинала написания с него икон.

Вместе с тем имею честь доложить Святейшему Синоду, что Издательский Совет, согласно требованию параграфа пятого Высочайше утвержденного положения о нем, мог бы, если на то последует благословение Святейшего Синода, изготовить икону, изображающую явление Божией Матери русским воинам вблизи города Августова, для тех же целей — напечатания по данным и материалам, имеющимся в делах Святейшего Синода.

Вашего Святейшества
смиренный послушник Василий,
Епископ Черниговский и Нежинский.

№ 4791
3 октября 1916 г.


С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам...»

В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.




Имя:*
E-Mail:


Основан в 2008 году