Родник освященный в честь иконы Божией Матери «Владимирская» расположен в глубоком овраге, на берегу реки Тукшумка, в селе Старый Тукшум Шигонского района Самарской области. Святой источник обустроен, над ним построена надкладезная часовня. Абсолютная высота 103 м над уровнем моря. Источник каптирован. Вода прозрачная, чистая, средней жесткости, сухой остаток 306 мг/л, pH 6.6, t 7.9°C, дебет ~ 5-10 л/с. Старый Тукшум — древнее село с богатой историей, в которой порой вплетаются легенды, и еще много белых пятен, ждущих своих исследователей. Поселение было образовано служилыми татарами в конце XVII века. Исследователи допускают, что название «Тукшум» может идти от татарского слова «туку» — «долбить, стучать» ( речь идет о роднике, ведь Тукшум образовался на берегу одноименной реки).
Во второй половине XVIII века эти красивейшие лесистые земли были куплены помещиками Москвитиновыми у новокрещенных чувашей. Через несколько десятилетий владельцами земли становится род Бестужевых. В эпоху заселения Поволжья, в начале XIX века, судьба поместья находится в руках статского советника Василия Бестужева. В 1816 году в честь победы над Наполеоном в Старом Тукшуме на средства семьи Бестужевых начинает строиться храм с двумя престолами: главного в честь Рождества Христова и в приделе в честь Владимирской иконы Божией Матери. Храм был возведен в 1835 году. Каменный, двухэтажный, массивный, непередаваемой красоты.
Поскольку верхний придел храма был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, логично предположить, что к моменту строительства церкви Владимирский источник уже существовал.
Из «Статистического описания соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным на 1900 год»:
«В селе при источнике Москвине каменная часовня, куда совершаются крестные ходы 23 июня и 1 августа» (по старому стилю)».
Почему Владимирский источник имел еще название Москвин, не совсем понятно. Существует предположение, что это упрощенное от Москвитин (а не Москвин), так как помещики Москвитиновы в истории Старого Тукшума фигурируют (они были владельцами соседней Подьячевки). Видимо, Москвитиновы ее и построили.
Часовня, по словам старожилов, была каменная, белая, круглая, с куполом. В самой часовне — восьмигранный родник. Небольшой столик для богослужений.
Народу на богослужения собиралось очень много. Служили и утром, и вечером, затем шли крестным ходом на родники в поле, где также служили молебны о даровании дождей. Во Владимировской часовне день и ночь горела лампада. Часовня была разрушена в 1934 году.
...Дорогу к источнику нам показал местный житель Владимир Калитов. Родник находится на западной окраине села, как здесь говорят, за огородами. Над родником склонилась ива. Тихо журчит вода, образуя ручей, который впадает в речку Тукшумку.
«Вода нашего родника — исключительная»,- с достоинством говорит Владимир Петрович. — Тольяттинские вон не ленятся — приезжают, набирают воду флягами. А еще наши старухи приходят сюда молиться, просят дождя...»
Вода в источнике очень мягкая, ее анализ показал, что в ней содержится большое количество ионов серебра. Каждый год 6 июля сюда приезжают паломники во главе с протоиереем Валерием Марченко. Служится водосвятный молебен. О чем просят. Вода источника оказывает общеукрепляющее и терапевтическое воздействие.Координаты: 53°42'22.8"N 48°33'00.8"E Публикуется с разрешения Олега Бедулы по материалам его книги "Живые родники", 2011 г.
|
|