Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

О молитве

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 26 февраля 2017 г. 18:59, посмотрело: 654
Публикации

О молитве
   Автор: Плаксин Олег   Дата: 2 июля 2019 г.

Современный человек, причем даже самый верующий, самый «воцерковленный», довольно часто путается в молитвенных вопросах. Часть из нас уверена, что только канонические (т. е. взятые в Молитвослове) молитвы помогают достичь желаемого результата. Другим кажется, что лишь горячая молитва, обращенная к Богу просьба своими словами, поможет избавиться и от болезней, и от любых напастей. Третьи и вовсе не считают нужным утруждать себя молитвами: дескать, Господь и так все знает, все видит, каждому из нас необходимую помощь подаст.

Что такое молитва?

Митрополит Антоний Сурожский сказал так:

«…очень важно помнить, что молитва – это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога. И тот факт, что Бог может сделать для нас Свое присутствие явным или оставить нас с чувством Своего отсутствия, уже является частью этих живых, реальных отношений»…

Молитва как встреча. Встреча с Божией Матерью, со святыми, которым мы молимся, встреча с Богом Вот только следует признаться себе: а хотим ли мы этой встречи? Вероятно, почти каждый из нас, задав себе подобный вопрос, ответит на него утвердительно. Да, хотим! Наша жизнь подчас так сложна, трудна, запутанна, что самим нам с проблемами не справиться. Нам необходима помощь свыше И это понимают даже дети.

Как правильно молиться?

Можно молиться своими словами; можно молиться краткой молитвенной формулой; можно пользоваться тем, что называется «готовыми молитвами». Что лучше? Что полезнее для нашей души? Как сделать правильный выбор?

Давайте немного поговорим о каждом из видов молитвы подробнее

Канонические молитвы

Канонические молитвы, или так называемые «готовые молитвы» на все случаи жизни, вы без какого-либо труда можете найти в любом Молитвослове Канонические сборники молитв устроены очень удобно: в них есть Утренние и Вечерние молитвы, молитвы Господу, молитвы Богородице и молитвы святым В некоторых, расширенных, Молитвословах содержатся также акафисты, тропари, кондаки и величания на Праздники Господни, праздники Богородицы, святых и икон Божией Матери Какой Молитвослов выбрать, зависит только от вас. Поначалу лучше всего остановить выбор на самом простом, небольшом Молитвослове.

Как пользоваться Молитвословом?

Разумеется, можно просто-напросто найти в оглавлении ту или иную молитву: как правило, из заголовков сразу видно, на какой случай молитва предназначается («о живых», «о усопших», «от недугов», «от страха» и т. д.)

Можно почитать жития святых и истории икон, разобраться, к каким святым в каких нуждах обращаются с молитвами, перед какими иконами принято молиться при тех или иных жизненных обстоятельствах

Но не это, наверное, самое главное. Если обобщить весь многовековой опыт Православной Церкви, в сущности, сразу станет очевидно, что молиться можно любому святому, перед любой иконой, только бы ваша молитва шла от души!


В книге «Учитесь молиться!» митрополит Антоний Сурожский писал:

«У нас есть богатый выбор молитв, которые были выстраданы подвижниками веры и рождены в них Духом Святым… Важно отыскать и знать их достаточное число, чтобы в нужный момент найти соответствующие молитвы.

Речь идет о том, чтобы выучить наизусть достаточное количество значительных для нас отрывков из псалмов или из молитв святых; каждый из нас более чуток к тем или другим отрывкам. Отметьте себе те отрывки, которые глубоко вас трогают, которые для вас осмысленны, которые выражают нечто – о грехе, или о блаженстве в Боге, или о борьбе, что вы уже знаете опытно. Заучите эти отрывки наизусть, потому что в какой-то день, когда вы так пали духом, так глубоко отчаялись, что не можете вызвать в своей душе ничего личного, никаких личных слов, вы обнаружите, что эти отрывки всплывут на поверхность и предстанут вам, как подарок Божий, как дар Церкви, как дар святости, восполняя упадок наших сил. Тогда-то нам действительно нужны молитвы, которые мы заучили так, что они сделались частью нас самих».


К сожалению, слишком часто мы плохо улавливаем смысл канонических молитв. Человек неискушенный, взяв в руки Молитвослов, как правило, многие слова в нем не понимает. Ну, что, например, означает слово «созижди»? Или слово «имам»? Если вы обладаете врожденным словесным чутьем, то «перевести» непонятные слова вам будет не так уж сложно. Слово «созижди» – явно производное от слова «созидание», то есть сотворение, создание; «созижди» означает «создай, сотвори» А «имам» – старинный вариант слова «имею», и корень у них один. Только после того, как вы разберетесь со смыслом молитвенных текстов, можно приступать и непосредственно к молитве, иначе ваше обращение к Высшим Силам будет для вас всего лишь набором непонятных слов. И эффекта от подобной просьбы, к сожалению, ожидать не приходится


Молитва своими словами

Довольно часто можно услышать такой вопрос: возможно ли молиться своими словами? Разумеется, можно! Ведь все мы – очень разные Кому-то легче читать «готовые молитвы», а кто-то просто не способен в настоящее время в полной мере осознать смысл канонических молитв, и поэтому не может ими пользоваться.

Вот что говорят о молитвах своими словами представители Русской Православной Церкви:

Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров. Мы видим это в церковных семьях, когда маленькие дети, подражая молящимся взрослым, поднимают вверх ручки, крестятся, может быть, и неумело, берут какие-то книжки, лепечут какие-то слова. Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спаси меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».

Мы знаем, что священники молятся и за своих чад, свою паству у себя дома и в своих кельях. Я знаю такой пример, когда священник вечером, после трудового дня, одевает чистую одежду и просто, своими обыденными словами печалуется перед Господом за свою паству, говоря, что у кого-то из них нужда, кто-то болеет, кого-то обидели, Господи, помоги им.


Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник московского Свято-Данилова монастыря.



Хорошо иногда на молитве сказать несколько слов своих, дышащих горячей верой и любовью ко Господу. Да, не все чужими словами беседовать с Богом, не все быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, – сказать от сердца и свое благое слово; к чужим же словам мы как-то привыкаем и хладеем…

…Когда убедительны для тебя самого будут молитвенные слова, тогда они будут убедительны и для Бога.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский.


Иногда, чтобы адресовать Богу свою горячую просьбу, нет нужды прибегать к словам. Молитва может быть безмолвной Митрополит Антоний Сурожский приводит в своих проповедях такой пример. Один крестьянин сидел достаточно долго в церкви и молча смотрел на иконы. У него не было четок, губы его не шевелились Но когда священник спросил его, что он делает, крестьянин ответил: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам вдвоем хорошо».


Вот какие молитвы творят люди, отчаявшиеся и искренне верящие в помощь Небесную:


Что делать, такая душевная тоска, ужас, жить не хочется, работы нет, ничего нет, смысла жизни нет, тупик в жизни. Помоги мне, Господи!

Татьяна, Россия, Ростов-на-Дону


Во имя Господа Бога нашего, Иисуса Христа, прошу вас, помолитесь за меня и мою семью!!! Никак не могу найти работу, не получается… Дай Бог вам здоровья!!!

Ирина, Россия, Санкт-Петербург


Краткое молитвенное призывание

А еще на протяжении дня можно молиться краткими молитвенными призываниями Прежде всего, это Иисусова молитва:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного.

Данную молитву в православии именуют «молитвой устойчивости». Отчего пошло подобное название? Дело в том, что в Иисусовой молитве человек всецело отдается на милость Божию, под Его покров и заступничество По мнению большинства православных подвижников, Иисусова молитва в нескольких словах суммирует всю премудрость Евангелий.

Довольно эффективны молитвы-обращения за помощью и защитой к святому, имя которого вы носите.

Обращаться к своим святым покровителям лучше всего несколько раз в деньДля этого также существует коротенькая молитва.

Молитва, обращенная к святому, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей

За покровительством к Богородице мы обращаемся в следующей молитве:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших

Если сложно запомнить сразу молитву, можно просто время от времени повторять про себя: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»


О времени и внимании в молитве

С давних пор молитву рекомендовали читать не спеша, размеренно, чтобы «заключить внимание в слова». Только в том случае, когда молитва, которую вы хотите принести Богу, достаточно осмысленна и многое значит для вас самих, вы сможете «достучаться» до Господа Если же вы невнимательны к произносимым вами словам, если ваше собственное сердце на слова молитвы никак не отзывается, до Бога ваши просьбы не долетят.

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что его отец, когда приступал к молитве, вешал на дверь табличку: «Я дома Но не старайтесь стучать, я не открою».

Сам же владыка Антоний советовал своим прихожанам перед началом молитвы обдумать, сколько у них есть времени, завести будильник и молиться спокойно до тех пор, пока он не прозвонит «Неважно, – писал он, – сколько молитв вы успеете прочитать за это время; важно, чтобы вы читали их, ни на что не отвлекаясь и не думая о времени»..


Молитва и чувства

Вот только никогда не следует путать слова искренней молитвы с молитвой, больше похожей на истерику. К сожалению, среди верующих часто бытует мнение, что только молитва со слезами, на повышенных тонах достигнет своей цели Нет никакой нужды кричать Богу о своих проблемах и бедах, заходясь плачем и обливаясь слезами: Он все прекрасно видит и слышит. Впадая в кликушеское состояние, человек уже не молится по-настоящему, а лишь бесконтрольно выплескивает эмоции (зачастую, кстати, лишенные объективности и даже негативные).


Ответ на молитву

Очень часто можно услышать такую жалобу: «Я молился, молился, а все мои молитвы остались без ответа!»

Мы почему-то уверены: достаточно нам приступить к молитве, и Бог обязан предстать перед нами, обратить на нас внимание, дать нам ощутить Свое присутствие, дать нам понять, что внимательно слушает нас Признанный самым выдающимся богословом митрополит Антоний Сурожский писал:

Если можно было бы вызвать Бога… механически, так сказать, вынудить Его к встрече только потому, что именно этот момент мы назначили для встречи с Ним, то не было бы ни встречи, ни отношений. Отношения должны начаться и развиваться именно во взаимной свободе… Мы жалуемся, что Он не делает явным Свое присутствие в те несколько минут, которые мы отводим Ему в течение всего дня; но что сказать об остальных двадцати трех с половиной часах, когда Бог может сколько угодно стучаться в нашу дверь, и мы отвечаем: «Извини, я занят», или вообще не отвечаем, потому что даже и не слышим, как Он стучится в двери нашего сердца, нашего ума, нашего сознания или совести, нашей жизни Так вот: мы не имеем права жаловаться на отсутствие Бога, потому что сами отсутствуем гораздо больше!

В книге митрополита Антония Сурожского есть одна удивительная история:

Лет двадцать пять тому назад, вскоре после того как я стал священником, меня послали служить перед Рождеством в дом престарелыхТам была одна старушка, которая впоследствии умерла в возрасте ста двух лет Они подошла ко мне после первой службы и сказала: «Отец Антоний, я хотела бы получить совет о молитве» …Я ее тогда спросил: «А в чем ваша проблема?» И старушка моя ответила: «Вот уже четырнадцать лет я почти непрерывно твержу Иисусову молитву и никогда не ощутила Божие присутствие». И тогда я действительно по простоте сказал ей то, что думал: «Если вы всё время говорите, когда же Богу слово вставить?» Она спросила: «А что же мне делать?» И я сказал: «После утреннего завтрака пойдите в свою комнату, приберите ее, поставьте кресло поудобнее, так, чтобы за его спинкой остались все темные углы, которые всегда есть в комнате у пожилой женщины и куда упрятываются вещи от посторонних глаз. Зажгите лампаду перед иконой и потом оглядитесь в своей комнате. Просто сидите, глядите вокруг и постарайтесь увидеть, где вы живете, потому что я уверен, что если вы молились все последние четырнадцать лет, то вы очень давно не замечали своей комнаты. И потом возьмите вязание и в течение пятнадцати минут вяжите перед лицом Божиим; но я запрещаю вам произносить хоть одно слово молитвы. Просто вяжите и старайтесь радоваться на тишину своей комнаты»

Она подумала, что это не очень благочестивый совет, но решила попробовать. Через некоторое время она ко мне пришла, говорит: «А знаете – получается!» Я спросил: «А что получается?» – потому что мне было очень любопытно, как сработал мой совет И она говорит: «Я сделала, как вы сказали: встала, умылась, прибрала свою комнату, позавтракала, вернулась, удостоверилась, что кругом нет ничего такого, что будет меня раздражать… Я вспомнила, что должна вязать перед лицом Божиим, и тогда взяла вязание и все больше и больше чувствовала тишину Она состояла не из отсутствия, в ней было присутствие чего-то. Окружающая тишина начала заполнять меня и сливаться с тишиной во мне» И под конец она сказала нечто очень красивое, что я потом встретил у французского писателя Жоржа Бернаноса; она сказала: «Я вдруг заметила, что эта тишина есть присутствие; и в сердцевине этой тишины был тот, Кто – сама Тишина, сам Мир, сама Гармония».



Очень часто это могло бы произойти и с нами, если вместо того, чтобы хлопотать и что-то «делать», мы сумели бы просто сказать: «Я – в Божием присутствии. Какая радость! Давай-ка я помолчу.»

Очень часто случается, что в молитве мы не всегда просим то, что нам действительно необходимо, просим как бы «про запас». Иногда мы просим не то, что могло бы быть полезно для нас, и в результате ничего не получаем.

Но даже когда мы просим у Бога того, без чего не можем жить, у нас недостает терпения и постоянства Мы считаем, что единожды попросив и не получив желаемого, должны забросить молитву: ну, не дает Бог просимого, что же поделаешь! Один из Отцов Церкви говорит, что молитва подобна стреле, но полетит эта стрела, достигнет цели только в том случае, если у стрелка достанет навыков стрельбы, умения, терпения и силы воли.

К сожалению, мы часто даже не замечаем, что на нашу молитву уже пришел ответ Да, ответ не всегда бывает приятным, но дается он нам как лекарство, а ведь лекарства редко бывают сладкими.

Поэтому опытные люди советуют начинающим молитвенный путь: «Будьте осторожны в своих молитвах, ведь однажды они могут исполниться».


Почему столько веков миллионы людей поклоняются иконам, в молитвах раскрывают перед ними душу, идут к ним со своими бедами и болезнями, получают от них исцеление и утешение?

Что такое икона? Глазами мы видим доску и краски; на иных – серебряные или латунные оклады, деревянные киоты Икону можно взять в руки, внимательно рассмотреть, можно переставить с места на место Где же здесь ЧУДО? Ведь чудо – это что-то такое, что нельзя потрогать руками, к чему нельзя прикоснуться, это каждый знает! И уж тем более чудо нельзя купить и принести в свой дом…

А нам в храме говорят: «Можно! Возьмите, молитесь, просите и будут даны вам по вере вашей от болезней – исцеление, от бед и напастей – скорая помощь!» Может быть, мы не совсем верим в то, что нам сказали, но, если болезнь серьезная, а беда тяжкая, и помощи ждать уже больше неоткуда, даже самые сомневающиеся предстают перед иконой с надеждой в сердце. И действительно получают исцеление и утешение!

Отчего так происходит, если икона – всего лишь краски, доска, оклад да киот? Оттого, что кроме внешнего в каждой иконе есть еще ее внутреннее содержание, ее суть. Отец Павел Флоренский писал: «Нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего» Это внутреннее – благодатная сила первообраза, изображенного на иконе, и именно она, эта сила, действует на нас: исцеляет в болезнях, защищает от напастей, помогает в бедах.

На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году было постановлено, что священные изображения служат «ко уверению исполненного, а не воображаемого воплощения Бога Слова» и поэтому следует наряду с изображением Креста писать иконы Спасителя, Богородицы и святых, чтобы «вспоминать и любить первообразных им».

Говоря о чудотворных иконах, нужно сразу уточнить: любая икона по сущности своей чудотворна, если у нас хватает веры, чтобы чудо по молитве перед ней с нами произошло. Однако, по преданию, за некоторыми иконами издавна закрепилась слава чудотворных – иногда по чудесному их обретению (т. е таинственному появлению в том или ином месте), иногда по чудесам и исцелениям, связанным с ними.

Некоторые из икон были обретены при чудесных обстоятельствах (Толгская), некоторые написаны святыми (Владимирская, Тихвинская и Смоленская – апостолом Лукой, Троица – св Андреем Рублевым), некоторые найдены по видениям и снам (Казанская, «Неупиваемая Чаша»).

Однако все без исключения иконы объединяет одно – они всегда откликаются на наши молитвы, помогают нам. Они спасают нас, когда спасение человеческими силами уже невозможно С каждой чудотворной иконой связаны десятки подобных чудесных историй.

Но не стоит полагать, что икона является неким «накопителем» Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости! Благодать действует не ОТ иконы, а ЧЕРЕЗ икону. Можно бесконечно молиться, прикладываться к образам, ездить в монастыри на поклонение чудотворным иконам и – не получить от этого ничего потому, что все делалось без искренней веры. А можно один только раз помолиться и приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь, и получить исцеление от телесных и душевных недугов.

И еще важно помнить, что икона – не оберег, который гарантирует нам отсутствие сложностей в жизни, проблем в семье, защиту от не слишком хороших людей Она только может помочь нам справиться с нашими проблемами. Если только мы сами будем желать этого всей душой.





Основан в 2008 году