Святой источник
    Вход Регистрация

Важеозёрский Спасо-Преображенский мужской монастырь поселок Интерпоселок

Автор: Плаксин Олег сейчас на сайте
Опубликовано: 22-02-2009, 22:20, посмотрело: 6681
Республика Карелия » Олонецкий район » поселок Интерпоселок

Важеозёрский Спасо-Преображенский мужской монастырь поселок Интерпоселок

«На далеком севере, в пустынном Олонецком крае, на берегу небольшого озера Важи, среди векового, почти непроходимого леса, увлажненного местами болотным мхом, расположена небольшая иноческая обитель — Важеозерская, или Задне-Никифоровская. Более уединенного места для обители, для подвигов молитвенных трудно, кажется, и найти. На много верст вокруг нет никаких селений. Всюду пустынная тишина, все полно покоя, изредка нарушаемого голосами птиц, криком зверя да тихим звоном небольших колоколов монастырского храма. И паломников редко встретишь в обители, особенно зимою, когда вьюгами заметаются дороги, и самый след их изглаживается под сугробами снега...» — рассказывал в 42-м номере «Русского паломника» автор, побывавший там в 1900 г..

XVI в. Основание обители положено около 1520 г. препп. Никифором и Геннадием - учениками великого русского святого, преп. Александра Свирского.

Преп. Никифор родился в семье небогатых поселян в Важенском погосте, лежащем близ реки Свири, в 70 верстах от Олонца. Некоторое время он подвизался у прп. Александра в Свирском монастыре, но, не желая славы «и похвалы мира сего», ушел на озеро Важе, где уже в тесных землянках с немногими учениками молился Богу преп. Геннадий.

Подобно Геннадию, Никифор еще в юношеском возрасте почувствовал призвание к монастырской жизни и ушел от мира в обитель Александра Свирского. Здесь под руководством святого и предался иноческим трудам. Не довольствуясь постом и бдением, Никифор изнурял себя тяжелыми веригами, которые носил на голом теле. Весили они более 20 килограммов.

Видя такие подвиги, братия прославляла Бога, но Никифор всячески избегал похвал и скоро попросил прп. Александра Свирского благословить его идти в Киев на поклонение святым Печерским угодникам. Преп. Александр отговорил своего ученика от дальнего паломничества и посоветовал прежде сходить в обитель Воскресения Христова к преп. Кириллу, игумену Новоезерскому, побеседовать с ним о монашеской жизни и поучиться монастырскому уставу. «Когда придешь к Ново-озеру, лодки не ищи…, - напутствовал он своего ученика. – Отойди в сторону и молись, пока за тобою не приедут.

Преп. Никифор так и сделал. Достигнув озера, он не остановился в деревне Кобыльина Гора, а отошел в сторону и принялся молиться. Потом его сморило, и он прилег на камень отдохнуть. Скоро его разбудили. Никифор увидел незнакомого монаха, вылезающего из лодки. «Благослови меня, святой отец! – попросил преп. Никифор. – Прости, что уснул…». «Меня благослови! – ответил преп. Кирилл. Ведь ты послан духовным братом моим Александром – служителем Троицы. Преподобные обнялись, и дивный свет воссиял над ними, повествует предание. Восемь дней провел Никифор в Новоозерском монастыре. Прощаясь с ним, преп. Кирилл сказал: «Хотя мы имеем с братом Александром большое желание увидеть друг друга, но по Божиему изволению в нынешнем веке сего не сподобимся и увидимся, когда от тела разлучимся, а твои труды, четный отче, не будут забыты пред Богом».

С приходом преп. Никифора на озеро Важе образовался небольшой пустыннический монастырь и около 1530 г. был воздвигнут деревянный Преображенский храм. Скончался преп. Никифор 9 (22) февраля 1557 г. Погребли его рядом с преп. Геннадием в основанной им пустыни, с которым, однако, по предложению, он никогда не встречался.

Государь Иоанн Васильевич в 1557 г. даровал монастырю грамоту на владение пахотной землей «на все четыре стороны по версте, оприч мхов и болот, и глыб», а 1588 г. монастырь получил от государя Федора Ивановича еще одну царскую жалованную грамоту - на угодья и рыбные ловли.

НАЧАЛО XVII в. Почти незаметно для истории протекла жизнь Никифоровской обители, скрытой дремучим лесом. Но что скрыто от людей, то открыто Богу... Лишь в Смутное время бурные события не обошли стороной и обитель. Отряды литовцев, опустошая северные пределы России, напали и на беззащитную пустынь. Отшельники не оказывали сопротивления грабителям. Под ножами литовцев приняли смерть старцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Федор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий. Могилы страстотерпцев стали местом паломничества.

Важеозёрский Спасо-Преображенский мужской монастырь поселок Интерпоселок


1-я ПОЛ. XIX в. СТАРЕЦ ИСАЙЯ. Долгое время древняя обитель не имела самостоятельности. Ее возрождение началось с 1800 г., когда она была приписана к Александро-Свирскому монастырю.

С 1830 г. здесь поселился строгий отшельник из Коневского монастыря о. Исайя с тремя учениками. В то время пустынь пребывала в совершенном запустении. Две ветхие деревянные церкви, деревянная же часовня, над тем местом, где почивали под спудом мощи основателей пустыни Геннадия и Никифора, две небольшие келии и хлебная, полуразрушенная временем, - вот и все постройки, сохранившиеся от некогда славной обители.

Опытный духовник и рачительный хозяин, о. Исайя, уповая на Бога, верил, по примеру древних подвижников, что «ни золотом, ни серебром, но трудами, пощением и слезами» воздвигнет и украсит забытую обитель преп. Геннадия и Никифора Важеозерских. Храмы восстанавливались в большей степени силами братии под общим руководством отца Исайи, который «не щадя сил старческих и здоровья, первым был на работах и самым усерднейшим молитвенником в церкви при совершении богослужения». Ревностно заботясь о внешнем благолепии обители, опытный и богомудрый старец не забывал и о духовном совершенствовании братии: ввел строгий устав по образцу святогорскому и сам следил за точным его исполнением.

Обладая обширными познаниями в Священном Писании и даром слова, он имел громадное нравственное влияние в наставлении, совете, поучении и руководстве не только среди братии и своих учеников, но и ученых людей. Известно, что отец Исайя пользовался авторитетом и уважением мудрого свт. Филарета, Митрополита Московского. Его ценил и чтил свт. Игнатий Брянчанинов, который отзывался об отце Исайе как о человеке, имеющем «обильную благодать Божию». Он обращался к нему как к «преуспевающему в умной молитве и сподобившемуся благодатного осенения» с просьбой о рецензировании ряда спорных духовных книг. Более того, о. Исайя был настолько близок со свт. Игнатием (Брянчаниновым), что неоднократно гостил у него.

И всещедрый Господь «по вере его дал ему». Бедная средствами, убогая зданиями, скудная братией Задне-Никифоровская Важеозерская обитель была возрождена. Стараниями и трудами отца Исайи в пустыне были сделаны каменные фундаменты у двух деревянных церквей, ветхая часовня над мощами преп. Геннадия и Никифора была перестроена, вновь было отстроено несколько братских келий.

В 1840 г. число братии возросло до 15 человек. Наконец, в 1846 г. обитель, считавшаяся приписанной к Александро-Свирскому монастырю, по ходатайству отца Исайи перед Обер-прокурором Св. Синода при Преосвященном Венедикте графом Протасовым, указом Св. Синода была возведена в степень самостоятельной. К этому времени число братии увеличилось до 22 человек.

3 апреля (по ст. ст.) 1852 г. подвижник мирно почил о Господе на 72 году своей полной беспрестанных подвигов и молитв жизни. Тело блаженного старца похоронили близ стены часовни над мощами преподобных основателей обители Геннадия и Никифора. Когда же на месте часовни стали строить новый каменный храм во имя Всех Святых, освященный в 1858 г. ,то место вечного упокоения отца Игнатия пришлось под царскими вратами, где он покоится и поныне.

КОНЕЦ XIX в. Страшный пожар в 1885 г. уничтожил почти все деревянные монастырские строения. Братия разошлась по другим обителям епархии. В 1887 г. за устройство монастыря энергично взялся иеромонах Геннадий. На восстановление обители дал свое благословение и был первым щедрым жертвователем кронштадтский батюшка Иоанн Сергиев. Вместе с иеромонахом Геннадием, своим постоянным спутником по время поездок по Северу, он немало положил трудов для возрождения древней иноческой пустыни.

Важеозёрский Спасо-Преображенский мужской монастырь поселок Интерпоселок


Монастырь вновь был отстроен с духовной и материальной помощью «Всероссийского батюшки» – св. праведного Иоанна Кронштадского, который неоднократно приезжал и останавливался в обители. В 1892 г. он освятил новую деревянную Преображенскую церковь. Именно в это время были построены дошедшие до нас храмы, игуменский и гостиничный корпуса. Обе церкви увенчали пятью главами. Во Всехсвятской, теплой богослужения совершались зимой, а после праздника Всех Святых служба переносилась в Преображенскую. При монастыре действовали портняжная и сапожная мастерские.

ВАЖЕОЗЕРСКОЕ ПОДВОРЬЕ. Духовное влияние обители было настолько велико, что в монастырь съезжались тысячи паломников со всей России. О значимости Важеозерского монастыря для Северо-Запада России говорит еще и то, что в тогдашней столице Государства Российского - Санкт-Петербурге было построено Важеозерское подворье, через которое поступала большая часть пожертвований. Располагалось оно за Невской заставой на бывшей Московской улице (ныне ул. Крупской, 5). Сейчас тут суд и военкомат. А в сентябре 1894 г. при служении о. Иоанна Кронштадтского было положено основание трехпрестольного храма в память спасения Государя–Императора, Царя-Миротворца Александра Александровича с семьей 17 октября 1888 г. при крушении царского поезда на Курско-Харьковской железной дороге. Это был большой каменный двухэтажный храм (епархиальный архитектор Н.Н. Никонов).

Св. прав. Иоанн Кронштадский жертвовал на строительство ежегодно по 1 тыс. рублей, привлекал новых жертвователей и благотворителей. «Дом трудолюбия», расположенный в примыкающем к храму пятиэтажном корпусе, был рассчитан на 200 человек и оказывал большую помощь окрестному фабричному населению. Летом 1929 г. храм закрыли.

XX в. СВЯТО – МИТРОФАНИЕВСКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ. На другой стороне Важеозера в 5 км от обители располагался скит с церковью во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, построенный в 1904 г. предпоследним настоятелем Спасо-Преображенского Геннадиево-Никифоровского монастыря игуменом Митрофаном (1889-1911 г.г.) на месте, почитаемом местными жителями, как святом. Там с незапамятных времен стояла деревянная часовня.

РАЗОРЕНИЕ ОБИТЕЛИ. После установления советской власти монастырская жизнь прервалась. В 1923 г. обитель закрыли и на ее территории совхоз им. Зиновьева.

В 1935 г. пустынь подверглась разорению. Все монастырские иконы, книги, архивы, погост, братский корпус, монастырская стена, скит были уничтожены. На ее территории началось строительство Интерпоселка. Преображенский храм стал спортзалом, а Святодуховский — клубом.

После 1945 г. в стенах бывшей обители расположились колония для несовершеннолетних преступников и психбольница. Разумеется, все это привело к тому, что на момент передачи монастыря Русской Православной Церкви в 1993 г., практически все сохранившиеся постройки находились в аварийном состоянии.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАСТЫРЯ. С 1991 г. по ноябрь 2000 г. монастырь был женским. Скудных средств, получаемых от пожертвований, хватало только на то, чтобы сохранить и только в малой степени отреставрировать храмы и гостиничный корпус. Обитель обеспечивала себя сельскохозяйственными продуктами от имеющегося хозяйства. Богослужения совершались в деревянном Преображенском храме. Малыми средствами храм отреставрировали: починили печи, установили новый иконостас. Началось восстановление колокольни. Были восстановлены каменный зимний храм во имя Всех Святых и надвратная церковь преп. Иоанна Рыльского. Несмотря на все сложности, монастырский устав отправлялся неукоснительно под духовным руководством игумена Илариона (Кильганова).

Важеозёрский Спасо-Преображенский мужской монастырь поселок Интерпоселок


ИЗ ПРЕССЫ. 1992 г. Перевод с английского. «Первое и самое поразительное, замеченное нами в матушке Серафиме - ее руки. Крестьянские, большие, морщинистые и мозолистые. Они были покрыты грязью. Матушка работала на огороде. Она представила нас двум другим сестрам, которые переехали сюда с ней всего лишь год с небольшим. Ее руки мелькали в такт речи, пока матушка показывала нам огород, за которым они ухаживали, и два простых маленьких дома, в которых они жили. Она говорила на русском. Мы не понимали ни слова, но для нас красноречивыми свидетельствами особого монашеского мира были ее добрые глаз, теплота обращения к нам, красота и порядок монастырской жизни.

Она отвела нас на крохотную кухню, скинула рабочую одежду, помыла руки и приступила к приготовлению невероятно вкусной трапезы исключительно из даров огорода и леса. Чудесно накормленных она отправила нас побродить по территории бывшего монастыря, конфискованного государством, отданного под психолечебницу и не возвращенного еще Церкви. Мы увидели небольшое больничное здание, отстроенное советами. В нем, по слухам, проводились медицинские эксперименты на пациентах, которые, как заключенные, содержались в величественных деревянных постройках бывшего монастыря. Через разбитые окна мы увидели загаженные, гниющие паркетные полы.

Мы собрались в небольшом помещении деревянного дома, в котором была оборудована церковь, и с комнатой, в которой жил иеромонах Павел. Здесь на оскверненном месте три монахини и иеромонах поддерживали нежное пламя молитвы. На следующий день мы покинули Россию. В нашей памяти остался образ матушки Серафимы, стоящей в утреннем тумане и благословляющей нас на дорогу».

Газета «КАРЕЛИЯ», 1995 г. «Поднимающемуся из разрухи древнему Важеозерскому монастырю, как и всем восстанавливающимся в России обителям, сегодня нелегко. Десятилетиями находились в небрежении его храмы: деревянный Спасо-Преображенский, легкий и праздничный, словно корабль под парусами, и каменный, Всехсвятский — более монументальный, но такой же светлый и радостный.

Еще недавно жителям Интерпоселка эти святыни служили для развлечений. В одном своевольная поселковая молодежь танцевала, в другом — извлекала маленькие радости из спортивных состязаний. Четыре года назад в стены монастыря вернулась иноческая жизнь. Она как бы оттенила разнузданность недавно происходившего. Кому-то эта резкая перемена открыла глаза на собственную духовную опустошенность, а кого-то стала только злить.

С традиционным назначением обители интерпоселковцы осваиваются с трудом, порой недоброжелательно косясь на игуменью Серафиму. Но матушка игуменья не отступает. В монастыре появились молодые насельницы, стали все чаще приезжать паломники. Постепенно начали строиться и отношения с поселковыми жителями. Старые и немощные сразу же почувствовали, что ждать им помощи неоткуда. Их слабый зов о спасении едва ли кто услышит сегодня. А матушка игуменья и послушницы откликнутся сразу же: придут и помогут. Но для молодых и крепких, кроящих жизнь под себя, монастырь вырос на пути, как неодолимая преграда. Кто-то стал хищно посматривать на пока что бесхозную землю, другого сманил разгул стихийного индивидуализма, что усугубило его разрыв с монастырем.

Сегодня многие покидают поселок. Постоянно в нем живет не более восьмидесяти человек — в основном пенсионеры. Густонаселенным он становится только летом, во время наплыва вездесущих дачников. По царящим в поселке нравам он мало чем отличается от других заброшенных населенных пунктов Карелии. Любимый вид развлечения здесь — пьянство, поэтому помогать восстанавливать монастырь некому.

Еще меньше волнует разоренный вид обители чиновничьи души. Помощи от них давно уже не ждут. Одно теперь желание - не мешали бы. Несмотря на трудности, монастырь живет полнокровной жизнью. В нем постоянно звучит молитва, укрепляющая обитель и дающая силу каждому, кто приезжает в монастырь».

В 1999 г. была восстановлена Свято-Митрофаниева мужская пустынь, разрушенная в 20-х годах. Возглавлял строительство пустыни епархии иеромонах Паисий (Ковалев).

Важеозёрский Спасо-Преображенский мужской монастырь поселок Интерпоселок


В это время в Питкяранте была обретена храмовая икона Важеозерских святых. Ее принес в Вознесенский храм юноша из Импилахти. Он рассказал историю спасения этого драгоценного образа. Ему ее поведала его бабушка. Во время гонения на Церковь часовня, в которой находилась эта икона, была превращена в конюшню. Из потоптанных лошадьми образов, которыми был устлан пол, бабушке удалось спасти только две иконы.

20 марта 2000 г. в монастыре сгорел небольшой деревянный надвратный храм во имя св. Иоанна Рыльского. Из-за нехватки средств он восстанавливался продолжительное время, и его реконструкция была окончательно завершена только в 1999 г. Несчастье случилось из-за неисправности печи старой конструкции, перестроенной из камина, которым при советской власти отапливался кабинет администрации психиатрической больницы. В 40-е году под него была переоборудована монастырская церковь.

Летом 2000 г. в Важеозерский монастырь были перенесены мощи блаженного инока Владимира. После разорения обители он жил в Санкт-Петербурге и был хорошо известен петербуржцам. Его почитали за подвижническую жизнь и трудный подвиг юродства. Отец Владимир говорил своим духовным чадам, что погребен будет в своей родной обители под звон колоколов у трех берез. Он почил в Санкт-Петербурге в 1928 г. Так на самом деле и случилось.

С ноября 2000 г. монастырю возвращен статус мужского. Сейчас в обители проживает 20 человек братии (из них 5 священников), 10 сестер образованной при монастыре женской общины, трудники.

19 августа 2002 г., в праздник Преображения Господня, в монастыре был торжественно отмечен 110-й юбилей со дня освящения святым праведным Иоанном Кронштадским Преображенского храма обители. Церковные торжества в этот день возглавил Высокопреосвященнейший Мануил, архиепископ Петрозаводский и Карельский. По случаю праздника он совершил Божественную литургию в Преображенском храме, после которой состоялся крестный ход.

Иноков возрождающегося монастыря и прибывших из Петрозаводска на праздник многочисленных паломников со знаменательным событием поздравили глава республики С.Л. Катанандов, приветственное письмо которого зачитал руководитель администрации В. А. Корниенко, советник по национальным вопросам В. Г. Ахтиев, глава местного самоуправления Олонецкого района А. М.Титов.

Ежегодно при Важеозерском монастыре организуется детский православный лагерь труда и отдыха, где дети от 9 до 14 лет участвуют в богослужениях, исполняют трудовые послушания, отдыхают. За лето здесь отдыхает до 100 юных петрозаводчан, приобщаясь к молитве и труду.

Адрес монастыря: 186012, Республика Карелия, Олонецкий район, поселок Интерпоселок
Телефон: +7 921 629 09 26, +7 921 700 76 10, (81436) 2-43-18

ПАЛОМНИКАМ О МОНАСТЫРЯХ. Святые обители учреждены Божьей благодатью. В них монахи с помощью аскезы и молитвы стяжали благодать Святого Духа и достигали очищения душ, бесстрастия и созерцания, и таким образом приходили в единение с нетварным Богом. Во времена, когда мир захлестывают настойчиво и беспрепятственно пропагандируемые различные идеи и теории, само существование монастырей являет живое свидетельство богатства и истинности нашей веры. Священное монашеское делание являет собой осуждение тленному миру и обществу, недолжному поведению и нравам, оскверняющим жизнь и природу человека. В недрах монашества хранится истинное Христианство, и дух первых христиан пребывает в монастырях, благодатно изливаясь оттуда на вселенную

Важеозёрский Спасо-Преображенский мужской монастырь поселок Интерпоселок


История монашества в Церкви есть история славы и богословия. В монастыре прославляется Бог, низвергается диавол, исполняются в точности евангельский закон и учение Отцов. Монахи становятся неусыпными бойцами незримой миру брани, которую ведет новый благодатный Израиль "против начал, против властей, против мироправителей тьмы века сего" (Еф. 6. 12). Монахи были и остаются реальным свидетельством явленной истины православного богословия, опорой епископам, помощью священникам, утешением верующего народа. Поэтому место пребывания их святых мощей является местом присутствия славы.

Еще в XIX в. отец русского монашества свт. Игнатий (Брянчаниов) писал: «Ныне ослабевшее христианство приготовляет и доставляет, соответственно своему состоянию, слабых монахов. Ныне вступление девственника в монастырь – величайшая редкость! Ныне вступление лица, не стяжавшего порочных навыков – редкость! Наиболее вступают слабые, поврежденные по телу и душе: вступают наполнившие память и воображение чтением романов и других подобных книжонок, вступают пресытившиеся чувственными наслаждениями, получившие вкус ко всем соблазнам, которыми ныне преисполнен мир; вступают с закореневшими порочными навыками, с совестью притупленною, умерщвленною предшествовавшим образом жизни, при котором дозволялись все беззакония и все обманы для прикрытия беззаконий. Для этих личностей борьба с собою очень затруднительна».

Как это не печально, но сегодня в монастыри приходят не крепкие верой христиане, воспитанные в благочестивых семьях, а немощные, истерзанные страстями и грехопадениями.

Координаты: 61°20'15.0"N 33°26'11.6"E


Карта:







Основан в 2008 году