Икона Богоматери Казанская. Начало XX в.
С покорением русскими Казани в 1550 году началось в ней распространение Христовой веры. Но не без борьбы магометане уступили христианам. Много было трудов, усилий и печали первым просветителям неверных жителей Казани, которые всеми силами старались мешать распространению христианства и с ожесточением преследовали обращавшихся ко Христу. Много было пролито крови. Много было мучеников за веру во Христа. При первых пастырях Казанской церкви, святой Гурии и святой Герман, благодаря их близости к царю и особенным дарованиям, христианство быстро распространялось в Казани. Но, несмотря на их ревность, при их жизни вера Христова не могла окончательно победить магометанство. При преемниках же Гурия и Германа, часто сменявшихся и не имевших ни таких дарований, как Гурий и Герман, ни близости к царю, — успехи христианства стали заметно ослабевать. Через 20 лет по смерти Германа митрополит Гермоген, вступив в управление казанскою паствою, жаловался царю Феодору Иоанновичу на усиление магометанства в ущерб православию. Теперь, когда магометанство начало побуждать христианство вследствие недостатка людей, сильных духом и словом, особенно нужна была Божия помощь для укрепления людей. И по премудрому изволению Господа в Казани явилась икона Богоматери, которая прославилась множеством чудес, возвысивших христианство даже в глазах магометан и заставлявших каждого невольно видеть в христианстве силу Божию.
В 1579 году в Казани был страшный пожар. Начался он близ церкви святого Николая Тульского, истребил часть города, расположенную подле Кремля, и окрестные посады, наконец перешел в Кремль и половину его обратил в пепел. Великое это было несчастие для православных; но они с кротостию перенесли его и начали снова строить дома и церкви. Для неверных же это несчастие послужило новым оружием против христиан. Они, думая, что Господь прогневался за распространение христианства, еще с большим ожесточением начали преследовать христиан. «И вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием». Но Господь не допустил врагам святой веры надругаться над нею и показал Свою милость рабам Своим. Где теперь находится церковь Казанского монастыря, стоял дом одного стрельца, который также сгорел. Когда стрелец задумал выстроить новый дом, его десятилетней дочери Матроне начала во сне являться икона Божией Матери.
В первый раз Пресвятая Богородица сказала отроковице, что Ее икона находится в земле там, где был дом ее родителей, и повелела об этом объявить архиепископу и воеводам. Девочка сначала боялась рассказать о своем видении, но потом сказала о нем матери. Но мать, женщина простая и занятая работою, не обратила внимания на ее рассказ.
Икона опять явилась девочке, приказывая рассказать бывшее ей явление без сомнения и страха. Матрона рассказала о своем видении матери и с этих пор часто о нем говорила. Но мать и теперь не обратила внимания.
Наконец, икона явилась Матроне в третий раз. Это было так: однажды ночью во время сна Матрона была чудесною силою перенесена на середину двора и здесь увидела икону Пресвятой Богородицы, от лица Которой исходили огненные лучи, столь грозные, что девочка боялась быть ими сожженною.
Испуганная девочка услыхала голос: «Если ты не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте — но ты погибнешь». Пораженная ужасом, девочка упала на землю и долго лежала, как мертвая. Придя в себя, она позвала мать и со слезами просила ее поскорее объявить о ее видениях архиепископу и воеводам. Мать вместе с нею пошла к градоначальникам. Девочка подробно им рассказала свои сны, но те не только не поверили ей, а даже посмеялись над рассказчицею; со слезами вышли они от воевод и пошли к архиепископу. Девочка и здесь повторила то же, но и архиепископ, неизвестно почему, также не поверил.
Возвратившись домой, мать девочки начала рыть землю; к ней вскоре присоединились и другие, но не находили иконы. Тогда девочка, взяв заступ, начала копать там, где была печь в сгоревшем доме. Скоро к ее радости показалась икона Богоматери с Предвечным Младенцем, завернутая в кусок сукна.
Эта икона, оказалось, была список с иконы Одигитрии: была совсем новая, свежая, как будто только что написана. Но кто и когда зарыл ее в землю, неизвестно. Наверное она была зарыта в землю еще во время владычества в Казани татар кем-нибудь из русских пленников или из уверовавших мусульман, много терпевших от неверных татар и вынужденных скрывать свою веру.
Весть о чудесном обретении иконы быстро разнеслась по всему городу и множество народа собралось к месту ее явления. Архиепископ и воеводы, также прибывшие сюда, со слезами просили у Богоматери пред явленною иконою прощения в своем неверии.
Икона, по повелению архиепископа, была отнесена в ближайшую церковь святого Николая Тульского. После молебна она была с торжеством перенесена в Благовещенский собор и на пути явила первое чудо: слепец Иосиф, три года ничего не видевший, прозрел; другой слепец, Никита, получил исцеление по прибытии иконы в собор. Чудотворения от святой иконы Казанской начались исцелением слепых так же, как и чудотворения от иконы Одигитрии, с которой была списана новоявленная икона, начались исцелением двух слепцов в Константинополе, которым Божия Матерь во сне повелела идти во Влахернскую церковь, где они и исцелились. Замечательно, что при Казанской иконе ни от одной болезни не получали так часто исцеление, как от слепоты. Это преимущественное целение слепоты телесной служит знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом многих, омраченных слепотою магометанского лжеучения.
На другой день в соборном храме была отслужена литургия. Архиепископ и воеводы, сняв список с новоявленной иконы и описав обретенные ею чудеса, отправили в Москву к царю Иоанну Васильевичу Грозному.
Царь приказал на месте явления иконы построить церковь, устроить здесь женский монастырь и поставить икону. Матрона, нашедшая святыню, постриглась под именем Мавры, была первою инокинею, а потом настоятельницею монастыря. Через несколько времени по основании первой церкви, выстроили новую во имя Пресвятой Богородицы с трапезою, а на содержание монастыря было дано 100 душ крестьян. По повелению царя Феодора Иоанновича, в 1594 году 14-го апреля был заложен большой каменный храм во имя Успения Богоматери и в 1595 году 27-го октября освящен Митрополитом Гермогеном. В это же время увеличили и украсили монастырь богатыми иконами, ризами и прочею утварью; чудотворный образ обложили золотом, драгоценными камнями, жемчугом из царских сокровищ. В 1768 году императрица Екатерина, слушав литургию в Казанском Девичьем монастырь, украсила венец чудотворной иконы Богоматери и местного образа Спасителя бриллиантовыми коронами.
Через двести лет храм, основанный при митрополите Гермогене, пришел в ветхость. В некоторых местах из стен и сводов вываливались камни и ничем невозможно было его сохранить от разрушения. При Императрице Екатерине II в 1791 году архитектором Старовым был составлен и утвержден новый план храма, на сооружение которого по повелению императрицы из кабинета было выдано 25 тысяч рублей. В 1796 году через 201 год после построения прежний храм был разобран до основания; на его месте заложен новый в 1798 году 30-го мая Архиепископом Казанским и Свияжским Амвросием, в присутствии императора Павла Петровича и двух великих князей Александра и Константина Павловичей, которые благоволили положить по камню в основание храма. При императоре Александре Благословенном, пожертвовавшем 15 тысяч на построение храма, на эти деньги, также на пожертвованные гражданами и на собственные монастырские, храм был докончен и освящен в 1808 году 30-го мая, в день Исаакия Далматского, в который происходила и закладка.
Чудотворную икону Казанской Божией Матери до 1612 года почитали только в Казани и праздновали ей'8-го июля в день ее обретения.
Второе празднование в честь Казанской иконы Богоматери было установлено в 1612 году 22-го октября в память освобождения русской земли от поляков. Тяжкое время было тогда для России. Род царей прекратился; наступило междуцарствие, вследствие чего были беспорядки и расстройство во всем государстве, совершались безнаказанно грабежи и убийства. К этому еще присоединилось другое несчастие. Многими русскими городами овладели поляки — заняли и Москву, а шведы — Новгород. Те и другие хотели дать России своего царя и уже половина страны признала своим царем польского королевича. Между тем в Астрахани стоял самозванец. Но тяжело было истинным сынам отечества допустить на Российский престол чужеземца и иноверца, и по их призыву русский народ дружно стал на защиту и освобождение своей родной земли. К Москве стали собираться русские ополчения; также пришло ополчение и из Казани и принесло с собою список с чудотворной иконы Казанской. С верою и радостию приняли воины святую икону, от которой стали совершаться многие чудеса. С помощью Богоматери русские отбили поляков, отняли у них Новодевичий монастырь и взяли много пленных. Но еще не наступило время окончательного избавления Русской земли. Между начальниками отрядов начались вражда и ссоры; казаки и другие ратники сильно буянили и вместо защиты жителей, русские отряды грабили их.
В 1611 году зимою икону отправили в Казань. В то время, когда икона на пути в Казань прибыла в Ярославль, сюда же прибыло ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, под начальством князя Пожарского. Узнав о чудесах, бывших под Москвою, ратники взяли с собою икону и постоянно просили ее о помощи. Пресвятая Владычица взяла под Свой покров это ополчение верных сынов России, и только с Ее помощью России была спасена.
Прибывшее с Пожарским ополчение под Москвою встретило препятствия, которые не могли бы победить человеческие силы. Нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый город; нужно было отбить многочисленное польское войско, подошедшее к Москве; нужно было усмирить буйство русских отрядов, стоявших под Москвою, но которые вместо помощи и дружбы, выказали вражду и измену к прибывшим. Кроме всего этого не было средств для содержания войска, не доставало оружия.
Увидя это, войско начало упадать духом; между тем наступила осень с непогодами и еще более увеличила бедствия осаждающих. «Прости, свобода отечества, прости, Кремль священный! — грустно говорили осаждающие, теряя последнюю надежду. — Мы все сделали для освобождения вас; но, видно, Богу не угодно благословить наше оружие победою!»
Решившись сделать последнюю попытку победить врагов и не надеясь на свои силы, все войско три дня постилось и молилось пред Казанскою иконою. Пресвятая Богородица услышала молитву скорбящих и умолила Господа гнев обратить на милость.
В Кремле, среди врагов, в тяжком плену и болезни томился приехавший в Москву из Греции архиепископ Арсений. Однажды в глухую полночь келия больного вдруг осветилась Божественным светом, и он увидел пред собою Преподобного Сергия. «Арсений, — сказал Преподобный, — ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». Арсений вдруг выздоровел.
Радостная весть дошла до войска и воодушевила его. 22-го октября русские, призвав на помощь Царицу Небесную, дружно пошли на приступ и взяли Китай-город, куда вместе с войском вошла и чудотворная Казанская икона. Через два дня взяли и Кремль, В следующий воскресный день, 25-го октября, русское войско торжественно с крестным ходом и с Казанской иконою двинулось в Кремль. На лобном месте крестный ход встретил вышедший из Кремля архиепископ Арсений, который нес чудотворную икону Владимирскую, сохраненную им во время плена. С радостными слезами встретило войско сохраненную святыню.
По изгнании поляков из Москвы, князь Пожарский поставил святую икону Казанскую в своей приходской церкви Введения Богородицы во храм, на Сретенской улице, и украсил ее. Царь Михаил Феодорович установил праздновать в честь Казанской иконы с крестным ходом два раза в год, — 8 июля и 22-го октября, когда Московское государство очистилось от неприятеля.
В 1631 году Казанскую икону перенесли в новоустроенную церковь в честь Казанской иконы Богоматери, на Красной площади.
В 1648 году царь Алексий Михайлович, обрадованный рождением сына Димитрия Алексеевича, дарованного ему в 1648 году 21-го октября, во время всенощной на празднике Казанской иконы Божией Матери, в благодарение Богу и Пресвятой Богородице установил этот день — 22-го октября праздновать по всей России.
Много совершалось и совершается чудес при этой иконе. Особенно замечательные из них следующие:
1) Некто, сильно страдавший, был приведен из города Свияжска к чудотворному образу Богоматери и, после молитвы пред иконою, получил исцеление.
2) Одна мать принесла в церковь слепого ребенка и со слезами молилась пред иконою Богоматери об исцелении. Вдруг ребенок начал мать гладить руками по лицу. Архиепископ, увидя это, велел принести яблоко и поднести ребенку; как только яблоко поднесли к нему, он начал его хватать. Тут все увидели, что ребенок прозрел, и прославили Царицу Небесную.
3) Жене одного поселянина боярского сына Василия Рагозина, явилась Пресвятая Богородица и велела с мужем идти в Казань на поклонение чудотворному образу. Женщина ничего не сказала об этом своему мужу. Богоматерь явилась во второй раз и какая-то Божественная сила схватила ее руку, ударила ею по лицу, и рука высохла. После этого женщина пошла в город, рассказала все архиепископу и, после усердной молитвы пред святою иконою, получила исцеление.
4) Жена боярина Иоанна сильно страдала болью в ногах и, после молитвы пред иконою Богоматери, получила исцеление.
5) Сын вдовы Улитты, Исаак, житель Казани, почти год был в расслаблении. Не получая облегчения, он послал мать отслужить молебен пред иконою Богоматери, а сам на постели со слезами молил Богоматерь об исцелении. Вдруг ему стало легче; встав, он взял палки и пошел в монастырь к чудотворному образу Богоматери. Мать, увидя его. так удивилась, что едва не лишилась ума. Оба. пав пред иконою Богоматери со слезами, они возблагодарили Царицу Небесную.
6) Елена, дочь полоцкого попа Григория, жившего в селе Тагашеве, была слепая. Узнав о чудесах, совершаемых при чудотворной иконе Богоматери, отправилась в Казань и, после молитвы пред иконою Богоматери, прозрела.
7) Иосиф, инок Троицкого монастыря в Казани, был слепой. Придя в соборную церковь Пресвятой Богородицы, он отслужил молебен пред Ее иконою, но, не получив исцеления, со скорбью ушел. Придя домой, он лег отдохнуть, задремал и вдруг видит икону Богоматери, от которой послышался голос: «Встань и иди в дом Пречистой, отслужи молебен и утри лицо пеленою и тогда получишь исцеление». Проснувшись, Иосиф тотчас попросил отвести себя в монастырь Пречистой, отслужил молебен, утерся пеленою Пречистой и прозрел.
8) Козма Окулов был в иступлении ума, родные решили отвести его в Казань к чудотворному образу. Козма, придя в себя, также начал просить Царицу Небесную об исцелении и получил облегчение; а, придя в монастырь, после молебна получил полное исцеление.
9) Пелагия, жена кашевара Антона, жившего в городе Казани, две недели была слепая. Узнав о многих чудесах, бывших при иконе, она отправилась в церковь и, после усердной молитвы пред иконою, получила исцеление.
10) Трофим Иларионов, житель города Самары, был сильно болен. Слыша о чудесах от иконы Богоматери, Трофим начал молить Ее об исцелении, вдруг он во сне видит образ Богородицы и слышит от Нее голос: «Иди в город Казань к Моему образу и там получишь исцеление». Почувствовав облегчение, Трофим пришел в монастырь и во время литургии со слезами начал молиться пред Ее иконою: «Даждь ми, Владычице, — говорил он, рыдая, — еже ми еси обещала; не мал бо путь трудихся милосердия Твоего ради». После этой молитвы он получил исцеление.
11) Инок Арсений сильно страдал болью в ноге и, после усердной молитвы пред иконою Богоматери, получил исцеление.
12) В 1707 году 29-го июля, Пелагия, жена Иакова Иванова, жителя деревни Линдера, в пределах Казани, была долгое время слепая. Придя в Казань, она жила семь недель в келий монахини Иулитты. Однажды больная задремала и видит седого мужа, который ей сказал: «Пелагия! Зачем спишь? Встань, иди в церковь, помолись пред иконою Богоматери и получишь исцеление». Она сказала: «Господи! Я тебя не знаю и как я пойду в церковь, когда ничего не вижу?» «Встань, — сказал ей явившийся, — попроси воды, призови на помощь Пресвятую Богородицу, умойся водою и веруй, что молитвами Пресвятой Богородицы прозреешь». Проснувшись, Пелагия попросила воды у монахини Иулитты, и, призвав на помощь Пресвятую Богородицу, умылась и тотчас прозрела. После этого она пришла в церковь и, пав пред иконою Богоматери, возблагодарила Ее за полученное исцеление и постриглась в инокини.
Лик Богоматери Казанская. XIX в.
Казанская икона Богоматери в Вышенской пустыниЭта святая икона древнего письма. В 1812 году из Москвы она была привезена в тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Муропиею, которая, по случаю разорения столицы, осталась здесь жить. Икону поставила в своей келий. Благочестивая Муропия наяву слышала голос от иконы, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь. Муропия так испугалась, что все забыла. Голос повторился в другой и третий раз. Тогда Муропия, умоляя матерь Божию оставить у нее Ее святую икону до смерти, сделала завещание, в котором назначила перевезти икону в Вышенскую пустынь. Кроме многих исцелений, получаемых от святой иконы, Вышенские иноки иногда ночью видали от иконы чудный свет, который разливался по церкви ярче огней от лампад и свеч; в это время иноки выходили из келий и с трепетом смотрели на чудный свет.
О Казанской иконе Богоматери, находящейся в Тамбовском кафедральном собореНа этой иконе Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем. На ней серебро-позолоченная риза с венцами в лучах; венец на Божией Матери и Младенце Иисусе унизан стразами, украшен топазами и бирюзою; звезда на убрусе Пресвятой Богородицы стразовая с поддельным бриллиантом; на плече Ее звезда с аметистовым камнем. Место икона в Преображенской церкви — за первым северным столбом в позолоченной резной раме за стеклом.
В 1695 году 6-го декабря первым чудом от этой иконы были слезы во время всенощного бдения, которыми она смочила пелену и налой. Со слезами смотрели богомольцы на эти слезы, а казначей архиерейского дома иеромонах Гавриил записал это чудо. С этих пор много приходило народу на поклонение святой иконы; много домов посетила она в городе и за городом и осушила немало слез у разного рода несчастных.
Икона Богоматерь Казанская. XVII в.
Об иконе Казанской Богоматери в КаргополеВ 1714 году 14-го февраля, в среду на третьей неделе Великого поста, в Каргополе, у вдовы Марфы Васильевой Пономаревой, в четвертом часу дня у иконы Богоматери Казанской из правого ока Ее вытекла слеза. Марфа, увидя такое чудо, тот час объявила о нем священнику Воздвиженской церкви Иоанну Михайлову. Священник, придя в дом и увидя текшую слезу из ока Богоматери, отер ее губою, святую икону из дома с молебным пением перенес в Воздвиженскую церковь, поставил в придел Риз положения и начал петь часы. Когда на шестом часе начали читать кафизму и псалом «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» из правого ока Богоматери опять потекли слезы при всех.
В этом же месяце 26 числа после утрени в час дня, из обоих очей Богоматери потекли слезы, это чудо многие видели и донесли Новгородскому Митрополиту Иову.
От этой иконы совершалось много чудес.
Из грамоты Патриарха Иосифа к Суздальскому Архиепископу Серапиону известна еще одна икона Казанской Богоматери. Архиепископ Серапион писал, что 1647 году 14-го мая в Суздальском уезде в селе Глумове, близ деревни Грибаново, в часовне явилась икона Казанской Богоматери, и от этого образа совершается много чудес. Эту икону принес крестьянин Авксентий Васильев.
Когда его начали расспрашивать, Авксентий отвечал, что он целый год не владел ногами и левой рукой; как только Авксентий обещался идти в Казань на богомолье к Пречистой Богородице, ему стало легче. По прибыли своем в Казань, он получил исцеление от образа Казанской Богоматери. Однажды ему во сне явился образ Казанской Богоматери, и Богоматерь повелела ему идти за Волгу на Лебедино озеро и подвизаться в той пустыни. Авксентий купил образ Казанской Богоматери, пошел к Лебедину озеру и в лесу, от Волги за 30 верст, сделал себе лачужку и поселился в ней. Через три дня, выйдя из лачужки, он увидел у сосны, недалеко от хижины, образ Казанской Богоматери, написанный на большой доске. Авксентий сделал около образа ограду, покрыл ее лесом и прожил в этой пустыни более б-ти лет. В 1647 году Великим постом за две недели до Пасхи ему во сне явилась эта икона и приказала, взяв обе иконы, идти из этой пустыни. Авксентий взял иконы и пошел. Но едва дошел до деревни Грибанова в Суздальском уезде, как у него отнялись ноги; остановился там ночевать, утром едва мог добраться до часовни, где была церковь Николая Чудотворца, и там поставил образ. Священник глумовский Тихон по его просьбе отслужил молебен перед иконою Богоматери, и Авксентию стало легче. С этого времени многие стали приходить на поклонение иконе, и от этой иконы начали совершаться чудеса.
Архиепископ Серапион, услыша о чудесах, послал приказного и протоиерея узнать обо всем; посланные донесли, что действительно от иконы Богоматери совершается много чудес. Серапион донес Патриарху Иосифу, и Патриарх, посоветовавшись с царем Алексеем Михайловичем, повелел самому Архиепископу Серапиону съездить на место явления иконы и, исследовав, обо всем подробно донести патриарху.
Казанская икона Богоматери. 1890-е годы
О чудотворной иконе Казанской Богоматери в Вознесенском девичьем Московском монастыреВ 1689 году служили пред образом Богородицы молебен, и, выходя из церкви, забыли погасить свечу; свеча упала, обгорел налой, на котором лежала икона, икона же, писанная на полотне, и под нею пелена не потерпели вреда.
В 1701 году 19-го июня в Кремле был пожар; сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь. Во время пожара схимонахиня Иоанна пришла на гроб своего отца князя Барятинского, тут стояла и икона; помолившись, она сказала: «О, Пресвятая Владычице Богородице! Сама спаси образ Свой от беды и меня, недостойную рабу Свою». Сказав это, она пошла из монастыря, а образ там остался. Утварь и образа из соборного Вознесенского храма вынесли за Кремль к Троице на Рву. Когда стали осматривать, все ли вынесено из церкви, к своему удивлению и неописанной радости увидели вместе с другими иконами и этот образ. Все с недоумением спрашивали друг друга: «Как попал сюда этот образ, когда никто его не выносил?» После пожара стали переносить иконы в храм и этот образ нашли в церкви, хотя его никто не вносил. Удивленные чудом инокини прославили Богоматерь.
Девица Марфа Дашкова была разбита параличем и лишилась языка. Ее привели в Вознесенский монастырь к чудотворной иконе Богоматери и стали служить молебен с акафистом. Когда стали читать «О, Всепетая Мати!» больная вдруг заговорила, а потом и совсем исцелела.
О Казанской иконе Богоматери в ЯрославлеВ 1588 году 2-го июля, один благочестивый муж — Герасим, удостоившись чудесного явления Богоматери, когда был в Казани, пожелал приобрести образ Успения Богоматери. Но в сонном видении он услышал голос Богоматери: «Герасим! В этом городе, в торговом дворе, у одного юноши, на левой стороне в его лавке есть Моя икона, тезоименитая городу; возьми ее у юноши: благодатию Сына Моего и Бога она будет источником чудес. Взявши эту икону, иди в город Романов. Вели жителям города поставить опять под горою храм во имя Рождества Моего, перенесенный ими на гору, переименовавши его в честь принесенной тобою иконы. Сам оставайся в городе до своей кончины». По указанию чудного видения Герасим нашел икону; и как только взял икону в руки, правая рука исцелела. С этим чудотворным образом он отправился в Романов. Двадцать один год в Романове стояла эта святая икона.
В 1604 году 9-го марта Романов был взять литовцами. Один литвин, по имени Иаков Любский, поручик Стравинского полка, взял из церкви Святителя Николая новочудотворный образ Казанской Богоматери и увез его с собою в Ярославль. Жители Ярославля, узнав о святыне, находящейся в их городе, предлагали за икону Иакову много денег, но тот отказался от них и не дал иконы. 18 марта, он сам ее принес к старейшему гражданину города Василью Лыткину. Икона торжественно была перенесена в приходский храм Похвалы Богоматери, называемый Дмитриевский, находившийся за городом. Когда на Ярославль напали поляки, священники перенесли икону внутрь города и поставили ее в церкви Рождества Христова, на берегу Волги. Вскоре Богоматерь два раза явилась диакону Елеазару, повелевая в честь Ее иконы воздвигнуть храм. Воеводы — Сила Гагарин и Никита Вышеславцев вместе с духовенством, выбирая место для сооружения храма в честь Богоматери, нашли удобнее построить его в меньшем остроге у земляного вала с приступной стороны, близ небольшого болота. Взяв благословение у Вологодского Архиепископа Иосифа, выстроили здесь храм, в честь Богоматери, перенесли в него чудотворную икону, от которой совершались многие чудеса. Через несколько времени жители Ярославля устроили при этом храме женскую обитель, где поселились 72 сестры, перешедшие из разоренной поляками Ярославской женской обители. В 1610 году жители Романова, скорбя о лишении чудотворной иконы Богоматери, просили царя Василия Иоанновича позволить им взять эту икону из Ярославля. Пришедшие из Романова уже готовились нести к себе эту святыню, и жители Ярославля с печалью провожали от себя Заступницу их города; но два чуда, совершившиеся в это время от иконы Богоматери — у инокини Анисий исцелилась рука и нога, и посадский человек Константин, бывший долгое время в иступлении ума, исцелился, придали смелости жителям обратиться к царю с просьбою оставить икону Богоматери в их городе. Царь потребовал подробное известие о чудотворной иконе и список с благословенной грамоты Архиепископа Иосифа; посоветовавшись со Святейшим Патриархом Гермогеном, позволил оставить в Ярославле этот образ с тем, чтобы жители Ярославля сделали список с этой иконы и, устроив на него оклад, такой же как и на чудотворной иконе, отдали его в Романов. Граждане исполнили приказание Патриарха и, в 1611 году 2-го марта, этот список проводили с подобающею честию в Романов и там поставили на месте, где стоял прежний образ.
Икона Богоматерь Казанская. XIX в.
О Казанской иконе Богоматери в Симоновом монастыреИкона Богоматери, называемая Казанскою, в Московском Симоновом монастыре сделалась известною как чудотворная по следующему случаю.
Одна купеческая дочь, жившая в Тамбове, девица Наталья Жмаева, не желая выходить замуж, в день своего сговора, вечером, оставила мать, братьев, жениха и гостей и ушла в тамбовский Вознесенский девичий монастырь, где она в детстве обучалась рукоделью. Со слезами пав пред игуменьею, она просила принять ее под свое покровительство. Игуменья приняла девушку. Живя в монастыре без помощи родных, она терпела большую нужду и не знала, что ей делать: остаться ли в монастыре, или возвратиться к матери. Она за советом обратилась к известному подвижнику иеромонаху Серафиму, жившему в Саровской пустыни. Преподобный Серафим благословил ее походить по разным святым местам. Девица Наталья после четырехмесячного странствования по монастырям и пустыням, заболела; у нее на ногах и руках открылись раны и иногда бывали обмороки. Находясь в таком положении, она едва дошла до Москвы в 1832 году, и здесь, живя у разных страннолюбивых, больная ходила в больницы Марьинскую и Голицынскую; там нашли ее болезнь тяжкою и продолжительною, но так как она была странница, то ее нигде не принимали. Не имея средств к содержанию, девица Наталья писала из Москвы к матери, описывая ей свое несчастное положение и прося помощи, но письма оставались без ответа. Девице Наталье невыразимо было тяжело быть одинокой на чужой стороне и без средств; вследствие скорби обмороки стали чаше, и нередко она доходила до отчаяния.
Однажды во время обморока или глубокого сна ночью ей показалось, что она будто бы переехала через реку на лодке, вошла в какой-то монастырь и потом в церковь. Когда она стала молиться, из алтаря вышел старик-монах с иконою и, показывая на нее сказал: «Молись пред сей иконой Богоматери, она исцелит тебя и покажет путь к спасению. Эта икона написана святым отцом». Девица поклонилась старику в землю и тут же проснулась. В 1831 году 14-го августа девица Наталья была у обедни в Донском монастыре, а у всенощной в этот же день в Даниловом монастыре. После всенощной она ночевала у жены штатного служителя, которая 15-го августа утром посоветовала ей сходить в Новоспасский монастырь и, показав ей дорогу на перевоз через Москву реку близ Данилова монастыря, дала ей на перевоз две копейки. Девица Наталья, подойдя к реке и осмотрев окрестности, очень удивилась, увидя за рекой на горе тот самый монастырь, который явился ей во сне; потом она, переехав через реку, пошла не в Новоспасский монастырь, а в Симонов. Войдя в церковь, она вполне уверилась, что это тот монастырь, который она видела во сне, и старалась отыскать икону и старца, но нигде не находила.
16-го августа во время всенощной в соборной церкви, она, от усталости и слабости, села в церкви против Владимирской Богоматери и горько плакала. Г-жа А.П. Тыртова, сочтя странницу за помешанную потому, что отыскивая образ и старца, не один раз ходила она по церкви, озиралась и выбегала на паперть, спросила ее: «О чем ты плачешь, и кто ты?» Ответом были одни рыдания; а когда г-жа Тыртова спросила: «Где ты ночуешь?» — несчастная отвечала: «Меня хотела пустить к себе одна женщина, но теперь уже темно. Я не найду ее дома». Г-жа Тыртова взяла странницу к себе в дом близ монастыря и расспросила ее обо всем подробно.
На другой день после напрасных поисков образа и старца во время обедни, г-жа Тыртова повела девицу Наталью в братскую зимнюю трапезу и показывала ей там портреты разных схимонахов Симонова монастыря. Странница едва взглянула на портрет иеросхимонаха Алексия, как ужаснулась и упала в обморок. Придя в чувство, она сказала, что этот старец являлся ей во сне. По просьбе странницы 17-го августа отслужили панихиду по иеросхимонахе Алексие, и когда после панихиды вышли на его могилу для литии, странница упала без чувств. После этого обморока ее болезнь усилилась. Обращалась она к врачам, но от их лекарств ей становилось хуже.
После исповеди 10-го августа Наталья видела во сне, будто бы она в Симонове монастыре, и архимандрит Мельхиседек идет из своих келий, а ему навстречу юноша с иконою. Архимандрит, подозвав девушку, сказал: «Вот мы нашли образ Богоматери; неси его в церковь и отслужи молебен». Войдя с иконою в церковь, она увидела двух старцев: иеросхимонахов Серафима Саровского, который молился пред царскими вратами, и Алексия Симоповского, который, подойдя к ней, взял образ и начал служить молебен. После молебна она приложилась к образу, поклонилась в землю — и проснулась.
10-го августа Наталья приобщилась святых Христовых Тайн в приходской, на старом Симонове церкви. Ночью на 11-е августа больная ее рука сильно разболелась и покрылась черными пятнами. Думая, что это антонов огонь, она ждала смерти. Утром, забывшись от усталости, видит: входит к ней иеросхимонах Алексий с образом Богородицы и говорит: «Вот тебе икона Царицы Небесной: Она являлась тебе трижды и три чуда с тобою сотворила. Она Заступница, предстоя престолу Божию, за всех нас молит Бога со слезами. Только за тех не молится, кто гордится против Сына Ее Господа! Эта икона стоит в соборной церкви на правой стороне. Где стерт лик на этой древней иконе, вели поправить, но не покрывать красками, и поставить ее у царских врат. Все это скажи архимандриту: если же не скажешь, не исцелишься».
11-го августа после поздней обедни Наталья рассказала свой сон архимандриту Мельхиседеку, который при братии выслушал рассказ и дозволил ей с наместником и ризничим идти в церковь, а если найдут образ, велел отслужить молебен. Наталья, войдя в церковь, прямо пошла на правую сторону и, увидав в киоте вместе с другими образами Казанскую икону Богоматери, тотчас узнала в ней являвшуюся ей во сне и, пав перед нею от страха и радости, залилась слезами. Эта икона была того размера и вида, как ей не раз являлась, лик Богоматери в некоторых местах оказался стертым и от сырости потрескался. Наталье тут же стало легче. Ризничий и духовник монастыря иеромонах Илларион отслужили молебен с водосвятием пред иконою Богоматери, а потом панихиду по иеросхимонахе Алексие на его могиле. С этого времени обмороки Натальи прекратились, большие раны на левой руке в два дня закрылись и зажили, так что она почувствовала себя совершенно здоровою и принялась за рукоделье.
Эта Казанская икона Богоматери в Симонов монастырь была пожертвована получившими ее себе на благословение от Епископа Воронежского Тихона (имевшего сестру Марфу), в последствии прославленного Святителя Задонского. Вскоре по обретении, стертыя места на иконе иконописец искусно поправил. Икону поставили в церкви на особом месте, и с этого времени от Казанской иконы Богоматери в Симонове монастыре начали совершаться чудеса. В Симонов монастырь стало приходить много народа.
В 1834 году почитающие Казанскую икону Богоматери в Симонове монастыре пожелали в честь ее устроить при церкви монастыря особый каменный придельный храм, что было разрешено того же года 28-го мая; храм был выстроен. Храмоздатели просили дозволить икону Казанской Богоматери поставить храмовою при царских вратах новоустроенного храма, переносить ее из одной церкви в другую и выносить ее в крестные ходы; но высшее начальство долго это не разрешало. Уже в 1844 году по заявлению покойного Митрополита Филарета, что эта икона действительно чудотворная, было разрешено исполнить просьбу храмоздателей. Икону Казанской Богоматери поставили в иконостасе новоустроенного храма около царских врат с левой стороны и сам Митрополит в 1844 году 26-го июня освящал храм в день празднования в Симонове монастыре иконе Тихвинской Богоматери.
Митрополита заставило хлопотать об удовлетворении желания храмоздателей, бывшее в 1844 году, исцеление пред этою иконою девятилетнего сына цехового Ивана Эберта Георгия, крещенного и воспитанного в лютеранском вероисповедании, но по его желанию с позволения родителей присоединенного к православной церкви. Отец этого отрока лютеранин Эберт писал, что его сын Георгий с 1843 года был сильно болен, а с 1844 года страдал падучею болезнею, сопровождавшеюся сильными корчами; его лечил в больнице детского приюта доктор Кронберг, также и другие доктора; но никакой помощи от них не было. «Мой больной сын, — пишет он, — упросил меня присоединить его к грекороссийской Церкви, чтобы с верными ее чадами просить у Господа исцеления от болезни». Священник, присоединявший отрока, заявил, что Георгий сильно страдал падучею болезнию с сильными корчами в руках и ногах, и от этой болезни он так ослаб, что когда 23 мая священник присоединял его к православию, Георгий без поддержки не мог стоять; а по окончании присоединения Георгий вдруг пожелал ехать в Симонов монастырь, чтобы там помолиться пред иконою Казанской Богоматери и попросить у нее исцеления от мучительной болезни. Георгия отвезли в монастырь и поместили в гостинице; 1 июня священник, быв в гостинице, к своему удивлению не только отрока нашел ходящим без посторонней помощи, но и быстро бегающим; припадки, как говорили мальчик и нянька, восемь дней, как совсем прекратились, так что и следов болезни не заметно. Когда священник спросил отрока: «От чего ты, живя здесь, столь скорое получил облегчение от болезни, или тебя какими лекарствами лечат?» он отвечал: «Ничем, кроме того, что хожу каждый день к вечернему, утреннему богослужению и к литургии, и молюсь особенно пред образом Казанской Богородицы, и из лампады, горящей пред нею, няня берет масло, которым всего меня мажет на ночь, и от него самое целебное врачевание для моей болезни».
В Симоновом монастыре велась запись объявляемых благодатных действий от чудотворной Казанской иконы Богоматери. Из записи видно, что по молитве пред этою иконою множество лиц получало многоразличную помощь. Особенно много получало исцелений при этой иконе страдавших беснованием, повреждением ума, пристрастием к крепким напиткам и другим тяжким недугам.
О Казанской иконе Богоматери в ТобольскеВ 1661 году 8-го июля в Знаменском монастыре в воскресенье праздновали явление иконы Казанской. Во время утрени по второй кафисме церковный дьяк Иоанникий стал читать сказание о явлении иконы Богоматери в Казани; прочел до того места, где сказано, что Архиепископ Казанский, прежде не веровавший явлению иконы, потом пред всеми молил Богоматерь о прощении греха. Едва Иоанникий прочел это, как вдруг без памяти упал вместе с налоем; его вынесли из церкви.
Когда он пришел в память, тотчас попросил духовника иеромонаха Макария и сказал ему: «21-го июня я, придя домой после утрени, заснул и вижу: приходит ко мне Святитель в полном облачении, как бы в служении, подобный Иоанну Златоусту, — я почел его Митрополитом Филиппом. Явившийся Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы во имя Богородицы Казанской построили церковь на высоком месте, немного подалее от церкви трех Святителей; построили бы в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богоматери Казанской, тот самый, который стоял в старой церкви Воздвижения Честного Креста Господня между царскими и северными дверьми, а теперь стоит в паперти церкви трех Святителей, в чулане, лицом к стене; скажи, чтобы этому образу праздновали трижды в год — во вторник светлой недели, 8-го июля и октября 22-го с крестным ходом. Поелику Бог за грехи ваши во гневе Своем послал на град ваш великих мух и повелел изморить ваш скот и вас живых поесть, ибо вы не воссылаете молитв и псалмопения ко Господу и Богоматери, но сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух; это — зловоние и Богу и людям. Но Владычица наша вместе со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный Свой гнев, повелел быть дождю, холодному ветру и мразу, "дабы уморить тех больших мух".
Я встал от сна, изумился; но не смел никому сказать. Немного дней спустя я был один в своей келий и стал писать ирмосы: "Преукрашенная божественною славою"... ко мне пришел тот же Святитель и милостиво сказал мне: "Почему же ты не поведал того, что тебе сказано от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя и угодника". После этих слов он скрылся; а я едва увидел его, от страха пал на землю, — восстав после, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят.
Еще через несколько дней я спал в моей келлии, Святитель явился мне снова и сказал с гневом: "Почему же ты не сказал повеленного тебе? Ради твоего небрежения гнев Божий грядет на град ваш, хлеб ваш сгниет, а вода потопит, встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет городу вашему, — скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши и вы исчезнете, как черви; а образ Богоматери прославится в ином месте".
Но и об этом третьем явлении я никому не сказал. 6-го июня, после вечернего пения, я пришел в келию и лег спать, заснул легким сном, слышу в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: "Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего". Один из поющих сказал мне: "За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом". Когда же начал я читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде Святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны, прошел трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: "Ты читаешь это, и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене, почему же ты не поведал о сем? " И он вознес на меня руку свою и, ударив меня, сказал: "Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело". Сказав это, он стал невидим, а я от страха пал на землю и вот теперь повествую вам».
В знамение того, что Иоанникий получил удар, у него распухло все лицо, и он был дряхл во все время, пока строили церковь. Народ, узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял Богоматерь за Ее милость; с усердием в крестном ходе носили икону на место, где должна была строиться церковь. Церковь выстроили в три дня и на четвертый освятили.
«До построения церкви, — замечает повествователь, — были проливные дожди и вода прибывала в речках, как и в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало ведро, хлебы и овощи с того времени исправились».
О чудотворной иконе Богоматери Казанской Высочиновской в Высочиновском Казанском монастыреВ 36 верстах от города Харькова, среди болот и песков, находилось село Высочиновка, известное по чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Казанской, называемой Высочиновскою по месту прославления. По рассказам сторожилов села Высочиновки, в Высочиновской Архангело-Михайловской церкви была большая рукописная книга, писанная полууставом, под заглавием: «Сказание о явлении и чудесах Высочиновской иконы Богоматери».
Краткое сказание о том же было написано в церкви на особой доске. Но книга, взятая священником в дом для чтения, сгорела, а сказание, написанное на доске, от времени потускнело и уничтожилось, так что сказание об иконе сообщается по воспоминаниям лиц, слышавших с молодости чтение сгоревшей книги, потому что в Высочиновской церкви прочитывали эти сказания народу вместо проповеди. Вот что рассказывают о явлении этой святой иконы.
В начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I, на месте села Высочиновки стоял сосновый бор, принадлежавший казенному ведомству. Для охраны этого бора были посланы из города Чугуева военные нижние чины, которых звали пушкарями. Их обязанность была охранять лес от порубки и потрав соседних жителей; у каждого был свой участок, вверенный его охране, в котором и жили в избах.
Одна из таких изб стояла на берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами. В этой избе жил сторож-пушкарь средних лет с женой, маленькими детьми и отцом, слепым и хромым стариком, который с помощью внука и костылей, едва мог двигаться и более лежал на печи. Однажды сторож, сын этого больного старика, обходя свой участок, на его окраине, недалеко от реки Мжи, увидел на болотистой кочке икону Богоматери Казанской, издававшую от себя светлые лучи. С благоговейною молитвою подошел он к святой иконе, пал пред нею на колени и взял ее с кочки, причем заметил, что где лежала икона, заструилась из под кочки струя чистой воды.
Принеся икону в избу, сторож благоговейно поставил ее вместе со своими иконами на полке.
Эта икона была невелика, писана древнею греческою иконописью на липовой доске, с выемкою посредине и возвышенными вроде рамы краями. Несмотря на простоту иконописи, лик Богоматери на этой иконе отличается особенною выразительностью и невольно трогает душу молящихся пред нею с верою. Стрельчатая корона украшает главу Богоматери на этой иконе, это и составляет ее особенность, тогда как по остальному ее рисунку она есть верное изображение Казанской иконы Богоматери.
Долго стояла икона в избе сторожа, без особых от нее чудесных знамений; наконец настало время прославления этой иконы. Оно совершилось следующим образом. Однажды летом во время жатвы сторож, нашедший святую икону, пошел с женою в поле жать хлеб, а дома оставили старика отца и 10-летнего сына присматривать за дедом, подавать ему пищу и воду. Наступили вечерние сумерки, в избе стало темно; вдруг мальчик увидел в углу, где стояли иконы, светлое, солнцеподобное сияние, исходившее от иконы Богоматери, найденной его отцом. Испуганный мальчик подбежал к деду, лежавшему на печи, и сказал, что на полке, у святых икон, что-то горит и испускает такой сильный свет, что больно глазами глядеть. Старик сильно перепугался, подумав, что в избе пожар. Слез он с печи и с помощью костылей подошел к углу. Тут невидевшие доселе очи вдруг прозрели: он увидел яркое сияние, исходившее от святой иконы Богоматери, увидел и остальные окружающие его предметы и, почувствовав себя совершенно здоровым, бросил костыли и со слезами начал молиться пред святою иконою, благодаря Царицу Небесную за полученное исцеление. Воротившиеся вечером с работы его сын и невестка, к своему удивлению увидели своего отца совершенно здоровым: он вышел к ним навстречу и рассказал им о своем чудесном исцелении, полученном от иконы Богоматери, часть лучей от которой и они еще удостоились видеть. Утром все семейство отправилось в храм поблагодарить Господа за Его благодеяние и рассказать приходскому священнику о чудесном исцелении старца. Исцеленный старик, взяв святую икону, с сыном и невесткой пошел в церковь в село Артюховку, где и рассказал все священнику. Священник, знавший, что старик давно безнадежно болен, очень удивился, увидя его совершенно здоровым.
С благоговением выслушав рассказ, он поставил в церкви икону, а старика с домашними отпустил домой, советуя им помнить о благодати Божией. Но к удивленнию исцеленного старца и его семьи, на следующее утро икона оказалась на прежнем месте в их избе. Священник также был удивлен, не найдя икону в церкви. Когда стало известно, что икона в избе сторожа, священник с крестным ходом и молебным пением перенес ее в церковь. Но Царице Небесной было угодно, чтобы Ее святая икона стояла в избе сторожа: на другое утро икону опять нашли на прежнем месте. Протоиерей соборной церкви города Змиева, узнав о чудесах новоявленной иконы, перенес ее с крестным ходом и молебным пением в свою церковь, но Царице Небесной и тут неугодно было оставить свою икону: на следующий день икону опять нашли в избе сторожа, откуда уже более ее не уносили. Много народа стало приходить в избу сторожа на поклонение святой иконе.
Неизвестно, сколько лет икона находилась в избе сторожа. Царице Небесной было угодно воздвигнуть храм на месте избы. Во время Полтавской битвы сотник Василий Высочин отличился пред императором Петром I — со своею сотнею отбил шведскую пушку и доставил ее государю, за что государь наградил его чином воеводы и пожаловал лесной участок и пахатную землю в Харьковской губернии, по обеим берегам реки Мжи, ту самую землю, где в избе сторожа стояла чудотворная икона Богоматери. Василий Высочин, прибыв в пожалованное имение и узнав о чудотворной иконе, очень обрадовался. Он начал вокруг избы сторожа расчищать место для села; затем предложил желающим поселиться тут и для себя построил дом, по его фамилии новое село стало называться Высочиновка, а икона, стоявшая еще в избе, обращенной в часовню, получила в народе название Высочиновской чудотворной иконы Богоматери и сделалась предметом благоговения всей окрестности.
В 1795 году 22-го декабря протоиерей города Чугуева Петр Столяревский освятил новую церковь, и перенесли в нее чудотворную икону, причем заметили, что из очей Богоматери стали истекать капли влаги, как бы слезы, что продолжалось три дня. Эти капли собирали чистым полотенцем, а от истечении влаги под правым глазом Богородицы на иконе осыпалась краска и образовалась впадина. Полотенце, которым отирали влагу, всегда хранилось при чудотворной иконе и существовал обычай во время чтения Евангелия класть его на головы молящихся под Евангелие. Это полотенце существовало до 1830 года, а в этом году священник Высочиновской церкви отдал купцу Семену Калашникову, получившему исцеление от чудотворной иконы Богоматери и пожелавшему получить от Нее в благословение это полотенце. После смерти Калашникова спрашивали у его дочерей о судьбе этого полотенца, но они ничего не могли о нем сказать.
Много чудес совершалось от этой святой иконы. Особенно замечательные из них следующие:1) Григорий Иванович Ковалевский, коллежский асессор, сын храмоздателя Высочиновской церкви, в 1830 году с женою Анною Александровною и ее сестрою девицею Анастасиею Александровною Зеленецкою прибыл в село Высочиновку поклониться чудотворной иконе Богоматери и навестить родного брата Григория Ивановича — Феодора Ивановича Ковалевского. Иван Иванович Ковалевский, отец их, умирая, завещал своим детям хотя один раз в год приезжать на родину, на поклонение иконе Богоматери. «Дети мои, — говорил он в своем завещании, — не оставляйте дома Пречистой, молитесь Ей, уповайте на Ее милость, и если не можете часто, то хоть однажды в год уделяйте собственно для Нее несколько дней, чтобы поклониться Ее святому образу, и Она будет спасать вас от великих несчастий». Послушные дети до старости исполняли это завещание отца, каждый год приезжали в Высочиновку помолиться пред иконою Богоматери. Так было и теперь: Григорий Иванович с женою и свояченицею, прогостив несколько дней у брата и помолившись пред иконою Богоматери, 20-го февраля отправился в город Изюм навестить своих родных сестер. В этот год зима была постоянная, а потому, несмотря на близость весны, зимний путь не представлял, казалось, никакой опасности. Между тем, уезжая из Высочиновки и проезжая мимо церкви, жена Григория Ивановича, Анна Александровна, вдруг почувствовала страшную тоску. Заплакав, она сказала мужу и сестре, что ей кажется, что они идут на явную смерть, и более она не увидит этого святого храма. Сестра ее. девушка очень веселая, посмеялась над нею, сказав, что она напрасно себя расстраивает, потому что через несколько дней они опять вернутся в Высочиновку и будут молиться в этом храме. Благочестивый Григорий Иванович, видя, что жена не на шутку встревожена, сказал ей, что они исполнили свой долг — помолились пред чудотворною иконою и им нечего пугаться предчувствий, а нужно верить, что, если случится дорогою какое несчастие, Царица Небесная не оставит их. Они подъехали к реке Северному Донцу, отличающемуся глубиною и быстротою течения, почему он зимою не скоро замерзает; лед на глубоких местах бывает опасен. В эти дни морозы были сильные и путешественники спокойно поехали через лед, даже не встав из экипажа. Въехали на середину реки; вдруг карета остановилась, лед под нею обломился и она стала погружаться в воду, увлекая шестерик лошадей. Люди начали звать на помощь крестьян; а сидевшие в карете с ужасом увидели, что вода быстро прибывает, спасения и выхода из кареты нет, потому что дверцы отворить не допускал лед, а в окна невозможно было вылезти. Находясь в таком отчаянном положении, сидевшие в карете все в один голос воскликнули: «Высочиновская Божия Матерь, спаси нас, погибаем, спаси нас!» Едва они произнесли это, экипаж вдруг остановился, как бы опершись дном на твердую преграду. Прибежавшие крестьяне, обрубив лед, открыли дверцы кареты, вывели сидевших, отпрягли лошадей, успели вынуть и веши путешественников, и когда они уже были в безопасности на берегу, карета опять начала погружаться и быстро исчезла под льдом. Обогревшись и высохнув в крестьянских избах, возвратились они к вечеру в Высочиновку и, несмотря на то, что долго были в холодной воде, никто из них не простудился. Через несколько дней в Высочиновку привезли их размокшую карету. С радостными слезами все пали пред иконою Богоматери. Григорий Иванович в благодарность за спасение пожертвовал к иконе Богоматери ценную сребропозолоченную лампаду и до конца жизни помнил о чудесном спасены своем.
2) В 7 верстах от Высочиновки находилось село Константиновка с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Священник при этой церкви был Иоанн Червонецкий; он был человек благочестивый, но небогатый, и, хотя семья у него была большая, он никогда не роптал, терпеливо неся свой жизненный крест. В конце 1858 года его постигло новое несчастие: у него заболели глаза. Болезнь все увеличивалась и никакие лекарства не помогали. Наконец он отправился в Харьков к профессору, доктору Нарановичу, который, осмотрев глаза, нашел их окруженными кровавыми наростами, начал прижигать их ляписом, употреблял разные примочки, но помощи не было. Решено было составить консилиум из докторов и сделать операцию, довольно сложную и небезопасную. Накануне консилиума священник от сильной боли и дум об операции всю ночь не спал: тяжкие мысли волновали его и повергали в отчаяние, Ходя ночью по комнате, он стонал, наконец пав пред иконою Богоматери, начал усердно молить Ее избавить его от страданий. Молитва немного успокоила его, он прилег и забылся. Вдруг видит пред собою величественную необыкновенной красоты Деву, окруженную ангелами и сиявшую неземным светом. Взглянув на него милостиво, Она сказала: «Вот Я пришла к тебе из Высочиновки, что недалеко от тебя. Шедши к тебе облегчить твои страдания, Я посетила твой дом и застала все твое семейство на молитве со слезами. Не скорби и не отчаивайся, ты получишь исцеление». Затем села подле него, и, протянув руку, коснулась его правой щеки, отчего он почувствовал сильную боль, проснулся, и хотя пред ним никого не было, он чувствовал, что к нему приходила Царица Небесная, потому что его сердце сильно билось и трепетало, а все существо как бы обновилось. Боль прекратилась, приятная прохлада заменила сильный жар, и он спокойно стал ждать прихода врачей. Первый пришел доктор Наранович и, осмотрев глаза, очень удивился их перемене: кровавых наростов вокруг глаз не было, глаза были чисты и ясны, только кровавые полосы виднелись на веках глазных. Священник рассказал свое видение докторам; но они это видение отнесли к нервному расстройству и горячечному бреду, почему и не обратили на него внимания, однако решили, что операцию не нужно делать. Через несколько времени он вернулся к семье совершенно здоровый и со всей семьей поспешил в Высочиновку, где служил молебен пред святою иконою Богоматери и усердно благодарил Ее за полученное исцеление. Царице Небесной угодно было еще раз испытать веру и терпение священника: через год после выздоровления, простудившись зимою, опять почувствовал сильную боль в глазах, кроме этого один глаз закрылся туманом, и другой глаз стал заволакиваться туманом. Боясь ослепнуть, священник опять решил ехать в Харьков в больницу. Накануне отъезда он в доме отслужил молебен Божией Матери с водосвятием и всю ночь не спал, скорбя, что, ослепнув, он не в состоянии будет служить у престола Божия и не будет иметь средств к пропитанию семьи. С нетерпением ждал он рассвета, чтобы ехать в больницу и узнать приговор врачей насчет своей болезни. К утру он задремал и видит опять пред собою Ту же прекрасную Деву, Которая являлась ему в больнице. Подойдя к нему, Она кротко сказала: «Ты опять болен, скорбишь и сокрушаешься в болезни, горюешь о семейств, которое приходится тебе оставлять; жалеешь о службе Божией в наступающий святой пост? Утешься и не скорби: Я к тебе пришла опять облегчить твои страдания. Помнишь ли ты Мое посещение тебя в лечебнице? Не забывай, молись, и уповай — упование не посрамит!» Сказав это. Она приложила Свои святые руки к его глазам, причем он почувствовал, что будто с них спало что-то тяжелое: ему стало легко и светло, он проснулся, открыл глаза и к своему удивлению и радости увидел все предметы ясно и чисто: тумана в глазах не было и не нужно уже было ехать в больницу. В благодарность за полученное исцеление, он соорудил бархатную золотошвейную пелену к чудотворной иконе Высочиновской Богоматери, со всем семейством пришел пешком в Высочиновку на поклонение Ей, со слезами служил молебен и, возлагая пелену под чудотворную икону, рассказал всем присутствовавшим о своем исцелении.
3) Харьковский купец Семен Калашников, долго страдая болью в ногах, глазах и от язв по всему телу, много истратил, но пользы никакой не было. Узнав об исцелениях, получаемых при иконе Богоматери в Высочиновке, он прибыл туда, отслужил молебен и взяв святой воды и елея из лампады, начал мазать ноги, глаза и язвы по всему телу. Через несколько времени несчастный страдалец получил полное исцеление.
4) У десятилетней девочки, дочери дворянки Александры Филипповны Абдулевской, жительницы села Водолаги, заболели глаза: на них образовались наросты вроде чешуи, так что девочка почти ослепла. Мать много лечила ее, но пользы не было. Одна из соседок посоветовала ей съездить помолиться в Высочиновку. Абдулевская поехала в Высочиновку, отслужила молебен пред иконою Богоматери, помазала глаза больной дочери маслом из лампады; едва она успела помазать, как с одного глаза спала чешуя и девочка стала видет одним глазом; обрадованная мать, возблагодарив Царицу Небесную, отправилась домой. Дорогою у девочки зачесался другой глаз; она почесала и сняла другую такую же чешую, после чего и другим глазом стала ясно видеть.
5) Помещица Наталья Бабенкова, Бахмутского уезда, страдала тоскою и нервным расстройством; ее мучила бессонница, и она совершенно изнемогала. Однажды ночью, когда она забылась легкою дремотою, увидела икону Богоматери, от которой исходило сияние, и послышался голос говоривший ей: «Это Высочиновская икона Богоматери, она находится в Высочиновке, подле города Змиева, поезжай к ней, она поможет тебе!» Бабенкова, жившая в Харькове, проснувшись, стала расспрашивать у знакомых, где находится город Змиев, есть лЪ Высочиновка и чудотворная икона? Ей сказали, что город Змиев находится в 36-ти верстах от Харькова, подле него есть Высочиновка. где находится чудотворная икона. Бабенкова тотчас отправилась в Высочиновку и, войдя в церковь и взглянув на икону, тотчас узнала в ней икону, виденную во сне. Три дня усердно она молилась пред иконою и все три дня была спокойна и хорошо спала. После этого она часто стала ездить в Высочиновку на поклонение иконе и делала ценные пожертвования в Высочиновский храм, между прочим она пожертвовала серебропозолоченную, чеканную ризу на чудотворную икону, с венцом и звездами, украшенными цветными каменьями и стразами. После того, как она стала ездить в Высочиновку, тоска пропала, и она совсем выздоровела.
6) Во время холеры в 1848 и 1854 годах жители города Змиева носили святую икону по домам и холера быстро прекратилась в их городе. Кроме записанных здесь исцелений много совершалось чудес.
Пресвятой Богородице, прославившей Высочиновскую весь явлением и чудесами святой иконы, угодно было здесь учредить святую обитель. Давно Высочиновская церковь начала слыть в окрестностях под именем монастыря, чему способствовало уединенное и пустынное ее местоположение. Несмотря на это, никаких признаков устройства монастыря при этой церкви не было: она стояла между двумя владениями, владельцы были семейные, малорасположенные к устройству монастыря. К западу от церкви была усадьба и земля храмоздателя церкви Ивана Ивановича Ковалевского, после смерти переходившие к его сыну, а затем внуку Андрею Федоровичу Ковалевскому; к востоку от церкви была усадьба Матвея Васильевича Высочина, которая переходила из рук в руки и, наконец, в 1879 году Андрей Федорович Ковалевский ее купил. Андрей Федорович Ковалевский был человек холостой, по слабости здоровья отдалялся от мира, занимался хозяйством и духовною литературою, писал в духовных журналах, составлял церковные службы и акафисты по просьбе настоятелей церквей и монастырей, через что познакомился со многими из белого и черного духовенства. Между прочим он познакомился с настоятелем Святогорской Успенской пустыни архимандритом Германом и его братиею, через это знакомство он узнал и полюбил монашество.
В 1885 году 16 октября в Высочиновку приехал преосвященный Амвросий, осмотрел местность, беседовал с прихожанами Высочиновской церкви, советуя им содействовать устройству монастыря. Два дня преосвященный пробыл в Высочиновке. Много пришлось перенести Андрею Федоровичу неприятностей, потому что большинство было против устройства; наконец, с помощью Царицы Небесной ему удалось осуществить свое желание в 1886 году в октябре. В 1886 году 29-го октября постановлением Синода новоучрежденный монастырь назван Высочиновским Казанским мужским общежительным монастырем, в честь древней чудотворной иконы Богородицы Казанской, находящейся в Высочиновской церкви. Эта церковь со всем движимым имуществом, утварью и святынею перешла в собственность монастыря, приход ее закрыт и присоединен к Змиевской Троицкой соборной церкви. Андрею Федоровичу особенно было утешительно, что в указе Синода об учреждении монастыря святая икона признавалась чудотворною, потому что многие не признавали ее чудотворною, так как она не была засвидетельствована высшею духовною властию — Синодом. 30 ноября, в воскресенье в Высочиновской церкви в первый раз была совершена литургия, и с этого дня каждый день стало совершаться монастырское богослужение в новоучрежденном монастыре.
В 1886 году 8 декабря прибывшая в новоустроенный монастырь братия у Высочиновской церкви была встречена с крестным ходом, святыми иконами и колокольным звоном. В это время заметили в лике чудотворной Казанской иконы чудное изменение: обыкновенно лик этот темный, а когда вынесли икону навстречу прибывшей братии, имел вид светлый и сияющий, что заметили Андрей Федорович и иеромонах Гермоген, несшие икону. Этим изменением Своего святого лика на иконе Пресвятая Владычица как бы приветствовала прибывшую в новую обитель братию, благословляла и воодушевляла их на новые духовные подвиги. Так был основан Высочиновский Казанский монастырь.
Чудотворные иконы находятся в Богоявленском соборе в Москве и в петербургском Казанском соборе.
Празднование установлено 22 октября/4 ноября и 8/21 июляИконография: писана древней, греческой иконописью на липовом "ковчеге". В церкви архангела Михаила икону украсили шитой золотом ризой. Глава Божией Матери украшена стрельчатой короной. 220х265