Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Казанская икона Божией Матери

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 25 августа 2008 г. 22:57, посмотрело: 7586
Божия Матерь

Казанская икона Божией Матери

Велико для верующей России значение чудотворной Казанской иконы, которая пользуется в русских православных семьях беспримерным почитанием. Во имя этой иконы и для хранения её воздвигнут в северной столице один из великолепнейших в России соборов. Большей частью именно этой иконой благословляют молодых к венцу и, озаряемый в детских мирным сиянием неугасимой лампады, кроткий лик Богоматери с любовью смотрит на подрастающих детей.

Казанский поход царя Ивана Васильевича Грозного походил на крестный ход. Казалось, целью было скорее привести к Христу новое стадо, чем покорить новое царство московскому царю. Казань пала в день Покрова Богоматери. Взрыв стены и башен Казани раздался тогда, когда во время обедни в походной царской церкви диакон возглашал прошение ектении: «О еже покорити и пособити под нозе его всякаго врага и супостата». Вступив на следующий день в Казань, царь немедленно заложил собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда же царь определил и место для построения других храмов, а в следующем году была учреждена в Казани епархия и прислан первый казанский епископ святой Гурий.

При ревностном распространители света Христова еп. Гурии и его приемнике св. Германе распространение веры в Казани шло успешно, но потом магометанство оказало сильное сопротивление. В эту именно пору для укрепления православия Богоматери и угодно было прославить Свою икону.

В 1579 году, после страшного пожара, превратившего в развалины половину Кремля и прилегавшую к нему часть города, магометане заговорили, что русский Бог немилостив к русским и пожаром показал свой гнев на них. «Вера Христова, − замечает летописец, − стала притчею и поруганием». Тогда Господь и явил милосердие Своё.

Один стрелец собирался ставить на месте пожарища себе новый дом. Девятилетней дочери его Матроне явилась во сне Богоматерь и приказала поведать архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из недр земли Её икону, причём, Богоматерь во сне указала и место, где на пепелище сгоревшего дома скрыта икона. Девочка рассказала о сне матери, но та не придала никакого значения словам дочери. Видение повторилось, но мать и на этот раз не обратила внимания на повеление Богоматери, передаваемое устами ребёнка. Наконец, в третий раз девочка увидела во сне самую икону, от которой послышался грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь». Девочка проснулась потрясенная и перепуганная и стала звать мать и громко требовать от неё исполнить приказание Царицы Небесной. Тогда, наконец, та согласилась и отвела дочь к воеводам и к архиепископу Иеремии. Но никто из них не поверил словам девочки.

Казанская икона Божией Матери


8 июля, вернувшись после бесплодных похождений, мать взяла в полдень заступ и стала сама рыть по указанию дочери. Помогали ей и другие. Но икона не появлялась. Тогда стала рыть Матрона и около того места, где была в доме печь, скоро было найдено заветное сокровище. Увидели икону Богоматери, обёрнутую в ветхий суконный рукав мужской одежды вишнёвого цвета. Лик иконы был свежий, ничем не испорченный, точно икона была только что написана. Присутствовавшие при обретении иконы немедленно разнесли весть о том по всему городу. Когда узнали о событии городские власти, все собрались к дому стрельца; архиепископ казанский с духовенством совершил на месте явления крестный ход и икона была торжественно перенесена в приходскую церковь Николы Тульского. Настоятелем её был священник Гермоген, впоследствии митрополит казанский и затем патриарх всея Руси, погибший в смутное время за православие. Он и описал событие явления иконы. У Николы Тульского было совершено торжественное молебствие, и затем икону понесли в Благовещенский собор. По дороге совершилось первое чудо: прозрел Иосиф, который был слеп в продолжение трёх лет. Затем в самом соборе исцелился другой слепец – Никита. В последующие времена было замечено, что от Казанской иконы особенно много исцелений подаётся людям, страдающим глазами.

Вскоре архиепископ и воеводы послали царю в Москву подробное донесение об обретении иконы с её точным списком. Царь велел на месте явления строить женский монастырь для сорока инокинь и в нём хранить икону. Отроковица Матрона со своей матерью первыми приняли на новом месте пострижение. Кроме первоначальной церкви вскоре была воздвигнута новая, каменная, с трапезой; на содержание обители было дано сто душ. В 1594 году был заложен и в следующем же освящён митрополитом Гермогеном новый обширный собор Успения Богоматери. Штат инокинь тогда же увеличен до 64 человек; принесены были обители богатые вклады утварью, иконами, ризами; образ был обложен царскими дарами – золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Новые великолепные украшения возложены на икону императрицей Екатериной. При ней же решено построить взамен простоявшего двести лет и обветшавшего храма другой. Он заложен в 1798 году на отпущенные по повелению Екатерины 25 тысяч рублей и освящён в 1808 году.

Ум человека верующего невольно поражается одним обстоятельством. Явление Казанской иконы знаменовало собой торжество русских над магометанством. И всё время, пока заветная святыня красовалась в Казани, мы считали себя с востока спокойными. В ночь на 29 июня (по старому стилю) 1904 года несколько святотатцев забрались в соборный храм Казанского монастыря и, ограбив его, унесли с собою и чудотворную Казанскую икону. Грабители найдены. Но икона пропала бесследно. И тогда-то постигли нас поражения на востоке. Относительно судьбы подлинной Казанской иконы существует два мнения.Одни полагают, что подлинная икона хранилась в Москве и перенесена сюда по благочестивому желанию царей, но без огласки, чтоб не огорчать казанских жителей. Русские цари любили сосредоточивать в Москве святыни всех мест; мог также привести с собой эту икону из Казани Гермоген при переходе на патриаршую кафедру. При перенесении столицы в Петербург, говорят сторонники этого мнения, именно эта икона была в числе других святынь перенесена в новую столицу, следовательно, в Петербургском Казанском соборе находится подлинная Казанская икона. Другие утверждают, что подлинная Казанская икона находилась в ополчении Пожарского и, прибыв в Москву, осталась в построенном для неё Пожарским на Красной Площади соборе. Размеры этой иконы значительно меньше пропавшей в Казани и пребывающей в Петербурге. Как бы то ни было, все три иконы явились великими источниками благодати Богоматери.

22 октября празднование Казанской иконе Богоматери совершается в честь избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году. Это время было очень тяжёлой порой в истории нашего отечества. Когда с престола российского в 1606 году был свергнут последний отпрыск фамилии Рюриковичей – Василий Иванович Шуйский, на Руси прекратился царский род. Наступило время междуцарствия, сопровождавшееся разными насилиями, смутами, грабежами и всякой неправдой.

В низовьях Волги, в Астрахани, объявился в это время самозванец, выдававший себя за убиенного в Угличе царевича Димитрия. На свою сторону он привлёк много казаков и большие толпы тёмного доверчивого народа. К довершению постигших Русь бедствий, древняя наша столица Москва вероломно была захвачена поляками, покорившими много и других русских городов. Шведы угрожали нашему отечеству с севера и взяли уже Новгород. И поляки, и шведы хотели окончательно водвориться на святой Руси и даже поставить в правители для русского народа своего царя.

Смута была так велика, и повсюду царило такое безначалие, что уже большинство и русских людей, жаждавших прекращения междуусобиц и кровопролития, согласилось на поставление в правители польского королевича Владислава. Но верные сыны своей родины и церкви вознегодовали на такое небывалое ещё в жизни нашего отечества явление, чтобы чужеземец и иноверец повелевал православным русским народом. Дружно тогда ополчился русский народ и грудью встал на защиту и освобождение своей первопрестольной столицы и отечества.

К Москве стали двигаться со всех сторон нашей обширной родины полки и вольные дружины. В числе других ополчений прибыла из Казани рать, собранная кличем князя Пожарского. Это храброе воинство сильно было и верой. Вместе с собой ополчение принесло и принадлежавший князю список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Казанская икона Божией Матери


С великим упованием на заступление Царицы Небесной тогда устремились русские полки на врагов, и Владычица не оставила верных почитателей Своих. Ратники отняли у врагов укреплённый ими Новодевичий монастырь и взяли множество врагов в плен. Но хотя враги и испытывали неоднократные поражения, наносимые русскими войсками, но окончательного спасения Руси от своеволия иноземцев ещё не последовало.

За успехами русских войск пошли раздоры отдельных начальников нашей рати. Казаки и другие ратные ополчения начали проявлять пьянство и чинить грабежи и насилия над окрестными жителями.

В 1611 году, зимой, Казанская икона Богоматери из Москвы снова была отправлена в Казань. На пути честный образ встречен был в Ярославле нижегородским ополчением, созванным Мининым и состоявшим под командой князя Пожарского. Воинство, узнав о чудесах, проявленных в Москве заступлением Богоматери, взяло икону с собой и постоянно имело её у себя в лагере. Молитвы к Царице Небесной о спасении нашего отечества были услышаны Пречистой Девой. И Богоматерь простёрла Свой милостивый Покров над Русской землёй.

Множество препятствий пришлось встретить прибывшему в Москву нижегородскому воинству. Предстояло взять хорошо укреплённый и упорно защищаемый поляками город, отразить прибывшее к Москве свежее, многочисленное польское войско и усмирить буйство и бесчиние русских отрядов. Тягота положения усилилась ещё и оттого, что разорённые местности не могли доставлять продовольствия для русского воинства. Всё это возбудило в маловерных и малодушных сердцах робость и упадок мужества. Очень многие из преданных сынов отечества, отчаявшись в спасении его человеческой силой, восклицали в глубокой печали:

− Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы всё сделали для твоего освобождения, но видно Богу не угодно благословить наше оружие победой!

В таком горестном положении оставалась только одна надежда на помощь свыше. Весь народ и войска с умилением сердечным начали воссылать горячие моления Пресвятой Богородице, прося милостивого Её предстательства перед престолом Сына Своего и Бога нашего. Для усугубления молитвенных обращений, кроме отслуженного торжественного молебна, все решили соблюсти строгий трёхдневный пост. Господь услышал скорбный вопль верных рабов Своих и явил Свою милость к нашей церкви и отечеству.

В Московском Кремле в плену у поляков томился прибывший в Россию с греческим митрополитом Иеремией архиепископ Арсений Елассонский. Архипастырь от тяготы плена и страданий впал в болезнь и лежал в своём заключении. В это время его темничная келья исполнилась необычайного света и Арсений в сиянии его узрел преп. Сергия Радонежского, который объявил, что по молитвам святителей земли русской Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Господь дарует избавление русскому народу. При этом св. Сергий возвестил, что в следующий же день сыны России поразят надменных и богохульных врагов. Для уверования в истинности своих слов преподобный даровал Арсению исцеление от его тяжкого недуга.

Русские услышали радостную весть избавления и сердца воинов исполнились неустрашимой отвагой и мужеством. Они сделали решительный приступ к Кремлю и 22 октября 1612 года победили врагов. Устрашённые поляки в трепете бежали из-под Москвы.

В первый же воскресный день русское воинство и все граждане столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с чудотворной Казанской иконой Богоматери. Церковную процессию в воротах Кремля встретил архиепископ Арсений, который вышел вместе с сохранённой им в плену чудотворной Владимирской иконой Богоматери.

В память столь чудесного заступления Владычицы русский царь Михаил Феодорович, избранный на престол в том же 1612 году, установил по благословению своего отца, митрополита Филарета, ежегодно праздновать Казанской иконе Богоматери два раза: в день обретения её – 8 июля и в день избавления Москвы от поляков – 22 октября. При этом учреждении были в Москве два крестных хода из Успенского собора во Введенскую церковь, где князь Пожарский поставил точный снимок с чудотворной Казанской иконы, украшенный многими драгоценностями.

Но до 1649 года праздник в честь Казанской иконы был совершаем, кроме Казани, только в Москве. В этом же году царь Алексей Михайлович установил день 22 октября праздновать по всей России.

Казанская икона Богоматери в Петербурге и Москве. Происхождение иконы в Московском Казанском Соборе таково. Она была послана из Казани князю Пожарскому, шедшему на освобождение Москвы с дружинами северных городов. Русские бойцы усердно молились Богоматери, прося помочь им выручить столицу. Поляки заперлись в Китай-городе, окружающем Кремль узким кольцом. В Кремле томился у поляков в плену греческий архиепископ Арсений. Ему явился преподобный Сергий Радонежский и объявил, что молитвами Богоматери царствующий град избавляется от врагов. Весть об этом явлении дошла до русских и воодушевила их. 22 октября (по старому стилю) они выбили поляков из Китай-города, а вслед затем поляки сами сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русской рати с заветными московскими святынями, а впереди русских дружин шла Казанская икона.

В память этого события и установлено празднование Казанской иконе – сначала в Москве, а с 1649 года – по всей России.
В Москве Казанский собор стоит на исторической Красной площади, против Кремлёвских стен, в двух десятках шагов от Иверской часовни, в виду возвышающегося на площади памятника, с которого Минин указывает Пожарскому на Кремль. Он стоит незыблемым воспоминанием милости Богоматери к Русской земле в одну из ужаснейших годин.

Петербургская Казанская икона является заветнейшей и любимейшей святыней Петербурга. Перед ней всегда стоят богомольцы, и многие деловые петербуржцы с живым религиозным чувством каждый день приходят на поклонение иконе, при множестве занятий урывая минуту, чтобы зайти с приветом к Матери своей.

Казанская икона Божией Матери


В Казанском соборе отдыхает мертвенным сном от своего бессмертного исторического подвига Кутузов. Когда в 1812 году, внимая гласу народа, требовавшему поставить его во главе русских армий, Александр I назначил Кутузова главнокомандующим, последний перед отъездом в армию заезжал молиться в Казанский собор. Народ выпряг лошадей из его кареты и взывал: «Прогони французов!». На Кутузова, отличавшегося всегда набожностью, после молебна была возложена Казанская икона. Богоматерь не отвергла возложенного на Неё старым полководцем упования, и фельдмаршал, окружённый незаходимой славой, вернулся в гроб на покой в тот же Казанский собор.

Есть и другая память этого времени – литой из серебра великолепный иконостас. Серебро это отбито казаками у французов из награбленной ими в московских церквях добычи и принесено в дар Казанскому собору. Под чудотворной иконой золотыми буквами выделяется краткая, но выразительная надпись: «Усердное приношение Донского войска».

Что-то чудное веет под высочайшими сводами Казанского собора меж величественных гранитных столбов с прикреплёнными к ним знамёнами, символами былых побед. Там, за стенами – мир и его дела. А здесь – вечность, тихая, задумчивая вечность. Постоишь хоть несколько минут в этой задумчивой тишине, уже чувствуешь, как дальше стал от житейского мира и ближе к миру вечных, непреходящих явлений. А там, перед иконой, теплятся свечи, зажженные со страстными мольбами и от земли подымается к Богоматери зов: «Заступнице усердная».





Основан в 2008 году