Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Храм в честь Архангела Михаила село Семьяны

Автор: Сальников Пётр
Опубликовано: 7 августа 2009 г. 14:22, посмотрело: 7763
Нижегородская область » Воротынский район » село Семьяны

Храм в честь Архангела Михаила село Семьяны
   Автор: Сальников Пётр   Дата: 2 июля 2019 г.

На святом урочище в 1782 году построили деревянную церковь. С тех лет в селе сохранилась и внушительная Библия, выпущенная в 1782 - 1783 гг. - «21 лето царствования Екатерины II». Ныне она хранится у Анатолия Павловича Баринова. Размер книги: 600 листов с твёрдым переплётом; длина 42 см., ширина 28 см., толщина 12см.; вес 7,7кг.; цена её была «5 рублей без переплёта». Через полтора десятка лет церковь была сожжена, и в 1801 г. семьянцы построили там же новую деревянную церковь, которая простояла почти столетие. Последний раз здесь опись церковного имущества провели в 1887 году. Но и это здание 7 мая 1897 г. во время крупного в селе пожара сгорела. При усердии молодого энергичного священника в селе Высоком Оселке Васильсурского уезда купили здание старой деревянной церкви и в этом же году поставили на месте сгоревшей.

Уже в 1898 г. священник И. К. Флёров стал подготавливать население к постройке в селе каменной церкви. В 1902 г. началось строительство каменного храма, которое длилось 10 лет. В ночь с 4 на 5 февраля 1903 г. сгорела отработавшая только 5 лет деревянная церковь. И вскоре на средства прихожан и, в основном на деньги, собранные священником, был построен молитвенный дом с алтарём для совершения Божественной литургии и освящён 16 мая 1903 г.

Эта деревянная церковь с одним престолом в честь Собор Архистратига Божия Михаила была покрыта старым железом, звонницу построили отдельно на столбах, оградой служила прежняя каменная, сторожки не было. Уже через пару лет утвари и ризницы стало достаточно, всё это - на пожертвования из Москвы, родственников и знакомых настоятеля. В 1906 г. при церкви имелись копии с первой части метричных книг с 1882 по 1901 гг. и подлинники с 1902 г. Работал комитет по постройке каменного храма, утверждённый епархиальным начальством 26 января 1902 г.. В приходе числилось 309 ½ двора, где проживало 1238 мужчин и 1297 женщин. Важнейшим событием в духовной жизни с. Семьяны стало возведение храма в конце XIX начале XX вв., продолжавшееся более 10 лет. Для строительства церкви был избран и утверждён Епархиальным начальством строительный комитет. Председателем его стал священник И. К. Флёров. Все средства для строительства церкви за малым исключением были местными. На её возведение было затрачено без малого четверть миллиона рублей. Какой великой была энергия у строителей, которые завершили возведение церкви в такой короткий срок и на такую большую сумму, собранную от прихожан.

Церковь была пятиглавая, высокая, без колокольни, вышла очень красивой, со звонницей на столбах. На оставшиеся средства были отлиты три колокола. Большой в 23 пуда и малые в 2 пуда и в пуд 20 фунтов. Вместительностью храм был на 600 — 700 человек. Торжественное освещение его состоялось 22 января 1891 г. С весны 1898 г. священник Флёров начал собирать пожертвования на сооружение большого колокола, и к Петрову дню соорудили и повесили колокол в 155 пудов. От общества прихожан поступило 700 рублей, остальная сумма была собрана от пожертвователей. Первыми пожертвователями стали: Васильский купец Алексей А. Дюжаков и его жена Екатерина В., пожертвовавшие 1000 рублей, Иван А. Дюжаков - брат А. А. Дюжакова, который пожертвовал 250 рублей. С установкой большого колокола было связано масса кляуз, ругани в адрес инициатора этого важного дела, священника Флерова. Особенно ярым его противником был прихожанин Пётр Никитич Кошелёв. Дело доходило до того, что священника обвиняли в утайке денег и других грехах. В своём дневнике И. К. Флёров пишет, что по этому поводу 1 марта 1898г. был собран сход прихожан.

«Явившись и поздоровавшись, я предложил им свою мысль для обсуждения. И объяснил, что существование комитета по устройству каменной и деревянной церквей не обязывает общество без времени начинать постройку, что члены комитета будут стараться изыскивать средства на постройку церкви помимо общества, что они не будут на жалованье у народа, и что постройку можно начинать через 5 лет после утверждения комитета. Одни считали, что выбирать комитет незачем. Это прежде всего Зиновий Назаров и его сторонники. Часть прихожан, например, Егоров Иван и его последователи предлагали принести по «красненькой» и начинать строительство. Другие предлагали выбирать в комитет прихожан более состоятельных, и тогда ему ничего не стоит начать строительство. Были и крайние скептики, которые выкрикивали: «Одну не устроили, а о другой думать?!» Были прихожане, которые предлагали начинать строить каменную церковь и достраивать деревянную, тем более, что там осталось только отштукатурить и устроить деревянный переплёт в ограде».

Яростные споры продолжались до 1 октября 1898 г. Постепенно дело стало сдвигаться с мёртвой точки. В этот день на полном сходе комитет наконец-то избрали. В его состав вошли: председатель Валерий Аркадьевич Демидов; земский начальник 2-го участка Васильсурского уезда; исправник Алексей Валерианович Сомов; священник И. К. Флёров; крестьянин с. Семьяны Михаил Степанович Исаев; Матвей Васильевич Давыдов; Михайлов Егор Давыдович; Ф. Ф. Бадыгин; Николай Кузьмич Щипакин; Николай Ксенофонтович Маринин. Таким образом, вопрос о постройке каменной церкви был в основном решён, хотя по-прежнему оставались ярые противники этого дела, такие как: состоятельный крестьянин Василий Филюшкин (бывший староста), род Давыдовых во главе с Матвеем Васильевичем и сыном его Григорием. Партия противников была очень сильной. Первым вопросом строителей стал вопрос о том, как строить храм: сдать всё подрядчику, или строить хозяйственным способом. Вопрос о хозяйственном способе постройки был очень острым, вызвал критическое отношение со стороны общества.

По настоянию священника И. К. Флёрова решили строить храм хозяйственным способом. На средства, собранные сборщиком А. В. Овечкиным и священником ещё до учреждения комитета, решено было купить и поставить 2 деревянных тесовых сарая и 2 горна для кирпичного завода. В своём дневнике от 26 марта 1899 г. Флёров пишет, что противники хозяйственного способа, в частности Дмитрий Иванович Макаров, мотивировал свой подход к проблеме тем, что общественные работы, такие как доставка дров, воды, песка могут совпасть с горячим временем сельскохозяйственных работ «а это крайне не удобно, что не все будут трудиться добросовестно, а другие совсем не придут на стройку». И всё-таки на сходе И. К. Флёрову удалось убедить сомневающихся. «Ничего не видавши пугаться работ не следует, ещё ничего не делали, а уже тяжело стало. Чужие люди дают средства на постройку нашей церк¬ви, а вы сами ничего не сделали, боитесь переработать,» - критиковал он своих прихожан. Относительно времени работы определились следующим образом: дрова на окалку кирпича запасать зимой, для подвоза песка и воды комитет най¬мёт людей. Не ввёл бы священник Флёров своевременное вмешательство, строительство церкви могло существенно затормозиться и обойтись во много раз дороже.

Не обошлось без проблем при установке колокола. 24 июня 1899 г. Флёров с доверенным лицом от общества отправился за отлитым колоколом. Пожертвования на колокол сделали братья - купцы Дюжаковы. От Балахны до Василя его бесплатно перевезли на пароходе М. П. Зарубина. 29 июня подняли ко¬локол на звонницу. Звонили весь день. Колокол всем понравился, хотя не обошлось и без завистников и хулиганов, которые нашёптывали, что колокол плох и, что вверху у него есть трещина, а так же, что священник Флёров получил от Ча-рышниковой по 25 копеек с пуда, т. е. личную выгоду. Земский начальник двоих таких общественников подверг аресту за клевету. Наконец, после многочисленных хлопот состоялась закладка. Закладывалась она при громадном стечении на¬рода. На торжестве присутствовали: Преосвященный консисторий Михаил Иванович Макарьевский и Невский, архитектор А. К. Никитин, Е. В. Дюжакова и др. 2 октября 1899 г. Священный Синод назначил Семьянской церкви казённое жалованье: 300 рублей священнику, 150 рублей дьякону, 100 рублей псаломщику. Строительство церкви велось по проекту архитектора А. К. Никитина. На возведение храма пошло очень много материала: 26 кубометров камня, 381 тысяча кирпича. Сразу церковь строилась теплая, на 1060 человек, т.е. по 20 человек на 1 квадратную сажень. На пущенном в 1900 году заводе шла работа по заготовке кирпича, из оврагов было навезено 26,8 кубических саженей бутового камня, а к 1902 году заготовили 395800 штук кирпича. За 150 рублей вырыли канаву и приготовили под закладку. Съездили за благословением к Преосвященному Назарию. Это торжество случилось в конце мая 1902 года. На закладку прибыл Владыко с протодьяконом, секретарь консисторий Макарьевский, с ним приехал и председатель комитета, земский начальник второго Васильского участка Демидов В.А. Торжество было великое, « народу было видимо-невидимо». Первый кирпич заложил архиерей, второй - В.А. Демидов, третий - И.К. Флеров. Далее торжества проходили в здании земского училища. «Архиерей был строго соcредоточен. Явилась депутация от крестьян с одобрением деятельности И.К. Флерова. Все торжество проходило чопорно и холодно».

Строительство храма, несмотря на различные препятствия, трения, завершилось к 1912 году. Новый и ныне, и в будущем радующий храм начал действовать в следующем году при большом стечении народа. На правой стене коридора притвора появилась надпись: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Заложен сей святый храм во имя собора архистратига Божия Михаила и прчих бесплотных сил в царствование благочестивейшего и самодержца сего государя императора Николая Александровича преосвященнейшим Назарием, епископом Нижегородским в 1902 году июня 9-го дня. Освящен в царствование того же государя преосвященнейшим Иоакимом, епископом Нижегородским и Арзамасским 1912 года сентября 23 дня. Аминь».

А на левой стороне коридора такая надпись; «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Основан и выстроен сей святый храм усердием прихожан под руководством настоятеля священника отца Ивана Флерова при щедрой помощи рабов божьих Василия, Алексия, Михаила, Екатерины и других добрых людей. Строитель священник Иван Флеров, подрядчик каменных работ Иван Семенович Сироткин, живописей Иван Степанович Никитин, резчик иконостаса Василий Василевич Митенкин. Аминь». В справочно-информационном фонде центрального архива Нижегородской области имеются следующие сведения о храме села Семьяны Васильского уезда.

В справочнике Драницина М. «Адрес-календарь Нижегородской епархии за 1904 г.» и в клировых ведомостях церкви села Семьяны Васильскои округи за 1810 г. и Васильского уезда за 1916 г. значится, что деревянная церковь во имя Архистратига Божия Михаила была построена в 1794-1801 гг., с двумя приделами - во имя Козьмы и Дамиана и во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1897 г. церковь сгорела. В 1898-1913гг. - временная деревянная церковь. Каменная церковь была построена в 1902-1912 гг. «тщанием прихожан, под руководством настоятеля церкви, священника Иоанна Флёрова, при щедрой помощи рабов Божиих - Василия, Алексия, Михаила и Екатерины и других добрых людей». Была с каменной же колокольней, покрыта железом. Отапливалась пятью голландскими печами. Внутри была расписана. Иконы в иконостасе были на золотом чеканном фоне. Главный престол был утвержден на мозаичном мраморным помосте в две ступени.

Престолов было три: главный - в честь Собора Архистратига Божия Михаила; правый - в честь св. бессребреников Козьмы и Дамиана, левый - святителя и Чудотворца Николая. Земли при церкви состояло: усадебной с погостом церковным - 2 десятины, пахотной - 30 десятин, чернолесья - 25 десятин, на отопление храма - 10 десятин. Всего - 43 десятины. Расстояние от церкви - от 1 до 6 верст. Лес был приобретен на средства общества крестьян села Семьяны в 1908 г. Церковные помещения:

• два дома для священно - и церковнослужителей на усадебной земле были построены прихожанами в 1897г. и 1905г. и составляли собственность прихожан;
• здание церковно-приходского попечительства, деревянное, на каменном фундаменте, крытое железом (было перестроено из прежней временной деревянной церкви «на средства Василия Степановича Плешачкова»);
• тесаный сарай (с 1904г.).

При церкви были:
• библиотека (на 180 томов);
• церковно-приходская школа для девочек (помещалась в доме приходского попечительства, в 1916г. училось 57 девочек), учительницей была Мартынова Анна Никифоровна;
• церковная школа грамоты в деревне Никольская Выселка (бездействовала с 1915 г. за отсутствием учителя).

Штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика.

Храм в честь Архангела Михаила село Семьяны
   Автор: Сальников Пётр   Дата: 2 июля 2019 г.


В 1897 г. приходом был построен деревянный дом священнику, застрахован обществом на 1250 рублей в земстве 24.04. 1905г. (в советское время здесь размещалась «малая школа»). Построенные также обществом дома диакона и псаломщика сгорели в 1903г., после чего они жили на квартирах, летом 1905 г. псаломщик выстроил себе дом.

В 1906 г. доход семьянского причта (священнослужителей) составил около 1000 руб.: 539 руб. от казны (в государственной сберкассе), примерно 150 руб. от земли, 400 руб. от служб и треб, руги не было. В 1911 г. кружечные доходы составили 499 руб. 97 коп., жалованье священника - 294 руб., псаломщика - 98 руб.

В конце XIX в. Церковным старостой был Василий Алексеевич Филюшкин, за ним - Филипп Фёдорович Бадюдин (1843 г. р. из Чечулины). До пожара, говорят, он спрятал семь горшков ценностей у Чайного колодца. То ли хотел сохранить, то ли хотел украсть церковные деньги, закопав их где-то в десятке метров от известного колодца. Они до сих пор не найдены, правда, клад этот толком никто не искал. Клады в Семьянах, возможно, имеются и в других местах, т. к. в нескольких огородах только в конце XX в. обнаружено несколько золотых монет (на Безводной на участке недалеко от Большого проулка, на участке дома 24 в Селе и т. д.). Счастливые находки изделий и монет разных эпох из драгоценных металлов были и прежде (и весьма часто). С 1903 г. старостой был Михаил Михайлович Бакалдин (1847 г. р.); при нём просфорней была Ефросиния Ивановна Шелашева (1837 г. р.), с 13.11.1910 - Степан Гордеевич Баринов (1869 г. р.).

В каменной церкви первым венчался Федор Иванович Зайцев с Анной Михайловной «Суряковой» (1894 г. р., оба гузнинские).

В 1930-х г., когда настоятелем в это время работал Иоанн Красовский, несмотря на сопротивление прихожан, тем не менее в 1936 г. активисты союза безбожников добились закрытия церкви. После этого они сняли колокола. Когда сбрасывали два больших колокола, то один упал на улицу, а другой на колокольню и провалился через потолок на пол. Дальнейший путь семьянских колоколов нам неизвестен, из них лишь один разбитый сохранился здесь. Тогда власти решили храм переоборудовать на колхозные нужды. Но это им не удалось. Не последнюю роль в этом сыграла сторожиха Перасковья Михайловна (тётя Паша) Давыдова (Кривова), которая удержала у себя церковные ключи. Хотя и перетерпела от сельсоветских, а ключи им не выложила. После закрытия церкви в селе невозможно стало исполнение христианских треб. По усопшим певчей часто ходила П. М. Давыдова. Креститься, венчаться ходили кто куда, вплоть до Чебоксар или украдкой к бывшим священникам. Например, А. М. Полазанова на Безводной Юрия (1942 г. р.) крестила у попа в доме ее хозяйки. Священник И. Красовский после умер в Семьянах же, и дочь забрала его хоронить к себе. Кста¬ти, он, говорят, часто повторял пастве слова святителя Иоанна Златоуста: «Великое благо - молитва. Если кто, разговаривая с добродетельным человеком, получает от этого немалую пользу, то каких благ не получит удостоившийся беседовать с Богом! А диавол хорошо знает, какое великое благо - молитва, и потому усиленно нападает на молящегося». В 1943 г. в связи с тяжелейшими потерями на фронтах, голодной жизнью в тылу, для усиления противодействия фа¬шистской пропаганде и большей мобилизации резервов государства, Советское правительство вынуждено было разрешить вновь открывать церкви. Задавленные тяжёлой жизнью семьянцы решили воспользоваться этим и восстановить деятельность местного храма. Это сложное дело организовала и возглавила 32-летняя солдатка из Никольского Анна Алексеевна Егорова (в девичестве Мужанова из Безводной). Проявив недюжинные способности, всё-таки сумела открыть церковь и стала первой женщиной-старостой прихода. При ней полностью наладились церковные мероприятия, крещения и отпевания, венчания и др. Одними из первых (январь 1946г.) в своей церкви повенчались молодожены с Гузнихи Евдокия Петровна Хлапьева и Евгений Иванович Логинов.

С сельской церковью переплелась жизнь многих семьянцев, многие находили в ней в своё время работу. Когда-то регентом был здесь Николай Бакалдин, звонарём Иван Овечкин, кто-то псаломщиком или торговал просвирами, занимал другие должности. Вырезавший иконостас новой церкви В.В. Митенкин (примерно 1885 г.р.) после жил в Красном Кизляре, а помер в Никольском. Кстати, церковь должна была ему 30 тысяч рублей, но в связи с революционной суматохой, он так и не смог их получить. Рисовал церковь и А.Н. Елизаров.

Елизаров Анатолий Николаевич (1937 г.р. Никольское) окончил в Горьком ремесленное и художественное училища. Ленинградскую художественную академию. Крупный специалист по художественной ковке металлов (ещё в 1960-х гг. издал по этой теме книгу) и по реставрации художественных рукописей (работал на восстановлении росписей Московского кремля, псковских церквей). Проживает в Пскове.

Ныне приход церкви включает верующих следующих населённых пунк¬тов: Семьяны, Белавка, Никольское, Ивановка, Березов Майдан, Кекино, Тришкино, Шокино и др. Высший орган - приходское собрание, председателем чего является сам настоятель. Постоянно действующий орган - церковный совет, его председателем является староста. Прежде совет состоял из двадцати человек, а с начала 1990 - х гг. из десяти («десятка»).

Священномученик иерей Иоанн Клавдианович Флёров родился в Нижнем Новгороде в семье диакона Клавдиана Яковлевича Флёрова 29.08.1870 г. Отец умер в 1905 году. Окончил курс в Нижегородской духовной семинарии по 2-му разряду в 1892 г., работал учителем Юринского начального земского училища. Здесь же женился на местной крестьянке Серафиме Петровне Федосеевой (22.07.1874 г. р.), в следующем году (уже в Семьянах) у них родился сын Евгений (единственный ребёнок). С 30 января 1895 г. Иоанн Клавдианович стал работать настоятелем Семьянской церкви. Через неделю епископом Балахнинским Алексием он посвящен в диакона, а ещё через несколько месяцев - священника. Проявил завидную активность и умение увлечь прихожан, в результате чего смог построить две деревянные на месте сгоревших и каменную церкви. Первый раз был утверждён председателем комитета по постройке храма 24.08.1897 г. О его рвении и муках на строительстве подробно говорится в приводимом далее его дневнике. Недаром он почти ежегодно награждался. Так, 30.06.1899 г. Флеров получил благодарность Нижегородского епархиального начальства за труды и усердие по сбору средств на постройку каменного храма, 17.06.1900 г. награждён набедренником (свидетельство № 5297) и т. д. Выбирался и на различные церковные общественные должности: в декабре 1905 г. - депутатом Лысковского окружного духовного училищного совета, 1.01.1912 г. - членом благочиннического совета 1 округа Васильского уезда и т. д. Отмечался и мирской властью - в 1896 и 1899 гг. получил благодарности Васильского уездного земского собрания за успешное преподавание закона Божия в сельском училище. Его страдания по православному просвещению села, возведению каменного храма увенчались успехом - в 1912 г. новая церковь начала действовать. (В предыдущем году ввиду голода и тяжелого эпидемиологического состояния в селе этого не случилось).

Любимые христианские изречения отца Иоанна Флерова:

• «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».
• Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною».
• «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам».
• «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт».
• «Не хвались завтрашним днём, потому что не знаешь, что родит этот день».
• «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют».
• «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы».
• «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите».
• «Попросим Господа дать нам чистое сердце и быть радостью для наших родителей».
• «Поблагодарим бога за его любовь и милость над нами: он сохранил нас до сего дня и слышит наши молитвы».
• «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего».
• «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их».

Жизненный путь Иоанна Клавдиановича оборвала Гражданская война. Он имел неосторожность призвать свою паству на выступление против узурпаторов власти и гонителей христиан во время Быковского восстания в июле 1918 г. После подавления выступления крестьян прошла жестокая карательная экспедиция красноармейских отрядов в Васильсурском уезде. Карателями был задержан отец Иоанн Флеров, по одним словам, здесь же в селе, по другим, был снят с прихода при возвращении из Нижегородского епархиального управления.

Суд был скорый, как и многих активных участников восстания, его тоже приговорили к расстрелу. Когда его повели на расстрел (август или сентябрь 1918 г.), собралось было много народа - в городе Василе и уезде отца Иоанна знали почти все. Но собравшихся быстро разогнали. Могилу вырыли на краю кладбища на глазах у приговорённого. (По другим словам, заставили вырыть самого.) После чего священник обратился к своим палачам: «Дайте мне справиться, дайте помолиться, прочитать себе отходную». Снизошли. Среди карателей половина была семьянских, вооружённые винтовками и уверовавшие в силу оружия и возгордившиеся нахлынувшей на них властью, стояли они рядом и ухмылялись. Живой человек прочитал себе отходную.

- Ну вот, сейчас я готов. Ну, сейчас, давай, стреляй. В крест не стреляйте.

Те сначала сделали залп вверх, а после по Флерову. Он с шумом упал в могилу. Нынешние семьянцы среди стрелявших называют кто Николая Максимовича Милкина (с низового конца Питерихи, на плугу умер) и Ивана Трусова (вроде из Никольского), кто - Андрея Семёновича Солдатова (из Никольского) и Михаила Егорова (тоже из Никольского), кто — двоих из Питерихи и другого из Никольского. После гибели священника он многим являлся во сне. А Тепляков из Хмелевки (дедушка А. Н. Макаровой, 1925 г. р.), когда шел с лесопилки в Василе домой, услышал даже пение с кладбища. Повоспрошал на другой день людей, они, оказывается, не слышали. Про матушку Флерова говорят, что она после доживала в Васильсурске. По другой версии и её беременную убили вместе с мужем.

Так трагически закончился земной путь славного строителя семьянской святыни. А храм стоит и будет стоять как великолепный памятник замечательному подвижнику, священномученику во имя Истины иерею Иоанну Клавдиановичу Флерову.

Адрес: Нижегородская область, Воротынский район, с. Семьяны, ул. Героя Малова, д. 12

Телефон: 8–952–769–44–59

Координаты: 56°1′11″N 45°58′43″E


Источники:
1. Дневник священника И. К. Флерова.
2. Архивная справка Государственного учреждения Центральный архив Нижегородской области.
3. Е.Е. Ерагин «Семья моя - Семьяны». Н. Новгород,2003 г.
4. Воспоминания жителей с. Семьяны.

Карта:



Лариса Евгеньевна Флёрова 29 июля 2011 14:32
Я пра-правнучка Иоанна Флёрова. Мои знания малы, так как в семье не рассказывалось. Мои родители разошлись, когда мне было 6 лет. После смерти моего отца мне достались фотографии. На одной из них мой пра-прадед. Напрашивается вопрос, мой ли предок Иоанн Клавдианович Флёров?

 

Ирина
Воротынец Россия
10 августа 2009 00:17
Узнаю свою фотографию с мобильного, которая отражает одну церковь.
Ирина

 





Основан в 2008 году