На иконе, под названием «Споручница грешных», Пресвятая Богородица изображена по пояс. Левою рукою Она обнимает Спасителя, Который обеими Своими руками держит правую Ее руку так: в правой руке Богомладенца находится большой палец, а в левой малый и следующий за ним один из средних пальцев правой руки Богоматери; на голове Богоматери золотая корона, убранная жемчугом и драгоценными камнями. На Богомладенце такая же корона с жемчугом и драгоценными камнями. В полукружии около ликов Богоматери и Богомладенца 12 звезд по 6 с той и другой стороны. На четырех углах иконы изображены свитки со словами, на верхней половине — в одном: «Аз споручница грешных к Моему Сыну», в другом: «Сей дал мне за них руце слышати мя выну»; на нижней половине в одном: «Да и тии иже радость выну мне приносят», в другом: «Радоватися вечне чрез меня испросят».
Неизвестно кем и когда была написана эта икона и где в первый раз появилась она. Думают, что икона Богоматери так изображена на основании слов из акафиста Покрову Пресвятой Богородицы: «Радуйся руце Твои в поручение о нас Богу приносящая». Но где и когда в первый раз появился этот акафист? Вероятно, это изображение Богоматери под названием «Споручница грешных» составлено в южной русской церкви. Там издавна было принято изображать Богоматерь и Богомладенца с богатоукрашенными коронами.
Насколько известно, икона Богоматери «Споручница грешных» впервые прославилась в Николаевском Одрине монастыре Орловской епархии. Тут икона долго была в неизвестности и в невнимании к ней. Она стояла между другими иконами в обветшавшей часовне подле ворот за монастырем и так потускнела и была покрыта пылью, что невозможно было прочесть надписей на ней. В 1844 году в Одрин монастырь летом пришла жена купца Почепина с двухлетним своим сыном Тимофеем, сильно страдавшим припадками, которые никто не мог не только вылечить, но даже облегчить, и после литургии попросила отслужить молебен пред стоявшею в часовне иконою Богоматери «Споручница грешных». Молебен отслужили, и больной сын выздоровел. После этого чуда икону взяли из часовни, промыли и поставили в монастыре в приличном месте. От этой иконы вскоре последовали другие чудесные знамения, и с этих пор икона Богоматери «Споручница грешных» в Николаевском Одрине монастыре прославилась чудесами. Список с этой чудотворной иконы, также прославившийся чудесами, находится в Московской Николаевской, что в Хамовниках, церкви.
В 1846 году из Одрина монастыря в Москву прибыл иеромонах Смарагд по поручению своего начальства для сделания ризы на Одринскую икону Богоматери «Споручница грешных» и кроме того для сбора добровольных даяний на монастырь. Иеромонах Смарагд остановился в Москве у подполковника Дмитрия Николаевича Бонческула, жившего в приходе Николаевской в Хамовниках церкви. Бонческул принял к себе иеромонаха Смарагда по страннолюбию; в благодарность за гостеприимство, для Бонческула был снят в Одрине монастыре на липовой доске точный список с Одринской иконы Богоматери «Споручница грешных» и в этом же 1846 году в июне по почте был прислан в Москву к иеромонаху Смарагду, который передал икону г-ну Бонческулу.
Присланная икона была той же меры и вида, как чудотворная в Одрине монастыре, написана по темнокрасному фону не греческим письмом. Верхняя одежда Богоматери с покрывалом на голове розовая с темнозеленоватыми отворотами по местам, а нижняя — голубого цвета. На Богомладенце верхняя одежда зеленая, а нижняя — белая.
Икону Богоматери «Споручница грешных» в квартире Бонческула освятил священник Николаевской в Хамовниках церкви, и Бонческул поставил ее в домашнем иконостасе вместе с другими иконами. Бонческул говорил, что к присланной иконе Богоматери «Споручница грешных» он почувствовал какое-то необыкновенное благоговение и любовь.
В 1847 году однажды он рассказал своему знакомому священнику о чудесах от иконы Богоматери «Споручница грешных» в Одринском монастыре. Священник рассказал об этом своей сестре купчихе Щербаковой, страдавшей жестокою болезнью спинного мозга; самые лучшие врачи не могли ей помочь. Больная выпросила у Бонческула икону Богоматери «Споручница грешных» к себе в дом; по ее желанию приходский причт (Николаевской церкви в Кобыльском) отслужил пред этою иконою всенощную с акафистом Покрову Богородицы, и после этого больная почувствовала облегчение, а потом и совсем выздоровела, так что болезнь не возвращалась, несмотря на простуду.
В 1848 году в светлый день праздника Воскресения Христова Бонческул заметил, что икона Богоматери «Споручница грешных» сделалась блестящею и как бы стеклянною. Когда он молился, как сам он говорил, какой-то отблеск мелькал по иконе. Через несколько недель после того в дом Бонческула прибыл иеромонах Феодосии из Пронского Спасского монастыря Рязанской епархии. Бонческул указал иеромонаху на необыкновенный блеск иконы и в то же время заметил на иконе капли какой-то жидкости, которые были похожи на дождевые капли. Бонческул, позвав свою дочь, приказал ей спять каплю жидкости с иконы, и когда она помазала лоб одною каплею себе, а другою ему, Бонческул почувствовал благоухание и на том месте, где было помазано, ощутил маслянистое вещество.
Бонческул хотел отдать эту икону в Пронский Спасский монастырь и, когда спросил совета у иеромонаха Феодосия, тот отвечал, что сам Господь укажет, куда отдать икону, а до сих пор советовал потерпеть. По уверению Бонческула маслянистые капли на иконе продолжались и пользовавшиеся сими каплями начали получать исцеление от Полезней.
В 1848 году 30-го мая Бонческул пожертвовал свою икону Богоматери «Споручница грешных» в приходскую Николаевскую в Хамовниках церковь, где ее поставили на аналой близ клироса в настоящей холодной церкви. Сначала никаких перемен на иконе не было заметно, и истечения маслянистого вещества, или елея в виде капель, на ней не было.
Но вскоре страшные явления начали происходить в алтаре той церкви, где стояла икона Богоматери «Споручница грешных». Квартальный надзиратель Хамовнической части Блоцкий, квартира которого была прямо против алтаря Николохамовнической церкви, 2-го июня ночью вместе с другими с 11 ч, до 2 ч. утра видел через окно в алтаре на горном мосте пред престолом разные явления огня или света. Эти явления в одни и те же часы повторялись в следующие дни, так что все видели это. Явления огня или света представлялись в виде звезд, которые сначала были тусклы, потом постепенно становились ярче и то исчезали, то опять возобновлялись. С 4-го июня и капли елея начали появляться обильно на иконе.
Когда об этом донесли Митрополиту Филарету, он предписал:
«1) Икону оставить в церкви на месте, где она поставлена;
2) молебствия для желающих не возбранять;
3) но из церкви икону до усмотрения, без особого разрешения, не выносить».
Кроме этого Владыка поручил приходскому священнику и местному благочинному наблюдать над происходящим при иконе и о последствиях доносить.
По случаю необыкновенных явлений к Николаевской в Хамовниках церкви как ночью, так и днем собиралось множество народа, ночью для наблюдения за появлявшимся в алтарь светом, а днем для совершения молебствий пред иконою Богоматери «Споручница грешных».
Полиция, думая, что явления света в алтаре происходят от лампады, горевшей пред иконою, а именно, свет от лампады, падая на окно прямо против горнего места, отражался на стеклах окна и производил разные цвета, потребовала, чтобы окно было отворено и лампада была погашена. Требование полиции было исполнено; но явления света продолжались.
При исследовании оказалось, что:
1) лампада с иконою Богоматери стояла не в алтаре, а в стороне от царских врат, близ левого клироса и отделялась от алтаря непроницаемым для света иконостасом с местными иконами;
2) царские врата хотя резные, но завеса, которою они задергиваются, по плотности и твердости, не могла пропускать в алтарь тихого и малого света лампадки, если бы лампадка находилась даже прямо против царских врат, а тем менее производить в алтаре то тусклые, то яркие явления света.
Думала было полиция, что свет в алтаре от отражений луны. Но по наблюдениям оказалось, что:
1) в некоторые лунные ночи в алтаре не было явлений; а в пасмурные ночи, когда никаких отражений на стеклах не могло быть, в алтаре появлялся свет;
2) в лунные ночи свет луны обыкновенно падает на предметы в известное время и в одном направлении, не изменяя своего вида; но тут луна уходила далеко за церковь, а явления света в алтаре продолжались и как бы играли, то показывались, то исчезали, то были в большем объем, то в меньшем, то тусклее, то светлее. Эти явления окончились только 10-го июня. Истечения же влаги или елея на иконе Богоматери продолжались. Бывшие в это время подле иконы видели, как обильная влага появлялась на иконе в разных местах. Сначала влага появлялась в виде булавочной головки, которая переходила в дождевую каплю, а потом растекалась по иконе; диакон, стоявший подле иконы, отирал влагу хлопчатою бумагою, которую раздавал народу.
Более всего икона Богоматери «Споручница грешных» прославилась исцелениями от разных болезней: 1) от холеры, свирепствовавшей в 1848 году;
2) от припадочных болезней и 3) от других болезней.
Так как все чудеса невозможно описать, то мы здесь опишем только некоторые.
От холеры: 1) 29-го июня московский купец Н.П. Кудаев (имевший свой дом в приходе Николаевской в Плотниках церкви) заявил, что его 12-летний сын Иван сильно страдал припадками холеры, два доктора, лечившие его, отказались. Кудаев отслужил молебен в Николохамовнической церкви пред иконою Богоматери «Споручницы грешных», вымазал своего сына маслом из лампады от иконы, и его сын выздоровел.
2) 21-го июля жена капитана А.П. Ушакова Марья Павловна заявила, что, приехав из Ярославля в Москву, была она в Николохамовнической церкви и, увидав, что икона Богоматери «Споручница грешных» живописная, а не древнего письма, усомнилась, что от такой иконы могут совершаться чудеса; но все же взяла масла из лампады. Дома в 12 ч. ночи с ней сделались страшные припадки холеры, продолжавшиеся до 5 ч. утра. Она выпила масла, взятого из лампады и вымазалась им; а вместе с тем стала мысленно молиться пред иконою Богоматери «Споручница грешных» и просить прощения, что согрешила неверием. Царица Небесная услышала ее молитву. Тут же она почувствовала облегчение и вскоре выздоровела.
3) 29-го июня капитанша С.Н. Темирязева заявила, что ее 10-летнего сына Димитрия привезли к ней из пансиона почти полумертвым от холеры, кисти его рук посинели, и ноги были сведены. Как только она вымазала больного маслом из лампады Богоматери «Споручница грешных», мальчик выздоровел.
4) Поручик Угличского егерского полка Д.И. Черняев в июле был 4 дня болен холерою так опасно, что язык стал тупеть, и все тело потемнело; доктора ничего не могли сделать. Оставив лекарства, он стал пить святую воду и обтирать себя хлопчатого бумагою с елеем от иконы Богоматери «Споручница грешных» и вскоре выздоровел.
5) Марья Леонтьева, жена священника села Бунякова, Бронницкого уезда 28-го июля сильно заболела холерою; но как только дала обет сходить помолиться Богоматери «Споручнице грешных» в Николохамовническуго церковь, припадки холеры прекратились, и она выздоровела.
От припадочных болезней: 1) Евфимия Павловна (26-ти лет) крестьянка деревни Мироновой, села Обухова, Клинского уезда, страдала припадками. Когда она услышала, что хотят ее вести в Москву к иконе Богоматери «Споручница грешных», так испугалась, что ушла в лес, откуда ее едва могли привести и уже связанную повезли в Москву. Версты за две до Москвы она начала плакать и рыдать, а когда ее привели 23-го июня в церковь к образу Богоматери, она чувствовала себя как бы в огне. Это с нею было и 24-го числа; а 25-го ей стало легче и вскоре совсем выздоровела.
2) Акулина Артемьева крестьянка деревни Постовой, Бронницкого уезда, пять лет страдала болью сердца. Принимая масло из лампады от иконы Богоматери, она всю ночь на 10-е июля чувствовала себя как бы в огне, а 10-го после вечерни выздоровела.
От других болезней: 1) Граф Н.А. Толстой 10-го июля заявил, что его сын Александр в одно время был болен холерою, воспалением в мозгу и молочницею; доктор отказался лечить. Как только вымазали его маслом, взятым из лампады от иконы Богоматери, он выздоровел.
2) Титулярная советница П.М. Гардер 7 лет страдала болезнию в руках и ногах, и все нервы ее так ослабли, что не могла ходить. Когда же стала пить святую воду от иконы Богоматери «Споручница грешных» и мазать ноги маслом из лампады, скоро выздоровела.
3) Г-жа М.П. Стрекалова так сильно страдала болезнию желудка, что лежала в постели. Пришла к ней ее двоюродная сестра, принесла масла из лампады от иконы Богоматери «Споручница грешных» и посоветовала помазаться им. Г-жа Стрекалова помазалась и выздоровела. После этого ее дети заболели коклюшем. Особенно из них сильно страдал двухлетний сын. По совету доктора малютке поставили к горлу пиявок, и одна из них прокусила артерию; кровь шла от 12 час. до полуночи и ребенок так ослаб, что не мог открыть глаз. Доктор все средства испробовал, чтобы остановить кровь, но кровь била фонтаном: каждую минуту ждали смерти малютки. Тут г-жа Стрекалова, вспомнив о своем исцелении от иконы Богоматери, решилась снять пластыри и перевязки с больного, приложила к ране хлопчатую бумагу с елеем от иконы Богоматери; кровь тотчас унялась, и больной ребенок выздоровел.
4) Московский купец Егор Шумилов, заявил, что у его сестры, жившей в сельце Никольском, Корчевского уезда, с рождения правое ухо не слышало, а на левом глазу было бельмо, и этот глаз ничего не видел. Он, взяв от иконы Богоматери «Споручница грешных» хлопчатой бумаги и масла из лампады, послал в деревню к сестре, чтобы она помазала ухо и глаз. Сестра так и сделала. Вскоре ее ухо стало слышать, а глаз видеть.
5) Домна Ефимова, крестьянка деревни Сагазина, Бронницкого уезда заявила, что ее дочь Александра после болезни ничего не стала видеть. Как только они с мужем дали обещание сходить в Москву и отслужить пред иконою Богоматери «Споручница грешных» молебен, дочь их прозрела.
6) Егор Куренков, крестьянин деревни Начатина, близ Коломенского, хотя и исповедовал православную веру, но в душе далеко был от нее. Егор постоянно мучился тяжкими сомнениями касательно веры. Ища разрешения своих недоумений, он ходил в стародубские раскольнические монастыри и слободы, не раз посещал святые места в Киеве и Соловецкой обители, и там, хотя и наслаждался беседою с отшельниками о вере и благочестии, но не мог искренно увериться, пока Сам Господь не вразумил его.
Его сын Семен опасно заболел. Испуганный отец пришел к священнику и попросил причастить его сына. Когда священник спросил, чем его сын болен, отец заплакал и попросил поскорее прийти, сказав, что его сын очень плох и находится без памяти, ничего не говорит и ничего не чувствует. Священник, взяв святые Дары, захватил и лекарства для приведения больного в чувство. Дорогою Куренков рассказал священнику следующее о болезни сына: «Третьего дня дети с работниками были в поле, также и Семен со своею молодою женою, пололи огурцы. День был жаркий. К обеду они покончили дело и пришли домой; только один Семен не пошел обедать, а лег на сено в сарае. После обеда, заметив перемену в его лице, оставили его в покое до вечера, предположив, что у него от жару болит голова. Вечером нашли его в таком же положении и перенесли в дом. С того времени доселе он спал не просыпаясь; теперь проснулся, хотя и смотрит, но ничего не видит и не понимает, глаза неподвижны; на зов не откликается, как бы ушей не имел, рта не открывает, хотели разжать, но никак не могли. Вот третьи сутки, как у него во рту ни крохи не было!»
Говоря это, старик горько плакал и как бы не слышал слов утешения...
«Как мне не плакать, — продолжал он, рыдая, — ведь у меня только два сына и есть. Крестьянин только и красен детьми. Они наша радость, наша опора под старость. Если бы я мог предвидеть такое горе, погодил бы и женить его. А как его жена то плачет!»
«Не горюй, — утешал его священник, — Бог милосерд; Он все на пользу нашу строит. Его пути для нас неведомы и непостижимы! В жизни нашей много скорбей и болезней, но не всякая болезнь ведет за собою смерть!»
«Я более скорблю, батюшка, о том, как бы не утратить сына без покаяния. Он опасно болен, а то пусть совершилась бы над ним святая Божия воля».
Приехав в деревню, священник сколько ни старался привести больного в чувство, все напрасно. Он был без памяти: открытые глаза были неподвижны, от спирта он и не поморщился, дышал через ноздри; рот у него был так сжат, что его не могли разжать даже железом. Родные, когда узнали от священника, что в бесчувственном состоянии ни исповедывать, ни приобщать невозможно больного, все горько заплакали...
«Жалею, скорблю и я, — сказал священник, — что не могу над ним исполнить христианского долга, — исповедать и приобщить его Святых Христовых Тайн. Но, други, не унывайте, предадим его в волю Божию. Эта болезнь, может быть, и не к смерти, а к славе Божией!»
«Что вы, батюшка, хотите сказать этими словами? — спросил отец больного. — "Болезнь не к смерти, а к славе Божией".»
«Послушайте! Скажите мне откровенно, как перед Богом: ты и семейство твое, хотя в церковь и ходите и приемлете ее таинства, но сердцем все таки далеки от нее; вам более нравятся обычаи и обряды раскольников, — это правда?»
«Правда, батюшка».
«Ты, Егор Семенович, хотя довольно путешествовал ко святым местам и немало насмотрелся на обряды и службу церковную и на жизнь наших великих отшельников, но сердцем и мыслию своею ты еще искренно не не утвердился в православии, а особенно в почитании святых икон не одних древних, но и новых живописных; ты веришь, будто благодать исцелений подается только от икон древних темного письма; — это правда?»
«Правда».
«Но слышал ли ты, что в Москве в Хамовниках, уже две недели, как от иконы Богоматери "Споручница грешных" новой живописной, не более трех лет написанной, очень многие больные, прибегающие к ней с верою, получают исцеления?»
«Нет, еще из нас никто не слыхал».
«Поверуйте, что не одни иконы старого, темного письма имеют благодать исцелений, но и новые живописные не лишены сей благодати, и они с верою притекающим являют свою целебную, чудотворную силу. На утро с верою поезжайте в Хамовники к Царице Небесной, и, по вашей вере, сын ваш будет здоров! Без веры лучше не ездите: труд будет напрасный. Знаю и вижу, что тяжело для вас новое, неожиданное предложение, страшен для вас этот новый путь и сейчас не могу требовать от вас на то согласия. Подумайте, спросите ваше сердце, помолитесь усерднее Богу, а между прочим больного попользуйте подручными средствами, обложите, если нет горчицы, хреном; а вечером, кто-нибудь из вас приедет скажет мне о последствиях болезни. Я, со своей стороны, постараюсь спросить докторов, находящихся при лагере кадетского корпуса, нельзя ли чем помочь вашему больному».
Родные больного задумались и молчали. Поручив их и больного воле Божией, священник, уходя домой сказал: «Лще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий».
Вечером (это было в субботу) приехал к священнику отец больного и на вопрос: лучше ли больному, он отвечал:
«Хуже, батюшка, хрен два раза переменяли, ничего не сделал пользы, как будто и не лежал у него на теле».
«Не нужно ли позвать доктора?»
«Нет, батюшка, я приехал к вам не за доктором и не за советом, чем и как лечить, а за благословением завтра отправиться с больным в Хамовники к Споручнице Божией Матери!»
«С верою ли?»
«С верою; прошу только вас, благословите».
«Бог вас да благословит! Дай Бог больному исцелиться от болезни телесной, а вам с семейством от неверия. С вечера усерднее помолитесь Господу Богу и Царице Небесной; Пресвятая Богородица, Ходатаица рода христианского, никогда никому не отказывала, кто к Ней приехал с теплою верою. Дайте обет написать такого же письма икону, какого тот чудотворный образ; внесите икону в ваш дом и чтите, как залог вашей веры и вашего искреннего послушания православной церкви. При этом не лишним считаю сказать тебе, Егор Семенович: я виделся с доктором; он думает, что у больного воспаление в мозгу, и сомневается, доживет ли он до утра. Но не теряйте присутствия духа, с Богом отправляйтесь! Бог не без милости. А болезнь сия да будет не к смерти, а к славе Божией».
К утру больной так ослаб, что едва его положили в телегу. С ним поехали отец и мать. Когда приехали к Серпуховской заставе, больному стало хуже. Они задумались: ехать или нет? Они боялись, что он умрет в Москве, откуда не дозволят увезти и придется схоронить не на своем кладбище. Долго они не решались проезжать заставу, наконец, помолившись и перекрестив сына, переехали заставу. Когда они подъехали к Хамовникам, там ударили к ранней обедне. Звон колокола для отца и матери был радостным приветом. Несчастный отец вошел в церковь. Церковь была полна народу. Он едва мог пробраться, чтобы попросить причетника помочь принести в церковь больного. Сняв с телеги, его принесли на паперть и опустили на пол.
Как только больной коснулся церковного помоста, содрогнулся, как бы почувствовал возвращение сил. Под руки привели его к аналою, где лежал чудотворный образ Богоматери. Служба еще не начиналась. Причетник посоветовал больному перекреститься. Больной молчал. Тот еще два раза сказал. Больной, хотя и смотрел, но ничего не видал и не слыхал. Мать больного, взяв его руку и сложив его пальцы для молитвы, перекрестила его лицо его рукою; потом, наклонив его до земли, вместе с отцом приподняли и подвели к чудотворной иконе. Больной без сознания коснулся ее, и, когда второй раз хотели его перекрестить, он вдруг громко сказал: «Я здоров», — и сам перекрестился.
Велика была радость родителей! Они едва могли устоять на ногах, заливаясь слезами, пали они пред образом Царицы Небесной; приложились к Ее святой иконе и из глубины души возблагодарили Бога и Царицу Небесную за исцеление сына.
Приходский священник по их просьбе тотчас отслужил благодарственный молебен. После этого, распросив исцелевшего и его отца, начал служить обедню.
Исцелевший захотел есть, и ему дали заздравную просфору. После херувимской ему силы стали изменять, он попросил отца вывести его из церкви и накормить. Отец исполнил его просьбу, накормил его, после чего он заснул. После литургии, отслужив благодарственный молебен, исцеленный с родителями возвратились домой, к удивлению и радости родных и знакомых. Утром почти мертвого увезли в Москву, а к полудню привезли совершенно здорового, он сам лошадьми управлял.
Обет семейный исполнен. Икона «Споручница грешных» была написана. Это семейство исцелилось от неверия.
В память этого чуда, совершившегося в воскресенье, семейство Куренкова дало обет всегда почитать воскресный день и быть в церкви, а не ездить на рынок с каким-нибудь товаром.
Икона Богоматери «Споручница грешных» не украшена ризою, хотя и очень много было желающих сделать ризу. По преданию, жертвователю иконы было видение, чтобы эта икона не была украшена ризою. Причт и прихожане выпросили позволение один из пределов переименовать во имя Богоматери Споручницы грешных.
Чудотворный список иконы хранится сейчас в Москве, в Никольском храме в Хамовниках.
Празднование в честь иконы совершается 7/20 марта и 29 мая / 11 июня.