Вокруг горы Чатыр-Тау, в треугольнике между селами Сапеево, Уразаево и деревней Текмале Азнакаевского района Республики Татарстан, находится несколько родников.
Водами её родников, можно излечиться и душевно, и физически. По народному поверью, в недрах горы скрыт царь-магнит, а поскольку в ней имеется много серебра, вода бьющих из нее родников поистине целебная, святая.
На представленной карте можно найти три родника.
Гора Чатыр-Тау одна из главных природных и культурно-исторических достопримечательностей этой земли, во все времена притягивающая людей. Является памятником природы с 1972 года, а с 1999 года стала государственным природным заказником комплексного значения. Это - одна из самых высоких точек Татарстана – ее высота 334,5 метра над уровнем моря. По территории заказника протекают реки Ик, Стерля, Варьзяде (Елга). С вершины открывается панорама примерно на 20 населенных пунктов Азнакаевского района Татарстана и Бакалинского района Башкортостана (в ясную погоду), рек Стерля, Варьзяде, Манаузка, Ик, Черная река, Каран. Чатыр-тау имеет красноватый оттенок в местах обнажения горных пород.
«Чатыр» — название, данное по внешнему виду, признакам рельефа. Гора напоминает шатер, но только усеченный в вершине. Учеными она называется еще и «Столовой». Чатыр-Тау — пример топонима, образованного словосочетанием слов татарского языка «чатыр» и «тау», что в переводе на русский язык и означает «Шатер-гора».
Давным-давно на вершине горы стояло деревянное куполообразное сооружение, служившее для народа молельней. Говорят, что у Чатыртау, как у каждой большой горы, есть свой дух — «тау иясе» (хозяин горы). Как гласит народная молва, если загадать на вершине горы Чатыртау одно заветное желание, то оно непременно сбудется.
По рассказам старожилов района, сохранившимся преданиям известно, что на склоне Чатыр-тау, названном «Изгеләр тавы», что в переводе с татарского означает «Гора святых», хоронили тех, кого сообщество признавало святыми. Каждый, кто участвовал в похоронной процессии, приносил с собой хотя бы по камушку. Камни оставляли на месте захоронения в надежде изгнать шайтана, очистить дух умершего, чтобы его душа быстрее достигла божественного лона. Груда камней среди степи служила святилищем.
Под «Изгеләр тавы» находился «Изге чишмә», что в переводе с татарского означает «Святой ключ» или как его еще называют «Чатыр чишмәсе». По поверьям, здесь совершались обряды омовения умерших, причисленных к сану святых. Считалось, что здесь нужно было побывать хотя бы раз в году и облиться целебными водами источника. В деревянный желоб кидали монетки в надежде приехать сюда еще не раз. Родник бьющий на косогоре, почитали как святой источник до 1960-х годов, в настоящее время он перекрыт, но место его еще не высохло. Недалеко ниже, на склоне берега речки Варьзяде, забил другой родник.
Источник «Рамазан чишмәсе» обустроен в 2011 году, каптирован, слив воды по трубе. Вода чистая, прозрачная, дебет малый, но вода имеет железный привкус.
В своих воспоминаниях Саубанов Мухаметхан Саубанович из с. Сапеево описывает один из праздников, который отмечался до революции 1917 года: «В деревне люди могли трудиться по 24 часа в сутки, но они умели и хорошо отдыхать. Был такой праздник - «Чатыр атнасы». Каждый четверг мая месяца молодежь окрестных деревень собиралась в низовьях горы Чатыр тау. Приезжали на лошадях празднично одетые девушки и юноши, с гармонями. Обязательно готовили друг другу подарки: в одну неделю они дарились юношам (это были вышитые платочки, рубашки и др.), на другой неделе подарки получали девушки - чак-чак, пряники, белые фартуки… Непременной церемонией праздника было чаепитие: привозили самовары, воду брали из святого ключа «Чатыр чишмэсе». Пели, плясали, играли, веселились… А деревенские духовные лица (авыл муллалары) с горы наблюдали за порядком. На праздник приходили и старики. Это было место, где собиралась родня со всей округи. На короткое время в годы НЭПа в 1925-27 г.г. этот праздник возродился, а с появлением сталинского указа увеселительные мероприятия запретили».
Житель села Сапеево и инициатор возрождения традиционного праздника, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мирфаяз Султанов рассказал:
Чатыр-Тау - святое для жителей этого региона место. В былые времена у его подножия с зеленой травой, проходил праздник и всегда бывало многолюдно, как на Сабантуе. Собирались семьями, с родственниками, друзьями, проводили праздник «Изге чишмэ» (Святой источник). Он славился на всю округу своей силой, исцеляющей не только тело, но и душу, считался святым. Наши дедушки и бабушки умывались его водой, читали намаз и возносили молитвы Всевышнему с пожеланиями здоровья, спокойствия, щедрого урожая, прося уберечь от огня и других несчастий. Известно также, что люди в благодарность бросали в воду монеты.
В детстве я с Мунаварой эби за руки приводил к этому роднику незрячего Сахипгарая бабая. Он рассказывал, что сюда со всей округи стекались татары, башкиры, кряшены, русские (из Карповки, Чекана, Холмовки и других русских деревень), чуваши. Люди приезжали на запряженных телегах со своими самоварами, посудой. В какую бы эпоху мы ни жили, из поколения в поколение с чистотой родниковой воды должны передаваться чистота души, помыслов, народная память, вера. Вот мы и решили возродить старые добрые традиции.В июле 2016 года произошла встреча односельчан, даже приехали из разных, дальних уголков своего проживания. Все началось с чтения молитв, аятов Корана местными аксакалами и тетушками. После песен, плясок, шуток, и игр с подарками. Деревенские молодухи и девушки принесли воды из святого родника в ведрах на коромыслах. А ставить самовар - мужское дело. Первым, кто «оживил» свой самовар и угостил горячим чаем, стал Ильдар Динмухаметов. Самым быстрым по закипанию оказался самовар 1892 года. С ним так искусно справился один из умелых и расторопных парней села Фаиль Динмухаметов. Затем все вместе распивали чай из целебной родниковой воды, расположившись у подножия горы Чатыр-Тау, что оставило у каждого незабываемые впечатления.
Журчит, течет сквозь века святой родник, даря чистоту и свежесть, зовет отведать студеной водицы, словно говоря: «Люди, живите в дружбе, успейте совершить благие дела!». А нам следует беречь такие источники воды, своевременно очищать и благоустраивать их. С добрыми помыслами и родниковые воды будут чистыми и целебными!
Координаты: 54°53'22.4"N 53°10'39.4"E (требуют уточнения)
Автор фото Адель Курамшин