Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Церковь в честь Пресвятой Троицы деревня Менюша

Автор: WmLiM
Опубликовано: 26 апреля 2011 г. 20:59, посмотрело: 18051
Новгородская область » Шимский район » деревня Менюша

Церковь в честь Пресвятой Троицы деревня Менюша
   Автор: WmLiM   Дата: 2 июля 2019 г.

Ежегодно 7 июля со всей России на Святое озеро, называемое еще Каменское, расположенное в Шимском районе Новгородской области, стекаются сотни паломников. Стремящиеся к озеру люди проходят к нему трехкилометровый путь через болото от деревни Менюши. Сначала идут по досочкам, затем по топкой земле. Что удивительно: болото не затягивает озеро, которое остается в своих берегах уже много веков.

В этот день у озера совершается память славного Пророка и Предтечи Господня Иоанна и менюшских отроков Иоанна и Иакова, особо почитаемых в этих местах. Их мощи почивают в раке, находящейся в храме в честь Пресвятой Троицы в селе Менюша, находящемся в 70 километрах от Великого Новгорода. Оно расположено среди лесов и болот на берегах впадающей в Шелонь речки Струпенки. Озеро же напрямую связано с менюшскими святыми, поскольку их тела были обретены именно здесь. Каким образом гробики с мощами оказались на озере неизвестно, ведь Иоанн с Иаковом были похоронены на кладбище села Медведь.

Возможно, это связано с тем, что в деревне сельчане не могли поверить в то, что простые дети, погибшие неизвестно каким образом, могли стать святыми. Поскольку при жизни они проживали в другой деревне, хотя и близлежащей, то слухи об их смерти росли по догадкам. Кто-то считал, что старший брат играючи убил младшего, а спрятавшись от испуга в печку, сам задохнулся в ней, когда ее затопили. Кто-то считал отроков невинно убиенными от рук злодея, поскольку никто не видел, что реально случилось в доме. В любом случае удивлял факт необычности их смерти: в один день погибло 2 брата, причем старший, оказавшийся в горящей печи, оказался не тронутым огнем. В результате о них говорили много, но противоречиво. Премудрый Сирах сказал бы: «Блажен человек, который упражняется в мудрости и в разуме своем поучается святому. Кто размышляет в сердце своем о путях ее, тот получит разумение и в тайнах ее» (Сир. 14,21-22). Однако соотнести один факт с другим, чтобы докопаться до истины, никто не хотел, каждый представляя свое видение случившегося. Промысел же Божий относительно отроков проявился довольно скоро.

Церковь в честь Пресвятой Троицы деревня Менюша
   Автор: WmLiM   Дата: 2 июля 2019 г.


Однажды охотники – поселяне, жившие около Менюшского монастыря, – заблудились в лесу. Двое суток они плутали и уже потеряли надежду выбраться из гущи леса, и, наконец, 25 июня по старому стилю (7 июля по новому) вышли на Каменское озеро. Здесь они увидели два плавающих гробика, в которых лежали нетленные тела детей. Охотники увидели в этом чудном явлении промысел Божий и, обратившись к святым, вскоре оказались дома. Тут же они поведали о чуде священникам и людям, которые поспешили прийти для погребения Иакова и Иоанна, имена которых были хорошо известны в округе. Когда священники с народом приблизились к озеру, то увидели пречудный светозарный свет, исходящий от мощей. Их хотели вернуть на старое место, где они были похоронены, но подоспели люди, те самые охотники, которые сообщили, что им явились Иоанн с Иаковом, сказав, чтобы их тела похоронили в заброшенном монастыре на реке Менюше и помогли восстановить его строения. Так они и поступили. Озеро с тех пор по молитвам святых отроков стало исцелять от болезней, а самих отроков стали называть Менюшскими.

О жизни менюшских святых известно не много. Их родителей звали Исидор и Варвара. Когда случилось несчастье, старшему сыну было пять лет, а младшему – три. Сходство в описаниях одно: трагедия произошла в селе Верхний Прихон, когда мальчики остались в доме без присмотра.

Далее версии расходятся: один нечаянно убил другого то ли палкой, то ли ножом; отец то ли был во дворе, то ли родителей вовсе не было дома; это произошло то ли в 1492 г., то ли с 1566 по 1580 г. Есть и другое предание: младший из братьев случайно утонул в речке Менюше, а старший, испугавшись, что его обвинят, залез в печь. Некоторые считают, что в печку залезли, играя, оба. Когда тела отроков чудным образом явились на озере, то их похоронили тут же охотники, по другой версии – отнесли обратно родителям (отсюда в той деревне возник колодец с чудотворной водой), а по третьей – отвезли в Менюшу. Одни говорят, что на озере мальчики были в гробиках, другие — без. Далее события также разнятся. В Менюше отроков похоронили близ малого ручейка, там текущего, где над гробом их вскоре построена была часовня. Кто-то утверждает, что пещеру для отроков в нескольких верстах от озера выкопал монах, которому явились отроки, а затем возвел над могилкой часовню, вокруг которой вскоре вырос монастырь. По другой версии, тела отроков были торжественно перенесены в Троицкий храм деревни Менюша и положены под спуд этого храма, что произошло между 1682—1689 гг.

Троицкий храм, судя по описанию, являлся главным храмом мужской обители, но мощи в него были перенесены позже. Сразу поставили часовню, затем храм, - монах Макарий сам собирал для этого средства, прося народ, почитавший святых отроков, внести свою лепту. Так монастырь начал благоустраиваться. Возможно, этот монах и стал настоятелем монастыря.

Относительно монастыря также слухи были разные. Одни считали, что он возник на месте захоронения Иоанна и Иакова, а по другой версии он издавна находился здесь, но настолько в разрушенном состоянии, что даже не было храма. Перенесение мощей связывают то с именем монаха, которого святые исцелили, повелев похоронить себя в Менюше, то с именами благочестивых христиан из той деревни, а уже не монах, а инок получил исцеление по молитвам отроков.

Не понятным является и тот факт, что Иоанна и Иакова называют отроками, когда они были младенцами. Возможно, это связано с тем, что в посмертных явлениях они предстояли пред людьми в отроческом возрасте, а не в младенческом, показывая этим, что их вера была и есть «не от мира сего», а от Бога: крепкая, не творящая зла, а дарующая любовь друг к другу и ко всем людям. И эта вера, которую возрастили в детях родители, была осознанной, искренней, что привело малышей к святости.

Обратимся же к версии, которой придерживались в одном из монастырей.

Церковь в честь Пресвятой Троицы деревня Менюша
   Автор: WmLiM   Дата: 2 июля 2019 г.


«Однажды, в осеннее время, Исидор, собираясь с женою своею Варварою на обычную работу, убил барана и, приготовив его как следует для употребления в пищу, отправился вместе с женою в поле, находящееся не в дальнем расстоянии от дома, оставив своих детей одних - без всякого надзора. И они, видевши упомянутое действие своего отца над бараном и принявши оное за обыкновенную игру или забаву, вздумали и сами позабавиться подобным образом. Старший брат сказал тогда младшему: «Брате, сотворим и мы так же, как и отец наш сотворил», и, по неразумию своему, не предвидя могущих быть от того дурных последствий, взял палку и ударил ею в голову младшего брата своего, который тотчас же от удара упал на землю и умер. Увидев умершим брата своего, Иоанн очень испугался и, не зная, что ему делать в таком случае, скрылся как младенец в печи за дровами, которые заранее были в нее положены для просушки, по случаю дождливой осени. Возвратившись вечером с работы своей и нашедши мертвым младшего сына своего, отец и мать горько плакали и рыдали. Когда же они нигде не могли отыскать и старшего сына своего, то еще более усилили свои рыдания, чем и привлекли в свой дом родственников и соседей своих, которые, уверившись в действительности печального события, много удивлялись и горевали с родителями, так что все едва, наконец, несколько поуспокоились. После сего мать, по обычаю, зажгла в печи дрова, не ведая и не думая о том, что за ними скрывается сын ее. Когда дрова в печи прогорели, и Варвара заглянула в нее, то увидела там своего сына, который был уже мертв, но совершенно цел и невредим от огня. Всеблагой Господь, призирающий с высоты своей всевидящим оком своим на все живущее на земле, зная незлобие и невинность сих младенцев, восхотел в них прославить имя Свое, почтив нетлением нескверные и непорочные тела их и сопричислив их к лику святых Своих, - одного, как неповинно убитого, а другого, как принявшего за убийство мученическую от огня кончину. Услышавши крик и плач своей жены Варвары, Исидор, муж ее, тотчас поспешил к ней, и, увидев так же, как и она, сына своего, лежащего в печи мертвым, но целым и невредимым от огня, исполнился страха и ужаса. Почему к плачу и крику своей жены присоединил и он свой вопль великий. На этот вопль опять собрались родственники и соседи, которые, смотря на такое преславное чудо, весьма дивились и славили Бога, сотворшего оное. А так как весть об этом чуде быстро и далеко разнеслась, то имя Божие начало прославляться и в других местах. Оплакав, наконец, детей своих, Исидор и Варвара облекли их в погребальные одежды, положили во гробы и по христианскому обряду предали тела их земле при их приходской церкви во имя Святителя и чудотворца Николая, что в Медведском погосте. Спустя несколько дней после погребения отроков, Иоанна и Иакова, гробы их явились плавающими на одном малом озерке, состоящим в двух поприщах (или верстах) от Менюжского монастыря. И вот как это явление огласилось. Окрестные поселяне, имевшие обыкновение охотиться в лесах на птиц и зверей, однажды отправились на таковую охоту утром с тем, чтобы, как и прежде, возвратиться с нее домой вечером. Но, заблудившись в лесу и не могши никак отыскать дороги к дому, не только вечером того дня, но и на другой день не вернулись домой, оставаясь в лесу. Продолжая и на третий день отыскивать там дорогу, охотники пришли, наконец, к упомянутому озерку и увидели в нем плавающими два гроба. Убедившись по внимательном осмотре в том, что это те самые гробы, в которых так недавно были погребены святые отроки Иоанн и Иаков, охотники начали умолять их об указании им пути или дороги, и вдруг глазам их представилась небольшая тропинка, по которой они и дошли до жилищ своих.

По прибытии домой, охотники немедленно возвестили своим соседям о всем случившемся с ними. Собрались священники окрестных погостов со своими причтами, и в сопровождении множества народа отправились к указанному охотниками озерку. Оказалось, что на нем действительно плавали знакомые им гробы, поэтому и решено было взять оные и нести опять к той церкви святителя и чудотворца Николая, при которой они были погребены. Но так как при этом охотники-поселяне предъявили, что явившиеся им во сне святые отроки желают быть погребенными не на погосте у сей церкви, но в пустом месте на Менюше, где прежде был монастырь, то гробы с лежащими в них мощами и были принесены на то место, на котором с подобающею честью и положены были близ малого ручейка, там текущего, где над гробом их вскоре построена была часовня.

Всеблагой Господь сподобил сих святых отроков дара чудотворения, и многие из притекающих к гробам их начали получать исцеления от разных недугов и болезней. И вот случай такового исцеления, который, спустя несколько после сего лет, по воле Божией, особенно послужил к прославлению святых отроков и к созданию церкви на месте погребения их.

Один монах, по имени Макарий, проходивший из города Пскова в Новгород мимо того места, где почивали мощи святых отроков Иоанна и Иакова, внезапно застигнут был лютою болезнью, на избавление от которой не было никакой надежды. В таком тяжком и горьком положении он кое-как добрался до мощей святых, помолился пред ними со всем усердием и верою – и тотчас получил исцеление. Будучи преисполнен глубочайшею благодарностью к святым отрокам за полученную от них милость, монах этот решился остаться при мощах их с намерением употребить все свое старание на изыскание средств к возобновлению бывшего Менюжского монастыря. С этой целью он, возвещая всем поклонникам святыни о полученном им при мощах исцелении от болезни своей, умолял их о подаянии на создание церкви, которую, по милости Божией и по молитвам святых угодников Его, и удалось ему устроить над мощами сих святых отроков Иоанна и Иакова на доброхотные даяния пришельцев и поклонников святыни. Этим иноком впоследствии был возрожден Троицкий Менюжский мужской монастырь. См. Сведения о Макарии Менюжском. – Сост.) В царствование благочестивейших Государей - царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей при Новгородском митрополите Корнилие, мощи святых отроков Иоанна и Иакова Менюжских были свидетельствованы и обретены целыми и невредимыми, каковыми почивают и доныне, подавая всем исцеления с верою приходящим к ним во славу Христа Бога, Которому честь и поклонение во веки веков».

Конечно, сомнительным является факт, что мать не могла не заметить живого отрока в печи. Но даже если он сразу задохнулся от дыма, то никак нельзя согласиться с тем, что он по малодушию бросил брата. Ведь с 3-х летним ребенком мог случиться любой несчастный случай, поскольку дети были дома одни. Увидев же брата мертвым, Иоанн мог действительно испугаться, мог подумать, что пришли разбойники, мог чисто психологически быть в состоянии шока, ибо они любили друг друга. Иоанн, прославленный Богом, не мог обладать малодушием и не прятался от наказания. И свидетельство их святости - нетленные мощи, от которых стали совершаться различные чудеса, благодаря которым Иоанн и Иаков были канонизированы как праведные отроки.

В XVII веке Иаков и Иоанн были причтены к лику святых. Память их стала широко отмечаться местным населением. И хотя на первых иконах они изображались как убиенные: один от руки брата, другой – от пламени огня, все же эта версия не укладывалась в понятие святости. Именно поэтому в жития святых была внесена другая версия: какой-то злодей расправился с отроками, потому и родители уже не слышали их вздохов и криков, когда вошли в дом: «Богоуханные телеса ваши явилися еси, блаженнии Иоанне и Иакове всем христианам веси, егда родители ваши единого убиенна в печи от огня блаженного обреташа, другого же не веси како закланна безропотно взываху Богу: Аллилуиа». Эта новая редакция жития возникла в XIX веке.

Попробуем все-таки разобраться в достоверности данных. Достоверно известно, что Менюшский монастырь существовал давно, но был разорен. Многие версии, к тому же, сходятся на том, что охотники-поселяне жили около монастыря. На основании письменных источников, а не слухов, можно констатировать, что точно не известно, как погибли Иаков и Иоанн. Налицо были лишь факты смерти.

В особой редакции Сказания (РНБ. НСРК. Q.153) поступок Иоанна после смерти Иакова описан как осознанное действие: «вниде в пещь, в которой были уготованы дрова к запалению, и скрыся за ними, ожидая того, когда огнь возгорится и самого его смерти предаст». Именно так расценили поступок Иоанна сбежавшиеся на плач родителей соседи: «и терпению Иоаннову дивишася, яко, младенец сущи, лютое таковое мучение огненное претерпел самоизволно». Данную версию нельзя считать правомерной – 5-летний ребенок еще не может обладать таким сознанием, да и само описание, полное подробностями о том, кто что подумал и сказал, говорит лишь о народном эпосе.

В самом раннем списке жития XIX в., находящегося в собрании Новгородского государственного музея, 1570 г. отмечен как время мученической смерти этих детей, но другой источник относит ее к 7000 г. (1492 г.) по византийскому календарю. Дата гибели детей, приведенная в Сказании, скорее всего, вычислена искусственно, возможно в подражание какому-то образцу. Так, указание на «лето от сотворения мира 7078, от Рождества же Христова 1570, при державе… Иоанна Васильевича, при святейшем митрополите Филиппе и при архиепископе новгородском Пимине» содержит ошибки: осень 7078 г. (согласно Сказанию, печь в доме была полна дров, «занеже дождлива бе осень») приходится на 1569 г. от Р. Х., в этом году Московским митрополитом был Кирилл (свт. Филипп (Колычев) занимал кафедру до ноября 1568 г.).

Священники и жители окрестных погостов отправились к озеру, чтобы взять гробы и принести к Никольской церкви. Однако явившиеся во сне охотникам отроки потребовали, чтобы их тела были погребены в пустынном месте «на Менюше, где в мимошедшия времена бысть монастырь». Так и было сделано, над могилой была поставлена часовня. В Сказании сообщается, что у могилы Иакова и Иоанна происходили исцеления. Так, рассказывается об исцелении не названного по имени псковского монаха, который, выздоровев, отправился просить подаяние на создание церкви и возобновление Менюжского монастыря. В позднейшей агиографической традиции этот монах был отождествлен с Макарием (Головиным), строителем в Троицком Менюжском монастыре в 1668-1684 гг.. После того как монастырь был обустроен, в царствование Иоанна V и Петра I Алексеевичей, при новгородском митр. Корнилии (1674-1695), по свидетельству Сказания, мощи Иакова и Иоанна были свидетельствованы и обретены нетленными. По-видимому, тогда состоялась канонизация братьев.

Следует подчеркнуть, что в почитании Иакова и Иоанна мотив братоубийства не отмечается и оба младенца почитаются одинаково. Однако своеобразие сюжета заставило авторов ряда справочных изданий не сообщать обстоятельства гибели детей либо приводить ничем не подтверждаемую версию, что «младенцы-мученики были умерщвлены злодеями» (Описание о российских святых. С. 46, № 140).

До упразднения в 1764 г. Менюжская обитель была приписана к новгородскому в честь Сошествия Св. Духа на апостолов монастырю. К началу XIX в. в деревянном Свято-Троицком храме в деревне Менюше (Менюж), построенном на месте бывшего монастырского храма, который сгорел в 1780 г., существовал придел во имя Иакова и Иоанна, в котором под спудом почивали мощи святых.

Как-то в этих местах распространилась холера, и народ по многим деревням бунтовал. Тихо было только в Менюше. Император Николай I, видя такое благоразумие своих подданных спросил, чего они желают от царских милостей. Местные жители испросили у самодержца помощь на возведение колокольни, поскольку деревянный храм у них был. Подивившись благочестию сельчан, император не ограничился строительством колокольни, а подарил Менюше большой пятиглавый храм Святой Троицы. Храм был каменный, зимний, с восемью колоннами и печками с дымоходами. Синие купола украсили золотыми звездами. Колокольню также построили из камня, прямо над входом в храм. Она была высокая, трехъярусная, квадратная. К освящению храма привезли огромный колокол, малиновый звон которого был слышен даже в Новгороде.

В 1841 году храм освятили, а спустя полвека местные купцы пристроили к храму придел Николая Чудотворца, в честь державного дарителя царя Николая. В том приделе установили богатую мраморную раку с крышкой из серебра в 1256 серебряных рублей - отрокам менюшским. Процветающая деревня к тому времени уже была селом.

В 1859 г. в храме над могилой святых братьев была установлена сооруженная на пожертвования медная посеребренная гробница с изображениями перенесения мощей св. младенцев в Менюшу, явления святых охотникам, извлечения гробов из озера и нахождения их тел нетленными.

До 1860 г. на берегу Святого озера стоял крест, затем была сооружена часовня и 2 купальни для паломников: мужская и женская. В знак исцеления люди оставляли часть одежды с больного места. Очень много одежды всегда плавало. Этот обычай потом перерос в язычество: оставлять грязную одежду, чтоб снять с себя хворь. Была и благочестивая традиция: называть перворожденного сына Иваном, а следующего, непременно, Яковом.

В конце 70-х гг. XIX в. 30 июня по молитвам к святым в Менюше и окрестностях прекратился падеж скота. В память об этом ежегодно устраивался крестный ход, на который люди стекались вплоть до 30-х гг. XX в.

В 1891 г. к Свято-Троицкой церкви был пристроен придел во имя свт. Николая Чудотворца. 28 сентября 1895 г., после окончания работ по ремонту и расширению храма, Новгородский и Старорусский архиеп. Феогност (Лебедев) освятил главный престол храма во имя Иакова и Иоанна. В ходе перестройки пещера над могилой святых была расширена, над могилой устроена мраморная рака с серебряной доской, наверху которой изображались святые братья. Сохранился рассказ об исцелении одной слепой девочки. Когда она подъезжала от Старого Веретья к Менюше, то сначала увидела солнце, потом спину лошади, а в церкви уже видела все.

На месте, где стоял дом родителей Иакова и Иоанна, в XIX в. находилась часовня во имя праведных младенцев, в которую из близлежащих сел Медведь и Мшага 24 июня совершался крестный ход с образом свт. Николая. Из дер. Менюши крестный ход направлялся на Святое озеро, на берегу которого служился водосвятный молебен, после чего процессия возвращалась в Менюшу. У северной стены посвященного отрокам храма над колодцем, который наполнялся водой, вытекавшей из пещеры, где покоились св. мощи, совершалось освящение воды, затем в храме служилась литургия.

Во 2-й половине 30-х гг. XX в. церкви в деревне Менюше и в селе Медведь были закрыты, священники репрессированы. Часовню на берегу озера разобрали. Пришедшие к власти большевики попытались осквернить могилу Иоанна и Иакова, но едва они сдвинули плиту - над их могилой из-под земли хлынула вода. Пришлось гробокопателям срочно уйти, а вода тут же ушла. Однако храм все-таки у верующих отобрали, сделав в нем конюшню.

Возле церкви издавна брали воду из святого источника – колодца, на дне которого мозаикой был выложен образ Казанской Божией Матери. Ее лик был хорошо виден – такой чистой была целебная вода, вытекавшая прямо из-под раки отроков. Коммунисты, борясь с верой, увидев этот чистый образ, осквернили колодец и сверху засыпали камнями.

Церковь в честь Пресвятой Троицы деревня Менюша
   Автор: WmLiM   Дата: 2 июля 2019 г.


Несмотря на то, что в менюшском храме в послевоенные годы размещалось овощехранилище, затем мельница, почитание могилы св. младенцев не прекращалось, продолжалось и паломничество к Святому озеру. Хотя в 50-60-х гг. XX в. местные власти заваливали вход в пещеру над могилой святых, препятствовали разными способами паломничеству, народ их снова устранял. Сохранилась история этого времени об исцелении на Святом озере жены городского партийного деятеля («парторга»), который сам привозил ее сюда, но из-за этого его сняли с работы и выгнали из партии.

К 90-м гг. XX в. церковь в деревне Менюше была в аварийном состоянии, храм в с. Медведь разрушен. С 1996 г. в день памяти Иакова и Иоанна в Менюше служится литургия с водосвятным молебном, совершается крестный ход на Святое озеро.

Церковь в честь Пресвятой Троицы деревня Менюша
   Автор: WmLiM   Дата: 2 июля 2019 г.


Мощи Иакова и Иоанна по-прежнему почивают под спудом в посвященной им церкви в Менюше, у северной стены. Сохранился колодец, который наполняется водой из источника, берущего начало под могилами святых. Силами прихожан отремонтирован вход в подвальное помещение, где находится рака.

Память менюшских отроков празднуется 24 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Координаты: 58°22'23.0"N 30°42'04.8"E

Карта:







Основан в 2008 году