Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Родник «Печерский», святой источник Божией Матери у деревни Турово

Автор: Смолина Юлия
Опубликовано: 11 августа 2008 г. 14:19, посмотрело: 21300
Ленинградская область » Лужский район » деревня Турово

Родник «Печерский», святой источник Божией Матери у деревни Турово
   Автор: apeiron64   Дата: 7 сентября 2016 г.

По преданию, в урочище Малой Печорки девочка-пастушка, отправившаяся сюда, на край леса, из соседней деревни Турово пасти скот, чудесным явлением Божией Матери была избавлена от посягательств некоего крестьянина, пожелавшего напасть на нее, но остановленного явлением Самой Пресвятой Богородицы. На месте явления Пресвятой Богородицы, в глубоком лесном овраге, в пещере, местными крестьянами была обретена икона Божией Матери, получившая название «Печерской» и открылся святой источник с кристально чистой целебной водой. Вскоре над ним была устроена деревянная часовня Печерской Божией Матери, где и была помещена икона, а сама местность получила название Печор или Малой Печорки.

Родник «Печерский», святой источник Божией Матери у деревни Турово
   Автор: apeiron64   Дата: 7 сентября 2016 г.


На протяжении XVII-XVIII веков образ Печерской Божией Матери продолжал находиться в часовне, а в 1789 году из нее икону перенесли в Лугу, в новопостроенный собор святой великомученицы Екатерины, где на образ возложили серебряную вызолоченную ризу.

Ежегодно в июне-июле после Литургии в Воскресенском соборе в Луге, образ крестным ходом несли к месту его явления.

В 1851 году помещицей Варварой Кишкиной и крестьянином деревни Гобжицы Перечицкого прихода Тимофеем Власовым над святым источником в Турово была устроена новая часовня во имя святителя Николая Чудотворца в память о бывшей в Турово церкви его имени (церковь была разобрана в 1702 году). Кроме празднования «Печерок», ежегодно в пятницу первой недели Петрова поста устраивался крестный ход от Смешинской церкви к Печерской часовне.

Родник «Печерский», святой источник Божией Матери у деревни Турово
   Автор: apeiron64   Дата: 7 сентября 2016 г.


В 1996 году силами благодетелей восстановлена часовня над святым источником, а в 1999 году и купальня ниже по течению Печерского ручья на пожертвования О.А. Мельникова и Н.М. Тищенко. Каждый год в первую пятницу Петрова поста на источник совершается крестный ход с водосвятным молебном.

Координаты: 58°45′37″N 29°55′36″E

Ф о т о а л ь б о м

X



Карта:



tester

15 июля 2017 09:16
223.  Турово  (там  же),  часовня  во  имя  Печерской  иконы  Божией  Матери, деревянная,  время  возникновения  неизвестно,   возобновлена  в  середине  XIX  века,  разрушена  в  конце  1930- начале  1940-х гг.,  вновь  построена  в  1996  году.

    Часовня  располагалась  к  северу  от  д. Турово,  у  дороги  на  деревню  Шалово,  в  глубокой  лощине  («пещере»),  над  родником,  истоком  ручья  Черного.  Когда-то  часовню  окружала  березовая  роща,  нынче  почти  полностью  вытесненная  хвойным  лесом.

    Предание   гласит: «В  урочище  Малой  Печорки  девочка-пастушка,  отправившаяся  сюда,  на  край  леса,  из  соседней  деревни  Турово  пасти  скот,  чудесным  явлением  Божией  Матери  была  избавлена  от  посягательств  некоего  крестьянина,  пожелавшего  напасть  на  нее,  но  остановленного  явлением  Самой  Пресвятой  Богородицы.  На  месте  явления  Пресвятой  Богородицы,  в  глубоком  лесном  овраге,  в  пещере,  местными  крестьянами  была  обретена  икона  Божией  Матери,  получившая  название  «Печерской»  и  открылся  св.  источник    с  кристально  чистой  целебной  водой.  Вскоре  над  ним  была  устроена  деревянная  часовня  Печерской  Божией  Матери,  где  и  была  помещена  икона…».

    В  этом  предании  ясно  чувствуются  отголоски  языческой  Руси.  Пастухи,  равно  как  и  рыбаки,  благодаря  своему  занятию,  прекрасно  «ведающие»  признаки  многих  природных  явлений,  в  первую  очередь  связанных  с  предсказанием  погоды,  считались  наделенными  особой  сакральностью,  способностью  общаться  с  потусторонними  силами.  В  христианскую  эпоху  именно  пастухам  и  рыбакам,  главным  образом,  и  открывались  чудесно  явленные  иконы.

    Женщины,  младенцы,  убогие  умом  также  наделялись  сверхъестественными  качествами,  способностью  общения  с  высшим  миром.  В  случае  с  явлением  Печерской  иконы  мы  видим  слияние  этих  персонажей  в  один – образ  девочки-пастушки.

    В  «Историко-статистических  сведениях  о  Санкт-Петербургской  епархии»  сказано,  что  в   Екатерининском  соборе  в г. Луге  с  1789  года  хранилась  особо  уважаемая  прихожанами  икона  Печерской  Божией  матери,  перенесенная  сюда  из  деревянной  часовни,  находившейся  в  5  верстах  от  Луги  в  Смешинском  приходе.  Это  значит, что  часовня  в  Малой  Печорке  существовала  еще  до  основания  г. Луги.

    Народная  традиция  и  предание  связывает  существующее  почитание  Печерского  образа  Божией  Матери  с  иконой  Успения  Пресвятой  Богородицы  в  Лужском  Казанской  соборе,переданный сюда в годы войны..  Образ  этот,  вероятно,  следует  датировать  временем  не  позже  XVI  века.По мнению И.В.Попова её и следует считать"той самой  Печерской  явленной  иконой  Божией  Матери".

    Древность  иконы  из  Казанской  церкви  не  вызывает  сомнения.  Но,  к  сожалению,  она  не  могла  быть  той  самой  явленной  в  Печерке  иконой,  которая  позже  хранилась  в  Лужском  Екатерининском соборе  в  серебряной  вызолоченной  ризе.  Какой  была  явленная  икона,  свидетельствует  картина  художника  Н.Ф. Роота  «Праздник  явленной  иконы  у  Печер  близ  Луги»,  написанная  в  1900 г.  В  центре  картина  здесь,  если внимательно  приглядеться,  можно  отчетливо  увидеть  киот  с  помещенной  в  нем  иконой,  изображающей  Богоматерь  с  младенцем,  но  никак  не  сцену  Успения  Богородицы.  Есть  несколько  свидетельств,  что  празднование  в  Печерке  совершалось  с  присутствием  чудоявленного  здесь  образа  Божией  матери.

    В  1849  г.  в  целях  возобновления  Печерской  часовни,  ее  проект  был  направлен  митрополитом  Новгородским  и   Петербургским  Никанором  на  рассмотрение  в  столичный  Департамент  проектов  и  смет.  Автором  проекта  был  уже  известный  нам  по  Городцу  и  Сяберо  архитектор   Петр  Лукашевич.  Проект  представлял  собой  квадратную  в  плане  постройку,  окруженную  галереей   на  шести  квадратного  сечения  опорах  по  каждой  стороне.   Часовня  и  галерея   перекрыты  общей  четырехскатной  кровлей  с  восьмигранным барабаном  с  купольным  завершением,  увенчанным  большим  крестом.  Второй,  малый  крест,  размещался  на  аттике   западного  фасада  над  входом  на  галерею.  И  в  этом  проекте  П. Лукашевич  остался  верным  стилю  классицизма, уже  вышедшему  из  моды.

    К  проекту  прилагался  план  местности  «на  которой  предположено  возобновить  часовню  во  имя  Печерской  Божией  Матери  близ  деревни  Турово». На  плане  часовня  показана  установленной  над  истоком  ручья,  в  тесной  лощине,  образованной  склонами  косогора.  Надпись,  указывающая,  что  это  именно  проект  часовни  Печерской  Божией  Матери  есть  и  на  чертеже  с  планом  и  фасадом  часовни.

    Исправленный  и  утвержденный  проект  был  отослан  адресату  7  мая  1850  года  для  воплощения.

    Неизвестно,  какие  исправления  были  внесены  в  проект,  но  если  на  картине  Роота  часовня  показана  в  соответствии  с  этими поправками,  то  вряд  ли  они  улучшили  художественный  вид  часовни.  Вместо  центрической  «под  купол»  постройки,  часовня  приобрела  вид  вытянутого  прямоугольника.  Четырехскатная  кровля  оказалась  замененной  на  двускатную,  по  центру  конька  которой  был  врезан  низкий  восьмигранный  барабан,  над  которым  на  узком  столбике  возвышалась  скромная  луковичная  главка.

    В  одном  часовня,  безусловно,  выиграла,  стала  более  соответствовать  характеру  местности  и  народным  традициям.

    В  «Историко-статистических  сведениях  о  Санкт-Петербургской  епархии»  сказано,  что  в  пятницу  1-й  седьмицы  Петрова  поста  устраивался  крестный  ход  «к  Пещерской  часовне,  где  явилась  икона  Божией  Матери.  Часовня  находится  близ  деревни  Турова,  во  имя  свт. Николая,  построенная  помещицею Варварой   Кишкиною  и  крестьянином  деревни  Гобжиц  Перечецкого  прихода  Тимофеем  Власовым,  в  1851  г.  Часовня  стоит  в  глубокой  пещере  (почему  и названа  «Пещерной»)  и  окружена  березами; под  часовнею – ключ  чистой  воды, а  несколько  подальше – купальня  с  водою,  которая  считается  целебною».

    По  нашему  мнению  в  этом  сообщении  смешались  сведения  о  двух  туровских  часовен:  той,  что  была  поставлена  по  месту  явления  образа  Божией  Матери  и  другой,  построенной  на  месте   бывшей  в  Турово  церкви  во  имя  Николая  Чудотворца  (см. выше). Только  этим  можно  объяснить  приведенное  в  данной  книге  название  Печерской  часовни,  как  Никольской.

    В  начале  ХХ  века  Печерская  часовня  была  основательно  поновлена,  убрана  под  четырехскатную  высокую  кровлю  на  резных  столбах,  украсилась  подкарнизными  досками  с  зубчатой  бахромой.  Такой  часовня  представлена  на  одной  из  открыток  1910-х гг.

    К  этому  времени  почитание  образа  Печерской  иконы  Божией  Матери  приобрело  общеепархиальный  характер,  сопровождалось  совершением Крестного  хода  на  св. источник  и  архиерейским  богослужением  в  Лужском  Воскресенском  соборе.  Празднование  «Печерок»  приходилось  на  последнюю  пятницу  перед  Петровым  постом,  т.е.  на  22  мая  (4  июня).  Кроме  того,  в Луге  и  в  Турове  открывались  т.н.  печерские  ярмарки.  Они  проходили  в  зависимости  от  празднования  Пасхи  либо  в  конце  мая,  либо  в  первой  половине  июня.  

    Печерская  часовня  была  разрушена  в  конце  1930 – начале  1940-х гг.  Однако,  народное  почитание  св. источника  продолжалось,  не  иссякло,  дожило  до  нынешнего  времени.

    Часовня  над  св. источником  вновь  поднялась  летом  1996 г.  Вот,  что  рассказывал  об  этом  один  из  инициаторов  ее  воссоздания  лужский  старожил, человек  замечательного  художественного  и  литературного  таланта  Николай  Андреевич  Павлючук, к сожалению,  уже  ушедший  из  жизни: 

     -  У  нас  давно  родилась  эта  мечта – поставить  часовню, - рассказывает  Николай  Андреевич  Павлючук,  и  вот  нынче  мы  ее  осуществили.  Собрались  группой:  Николай  Алексеевич  Колесников,  Петр  Ильич  Сиваков,  Борис  Васильевич  Васильев,  другие  активные  прихожане  Луги – и  своими  силами,  на свои  деньги  построили  часовенку…

    Очень  скромное  это  сооружение:  на  четырех  опорах – маленький  куполок.  Но  когда  в  лесу  из-за  густых  елок  показывается  сначала  крест,  а  потом  и  вся  часовня,  стоящая  на  дне  оврага,  сердце  замирает…

    Восстановленная  часовня  была  освящена  14  мая  1996  г.  благочинным  Лужского  округа  протоиреем  Н.В. Денисенко.  Он  же  возглавляет  крестные  ходы  из  Луги  в  Печерку,  вновь  ставшие  ежегодными.

    В  1999  г.  на  Печерском  источнике  была  восстановлена  и  освящена  купальня.  Восстановили  ее  на  пожертвования  лужан – Олега  Алексеевича  Мельникова  и  Николая  Михайловича  Тищенко.
 
Источник: Носков А.В., Набокина О.В. Храмы Лужского района Ленинградской области.

 





Основан в 2008 году