Регистрация

Житие преподобного Тимона, старца Надеевского

Автор: Плаксин Олег сейчас на сайте
Опубликовано: 27-12-2010, 21:53, посмотрело: 4540
Преподобные

Житие преподобного Тимона, старца Надеевского

Преподобный Тимон, в миру Тихон Федоров, родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии, в семье диакона одного из местных храмов Феодора и его супруги Анисии. Обученный отцом, мальчик уже в семилетнем возрасте свободно читал церковные книги, отличаясь при этом любовью к уединению и молитве.

Получив образование в Нижегородском Духовном училище, Тихон вернулся в родительский дом к уже тяжело больному отцу. В этот период своей жизни юноша часто совершал паломнические путешествия по монастырям Нижегородской, Костромской, Владимирской и Тамбовской епархий. Достигнув двадцатилетнего возраста, он женился на дочери одного из балахнинских священнослужителей Евдокии и был рукоположен во диакона к Свято-Алексеевскому храму села Зиняково Семеновской округи Нижегородской епархии. Однако вскоре его супруга скончалась. Стараясь утишить скорбь о потери горячо любимой матушки, диакон Тихон Федоров часто посещал Саровскую пустынь, где его духовным отцом стал великий святой Русской земли - преподобный Серафим Саровский. По благословению старца Серафима отец Тихон в 1800 году поступил в число братии нижегородского Вознесенского Печерского монастыря и вскоре принял иночество с именем Троадий.

В апреле 1801 года епископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков-Румовский; 1738-1811) назначил иеродиакона Троадия строителем городецкого Богородице-Феодоровского монастыря - обители, в стенах которой до 1239 года пребывала великая святыня Костромской земли чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. В январе 1804 года иеродиакон Троадий был пострижен в монашество с наречением имени Тимон - в честь святого апостола от семидесяти Тимона. В 1814 году епископ Нижегородский и Арзамасский Моисей (Близнецов-Платонов; 1770-1825) рукоположил отца Тимона во иеромонаха.

В марте 1818 года иеромонах Тимон по болезни был освобожден от должности строителя обители. Стремясь к уединенной подвижнической жизни, преподобный сначала перешел в Высокогорскую Вознесенскую пустынь близ Арзамаса, а затем совершил паломничество к святыням Русского Севера. Именно тогда он впервые посетил Николо-Надеевскую пустынь Костромской епархии - и, всей душой полюбив это место, твердо решил перейти сюда на жительство. Преподобный Серафим благословил намерение отца Тимона, произнеся при этом знаменательные слова: "Сей плоды, да расцветут цветы".

Весной 1825 года преподобный Тимон переселился в Надеевскую пустынь. Здесь, в 10 верстах от обители, он выкопал землянку и устроил в ней келью, где проводил жизнь в подвигах поста, молитвы и богомыслия на протяжении семи лет, посещая Надеевскую пустынь лишь по воскресным и праздничным дням для совершения богослужений. Но в начале 1832 года Господь сподобил преподобного Своего явления, повелев старцу приступить к возобновлению Надеевской пустыни - которая, приписанная к Троицкому Кривоезерскому монастырю, тогда находилась в ветхом состоянии, не имея даже постоянной братии.

Жизнеописание старца так передает слова, обращенные Господом к преподобному: "Не ужасайся, старец, а сотвори то, что Я повелю тебе. Иди в пустынь угодника Моего святителя Николая Чудотворца, в которой спасались некогда многие иночествующие, и возобнови ее для жительства вновь иночествовать имеющим по тебе в последующие годы".

Чем дольше преподобный размышлял о том, как возобновить Надеевскую пустынь, тем более это дело казалось невозможным для него - и по возрасту (старцу к тому времени исполнилось 65 лет), и по слабости телесных сил, и по отсутствию материальных средств для начала работ. Но однажды, когда отец Тимон предавался подобным скорбным раздумьям, ему в легком сне явился святитель Николай и с любовью сказал: "Что ты скорбишь, старец, о таком деле, которое совершенно зависит от воли Божией? Неужели Господь, благоволивший избрать тебя для исполнения воли Своей, не силен помочь тебе? Вот ты посмотри, что для тебя при мне имеется". С этими словами святитель Николай показал преподобному мешок, полный золота, и тотчас стал невидим. Сомнения, долго томившие отца Тимона, после этого явления рассеялись; твердо уповая на помощь Божию, он стал готовиться к воссозданию пустыни.

Начиная столь важное дело, преподобный Тимон не мог не испросить благословения своего духовного отца и наставника - преподобного Серафима. В апреле 1832 года старец Тимон в последний раз пришел в Саровскую пустынь. Благословляя его на исполнение повеления Божия, преподобный Серафим, обращаясь к своему ученику, произнес слова, известные ныне каждому почитателю памяти саровского подвижника: "Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей на пути, сей и в тернии; всё где-нибудь да прозябнет и возрастет и плод принесет, хотя и не скоро".

Благословляя преподобного Тимона на обратный путь, святой Серафим предсказал свое скорое преставление ко Господу: "Наступает уже время, в которое я должен предстать к Нелицеприятному Судии Богу и отдать отчет в своих делах, ибо по прошествии восьми месяцев после нашего с тобою свидания я вызван буду из сей временной земной жизни в вечную жизнь, а ты после меня проживешь на земле еще семь лет. Прошу тебя, дорогой мой друг отец Тимон, поминай меня во святых своих молитвах; в благословение тебе даю после себя лапотки, которые и завещаю надеть тебе на свои ноги тогда, когда Господь воззовет тебя в небесные Свои обители. Теперь иди в свою Надееву пустынь и, что Господь покажет, то и делай. Он там утешит тебя еще и не одним откровением, которыми ты и доселе был сподобляем от Бога".

В том же 1832 году преподобный Тимон начал строительство в Надеевской пустыни каменного Успенского храма с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Макария Унженского (постройка которого полностью завершилась в 1837 году). Одновременно преподобный выкопал вокруг обители канавку (подобную знаменитой Дивеевской), а также ископал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая.

Земные труды преподобный Тимон сочетал с подвигами духовными. Господь наградил святого благодатными дарами прозорливости и чудотворений, любовь и смиренномудрие старца привлекали к нему множество людей. Братия обители и паломники, иноки и миряне обращались к старцу за советом, утешением и наставлением. Один из жизнеописателей преподобного повествует: "Пустынные лесные дороги покрылись многочисленными толпами пешеходов, стремившихся к старцу Божию с тяжелым бременем своих духовных и телесных нужд. Посещали старца и образованные люди, чтобы насладиться его беседами, благоухавшими благодатью Божией. И поистине сокровищницей великих благ была беседа его; смиренная и вместе властная, она согревала сердце, снимала завесу с глаз, озаряла ум духовным разумением, приводила к раскаянию, рождала желание исправиться, стать лучшим и более совершенным, возбуждала надежду, что исправление совершится; она была как ясный луч солнца, разгоняющий темноту. Как всю свою жизнь, так и слова свои отец Тимон основывал на Слове Божием - просившим у него совета по трудным обстоятельствам жизни он давал разъяснения на основании Священного Писания и примеров из жизни святых Божиих". Среди духовных чад преподобного Тимона был и епископ Костромской и Галичский Владимир (Алявдин; 1791-1845).

Многие случаи прозорливости старца и совершавшихся по его молитвам чудотворений были документально зафиксированы еще при жизни преподобного. Вот несколько отрывков из хранившейся в монастыре рукописи:
"Княжна Екатерина Александровна Вяземская, не имевшая обычая целовать благословляющую руку священника, пред поездкой своей в Надеев сказала, что из угождения сестре своей Софии она облобызает руку старца Тимона. Благословляя ее по прибытии в Надеев, подвижник Божий заметил: "Возьми, поцелуй руку и не думай, что это мне лично нужно и приятно; но, смиренно лобызая руку священника, ты воздаешь честь невидимо благословляющему тебя чрез него Спасителю".

При посещении старцем Тимоном села Парфентьева некая мать подвела к нему на благословение своего 13-летнего сына, уже три года лишившегося употребления языка. Служитель Божий сказал, что подобные несчастья происходят от безрассудных слов самих родителей, в пылу раздражения греховного призывающих на головы детей различные бедствия. Благословив затем отрока, старец возвратил ему потерянный дар слова.

Как велика была сила веры и как чудодейственна молитва старца, показывает следующий случай. Загорелась скотная изба в монастыре и уже вся была объята пламенем. Монахи выбежали тушить пожар и разламывать избу, а старец Божий, никому не сказав и слова, войдя в свою келлию, спокойно встал на молитву, и в ту же минуту пламя погасло само собою, тогда как и инструментов пожарных здесь никаких не было; так молитва праведника превозмогла силу разрушительной всепожирающей стихии и угасила огонь".

Пройдя долгий и многотрудный путь земной жизни, преподобный Тимон мирно преставился ко Господу 21 января (по старому стилю) 1840 года; погребение его состоялось в Надеевской пустыни, за алтарем Успенского храма. Последние слова преподобного обращены были к братии обители: "А вы, отцы и братие, сотрудники мои, при несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержною, миролюбивою, молитвою бденною, пламенною, терпением постоянным, сокрушением нелицемерным идите неуклонно - пролагайте себе дорогу в вечность, за гробом на небе наша отчизна; все простите меня, молю вас, Господа ради".

С наступлением скорбных для Церкви событий ХХ столетия Николо-Надеевская пустынь подверглась закрытию и разорению. Однако верующие продолжали приходить на могилу старца Тимона, на выкопанный им Никольский источник. По сей день молитвами преподобного Тимона на источнике совершаются исцеления больных.

Прославление преподобного Тимона, старца Надеевского, в лике местночтимых святых Костромской епархии духовно венчает собою празднование на Костромской земле общецерковного юбилея - столетия канонизации его духовного наставника преподобного Серафима Саровского.

25 декабря 2003 года за Божественной литургией в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы канонизация была совершена.

Незадолго до канонизации были обретены мощи преподобного Тимона, которые после проведения необходимой экспертизы были с благоговением положены в раку, которую жителям костромской земли преподнесли в дар Новгородская епархия и Варлаамо-Хутынский женский монастырь.

Преставление преподобного ко Господу - 21 января / 3 февраля 1840 год

День памяти Собор Костромских святых - 23 января / 5 февраля


tatachka_d_sm

10 апреля 2013 20:54
Очень,интересная и познавательная информация об преподобном старце Надеевском Тимоне.Огромное спасибо и низкий вам поклон.

 

Тимон 13 мая 2011 02:49
Очень необходимая информация о житие преподобного Тимона, старца Надеевского.
Большое спасибо!

 



Имя:*
E-Mail:


Основан в 2008 году