Святой источник на горе Маяк - одно из самых загадочных святых мест Самарской области. Находится он на границе Челно-Вершинского района с Татарстаном, в лесу примерно 3,5 км западнее села Сиделькино, за рекой Большой Черемшан. Эти места раньше входили в Чистопольский уезд Казанской губернии и присоединены были к Куйбышевской области только в 30-е годы.
Само же село Сиделькино образовалось примерно в 1640 году как Стрелецкая Слобода. Первый деревянный храм был построен в то же время на берегу реки Тарханки. В 1720 году было начато, а в 1730 году закончено строительство каменного храма в честь Вознесения Господня. К началу двадцатого века население села достигло трех тысяч человек. Село стало уездным.
В старину здесь произошло событие, взволновавшее жителей всего края. Между селами Сиделькино и Старое Эштебенькино, на горе Маяк, явилась икона Божией Матери «Казанская». По другим сведениям, люди видели Саму Царицу Небесную. На этом святом месте сразу забил источник, рядом с которым позднее была построена часовня. В годы безбожия часовню разрушили, а источник был заброшен.
Краевед и историк села Сиделькино, Александр Константинович Хлопков, рассказывает: «По народному преданию, очень давно недалеко от источника стояла часовня, рядом с которой жили монахи-схимники, проповедующие православие среди народов, проживающих по берегам Черемшана. Вначале люди их боялись, опасаясь наказания от своих богов. Но случилась великая засуха. Много раз люди собирались в лесу около большого дуба, приносили жертву богам — просили о дожде. Отчаявшись, пошли к «странным людям» попросить у их Бога даровать спасительный дождь. У жилища схимников поселяне упали на колени, прося защиты. Долго молились схимники. Осеняя себя крестом, они пели. Постепенно стали креститься и пришедшие, повторяя слова незнакомой песни. Вдруг небо посерело, появились тучи — полил дождь. В знак признания новому Богу в поселении была поставлена деревянная часовня на «красном» месте, самом высоком в округе. Недалеко у подножия холма забил родник, по преданию, в нем была найдена золотая икона с ликом Богородицы. Икона долго хранилась в церкви. После революции священник увез ее в город Чистополь. Больше о ней ничего не известно.
В 1990 году председатель местного колхоза Иван Иванович Фролов и лесник Владимир Андреевич Анисифоров восстановили часовню, обложили Казанско-Богородичный источник диким камнем, установили металлическую трубу, почистили территорию и возвели ограждение».
Хотя родник расположен далеко от сел, сюда часто приезжают за целебной водой. На летнюю Казанскую совершается объединенный крестный ход из церквей Сиделькино и Старое Эштебенькино, служится молебен с водосвятием. Вода святого источника приятна на вкус и очень холодная. Лабораторные исследования 70-х годов показали наличие в ней ионов благородных металлов.
Когда готовилось второе издание этой книги, в епархию позвонил настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» села Челно-Вершины священник Александр Полтаев и сообщил, что верующие районного центра взяли шефство над святым родником на горе Маяк. Люди также высказали намерение благоустроить и другие святые источники района.
О чем просят. Вода святого источника в честь иконы Божией Матери «Казанская» оказывает общеукрепляющее и терапевтическое воздействие.
Координаты: 54.544215 51.084713 (требуют уточнения)
На фото отец Александр настоятель церкви Знамение села Челно-Вершины, 2010 год.
Источник: "Живые родники". Олег Бедула. 2011 г.