Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

По «Святым источникам» Тверской области

Автор: Рогожин Илья
Опубликовано: 12 августа 2008 г. 19:44, посмотрело: 13027
Тверская область

По «Святым источникам» Тверской области
   Автор: Рогожин Илья   Дата: 2 июля 2019 г.

Отчет об автопутешествии из цикла: «Святые источники и родники Московской области и близлежащих областей»
(Отчет №8)
По «Святым источникам» Тверской области – вторая поездка:
«Святой источник у Храма Рождества Богородицы» (пос. Городня, Конаковский район), «Святые источники и колодец Святого Савватия» (пос. Савватьево, Селижаровский район), «Святой источник Илии Пророка» (62км шоссе Тверь-Бежецк, Рамешковский район),«Святой источник «Летневский родник» (49км шоссе Тверь-Бежецк, Рамешковский район), Тверь


Второй раз за январские каникулы 2006 года в Тверскую область мы ездили 8 января. Это был Зайкин день рождения, а лучший способ отметить день рождения, для нас - это поехать куда-нибудь. Конечно, хорошо поехать туда, где очень интересно и красиво, но, в принципе, вдвоем нам пока везде хорошо. С большим трудом мы смогли на один день пристроить Козу моим родителям. С учетом короткого зимнего дня и необходимости не поздно вернуться, далеко ехать не получалось. Выбор снова пал на Тверскую область.

Не могу сказать, что в этот раз мы посмотрели что-то из ряда вон выдающееся. Скорее запоминающегося получилось совсем немного, но зато мы побыли вдвоем, пообщались. В Тверской области еще очень много чего хотелось бы посмотреть: «Оковецкий Святой источник»; Ширков погост и его «Святой источник»; «Волговерховье»; Храм с керамическим иконостасом в Голенкове; великолепные усадьбы Н. Львова вокруг Торжка; каналы Вышнего Волочка; «Святой источник в Мшенцах» и многое другое. К сожалению, все это было далековато для этой короткой поездки.

Сдав Козу, мы ехали в сторону Твери. В этот раз катились мы непосредственно по Ленинградке. Когда-то, в начале нашей семейной жизни, мы уже ездили в Тверь зимой. Тогда мы не были «повернуты» на «Святых источниках» и дальше самой Твери не выезжали: ходили в местный краеведческий музей, который расположен в здании Путевого дворца, гуляли по заснеженной набережной. Я не искал информации ни о городе, ни о достопримечательностях перед поездкой. Когда мы в ту поездку «случайно» заехали в Тверь, я даже не знал, что речушка в Твери – это Волга. Из той поездки нам больше всего запомнилась сломавшаяся с грохотом посреди ночи ножка у кровати в гостинице. Само название гостиницы – уже стерлось из памяти. Зайка утверждает, что называлась гостиница - «Селигер», но мне кажется иначе.

Село Городню, я думаю, проскакивают многие, торопясь в более интересные места. В эту поездку мы, напротив, именно с Городни и решили начать. Самый древний Храм Тверской епархии, находится именно здесь – в Городне, это Храм Рождества Богородицы. Храм этот - единственный памятник архитектуры, сохранившийся со времен Тверского княжества. Само село Городня впервые упоминается в 1312 году под названием город Вертязин. Здесь князь Михаил Тверской подписал договор с новгородцами. Вертязин был центром небольшого удельного княжества, затем принадлежал тверским князьям. Особое значение приобрёл этот город при борьбе между Тверским и Московским княжествами. Он являлся крепостью, сторожившей устье реки Шоши. В XV веке в Городне находился монетный двор тверских князей, располагавшийся на высоком холме, окружённом глубоким рвом и деревянной стеной. Монеты с надписью "Деньга городенская" были в обращении во всех русских княжествах. После основания Санкт-Петербурга Городня становится крупным торговым селом на дороге, связывающей две российские столицы. А.Н.Радищев посвятил Городне одну из глав "путешествия из Петербурга в Москву". В Петровскую эпоху это село принадлежало А.Д.Меншикову, правда, его дом до настоящего времени не сохранился. При Екатерине II архитектором М.Ф. Казаковым был построен в Городне путевой дворец. В нём останавливались цари, государственные курьеры, иностранные дипломаты. Сейчас здесь находится больница. Сохранилась в Городне также почтовая станция XVII века и остатки древних крепостных стен. Городня является исключительно интересным туристским объектом. Наконец, когда я узнал, что рядом с Храмом – «Святой источник» - вопрос был решен: надо заезжать.

История Храма Рождества Богородицы в селе Городня длинная и богатая событиями. В 1390-х гг. Вертязин украсился каменным Храмом в честь Рождества Богородицы, но городок и Храм были сильно повреждены пожаром в 1412 году. В следующем году заново были отстроены укрепления Вертязина, а храм был сооружен заново на старом фундаменте. Как доказали современные исследования, вскоре после постройки церковь была расписана. Созданная тверскими мастерами роспись занимает ныне заслуженное высокое место в ряду памятников византийского и славянского искусства того времени. К сожалению, от фресок до наших дней сохранилось немногое, только осколки штукатурки с росписью удалось собрать под полом храма среди строительного мусора. Но и эти фрагменты показали замечательное мастерство создателей росписи.

Интересно, что в Тверской области это единственный Храм, практически никогда не закрывавшийся и полностью сохранивший свои старинные интерьеры. Он уцелел в Смуту начала XVII века и позже: в период забвения древних святынь, в советские годы, при строительстве Волгостроя и в грозные дни Великой Отечественной войны.
Когда мы подъехали – Храм также был открыт, а прихожане активно спешили на службу: кто пешком, кто на автобусах, на машинах. Жизнь продолжается.

Внизу широкая река и бескрайний простор. На белоснежном льду видны редкие черные точки – рыбаки. От стоянки машин здание Храма отделяет симпатичный овраг с горбатым мостиком над ним. Возможно, эти холмы и овраг и есть оплывшие валы города-крепости Вертязина. Сейчас сложно представить, что когда-то здесь был большой город, шла торговля, работали мастерские и т.д. Сейчас ничего этого нет – вокруг тишина и простор.

Решили не идти пока в Храм, чтобы не мешать молящимся, а погулять и поискать «Святой источник». Спустились в овраг – по дну его идет протоптанная в снегу тропинка к реке. По логике, где-то внизу и должен был быть и родник. Спустились к реке и повернули головы к Храму. Только отсюда, от берега реки, четко видно, насколько это древний Храм. От стоянки главное здание закрыто «новостройкой» 17 века – колокольней. А вот от реки Храм предстает в полной своей красе. Белоснежный, строгий, украшенный только вытянутыми угловыми тягами – напоминает древние Псковские храмы. Сразу бросается в глаза несколько не пропорциональная главка, не шлемовидная, как ей стоило быть, а уже луковичная на высоком барабане. При подготовке отчета, прочитал, что, действительно, луковку и барабан также сделали позже. При реконструкции даже планировали вернуть на место «шлемовидную», опустить барабан, но посчитали, что тогда Храм совсем потеряется за колокольней. Источник не нашли – пришлось подниматься и все-таки заходить в Храм, чтобы спросить.

Оказалось, надо было спуститься вниз и повернуть не к реке, а немного направо, вдоль реки. Там на горе котельная, и забор. А вот где-то между забором и рекой – и есть «Святой источник». Конечно, котельная несколько портит вид, но с другой стороны, работающая котельная, в наши дни, это, как и действующий Храм, признак хороший: жизнь в поселке продолжается.

Источник крайне скромный, но видно, что сделан он с любовью. На большом сером камне – аккуратная, немного вычурная, надпись «Русь Святая – храни веру православную!». Тонкой струйкой идет чистая водичка. Ручеек бежит к реке – из таких маленьких, тонких ручейков и рождаются такие широкие, могучие реки. Умылись холодной чистой водой – наше путешествие началось.

Обновленные, мы снова вернулись в Храм. Служба закончилась, заканчивалось крещение. Крестилось много людей: крестили детей, крестились взрослые. Батюшка спрашивал, знает ли, кто-нибудь из крестных родителей «Символ веры». Говорил, что раньше, по закону, священник не мог окрестить ребенка, если крестный или крестная не знают наизусть этой молитвы. Из нынешних крестных фактически никто не знал. Священник раздал всем молитву на заранее подготовленных бумажках, чтобы крестные могли хотя бы прочитать ее. Я подумал, что молитву «Символ веры» я тоже не знаю, значит, в крестные пока не гожусь.

Поставили свечи. Зайка прикупила в Храме книжечку «Зачем нужны крестные» и мы тронулись дальше. Тоже, наверное, озадачилась вопросом.

Нам надо было как-то краешком Твери проехать на дорогу к Орше. Следующим пунктом были «Святые источники» Святого Савватия. Задача казалась легкой: на первом мосту через Волгу пересечь реку и потом держаться правее. Карты Твери у нас с собой не было, но вроде как, и искать ничего в Твери не требовалась. На деле, все оказалось не так просто: вначале мы никак не могли выехать к мосту, потом, переехав великую реку, никак не могли повернуть направо. В результате, когда мы наконец-то повернули, оказалось, что уехали мы уже слишком далеко.

Где-то на окраине Твери, у какого-то рынка, я остановился, чтобы спрашивать дорогу, но и тут оказалось все не так просто. Все-таки, пришлось покупать карту, благо, она оказалась в соседнем киоске «Союзпечати». Карта была интересная, на ней был только центр города (нам хватало), зато был описан туристический маршрут, объединяющий все интересные памятники и достопримечательности Твери. В эту поездку сама Тверь нас пока не интересовала, но на будущее может очень даже пригодиться. Кстати, там же на карте-путеводителе, было немного и любопытной информации о Твери.

В частности, интересно рассказывалось о том, почему «Новый мост» в Твери фактически старше «Старого». Вместе с Николаевской железной дорогой в Твери строится и первый постоянный мост через Волгу, а в 1900-м году возводится мост через Волгу для пешеходов и транспорта. Мост этот на долгие годы стал настоящим украшением Твери, ее визитной карточкой. Легкий, ажурный, как бы сплетенный из металлических кружев, он очень органично вошел в силуэт древнего города, и получил название «Старый мост». Не одно десятилетие верой и правдой служил он городу, по нему ходили пешеходы, ездили повозки, а затем автомобили, была проложена трамвайная линия. В годы войны при отступлении нашей армии мост был взорван. После освобождения города от фашистов «Старый мост» восстановили, но все увеличивающееся количество транспорта подталкивало власти к мысли о том, что городу нужен в центре еще один мост через Волгу. Его строительство начинается в 50-е годы, и горожане до сих пор называют его «Новый». История этого моста очень интересна: основой для него послужили фермы, решетки бывшего Николаевского моста в Петербурге. Николаевский мост через Неву был первым чугунолитейным мостом в России. Однако незадолго до Великой Отечественной войны он становится тесен для Ленинграда. Мост разбирают, строят новый, современный мост лейтенанта Шмидта, а конструкции старого моста передают жителям Калинина, и они монтируются на берегах Волги. Таким образом «Новый мост» значительно старее «Старого моста». Сегодня пять мостов соединяют правый и левый берега великой русской реки в черте города.

Наконец, с помощью карты, еще несколько раз спрашивая дорогу, нам удалось вырваться из улочек Твери на дорогу, ведущую к Орше. Проблема ориентации в Твери вызвана, на мой взгляд, излишним количеством мелких улочек и переулочков между частными домиками, каждый из которых имеет свое название. Для жителей больших городов такие проезды не воспринимаются как улицы, достойные упоминания, а воспринимаются как местные проезды. Мы искали, например, первый правый поворот после моста, считая, что это будет большой поворот, такой, к какому мы привыкли. Оказывается, нам надо было поворачивать в узенький местный проезд между домами – это и есть нужный поворот. Такое количество мелких улочек и вводит автолюбителя из большого города, оказавшегося в Твери, в заблуждение.

Искали и спрашивали мы Вознесенский Оршин монастырь. До поездки мне было не понятно, источники Савватия Оршинского следует искать все-таки в районе деревни Савватьево или в районе монастыря. Из сайта монастыря следовало, что современные монашки ходят на эти источники крестным ходом, значит они где-то рядом. С другой стороны, в самой деревне Савватьево так же восстанавливается монастырь – Савватьева Пустынь.

Искать ничего не пришлось. Свернув, как и было рекомендовано, с дороги Тверь-Орша направо перед мостом через Оршу, мы увидели несколько машин и людей с пустыми емкостями для воды. Естественно остановились. Оказалось, что эти люди приехали из Твери за водой из «Святых источников Савватия Оршинского».
Несколько родничков, небольших по силе, истекают из песчаного склона, в непосредственной близости от самой реки. На деревьях несколько иконок, информация о житии Савватия – вот и все, что указывает на святость места. Люди, сами предложили пустить нас без очереди, чтобы попить воды. Многие говорили, что ездят сюда всегда из Твери, уж больно вода хорошая. Вода действительно оказалась очень приятной на вкус.

Река Орша, в месте источников, не широкая. Мне она напомнила Протву у нас в деревне под Можайском, где в детстве я проводил все лето. Наверное, в Орше тоже можно купаться летом, но Тверчане, скорее всего и это понятно, предпочитают Волгу. Погуляв немного вдоль берега Орши и уточнив еще раз дорогу до монастыря, мы решили все же доехать до него.

Вначале нам повстречалась белая часовенка, явно вновь построенная, но удачно вписанная в окружающую природу. Потом, на обратном пути, мы останавливались около нее. Часовенка эта и есть единственное пока здание восстанавливающегося монастыря Саватьева Пустынь.

Дорога, фактически все шесть километров, от деревни Савватьево до монастыря, петляла между деревьями, по лесу. Нас окружали вековые сосны. Красота неописуемая, тишина и сквозь верхушки сосен пробиваются лучи солнца. Чем-то дорога напоминала дорогу к Иверскому монастырю на Валдае, только еще в более глухом, пустынном месте. Но там мы были в мае, а сейчас картина была дополнена чистым белым снегом. Участок дороги до Оршиного монастыря оставил самое запоминающееся впечатление от этой поездки.

Вдруг впереди показалось несколько женских фигур в черных одеждах. Это были монашки, которые выгуливали в лесу собак. Еще несколько поворотов и мы выскочили в деревню и впереди справа увидели блестевшие на солнце купола Храма.

Один из самых древних на Тверской земле, основанный в XIII – XIV веках, Оршин монастырь был изначально мужским. Весьма обширный и значительный тогда в Тверской епархии, он издавна управлялся архимандритами и славился строгостью жизни своих иноков, любивших безмолвие и молитвы. О былом значении обители свидетельствует тот факт, что на земский собор 1613года, на котором избирался первый русский царь Михаил Федорович Романов, в качестве выборного от Твери был направлен настоятель именно Оршина монастыря архимандрит Иосиф. Под государственным актом, в числе других, стоит и его подпись.

Сейчас немного осталось от былого монастыря – каменная ограда и один единственный каменный Храм, несколько служебных построек. Но жизнь здесь идет. Не в первый раз, за время наших поездок, мы убедились, что в действующих женских монастырях туристов встречают как-то благожелательней, чем в мужских. Монашка-привратница, дежурившая на воротах, увидев нас, поздоровалась и сказала что-то типа: «Вы, наверное, хотите зайти в Храм. Так служба уже кончилась. Вы постучите, громче, там матушка такая-то старенькая, она Вам откроет…». Мы прошли по пустынной, но ухоженной территории к Храму.

Чтобы зайти в Храм действительно пришлось постучаться. Нас пустили, не ругались, что в не урочное время, а напротив заботливо указали нам на самые чтимые иконы. Мы смогли поставить свечи. Среди икон посмотрели мы и старинную икону Савватия Оршинского, одного из небесных покровителей монастыря. Старушка в Храме действительно рассказать много не могла, зато поговорили мы с монашкой-привратницей. Девушка рассказала нам, что сейчас известно порядка семи источников Савватия, кроме того, чудом сохранился «Святой колодец» рядом с остатками его пещерки. Монашка была на источниках всего один раз, с монастырским крестным ходом. Искренне сожалея, что толком объяснить, как найти к колодцу тропинку в лесу она не сможет, монашка посоветовала нам остановиться у белой часовни в Савватьево и там спросить. Я, наверное, сделал что-то не так, когда искренне предложил ей проехаться с нами до источников и колодца. «Что Вы, что Вы – у меня послушание, я никак не могу…, не искушайте меня…» - в ее голосе прозвучало, как мне показалось, и грусть тоже. Не знаю, не могу понять, что должно случиться в жизни, чтобы молодая, красивая, общительная девушка выбрала добровольно монашеское затворничество, ограничив весь мир – стенами монастыря, лишив себя добровольно свободы распоряжаться своим временем.

Снова возвращались мы чудесной дорогой между сосен. В белой часовенке, оказавшейся на самом деле маленьким храмом, наше внимание привлекла резная деревянная икона Савватия. Сейчас здесь восстанавливается, фактически на пустом месте, мужской монастырь Савватьева Пустынь, основателем которой и был Святой Савватий.
По преданию, пришел Савватий в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня. В Тверь преподобный Савватий мог попасть в свите святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1390-1406). В 1390 г. Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя Тверского Михаила Александровича.

В шумном городе, бывшем в то время столицей Великого княжества Тверского, Савватий не задержался. Ища более строгого иноческого подвига, он удалился в глухие лесные дебри. В двенадцати верстах к востоку от Твери, на берегу р. Орша, он выкопал себе небольшую пещерку, а также колодец и прудик рядом с ней. Тело свое подвижник изнурял ношением тяжелых железных вериг, к которым прикреплялся камень. Общий вес вериг преподобного Савватия с камнем составлял 57фунтов, т.е. около 25кг. Кроме того, старец имел обычай ходить босиком, очевидно, принесенный им с Ближнего Востока. В уединенном молитвенном подвиге прошли многие годы. В конце 90-х гг. XIV века слава о святом отшельнике из Палестины, живущем в пустыни близ Твери, разлетелась по местным монастырям. К уединенной лесной пещерке старца Савватия приходили за духовным советом, благословением и молитвенной помощью известные в то время тверские подвижники.

По преданию, старец Савватий, провидя духом приближение посетителей, выходил им навстречу из своей лесной пустыньки и беседовал с ними, а затем провожал их по направлению к Твери на расстояние шести верст. Впоследствии на месте, где Савватий встречал своих собеседников и где он прощался с ними, были воздвигнуты памятные часовни. Многие из тех, кто приходил к преподобному, желали остаться жить рядом с ним и подвизаться под его руководством. Так и возник монастырь Савватьева пустынь. Согласно Иерусалимскому Уставу обитель была общежительная, т.е. все братия жили вместе и имели все общее. Наряду с этим наиболее строгие иноки селились вокруг монастыря в уединенных келиях, подражая в подвиге своему учителю, старцу Савватию, который и после основания обители не оставил своего уединения в лесной пещерке. В ней подвижник прожил 44 года вплоть до своей кончины 24 апреля 1434 года. Отсюда он руководил обителью, помогал братии ставить келии, сам копал гряды для овощей, носил в монастырь воду с реки, не гнушаясь самой простой работой.

Как пройти к этой лесной пещерке и колодцу, нам указали, когда мы вышли из церкви. В монастыре ходят за водой на этот колодец, свежая вода из него всегда есть в церкви. А источники у дороги, где набирали воду люди, приехавшие на машинах, возникли также по молитвам Святого Савватия. Говорят, что около них в свое время также стояли часовенки. Я так понимаю, где-то там и встречал Святой старец, приходящих к нему тверских подвижников.

Тропинка к колодцу и пещерке Святого начинается где-то посередине деревни Савватьево, рядом с большим погребом-ледником. Справа от него проходит небольшая тропинка, правда даже зимой она была протоптана.

Тропинка петляла среди деревьев, уводя нас все глубже в лес. Как-то темнело вокруг, по сравнению со светлой дорогой к монастырю, здесь преобладал сосновый лес, мрачновато-таинственный. И вот впереди что-то темное: большой темный крест, над невысоким холмиком. Это и есть остатки пещерки. Прямо перед ней – деревянный колодец с крестом наверху. Скорее всего, сруб над колодцем сделан заново, вряд ли дерево так сохранилось со времен старца Савватия. Недалеко от колодца устроена небольшая купальня, в которой можно раздеться и облиться водой. Заглянули в колодец: достаточно глубоко внизу кусочек голубого неба…

Пещерки в обычном понятии этого слова, мы не увидели, просто холмик. Возможно, вход в нее специально закрыт, чтобы кому не надо не лазили, а может, просто осыпался. Рядом с холмиком выкопан небольшой пруд – два на два метра.

Побродили немного и вернулись к машине. Подобно колодцу Святого Герасима Болдинского в Дорогобуже, у колодца и пещерки Святого Савватия, пока, не заметно следов большого новодела, все почти так, как оно сохранилось само по себе. Воссоздаваемый монастырь Саватьева Пустынь пока еще слишком бедный и малосильный, и руки до пещерки и колодца видимо не доходят. Может быть это и хорошо, так как жили эти Святые подвижники крайне скромно и непритязательно. Устройство же возле их скитов, пещерок, ископанных их руками, величественных Храмов, нарядных новодельских часовен, больших купален, мне кажется, не понравилось бы и им самим. Принцип – чем скромнее, проще, даже беднее, тем ближе к Богу, часто забывается ново-русскими священнослужителями, устраивающими из монастырей что-то лубочное яркое, показное и блестящее.

Возле пещерки Святого, в тиши и мраке леса, хорошо просто постоять и забыть о суетности мира, о бесконечной гонке за чем-то и куда-то. Послушать шум леса, вдохнуть его воздух.

Снова мы возвращались к Твери – надо было краем города выйти на трассу Тверь-Бежецк. Время двигалось к обеду, можно было конечно остановиться в Твери, чтобы пообедать, но мы решили, что сделаем это на обратном пути. Скорее всего, потеряв сейчас время на обед, мы бы потом уже вынуждены были бы вернуться к дому, никуда бы уже не поехали. Пока еще было относительно светло – нужно было успеть, еще куда-нибудь попасть. Добраться до самого Бежецка было не реально, если бы у нас было два дня, то мы могли бы заночевать там. Крайней точкой этой поездки мы решили сделать «Святой источник Илии Пророка» - это на 62км шоссе Тверь-Бежецк, в Рамешковском районе.

Еще один источник – «Летневский родник», находится на 49км этого же шоссе. У меня не было информации о том, просто ли это родник или он все-таки, хотя бы, освящен.
Районный городок Рамешки – находится как раз где-то между Тверью и Бежецком. Вокруг Рамешков, кроме двух вышеуказанных, я знаю о еще нескольких Святых источниках: в деревне Каменное – «Прощенный колодец»; в селе Замытье – «Святой источник Тихвинской Божией Матери»; в деревне Матвейково – «Святой колодец». Возможно, это не все источники, но информацию я нашел только о них. В эту поездку, с учетом зимнего короткого дня, попасть в эти деревни мы не успевали, к тому же, не понятно было, проходимы ли сейчас зимой дороги до них или нет.

На выезде из Твери в сторону Бежецка, дорога как-то сильно задымлена. То ли специально выжигают лес, то ли горят болота. Даже при закрытых окнах – надышались дымом вдоволь. Видимость такая, как в тумане, даже пришлось включать противо- туманные фары.

В Летнево указателя на родник конечно не было. Причем деревня как-то широко раскинулась и справа и слева от дороги, соответственно и сворачивать с шоссе можно было как направо, так и налево. У остановки людей не было, да у ближайших к дороге домов тоже. Выходной день, время после обеда – деревни, да и маленькие городки в России, как правило, вымирают. Решили рвануть, пока совсем не стемнело, до источника Илии Пророка, про него, была информация, что есть указатель на шоссе.

Проскочили деревню справа с величесвенными остатками Храмов. К сожалению, не помню сейчас, как называлась.

Вот и обещанный рекламный щит. Возле него достаточно много машин, правда, машины, в основном, были в сторону к Твери. По полю от шоссе идет благоустроенная, но очень прямая тропинка к источнику. На ней мы как-то и разошлись с людьми, несущими емкости с водой. Когда мы подошли к голубой сени над святым колодцем – оказалось, что мы опять одни, все уехали.

«Святой источник Илии Пророка» на 62 км шоссе Тверь-Бежецк нам не понравился. Возможно, конечно, свою роль сыграл материал беседки над источником – она сделана из металла, а нам как-то больше нравится дерево. Чувствовалось на этом источнике что-то казенное, бездушное. Подобные водоразборные колонки обычно устраиваются силами дорожно-строительных управлений, эксплуатирующих дорогу. Нет, все чистенько, все покрашено голубой краской, относительно удобные подходы к трубе, из которой истекает вода, но все равно, как то не так. Даже нет ни одной иконки, чувствуется, что сюда люди ходят, ездят, просто за водой, а не помолиться.

Когда источник устраивается и облагораживается Храмом, на нем совершаются службы, к нему идут крестные ходы. Все это делает место «намоленным», святым. Бывает, что на таком источнике и нет ничего, кроме поклонного креста, а все равно чувствуется какая-то внутренняя сила, энергия.

Пока Зайка набирала воду, я осматривался кругом. Место тоже не приглянулось: открытое, посреди поля, оно продувалось ветром. Лишь с одной стороны жалкие кустики, сплошь увешенные ленточками. Скорее всего, сюда заезжают местные свадьбы, может быть по дороге в Тверь из Бежецка или из Рамешков. Не осуждаю проявление языческих традиций на «Святых источниках», как завязывание ленточек или бросание в колодец монеток, но и не поддерживаю их. И дело даже не в том, что я не верю в духов воды или не хочу оставить вместе куском ткани свою болезнь на дереве у источника. Скорее мне не нравится не экологичность этих действий, когда на бедных кустиках годами висят и выцветают рваные куски чьего-то нижнего белья, рубашек, носовых платков. Поверьте, место от этого чище и краше не становится. Лучше бы было, чтобы возле источников можно было помолиться перед иконой и поставить свечи. Я пообещал себе, что в следующую нашу поездку мимо этого родника, если мы все-таки соберемся добраться до Бежецка, я обязательно привезу и оставлю здесь маленькую, освященную иконку Илии Пророка. Может быть люди, набрав воды, вместо привязывания ленточки, перекрестятся.

Кстати и вода оказалась не очень приятной. Может быть, сказывалось общее впечатление от места, но нам показался вкус ее как бы несколько разбавленным талой водой.

На обратном пути мы свернули, всего на несколько минут, к деревне с разрушенными Храмами. Состояние их удручающее, но видно, что даже в таком состоянии, этот ансамбль из двух Храмов – очень здорово смотрится. Видимо один из Храмов – летний, большой. Другой, по меньше, зимний. Но оба они, расположенные рядом, объединены задумкой талантливого архитектора в единое целое, величественное и нарядное. Почему-то подумалось, что где-то рядом, судя по размерам и богатому убранству Храмов, должна быть и столь же большая усадьба, с домом-дворцом и садом.

На церкви, что поменьше, на закрытой двери записка о службах. Храм видимо передали церкви, и он в бедственном, но действующем состоянии, разрушение его приостановлено. Когда рука человека доберется до большого Храма – не понятно. Четко понятно. Местному приходу явно не по силам одному спасти столь величественный Храм от разрушения.

С родником в Летнево, на обратном пути, нам повезло – на остановке были люди, которые ждали автобуса. Оказалось, найти «Освященный источник» (родник в Летнево, как выяснилось, освящен в честь иконы Божией Матери Казанской) проще простого. Прямо от остановки в сторону Твери отходит небольшая тропинка. Она идет в сторону деревни мимо родника.

Проезжих людей, как возле источника Илии Пророка, здесь видно не бывает. Но источник устроен с любовь, это чувствуется. В цельном шестиметровом бревне, бывшей опоре ЛЭП, выдолблен желоб, по которому сильным потоком бежит водичка. Впереди видна деревянная часовенка, посвященная Казанской Божией Матери. Сейчас было сложно подойти к ней – я не полез по снегу. Зайка, естественно, полезла и сфотографировала часовню вблизи.

Нам «Освященный источник Летневский родник» понравился почему-то больше, чем «Святой источник Илии Пророка», в силу, возможно, все той же духовности места.

Вот мы и вернулись в Тверь. Опять немного поплутали по городу, прежде чем выехали к центру. Здесь, недалеко от набережной, нашли достаточно приличное кафе «Добрыня». Вкусненько поели, отметили, так сказать, день рождения Ирины. Потом перешли улицу и в кафе-кондитерской добавили по вкусному пирожному и крепкому кофе, чтобы мне не заснуть в дороге.
И к дому…

Рогожин И.В.
13.04.2006





Основан в 2008 году