Регистрация

Об иконе Божией Матери «Споручница грешных»

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 27-02-2017, 22:18, посмотрело: 77
Божия Матерь

Об иконе Божией Матери «Споручница грешных»

На иконе, под названием «Споручница грешных», Пресвятая Богородица изображена по пояс. Левою рукою Она обнимает Спасителя, Который обеими Своими руками держит правую Ее руку так: в правой руке Богомладенца находится большой палец, а в левой малый и следующий за ним один из средних пальцев правой руки Богоматери; на голове Богоматери золотая корона, убранная жемчугом и драгоценными камнями. На Богомладенце такая же корона с жемчугом и драгоценными камнями. В полукружии около ликов Богоматери и Богомладенца 12 звезд по 6 с той и другой стороны. На четырех углах иконы изображены свитки со словами, на верхней половине — в одном: «Аз споручница грешных к Моему Сыну», в другом: «Сей дал мне за них руце слышати мя выну»; на нижней половине в одном: «Да и тии иже радость выну мне приносят», в другом: «Радоватися вечне чрез меня испросят».

Неизвестно кем и когда была написана эта икона и где в первый раз появилась она. Думают, что икона Богоматери так изображена на основании слов из акафиста Покрову Пресвятой Богородицы: «Радуйся руце Твои в поручение о нас Богу приносящая». Но где и когда в первый раз появился этот акафист? Вероятно, это изображение Богоматери под названием «Споручница грешных» составлено в южной русской церкви. Там издавна было принято изображать Богоматерь и Богомладенца с богатоукрашенными коронами.

Насколько известно, икона Богоматери «Споручница грешных» впервые прославилась в Николаевском Одрине монастыре Орловской епархии. Тут икона долго была в неизвестности и в невнимании к ней. Она стояла между другими иконами в обветшавшей часовне подле ворот за монастырем и так потускнела и была покрыта пылью, что невозможно было прочесть надписей на ней. В 1844 году в Одрин монастырь летом пришла жена купца Почепина с двухлетним своим сыном Тимофеем, сильно страдавшим припадками, которые никто не мог не только вылечить, но даже облегчить, и после литургии попросила отслужить молебен пред стоявшею в часовне иконою Богоматери «Споручница грешных». Молебен отслужили, и больной сын выздоровел. После этого чуда икону взяли из часовни, промыли и поставили в монастыре в приличном месте. От этой иконы вскоре последовали другие чудесные знамения, и с этих пор икона Богоматери «Споручница грешных» в Николаевском Одрине монастыре прославилась чудесами. Список с этой чудотворной иконы, также прославившийся чудесами, находится в Московской Николаевской, что в Хамовниках, церкви.

В 1846 году из Одрина монастыря в Москву прибыл иеромонах Смарагд по поручению своего начальства для сделания ризы на Одринскую икону Богоматери «Споручница грешных» и кроме того для сбора добровольных даяний на монастырь. Иеромонах Смарагд остановился в Москве у подполковника Дмитрия Николаевича Бонческула, жившего в приходе Николаевской в Хамовниках церкви. Бонческул принял к себе иеромонаха Смарагда по страннолюбию; в благодарность за гостеприимство, для Бонческула был снят в Одрине монастыре на липовой доске точный список с Одринской иконы Богоматери «Споручница грешных» и в этом же 1846 году в июне по почте был прислан в Москву к иеромонаху Смарагду, который передал икону г-ну Бонческулу.

Присланная икона была той же меры и вида, как чудотворная в Одрине монастыре, написана по темнокрасному фону не греческим письмом. Верхняя одежда Богоматери с покрывалом на голове розовая с темнозеленоватыми отворотами по местам, а нижняя — голубого цвета. На Богомладенце верхняя одежда зеленая, а нижняя — белая.

Икону Богоматери «Споручница грешных» в квартире Бонческула освятил священник Николаевской в Хамовниках церкви, и Бонческул поставил ее в домашнем иконостасе вместе с другими иконами. Бонческул говорил, что к присланной иконе Богоматери «Споручница грешных» он почувствовал какое-то необыкновенное благоговение и любовь.

В 1847 году однажды он рассказал своему знакомому священнику о чудесах от иконы Богоматери «Споручница грешных» в Одринском монастыре. Священник рассказал об этом своей сестре купчихе Щербаковой, страдавшей жестокою болезнью спинного мозга; самые лучшие врачи не могли ей помочь. Больная выпросила у Бонческула икону Богоматери «Споручница грешных» к себе в дом; по ее желанию приходский причт (Николаевской церкви в Кобыльском) отслужил пред этою иконою всенощную с акафистом Покрову Богородицы, и после этого больная почувствовала облегчение, а потом и совсем выздоровела, так что болезнь не возвращалась, несмотря на простуду.

В 1848 году в светлый день праздника Воскресения Христова Бонческул заметил, что икона Богоматери «Споручница грешных» сделалась блестящею и как бы стеклянною. Когда он молился, как сам он говорил, какой-то отблеск мелькал по иконе. Через несколько недель после того в дом Бонческула прибыл иеромонах Феодосии из Пронского Спасского монастыря Рязанской епархии. Бонческул указал иеромонаху на необыкновенный блеск иконы и в то же время заметил на иконе капли какой-то жидкости, которые были похожи на дождевые капли. Бонческул, позвав свою дочь, приказал ей спять каплю жидкости с иконы, и когда она помазала лоб одною каплею себе, а другою ему, Бонческул почувствовал благоухание и на том месте, где было помазано, ощутил маслянистое вещество.

Бонческул хотел отдать эту икону в Пронский Спасский монастырь и, когда спросил совета у иеромонаха Феодосия, тот отвечал, что сам Господь укажет, куда отдать икону, а до сих пор советовал потерпеть. По уверению Бонческула маслянистые капли на иконе продолжались и пользовавшиеся сими каплями начали получать исцеление от Полезней.

В 1848 году 30-го мая Бонческул пожертвовал свою икону Богоматери «Споручница грешных» в приходскую Николаевскую в Хамовниках церковь, где ее поставили на аналой близ клироса в настоящей холодной церкви. Сначала никаких перемен на иконе не было заметно, и истечения маслянистого вещества, или елея в виде капель, на ней не было.

Но вскоре страшные явления начали происходить в алтаре той церкви, где стояла икона Богоматери «Споручница грешных». Квартальный надзиратель Хамовнической части Блоцкий, квартира которого была прямо против алтаря Николохамовнической церкви, 2-го июня ночью вместе с другими с 11 ч, до 2 ч. утра видел через окно в алтаре на горном мосте пред престолом разные явления огня или света. Эти явления в одни и те же часы повторялись в следующие дни, так что все видели это. Явления огня или света представлялись в виде звезд, которые сначала были тусклы, потом постепенно становились ярче и то исчезали, то опять возобновлялись. С 4-го июня и капли елея начали появляться обильно на иконе.

Когда об этом донесли Митрополиту Филарету, он предписал:
«1) Икону оставить в церкви на месте, где она поставлена;
2) молебствия для желающих не возбранять;
3) но из церкви икону до усмотрения, без особого разрешения, не выносить».

Кроме этого Владыка поручил приходскому священнику и местному благочинному наблюдать над происходящим при иконе и о последствиях доносить.
По случаю необыкновенных явлений к Николаевской в Хамовниках церкви как ночью, так и днем собиралось множество народа, ночью для наблюдения за появлявшимся в алтарь светом, а днем для совершения молебствий пред иконою Богоматери «Споручница грешных».

Полиция, думая, что явления света в алтаре происходят от лампады, горевшей пред иконою, а именно, свет от лампады, падая на окно прямо против горнего места, отражался на стеклах окна и производил разные цвета, потребовала, чтобы окно было отворено и лампада была погашена. Требование полиции было исполнено; но явления света продолжались.

При исследовании оказалось, что:
1) лампада с иконою Богоматери стояла не в алтаре, а в стороне от царских врат, близ левого клироса и отделялась от алтаря непроницаемым для света иконостасом с местными иконами;
2) царские врата хотя резные, но завеса, которою они задергиваются, по плотности и твердости, не могла пропускать в алтарь тихого и малого света лампадки, если бы лампадка находилась даже прямо против царских врат, а тем менее производить в алтаре то тусклые, то яркие явления света.

Думала было полиция, что свет в алтаре от отражений луны. Но по наблюдениям оказалось, что:
1) в некоторые лунные ночи в алтаре не было явлений; а в пасмурные ночи, когда никаких отражений на стеклах не могло быть, в алтаре появлялся свет;
2) в лунные ночи свет луны обыкновенно падает на предметы в известное время и в одном направлении, не изменяя своего вида; но тут луна уходила далеко за церковь, а явления света в алтаре продолжались и как бы играли, то показывались, то исчезали, то были в большем объем, то в меньшем, то тусклее, то светлее. Эти явления окончились только 10-го июня. Истечения же влаги или елея на иконе Богоматери продолжались. Бывшие в это время подле иконы видели, как обильная влага появлялась на иконе в разных местах. Сначала влага появлялась в виде булавочной головки, которая переходила в дождевую каплю, а потом растекалась по иконе; диакон, стоявший подле иконы, отирал влагу хлопчатою бумагою, которую раздавал народу.

Более всего икона Богоматери «Споручница грешных» прославилась исцелениями от разных болезней:

1) от холеры, свирепствовавшей в 1848 году;
2) от припадочных болезней и 3) от других болезней.

Так как все чудеса невозможно описать, то мы здесь опишем только некоторые.

От холеры:

1) 29-го июня московский купец Н.П. Кудаев (имевший свой дом в приходе Николаевской в Плотниках церкви) заявил, что его 12-летний сын Иван сильно страдал припадками холеры, два доктора, лечившие его, отказались. Кудаев отслужил молебен в Николохамовнической церкви пред иконою Богоматери «Споручницы грешных», вымазал своего сына маслом из лампады от иконы, и его сын выздоровел.

2) 21-го июля жена капитана А.П. Ушакова Марья Павловна заявила, что, приехав из Ярославля в Москву, была она в Николохамовнической церкви и, увидав, что икона Богоматери «Споручница грешных» живописная, а не древнего письма, усомнилась, что от такой иконы могут совершаться чудеса; но все же взяла масла из лампады. Дома в 12 ч. ночи с ней сделались страшные припадки холеры, продолжавшиеся до 5 ч. утра. Она выпила масла, взятого из лампады и вымазалась им; а вместе с тем стала мысленно молиться пред иконою Богоматери «Споручница грешных» и просить прощения, что согрешила неверием. Царица Небесная услышала ее молитву. Тут же она почувствовала облегчение и вскоре выздоровела.

3) 29-го июня капитанша С.Н. Темирязева заявила, что ее 10-летнего сына Димитрия привезли к ней из пансиона почти полумертвым от холеры, кисти его рук посинели, и ноги были сведены. Как только она вымазала больного маслом из лампады Богоматери «Споручница грешных», мальчик выздоровел.

4) Поручик Угличского егерского полка Д.И. Черняев в июле был 4 дня болен холерою так опасно, что язык стал тупеть, и все тело потемнело; доктора ничего не могли сделать. Оставив лекарства, он стал пить святую воду и обтирать себя хлопчатого бумагою с елеем от иконы Богоматери «Споручница грешных» и вскоре выздоровел.

5) Марья Леонтьева, жена священника села Бунякова, Бронницкого уезда 28-го июля сильно заболела холерою; но как только дала обет сходить помолиться Богоматери «Споручнице грешных» в Николохамовническуго церковь, припадки холеры прекратились, и она выздоровела.

От припадочных болезней:

1) Евфимия Павловна (26-ти лет) крестьянка деревни Мироновой, села Обухова, Клинского уезда, страдала припадками. Когда она услышала, что хотят ее вести в Москву к иконе Богоматери «Споручница грешных», так испугалась, что ушла в лес, откуда ее едва могли привести и уже связанную повезли в Москву. Версты за две до Москвы она начала плакать и рыдать, а когда ее привели 23-го июня в церковь к образу Богоматери, она чувствовала себя как бы в огне. Это с нею было и 24-го числа; а 25-го ей стало легче и вскоре совсем выздоровела.

2) Акулина Артемьева крестьянка деревни Постовой, Бронницкого уезда, пять лет страдала болью сердца. Принимая масло из лампады от иконы Богоматери, она всю ночь на 10-е июля чувствовала себя как бы в огне, а 10-го после вечерни выздоровела.

От других болезней:

1) Граф Н.А. Толстой 10-го июля заявил, что его сын Александр в одно время был болен холерою, воспалением в мозгу и молочницею; доктор отказался лечить. Как только вымазали его маслом, взятым из лампады от иконы Богоматери, он выздоровел.

2) Титулярная советница П.М. Гардер 7 лет страдала болезнию в руках и ногах, и все нервы ее так ослабли, что не могла ходить. Когда же стала пить святую воду от иконы Богоматери «Споручница грешных» и мазать ноги маслом из лампады, скоро выздоровела.

3) Г-жа М.П. Стрекалова так сильно страдала болезнию желудка, что лежала в постели. Пришла к ней ее двоюродная сестра, принесла масла из лампады от иконы Богоматери «Споручница грешных» и посоветовала помазаться им. Г-жа Стрекалова помазалась и выздоровела. После этого ее дети заболели коклюшем. Особенно из них сильно страдал двухлетний сын. По совету доктора малютке поставили к горлу пиявок, и одна из них прокусила артерию; кровь шла от 12 час. до полуночи и ребенок так ослаб, что не мог открыть глаз. Доктор все средства испробовал, чтобы остановить кровь, но кровь била фонтаном: каждую минуту ждали смерти малютки. Тут г-жа Стрекалова, вспомнив о своем исцелении от иконы Богоматери, решилась снять пластыри и перевязки с больного, приложила к ране хлопчатую бумагу с елеем от иконы Богоматери; кровь тотчас унялась, и больной ребенок выздоровел.

4) Московский купец Егор Шумилов, заявил, что у его сестры, жившей в сельце Никольском, Корчевского уезда, с рождения правое ухо не слышало, а на левом глазу было бельмо, и этот глаз ничего не видел. Он, взяв от иконы Богоматери «Споручница грешных» хлопчатой бумаги и масла из лампады, послал в деревню к сестре, чтобы она помазала ухо и глаз. Сестра так и сделала. Вскоре ее ухо стало слышать, а глаз видеть.

5) Домна Ефимова, крестьянка деревни Сагазина, Бронницкого уезда заявила, что ее дочь Александра после болезни ничего не стала видеть. Как только они с мужем дали обещание сходить в Москву и отслужить пред иконою Богоматери «Споручница грешных» молебен, дочь их прозрела.

6) Егор Куренков, крестьянин деревни Начатина, близ Коломенского, хотя и исповедовал православную веру, но в душе далеко был от нее. Егор постоянно мучился тяжкими сомнениями касательно веры. Ища разрешения своих недоумений, он ходил в стародубские раскольнические монастыри и слободы, не раз посещал святые места в Киеве и Соловецкой обители, и там, хотя и наслаждался беседою с отшельниками о вере и благочестии, но не мог искренно увериться, пока Сам Господь не вразумил его.

Его сын Семен опасно заболел. Испуганный отец пришел к священнику и попросил причастить его сына. Когда священник спросил, чем его сын болен, отец заплакал и попросил поскорее прийти, сказав, что его сын очень плох и находится без памяти, ничего не говорит и ничего не чувствует. Священник, взяв святые Дары, захватил и лекарства для приведения больного в чувство. Дорогою Куренков рассказал священнику следующее о болезни сына: «Третьего дня дети с работниками были в поле, также и Семен со своею молодою женою, пололи огурцы. День был жаркий. К обеду они покончили дело и пришли домой; только один Семен не пошел обедать, а лег на сено в сарае. После обеда, заметив перемену в его лице, оставили его в покое до вечера, предположив, что у него от жару болит голова. Вечером нашли его в таком же положении и перенесли в дом. С того времени доселе он спал не просыпаясь; теперь проснулся, хотя и смотрит, но ничего не видит и не понимает, глаза неподвижны; на зов не откликается, как бы ушей не имел, рта не открывает, хотели разжать, но никак не могли. Вот третьи сутки, как у него во рту ни крохи не было!»

Говоря это, старик горько плакал и как бы не слышал слов утешения...

«Как мне не плакать, — продолжал он, рыдая, — ведь у меня только два сына и есть. Крестьянин только и красен детьми. Они наша радость, наша опора под старость. Если бы я мог предвидеть такое горе, погодил бы и женить его. А как его жена то плачет!»
«Не горюй, — утешал его священник, — Бог милосерд; Он все на пользу нашу строит. Его пути для нас неведомы и непостижимы! В жизни нашей много скорбей и болезней, но не всякая болезнь ведет за собою смерть!»
«Я более скорблю, батюшка, о том, как бы не утратить сына без покаяния. Он опасно болен, а то пусть совершилась бы над ним святая Божия воля».
Приехав в деревню, священник сколько ни старался привести больного в чувство, все напрасно. Он был без памяти: открытые глаза были неподвижны, от спирта он и не поморщился, дышал через ноздри; рот у него был так сжат, что его не могли разжать даже железом. Родные, когда узнали от священника, что в бесчувственном состоянии ни исповедывать, ни приобщать невозможно больного, все горько заплакали...
«Жалею, скорблю и я, — сказал священник, — что не могу над ним исполнить христианского долга, — исповедать и приобщить его Святых Христовых Тайн. Но, други, не унывайте, предадим его в волю Божию. Эта болезнь, может быть, и не к смерти, а к славе Божией!»
«Что вы, батюшка, хотите сказать этими словами? — спросил отец больного. — "Болезнь не к смерти, а к славе Божией".»
«Послушайте! Скажите мне откровенно, как перед Богом: ты и семейство твое, хотя в церковь и ходите и приемлете ее таинства, но сердцем все таки далеки от нее; вам более нравятся обычаи и обряды раскольников, — это правда?»
«Правда, батюшка».
«Ты, Егор Семенович, хотя довольно путешествовал ко святым местам и немало насмотрелся на обряды и службу церковную и на жизнь наших великих отшельников, но сердцем и мыслию своею ты еще искренно не не утвердился в православии, а особенно в почитании святых икон не одних древних, но и новых живописных; ты веришь, будто благодать исцелений подается только от икон древних темного письма; — это правда?»
«Правда».
«Но слышал ли ты, что в Москве в Хамовниках, уже две недели, как от иконы Богоматери "Споручница грешных" новой живописной, не более трех лет написанной, очень многие больные, прибегающие к ней с верою, получают исцеления?»
«Нет, еще из нас никто не слыхал».

«Поверуйте, что не одни иконы старого, темного письма имеют благодать исцелений, но и новые живописные не лишены сей благодати, и они с верою притекающим являют свою целебную, чудотворную силу. На утро с верою поезжайте в Хамовники к Царице Небесной, и, по вашей вере, сын ваш будет здоров! Без веры лучше не ездите: труд будет напрасный. Знаю и вижу, что тяжело для вас новое, неожиданное предложение, страшен для вас этот новый путь и сейчас не могу требовать от вас на то согласия. Подумайте, спросите ваше сердце, помолитесь усерднее Богу, а между прочим больного попользуйте подручными средствами, обложите, если нет горчицы, хреном; а вечером, кто-нибудь из вас приедет скажет мне о последствиях болезни. Я, со своей стороны, постараюсь спросить докторов, находящихся при лагере кадетского корпуса, нельзя ли чем помочь вашему больному».

Родные больного задумались и молчали. Поручив их и больного воле Божией, священник, уходя домой сказал: «Лще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий».

Вечером (это было в субботу) приехал к священнику отец больного и на вопрос: лучше ли больному, он отвечал:
«Хуже, батюшка, хрен два раза переменяли, ничего не сделал пользы, как будто и не лежал у него на теле».
«Не нужно ли позвать доктора?»
«Нет, батюшка, я приехал к вам не за доктором и не за советом, чем и как лечить, а за благословением завтра отправиться с больным в Хамовники к Споручнице Божией Матери!»
«С верою ли?»
«С верою; прошу только вас, благословите».

«Бог вас да благословит! Дай Бог больному исцелиться от болезни телесной, а вам с семейством от неверия. С вечера усерднее помолитесь Господу Богу и Царице Небесной; Пресвятая Богородица, Ходатаица рода христианского, никогда никому не отказывала, кто к Ней приехал с теплою верою. Дайте обет написать такого же письма икону, какого тот чудотворный образ; внесите икону в ваш дом и чтите, как залог вашей веры и вашего искреннего послушания православной церкви. При этом не лишним считаю сказать тебе, Егор Семенович: я виделся с доктором; он думает, что у больного воспаление в мозгу, и сомневается, доживет ли он до утра. Но не теряйте присутствия духа, с Богом отправляйтесь! Бог не без милости. А болезнь сия да будет не к смерти, а к славе Божией».

К утру больной так ослаб, что едва его положили в телегу. С ним поехали отец и мать. Когда приехали к Серпуховской заставе, больному стало хуже. Они задумались: ехать или нет? Они боялись, что он умрет в Москве, откуда не дозволят увезти и придется схоронить не на своем кладбище. Долго они не решались проезжать заставу, наконец, помолившись и перекрестив сына, переехали заставу. Когда они подъехали к Хамовникам, там ударили к ранней обедне. Звон колокола для отца и матери был радостным приветом. Несчастный отец вошел в церковь. Церковь была полна народу. Он едва мог пробраться, чтобы попросить причетника помочь принести в церковь больного. Сняв с телеги, его принесли на паперть и опустили на пол,
Как только больной коснулся церковного помоста, содрогнулся, как бы почувствовал возвращение сил. Под руки привели его к аналою, где лежал чудотворный образ Богоматери. Служба еще не начиналась. Причетник посоветовал больному перекреститься. Больной молчал. Тот еще два раза сказал. Больной, хотя и смотрел, но ничего не видал и не слыхал. Мать больного, взяв его руку и сложив его пальцы для молитвы, перекрестила его лицо его рукою; потом, наклонив его до земли, вместе с отцом приподняли и подвели к чудотворной иконе. Больной без сознания коснулся ее, и, когда второй раз хотели его перекрестить, он вдруг громко сказал: «Я здоров», — и сам перекрестился.

Велика была радость родителей! Они едва могли устоять на ногах, заливаясь слезами, пали они пред образом Царицы Небесной; приложились к Ее святой иконе и из глубины души возблагодарили Бога и Царицу Небесную за исцеление сына.

Приходский священник по их просьбе тотчас отслужил благодарственный молебен. После этого, распросив исцелевшего и его отца, начал служить обедню.
Исцелевший захотел есть, и ему дали заздравную просфору. После херувимской ему силы стали изменять, он попросил отца вывести его из церкви и накормить. Отец исполнил его просьбу, накормил его, после чего он заснул. После литургии, отслужив благодарственный молебен, исцеленный с родителями возвратились домой, к удивлению и радости родных и знакомых. Утром почти мертвого увезли в Москву, а к полудню привезли совершенно здорового, он сам лошадьми управлял.

Обет семейный исполнен. Икона «Споручница грешных» была написана. Это семейство исцелилось от неверия.

В память этого чуда, совершившегося в воскресенье, семейство Куренкова дало обет всегда почитать воскресный день и быть в церкви, а не ездить на рынок с каким-нибудь товаром.

Икона Богоматери «Споручница грешных» не украшена ризою, хотя и очень много было желающих сделать ризу. По преданию, жертвователю иконы было видение, чтобы эта икона не была украшена ризою. Причт и прихожане выпросили позволение один из пределов переименовать во имя Богоматери Споручницы грешных.

Чудотворный список иконы хранится сейчас в Москве, в Никольском храме в Хамовниках.

Празднование в честь иконы совершается 7/20 марта и 29 мая / 11 июня.




Имя:*
E-Mail:


Основан в 2008 году