Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Об иконе Божией Матери «Феодоровская»

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 27 февраля 2017 г. 16:24, посмотрело: 2148
Божия Матерь

Об иконе Божией Матери «Феодоровская»

Во время опустошения Русской земли татарами, под предводительством Батыя, был ими также разорен и города Волжский, где в соборном храме находилась запрестольная чудотворная икона. На этой иконе Богоматерь была изображена с Предвечным Младенцем на правой руке, Который склонился на Ее лоно; правая нога Младенца была простерта и покрыта ризою Богоматери; левая согбена и обнажена по колено, на другой стороне образа изображена святая мученица Параскева Пятница. Еще с начала XII века эта икона была в часовне, стоявшей недалеко от города Китежа. Псковский князь Георгий Всеволодович, строя город Китеж, по просьбе жителей хотел перенести этот образ в Китеж. Но когда, после молебна хотели взять образ, не могли его сдвинуть с места. Князь Георгий понял, что Пресвятой Богородице угодно, чтобы здесь была обитель, и в 1164 году она была устроена, а монастырь Яазван Городским Феодоровским. Во время нашествия Батыя жители, испуганные пожаром и опустошением, забыли об иконе; но ее спасла Сама Богородица. Через несколько лет эта икона явилась близ Костромы.

В 1239 году 16-го августа костромский князь Василий Георгиевич, по прозванию Квашня, отправился на охоту в густой лес, находившийся в версте от города. Во время охоты недалеко от князя пробежал какой-то зверь. Князь бросился преследовать его, заехал в чащу леса и, потеряв след зверя, остановился. Вдруг он увидел пред собою на дереве образ Богоматери. Пораженный этим видением, князь сошел с коня и долго думал, откуда это явился образ; лес он весь хорошо знал и не слыхал, чтобы кто-нибудь в нем жил. Наконец поняв, что эта икона явилась чудесно, хотел взять ее; но едва прикоснулся к ней, как икона поднялась на воздух. Князь, пав на колени, долго молился пред образом. Икона спустилась на прежнее место. Но едва князь опять протянул руку, как икона снова поднялась на воздух.

Князь тотчас отправился в Кострому и известил о явлении иконы протоиерею и священникам в присутствии граждан. Духовенство, немедленно облачась, с крестным ходом, в сопровождении множества народа и с пением, торжественно отправились к месту явления иконы. Придя на указанное князем место, все увидели икону на сосновом дереве. После молебна все пали на колена пред чудотворною иконою и протоиерей, обратись к святой иконе, сказал: «О премилостивая Богородице, небесная Царице! Зрим телесный Твой образ, написанный на иконе сей, с держимым на руке Твоей Предвечным Младенцем; радуемся грешнии раби Твои, с умилением припадаем к чудотворному образу Твоему и с любовию целуем его. Услыши молитву нас, грешных, яви милость Твою людям Твоим, ибо Ты — Госпоже надежда. Ты Заступница всех уповающих на Тебя и просящих Твоей святой помощи».

После этой молитвы, священники с благоговением подошли к иконе, беспрепятственно взяли ее и отправились в город. Все жители города, оставшиеся дома, вышли на сретение Богоматери с умилением припадали пред Нею. Икону поставили в соборном Костромском храме. На другой день, узнав о явлении и перенесении в Кострому иконы Богоматери, отовсюду множество приходило народа на поклонение ей. К литургии в собор пришел князь Василий Георгиевич с боярами и вельможами; жители, подойдя к князю, сказали ему: «Вчера, до отбытия твоего на охоту мы видели, что эту самую икону нес по городу какой-то человек в богатой воинской одежде: он очень сходен со святым великомучеником Феодором Стратилатом, как изображается он на иконе».

Вследствие чудесного видения, бывшего гражданам Костромы и еще потому, что икону поставили в соборе, выстроенном в честь святого великомученика Феодора Стратилата, святую икону, найденную князем, назвали Феодоровскою. Между тем в храме собралось много страдавших разными болезнями: бесноватые, слепые, хромые. Князь повелел отслужить с водосвятием молебен Пресвятой Богородице, святою водою окропили больных и многие тут же получили исцеление. Между купцами, жившими в Костроме, были некоторые из разрушенного татарами Городца. Узнав о явлении чудотворной иконы, они пришли в собор и тотчас узнали святую икону, много лет хранившую их город; горько плача, они говорили друг другу: «Вот Пресвятая Богородица оставила наш город без помощи и заступления, осиротели мы, скрылся свет очей наших, зашло от нас незаходимое солнце». Эти слова были переданы князю. Когда князь призвал к себе жителей Городца, они ему со слезами сказали, что эта икона была в их городе и от нее совершалось много чудес. На вопрос князя, кем, когда она написана и давно ли прославилась чудесами, они отвечали: «Этого мы не знаем, а только слышали от отцов наших о преславных ее чудесах, и нас грешных сподобил Господь видеть подобное тому, что слышали». Велика была радость костромичей, когда они это услышали! Не ясно ли было видно, что Пресвятая Владычица дарует им Свой святой образ на защиту и спасение их города, на покров, помощь и утешение им во всех скорбях, бедах и напастях? А может ли для нас, грешных и бессильных людей, быть что-нибудь дороже и радостнее, как уверенность в помощи и покровительстве Самой Всесильной, Любвеобильной нашей Матери — Пресвятой Владычицы?

На месте явления иконы, на берегу Заггрудни, князь основал монастырь в честь Нерукотворенного Образа Господня и доселе 16-го августа бывает крестный ход из города в этот монастырь. Самую же икону оставили в Костромском соборном храме. Через несколько времени соборная Костромская церковь, где стояла чудотворная икона Феодоровской Богоматери, сгорела. Икону не успели спасти и князь, думая, что икона сгорела, сильно опечалился; он счел это несчастие наказанием Божиим за свои грехи. «Давно ли, — говорил он, — эта икона процветала среди моего города, как дорогой и неувядаемый цвет; явилась нам как звезда незаходимая, и как солнце осветила нас, как чадолюбивая мать пришла к нам, избавляя народ от всяких скорбей и недугов, прелагая печаль на радость с верою прибегающим к ней? Ныне же за грехи наши, Ты, солнце скрылось от нас, померк свет очей наших». Вместе с князем скорбел и весь народ: везде были слышны стоны и плач, у всех на устах была только одна молитва: «О Пресвятая Госпоже, Владычице наша, Богородице! Яви лице Твое и спасете Твое даждь нам, — и людие Твои возвеселятся о Тебе». Всемилостивая Владычица скоро услышала молитву жителей и переменила печаль на радость. На третий день после пожара, разрывая пепел, нашли образ целым и невредимым. Как была велика радость князя и всего народа! С радостными слезами благодарили они Царицу Небесную за Ее великое милосердие к людям.

На месте сгоревшего храма выстроили новый во имя великомученика Феодора Стратилата и поставили в внутри святого алтаря за престолом чудотворную икону Феодоровской Богоматери, украшенную золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом.

На Россию напали татары и, превратив в груду развалин Галич, Вологду, Ярославль и многие другие города, от Ярославля по Волге устремились к Костроме. Послы их, придя к князю Василию Георгиевич, сказали ему: «Так говорит наш вождь: покорись, — иначе я потреблю вас от лица земли, и убью мечом моим тебя и всех подданных твоих, и будет господствовать над вами рука моя, и не помянется к тому имя христианское». Несмотря на эти угрозы, князь отверг предложение послов, твердо надеясь на помощь Богоматери, и не обманулся.

Казалось, и Кострома должна быть так же разорена, как и другие города; но Богоматерь чудесно спасла Кострому. Татары, озлобленные отказом, подступили к городу и расположились станом на мысу, образуемом впадением реки Костромы в Волгу, с полною уверенностью в победе. Узнав о их приближении, князь, сделав распоряжения, поспешил за помощью и утешением к Царице Небесной в собор, где служили молебен, умоляя Господа и Его Пречистую Матерь спасти гороод от разорения: «Боже праведный, — были слова его молитвы к Спасителю, — приидоша языцы в достояние Твое и оскверниша церкви святые Твои, положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным и плоти преподобных Твоих зверем земным, пролияша кровь их, яко воду. Господи! воздвигни Силу Твою, прииди спасти нас, оскорбляя их; да будет путь их тьма и ползок, и ангел Господень да проженет их. Господи! Пролей гнев Твой на языки, не знающие Тебя, и на царства, не призывающая имени Твоего». После молитвы к Владыке всех Иисусу, князь обратился к Пречистой Его Матери с следующею молитвою: «Мольбы Твоих рабов приими, Богородице, Заступнице и Прибежище наше; и к кому прибегнем мы грешны, кроме Тебя, Владычице? Ты покров наш и заступление, и ныне не оставь нас погибнуть до конца, избави град сей и людей Твоих и всякую страну христианскую от нашествия иноплеменных. Помяни рабов Своих, и не презри слез и воздыхания нашего, да утешимся радостию, имея в Тебе помощницу нашу».

Подкрепив себя молитвою, и призвав на помощь святого великомученика Феодора Стратилата и всех святых, князь, вспомнив, что великий князь Андрей Боголюбский, вы-ступая на брань, носил с собою чудотворную икону Владимирской Богоматери и с Ее помощью победил волжских болгар, приказал поднять из собора чудотворную икону Богоматери, обнес ее пред полками, укрепляя их в мужестве к предстоящей битве и потом с надеждою на помощь и смирением повел свое войско против татар. Священники, неся икону Богоматери, пели молебны, да не презрит Бог и Святая Богоматерь моления их, и да поможет благоверному князю и его войску одержать победу над врагами. В двух верстах от города или немного далее князь остановил свое войско у небольшого озера. Едва войска сошлись и татары обнажили мечи, как от Святого Образа воссияли божественные, пресветлые лучи, которые, как огонь, устремились на татар и пожигали их. Это чудо для русских было радостью, а для татар несчастием; враги, не выдержав сильного света, смешались и обратились в бегство. На них напал такой ужас, что они не узнавали друг друга и вместо врагов убивали своих. Русские бросились преследовать татар, многих побили, отбили русских пленников и радостно возвращались в город; впереди войска несли святую икону Богоматери, чудесно победившую татар; священники воспевали Ей благодарственное пение. Все жители Костромы вышли навстречу своей Заступнице; после молебна икону поставили в соборе. На том месте, где стояла икона во время битвы, по приказанию князя был поставлен крест, и это место в народе стало называться святым, а также и озеро близ лежащее стало называться святым. Впоследствии образовавшееся селение на берегах его также получило название святого (святой веси).
Жители до сих пор сохраняют предание об этом чуде Богоматери Феодоровской. Это нашествие татар было в 1259 —1262 годах.

Через нескоторое время после этой победы соборная костромская церковь снова загоралась, сбежался народ, известили князя Василия Георгиевич: он тотчас явился на пожар, и, когда всеми силами старались спасти чудотворную икону, увидели ее на воздухе над пламенем пожара. Жители, увидя это, пришли в отчаяние, потому что думали, что Царица Небесная хочет оставить Кострому, как оставила Городец; всюду были слышны стоны и вопли; все видели в этом чуде предвестие несчастий. Духовенство, князь и весь народ, пав на землю, со слезами обратились к Богородице с следующей молитвой: «Не остави, Владычица, — говорили они, рыдая, — крепкая Помощница наша, нас и нашего града без помощи и без Твоего святого покрова и заступления». Каждый, думая, что Пресвятая Богородица за его грехи оставляет город, со слезами раскаивался. Пресвятая Владычица услышала стоны и рыдания и смиловалась над Своими рабами: чудотворная икона спустилась на землю и стала посреди площади, поддерживаемая невидимою силою. Народ
пал на колени и с благоговением и трепетом взывал: «Господи помилуй!» Долго не прекращались молитвы, иные пребывали целый день и целую ночь пред чудотворною иконою.

На месте сгоревшего храма князь велел построить деревянную церковь во имя великомученика Феодора Стратилата, где на время поставили икону, а сам с согласия всех сановников и граждан приступил к строению каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом святого Феодора Стратилата. Когда церковь была окончена и освящена, перенесли в нее с большим торжеством чудотворную икону и поставили подле царских врат против правого клироса.

Много лет стояла недвижимо святая икона в Костромском храме, подавая исцеления и утешения. Но вот наступили времена смут от поляков и литовцев, в Кострому приехала Марфа Иоанновна Романова со своим сыном Михаилом. Здесь, вдали от смут проводили они свою жизнь в молитве и добрых делах. Юный Михаил рос вдали от мирских волнений. В Москве, освобожденной от врагов, но терзаемой от смут безначалия, собрались выборные всей Русской земли для избрания царя, — и все они единодушно пожелали иметь царем юного Михаила Романова. Для объявления Михаилу об избрании его на царство отправили посольство к нему в Кострому, состоящее из знатных людей по сану и заслугам. Здесь были: Феодорит, Архиепископ Рязанский, с архимандритами и игуменами, боярин Шереметьев и другие, кроме того от каждого сословия граждан поверенный. Послы несли грамоту, в которой народ так умолял Михаила Феодоровича Романова: «Русская держава без покрова; венец ее осиротел; отечество рыдает, что нет у него отца. Прийди к нам, сладкая надежда всей земли Русской! Царь по сердцу всего народа избранный!» В сопровождении множества народа послы достигли Костромы. Их встретило все костромское духовенство в облачении с крестами и чудотворной иконой Феодоровской Богоматери и вместе с послами пошло в Ипатиевский монастырь с молебным пением. Юный Михаил Феодорович с матерью встретил их за святыми воротами. Помолясь со слезами Господу и Его Пречистой Матери, приложились ко кресту и чудотворным иконам, приняв благословение архиепископа Феодорита, пошли в церковь Живоначальной Троицы. Тут Архиепископ Феодорит подал Михаилу грамоту, сказав: «Царь, народом избранный! Прими на себя правление сирым государством». Но Михаил не соглашался, и мать не хотела отпустить юного Михаила на потрясенный престол. Долго упрашивал ее Феодорит со всем собором, но она не соглашалась и, горько плача, указывала на смутное время, юность Михаила и умоляла не лишать ее единственного сына.

Феодорит, видя, что никакие просьбы не помогают уговорить царицу, взял в руки принесенную им из Москвы икону Богоматери, писанную святым Петром и сказал царице: «Для того ли икона сия совершила столь дальний путь? Вы не можете прислушаться святых икон; не народом, а ими избраны вы на великое дело, — повинуйтесь Богу». После этого Марфа Иоанновна не могла более сопротивляться, и, пав на колени пред иконою Феодоровской Богоматери, со слезами молила Ее послать спокойствие России и счастие сыну. Потом, подведя сына, она благословила его и, обратясь к иконе Богородицы, сказала: «Да будет святая воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего, наставь его на путь истины, на благо себе и отечеству». Архиепископ Феодорит с восторгом сказал; «Премудрость Божия осенит его, и десница Вышнего совершит все начинания его».

Михаил, видя, что мать согласилась, более не сопротивлялся. «Повинуюсь воле Вседержителя и воле твоей, государыня, матерь моя, — сказал он кротко. — Иду служить отечеству и благу его посвящая все дни мои, готов умереть, токмо-бы ценою жизни моей искупить его от всех, облежащих его, зол». Обращаясь к послам, он сказал: «Когда есть на то воля Божия и воля государыни, матери моей, то буди тако». Сказав это, Михаил Феодорович преклонил голову для принятия благословения от Архиепископа, который тотчас возложил на него царские бармы, а боярин Шереметьев вручил ему скипетр. Избранный монарх тут же был возведен на престол, приготовленный для него среди храма и провозглашен царем и самодержцем всея России, — это было в 1613 году 14-го марта. С этого времени установили праздновать Феодоровской иконе Богоматери. Это празднество сохранилось и в Москве во дворце царя. В придворной церкви Рождества Богородицы есть местная икона Феодоровской Богоматери — список с чудотворной, присланный из Костромы в Москву матерью царя Михаила Феодоровича. Этому образу каждый год праздновали 14-го марта.

В 1636 году царь Михаил Феодорович, посоветовавшись со своим отцом, Святейшим Патриархом Филаретом, решился обновить чудотворную икону Феодоровской Богоматери. В Кострому ко всему освященному собору и начальнику города Шаховскому разослали грамоты с повелением и благословением снять с чудотворной иконы древнюю олифу и обновить ее с пением псалмов, всенощным бдением и молебным пением. Получив грамоты, все важнейшее духовенство Костромы собралось в соборный храм и усердно молило Всемилостивого Спаса не отвергнуть царево благое желание и Святительское прошение. В 1636 году 4-го мая икону обновили и поставили на прежнем месте. Чудом Господь ознаменовал, что принял жертвы царя. Когда образ поставили и отслужили молебен, архимандрит Ипатьевского монастыря Тихон осенил крестом всех присутствовавших. В это время в числе народа был бесноватый юноша Моисей; все его тело опухло и покрылось струпьями; вдруг нечистый дух потряс его и ударил о землю; глухо вскрикнув, юноша заскрежетал зубами и испускал клубы пены. Архимавдрит Тихон, увидя это, подошел к нему, осенил его животворящим крестом и окропил святою водою; тут же нечистый дух оставил страдавшего и отрок быстро вскочил на ноги. Народ в испуге отскочил, думая, что это новый припадок беснования. Но юноша подошел к чудотворной иконе, пал пред нею на землю, прося прощения во грехах и со слезами прося об исцелении; молитва несчастного была услышана: юноша пришел в себя, опухоль исчезла, струпы спали, как чешуя.

В 1745 года с благословения Синода, чудотворная икона Феодоровской Богоматери была поновлена и вновь украшена золотом. Поновлял ее, в присутствии богоявленского архимандрита Никифора и игрицкого игумена Досифея, ярославский иерей Иоанн Андреев. Обновление было начато 16-го августа, а окончено 15-го сентября.

На поклонение этому образу приходили не только жители Костромской губернии, но и из многих других, и с далеких берегов Дона, привлекаемые славою чудес от нее, особенно после чудесного спасения Иловайского.

В 1834 году в мае в Кострому приезжал для поклонения чудотворному образу Богоматери генерал-лейтенант Василий Дмитриевич Иловайский и рассказал о следующем чудесном избавлении своего деда Ивана Мокеевича Иловайского. Это чудо совершилось в 1733 году Иван Мокеевич Иловайский, походный атаман, был отправлен с отрядом казаков на Кубань за горцами, разорившими некоторые донские станицы. Во время преследования он был окружен горцами, хотел спастись бегством, но его лошадь упала, — и его взяли в плен, а потом продали в рабство, где он и пробыл до 17 апреля 1734 года. Два раза пытался он бежать, но каждый раз его отыскивали с помощью собак; сильно избив, заковывали в цепи, принуждали переменить веру. Но несмотря на жестокие пытки, он не согласился переменить веру, и, находясь в плену, постоянно горячо молился единственной Помощнице и Заступнице Пресвятой Богородице, прося Ее послать ему терпение и утешение. И Всеблагая Заступница поспешила утешить несчастного пленника и оказать ему помощь. Два раза являлась ему Богоматерь во сне и обещала спасение силою Своего чудотворного Феодоровского образа. Иловайский выучил тропарь иконе Феодоровской Богоматери и постоянно читал его, моля Ее о помощи. Во сне ему было открыто, чтобы он бежал без боязни. Иловайский бежал, его преследовали, но он скрылся на большом дубе, потом прошел 600 верст пешком, питался кореньями, лесными плодами и во время своего трудного пути подкреплял себя молитвою, читая выученный тропарь Феодоровской Богоматери, наконец достиг Черкасска. Отсюда пришел пешком в Кострому, рассказал при всех о своем чудесном избавлении из плена, и, поклонившись чудотворному образу, списал с него копию и, прийдя пешком в Москву, обложил икону золотою ризою и воротился домой.

Икона Божией Матери «Феодоровская» находится сейчас в Костроме, в Богоявленско-Анастасинском монастыре.

Об иконе Божией Матери «Феодоровская»

О чудотворной иконе Феодоровской Богоматери, явившейся в Симбирской губернии и ее перенесении в Сызранский монастырь

Икона Феодоровской Богоматери явилась около 1713 года при источнике в Симбирской губернии. Летом к этому источнику пастухи пригоняли скот; здесь в полдень собирались хлебопашцы для отдыха, во время которого их скот не только находил воду, но и подножный корм. Пастухи, пасшие стадо недалеко от родника, стали замечать над этим местом необыкновенный свет. Явление повторялось сряду несколько дней, но как только они подходили, свет исчезал.

Однажды пастухи увидели еще ярче свет, который при их приближении опять исчез. Но теперь они увидели у родника святую икону, стоящую на камне; осмотрев ее, пастухи тотчас об этом известили жителей Кашпира и рассказали им и о прежде виденных явлениях. К месту явления иконы тотчас собрались жители Кашпира и, найдя тут икону, пригласили духовенство и попросили перенести ее в приходский храм. Икону перенесли, но ночью она опять перенеслась на прежнее место. Утром жители, узнав об этом, пришли к роднику и усердно молились пред иконою о том, да сподобит их Владычица иметь Ее лик в приходском их храме. После этого священники с иконами и хоругвями пошли к источнику. Тут, окружив стоящую на камне икону Богоматери, отслужили молебен и перенесли во второй раз ее в храм. При этом необыкновенно много было народа. Но не долго оставалась здесь святая икона.

Жители Сызрани пожелали иметь эту икону у себя в городе. Граждане, выпросив у высшего начальства позволение перенести икону в Сызранский соборный храм, с крестным ходом отправились в Кашпир и взяли оттуда икону, но, к удивлению их, на другой день икона очутилась на прежнем месте своего явления. Кашпирский земледелец, приведший к роднику напоить свою лошадь, первый увидел тут икону и известил об этом жителей. Встревоженный народ опять собрался у родника, где уже неизвестно когда была выстроена маленькая часовня.

Жители Сызранска, узнав, что икона перенеслась на прежнее место, еще более возревновали о ней, и решили крестным ходом перенести икону не в собор, а в Вознесенский мужской монастырь и дали обещание каждый год приносить икону в город, если Пресвятой Владычице будет угодно навсегда оставить Свой лик в Сызранской обители. Крестный ход был назначен 12 июня. Жители Сызрани собрались в соборном храме, подняли иконы и пошли к пригороду Кашпиру; к ним присоединились и богомольцы, узнав о новом перенесении иконы. Когда пришли к роднику, начали служить молебен. В толпе народа была одна крестьянская девушка, страдавшая проказою на лице. Эта девица, черпая из родника воду и умывая лицо, со слезами просила Царицу Небесную исцелить ее.

После молебна икону понесли к Сызрани; а так как это было во время весеннего разлива Волги и нужно было обходить затопленные места, то некоторые богомольцы, — по лености или с намерением прибыть в монастырь прежде процессии, поплыли по воде на лодках, но к их огорчению вдруг подул сильный ветер, лодки отнесло в глубь потока и находившиеся в лодках уже отчаялись; тут поняли они, что согрешили и со слезами просили Царицу Небесную избавить их от погибели. Ветер утих; лодки направились к берегу и недалеко от пригорода, Кашпира, плывшие сошли с лодок в большом испуге. Так вразумленные пловцы побежали за процессией и, догнав ее, рассказали о случившемся с ними. В это же время и девушка исцелилась от проказы. Это чудо также быстро разнеслось в народе.

В монастыре эта икона прославилась, многими чудесами. Икону обложили серебряною вызолоченною ризою, которая в 1789 году и в последующих годах была поновлена. Сызранские жители начали носить икону по домам; по их примеру и жители окрестных сел стали носить к себе икону по обещанию или особенному случаю. Многие, с верою приходящие к этой иконе, получали исцеление и утешение, а потому усердие православных к чудотворной иконе Богоматери и доселе не охлаждается.

Празднование иконе совершается 14/27 марта и 16/29 августа.





Основан в 2008 году