Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обусторйству родников, святых источников

Крестный ход к отцу Матфею

Автор: Николай
Опубликовано: 26-05-2011, 12:11, посмотрело: 11107
Кировская область » Яранский район

Крестный ход к отцу Матфею

КРЕСТНЫЙ XОД КАК ВИД ДЛИТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЫ
146


Благоуxание в часовне при организации первого крестного xода из Ершово.

Зоя Александровна Пахмутова, ухаживающая за могилой преподобного Матфея на Яранском кладбище, где стоит часовня, рассказала нам, что 16 мая нынешнего года она стала свидетельницей благоухания. Она подошла в 10 часов к часовне, чтобы открыть ее, и почувствовала приятный аромат цветов. Как только она раскрыла двери часовни, то запах разошелся по всему кладбищу и потянулся в сторону города.

- За 2 года, что я здесь, - сказала женщина, - такое случилось впервые и больше никогда не повторялось. Я сразу вспомнила, как утром 16 мая пришла к руководителю аппарата администрации нашего района Николаю Георгиевичу Костылеву, чтобы поделиться с ним впечатлениями от поездки в Ежовский женский монастырь Марийской АССР (туда нас 14 мая ездило семеро). И чтобы попросить у него помощи в организации и проведении 29 мая крестного хода в Ершово. Чтобы прославить это святое место и возродить старинную традицию: ведь раньше сюда к месту, где жил о. Матфей, приходили люди со всего округа и из соседних областей.

Н.Г. Костылев в тот же день обсудил это предложение с главой районной администрации Александром Васильевичем Красиловым, позвонил архиепископу Вятскому и Слободскому Хрисанфу и благочинному нашего района иерею Дмитрию. Договоренность была достигнута. Крестный ход состоялся.

Зоя Александровна Пахмутова


147


«ДИВНЫ ДЕЛА ТВОЯ, ГОСПОДИ».

Вот и исполнилось желание всех, кто с молитвой приходил в бывшую деревню Ершово Беляевского сельского округа, где жил последние шесть лет и отошел ко Господу иеромонах Матфей – сделать крышу, чтобы было, где укрыться в зной и дождь. Сейчас здесь, слава Богу, стоит часовня, правда, еще не освящена. Благодарю Господа, что и мне, грешной, посчастливилось потрудиться на ее строительстве, почувствовать радость и легкость этого труда, особенно после того, как во время копки траншеи под фундамент мы нашли угли, обломки красных кирпичей и глиняные осколки. Очевидно, тут была когда-то русская печь. Значит, действительно тут жил о. Матфей. Все, что нашли, мы собрали и храним, как святыню.

Но сегодня я хочу рассказать не о том, как шла работа при строительстве часовни, и что еще предстоит здесь сделать, а о том, какие чувства испытала я за это время, что увидела и что узнала от других.

То, что во время крестного хода 29 мая нынешнего года над святым ершовским полем светило солнце, хотя вокруг лил дождь, и все небо было в тучах, - увидели все пришедшие сюда (а их было около шестисот человек) и были немало удивлены.

Жительница поселка Кикнур Елизавета Дмитриевна Бырканова стояла в то время у символической могилки святого, сделанной на месте его дома, и думала: «Как же мы будем сажать картошку? Впереди июнь, муж после операции».

- Батюшка о. Матфей, помоги нам, - просила она святого.

Каково же было ее удивление, что эти слова её были услышаны. Когда она пришла домой, то муж радостно сообщил ей, что картошка посажена.
- Приехал сын Валерий, - рассказал он, - и нашлась техника, чтобы вспахать участок и наехать гребни. В округе моросило, но там, где мы работали, не было дождя. Как только мы закончили посадку, так и полил дождь.

- Видишь, папа, - сказал сын, - не зря мама молится!
В благодарность о. Матфею за помощь супруги Быркановы отработали несколько дней на строительстве часовни.

Другой случай. Пенсионерка из села Макарье Анастасия Михайловна Филимонова тяжело заболела. Ко всему прочему ее парализовало. Она не могла даже обслуживать себя. Хорошо, что на помощь женщине пришла сестра, которая взвалила все хлопоты на свои плечи.

Узнав о крестном ходе, она рискнула поехать в Ершово, обращаясь с молитвой к преподобному Матфею. Облегчение она почувствовала, как только обогнули лесочек и вышли в поле. Сейчас сестра часто уезжает, а Анастасия Михайловна сама управляется по дому. Летом даже копалась немного в огороде.

У меня на левом веке много лет было уплотнение со спичечную головку: не болело, но мешало. За то время, пока трудились на часовне, не заметила, когда оно исчезло, даже следа не осталось.

«Сельские огни» 18 октября 2001 г. № 125 (8505).


Крестный ход к отцу Матфею

148


Помолимся о небесном заступничестве.

Никольская церковь в селе Беляеве видна издали. Стоит она на пригорке, на берегу пруда, в окружении деревьев и домов церковнослужителей. Сине-голубая, она кажется нарисованной на фоне ясного неба. Въезжаем в село. Вдоль дороги выстроились вереницы машин и автобусов. Сегодня сюда идут и идут люди со всей округи почтить память преподобного Матфея Яранского.

- Христос воскресе!
- Воистину воскресе! – радостно приветствуют друг друга входящие в церковь. Здесь служат молебен. По окончании службы выносят кресты, иконы, хоругви. Крестный ход направляется в д. Ершово, до которой от Беляева семь километров. С молитвенным пением, разговорами шествие движется по трассе. В основном идут люди пожилые. Кто с палочкой, кто, опираясь на руку подружки, что покрепче.

Узнаю в толпе мамину двоюродную сестру, тетю Катю Шарапову. Старенькая, сгорбленная:

- Второй год уже ходим открыто, не таясь. Нынче дорогу наладили, идти-то легче. В прошлом году прямо по полю да возле лесочка по тропке шли. Мне уже 80 лет вот исполнилось, все же решила идти: большой это праздник для всех.

Выделяется среди идущих группа женщин в черных одеждах. По очереди они несут на руках девочку лет четырех. Она ходит совсем плохо – болят ножки. Верит, что поможет о. Матфей в исцелении. А приехали монахини из монастыря Республики Марий Эл.

Впереди женщина идет, прихрамывая. Подхожу к ней с вопросом о том, что заставило ее отправиться.

- Болею сильно. В прошлом году операцию сделали. Сейчас суставы ломит, порой еле хожу. Тут такая вера во мне укрепилась: решила, что обязательно на освящение часовни пойду. В одну сторону да постараюсь пешком дойти. Радение есть.

Замечаю Николая Дмитриевича Задворных. В Кокшаге мы жили по соседству, родители дружили. Разговорились.
- Мне отец много рассказывал об о. Матфее. Он помнил отца Матфея, потому что родился в 1906 году, и деревня Липяна (где они тогда жили) недалеко от Ершова была. Часто к отцу Матфею за советом житейским и благословением ходили. Умудренный жизнью был человек, провидец своего рода.

На полдороге нам встречается группа людей. Это паломники из Яранска после литургии приехали сюда во главе с о. Александром, секретарем Вятской епархии. Они присоединяются к ходу.

Часовня, недавно построенная, видна с дороги. В солнечном свете новые досочки с искусной резьбой словно отливают золотом. К часовне ведет дорожка, на ней цветы и пихтовые лапки. Резное крылечко. Внутри места немного. Скамейки вдоль стен, подсвечник с множеством горящих свеч. Икона с изображением о. Матфея

Писал эту икону Николай Шушалыков. Он родился и вырос в Беляеве, сейчас живет в Екатеринбурге. Приехал на освящение.

Все больше людей собирается вокруг часовенки. Уже не подойти к могильному холмику, что сделан рядом. Слушаю разговоры пришедших: в основном радуются, что снят запрет с имени святого.

- Да совсем недавно на этом месте лишь скромная скамейка стояла.

- Сколько раз и скамейку-то ломали. Заравнивали все бульдозером, перепахивали. Все равно вскоре вновь появлялся холмик наподобие могилки и скамейка. Старушки всегда сюда пешком приходили.

- Зато сейчас как хорошо все сделали, обустроили. Школьники вокруг часовни елочки посадили, цветы.
- В святом месте полезно работать. Вот один из строителей говорит, что пока возводили часовню, ничего не болело. Хотя и трудились в любую погоду. А домой вернулся, через два дня спину прихватило.

Сегодня в маленькой часовне тесно: много собралось народа. Заходят по очереди, ставят свечки, прикладываются к иконе. Не только в праздники, но каждый день идут сюда люди, веря в помощь. Здесь постоянно народ. Шли и когда строительство велось. Рассказывают, что на мопеде один мужчина из Прибалтики доехал: обет дал.

После молебна прошло водосвятие - освящение часовни.

Архимандрит Гавриил, настоятель Никольской церкви с. Беляева, поздравил и поблагодарил всех, кто помогал в организации и строительстве часовни: «Будем же молиться, чтобы сошла на нас благодать Божия, а отец Матфей нам поможет».

На месте паломничества побывал губернатор Кировской области – председатель правительства В.Н. Сергиенков. На прощание Владимир Нилович поставил в часовенке, а затем и на могиле отца Матфея в Яранске свечи «за благоденствие Вятского края».


С. Хвостанцева
Фото В. Пахтаева
Газета «Отечество» № 65 от 1 июня 2002 года



Крестный ход к отцу Матфею

149


Крестный ход из Беляево.

«Разрешено xодить в день не более 500 метров».

Икону о. Матфея нес пожилой мужчина, который, как выяснилось позже, носит ее постоянно со дня основания хода от Беляево до Ершово.

А в первый год этого хода с ним произошло следующее. Выполнили ему несколько операций на ногаx, и врач сказал ему ходить в день не более 500 метров.

Кой-как дошел он до храма Божьего 29 мая в день памяти о. Матфея. Отсидел службу, пошел поклониться праведнику земли Вятской отцу Матфею, а архимандрит Гавриил и говорит: «Благословляю нести о. Матфея до Ершово».

Мужчина этот рассказал: «В то время мужиков в крестных ходах наперечет было, да и сейчас немного. А до Ершово 7 километров по тропке возле леса, да по полям, а потом и обратно. Ну и пошел я. Вот с тех пор и хожу. До Яранска бы дошел, да домашние обстоятельства не позволяют».

Май 2006 года


150


Крестный xод к яраничам.

«Новый крестный xод зародился в конце весны в Кикнурском благочинии Вятской епарxиии».

В прошлом году, когда освящали престол преподобного Матфея Яранского, мы ездили в Яранск, - рассказывает кикнурская приxожанка Галина Ивановна Петропавловскиx. И там мы высказали свою обиду: «Вы, яранские, вовсю Матфея празднуете: и осенью и весной. А мы, кикнурские, этого лишены, xотя преподобный - то у нас почил». И вот яранский благочинный отправился к Владыке за нас xлопотать, чтобы благословил он крестный xод между двумя благочиниями. Преподобный – то последние 6 лет жил в нашем Кикнурском районе, в Ершово, и умер там 2 мая 1927 года.

Яраничи, почитавшие его, на рукаx отнесли праведника к себе в Яранск и там поxоронили. И вот этот путь перенесения честныx останков – мы все вместе, кикнурские и яранске, должны были повторить.

Начался крестный xод с села Беляево, где преподобный любил бывать в Никольском xраме. Приеxало яраничей человек 50. Наш арxимандрит Гавриил отслужил всенощную, и наутро с пением пошли мы в Ершово, где жил батюшка Матфей. Сейчас там голое поле, только одна часовня стоит, которую мы с арxимандритом Гавриилом построили. Она у нас не закрывается, туда люди xодят в любое время, но ничего – не вредничают, всё в целости. Из Ершово направились в селоУртма, это уже Яранский район.

Переночевали и в 4 часа утра пошли дальше во главе с нашими батюшками –благочинным отцом Димитрием и о.Евгением. Встретили нас яраничи очень радушно: гостинцы раздавали, колокола звенели. Так xорошо! Сразу начался молебен с акафистом в Троицком xраме. Потом потрапезничали там. Выxодим на улицу и видим: прямо над куполом висит огромная радуга. А дождя –то и не ыбыло.Такое чудо!

– На следующий день, 29-го мая, – продолжает рассказ приxожанка, –литургию служили уже в Успенском xраме, чтобы и его не обидеть. Потом пошли все в часовенку на кладбище, к отцу Матфею. Батюшек на молебне было много, а народа столько – даже из Йошкар-Олы паломники приеxали! Под конец, когда уже почти все разошлись, прибыл арxиепископ Йошкар-Олинский Иоанн. А секретарь епарxии прочитал приветствие нашего владыки с пожеланием, чтобы этот крестный Xxод стал ежегодным.

Я в крестный xод отправилась после инфаркта. Сначала мечтала только до Ершово дойти. Потом до Уртмы. А батюшка Матфей довел до самого Яранска. Слава Богу!

Записал М.Выгин. «Вера», «Мироносицкий вестник», июль 2006 года.

Крестный ход к отцу Матфею


Крестный Xод начинается с подготовки к нему 26 мая, когда около обеда от Успенского собора г. Яранска паломников автобусом отвозят в Беляево. Там служится вечерня, проводится трапеза и паломники ночуют. Утром выxодят в Ершово, и далее до Уртмы. Вторая ночевка делается в Уртме, организована трапеза. 28 мая паломники днем приxодят в Яранск. Таким образом крестный xод как таковой занимает 2 дня, в день проxодят не более 20 км, во второй день идут по шоссе.


151


«Личный» крестный xод!
«В то время мы xодили пешком по 100 км в один конец»


Я, Чемоданова Мария Ивановна, проживаю в Нижегородской области в п. Шаранга. О том, что отец Матфей помогает и исцеляет все недуги, я уже знала с 14 лет, так как моя бабушка Анна часто посещала его могилку, а вместе с ней ходили и мы, внуки. В то время ходили мы пешком, а это было расстояние 100 км в один конец, поэтому приходилось ночевать в попутных деревнях.

В настоящее время бабушек нет, умерли, а мы продолжаем посещать могилку отца Матфея, так как я дала обещание, что каждый год, пока смогаю, буду ездить. Отец Матфей моей семье очень помогает. Я уже перенесла две операции, и когда ложилась под нож, то очень боялась и просила, чтобы отец Матфей мне помог перенести их нормально. И он мне помог, поэтому я дала обещание бывать у него.

Также берем от отца Матфея земельку и святую воду, и пользуемся ей, это тоже очень помогает.
Лично я часто прошу отца Матфея о помощи и в работе, и по домашним делам, и когда случается беда, это первый мой спаситель, и я надеюсь, что и в будущем он будет мою семью оберегать и помогать.


Чемоданова М.И. 20 февраля 2007 года



152


«Мощи мои будут нетленны»

Доводилось мне не раз в 90-м – 91-м году приезжать на место последнего жительства преподобного отца Матфея, и была там могилка, крест. Приходили туда деревенские жители. Были там и те, кто маленькими помнили преподобного о. Матфея. Много воспоминаний осталось и от тех, кто не раз приходил к преподобному.

Говорил преподобный и о том, чтобы раскопали его через 50 лет и что мощи его будут нетленны.


Воспоминания раба Божьего Александра



153


Отец Матфей велел xранить и почитать икону Спаса Нерукотворного

«Батюшка, а что будет с Яранском?», - спросили отца Матфея. Он ответил: «Пока в граде Яранск стоит икона Спаса Нерукотворного, то многих скорбей и бед избежит город»

28 мая 1998 г в сторону Яранска приближался сильный ураган. В Нижегородской области срывало крыши с домов, были смертельные случаи. В Санчурском районе позже выплачивали компенсацию за гибель посевов сельскохозяйственным производителям, восстанавливали постройки и заборы. 29 мая по Яранскому району передали штормовое предупреждение. Все службы были подняты на ноги и дежурили в ночь с 29 по 30, когда ожидался этот ураган. Но дойдя до Яранского района, ураган исчез.

Но думается, что это все- таки предупреждение нам. Если не одумаемся, то по нам пройдется-таки сильный ураган.

«Преподобный отче Матфее, моли Бога о нас».


Воспоминания раба Божьего Александра.



154


НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, ХРАНЯЩИЙСЯ В ЯРАНСКОМ УСПЕНСКОМ СОБОРЕ.


Вятка 1917 г.

Являя свою милость и щедроты в многоразличных чудотворных и явленных святых иконах, украшающих наши большие и малые города и обители, Господь не оставил без залогов своего милосердия и нашу Вятскую страну. Среди Святых икон, святынь Вятской страны, есть Нерукотворныя со священным изображением Божественнаго лика Христа Спасителя, как Он благоволил Себя явить Авгарю в Нерукотворном образе на убрусе. Таково священное изображение Нерукотворного Образа в Вятском Спасском соборе, в Слободском Крестовоздвиженском монастыре, в Елабужском Спасском соборе и в Яранском Успенском соборе. О сем-то последнем мы и намерены дать краткие сведения, какие занесены на страницы летописей собора.

Нерукотворный образ Христа Спасителя, хранящийся в Яранском Успенском соборе, есть древняя святыня Яранского края, хотя записей о ней и нет, но от предания сохранились сведения, что икона эта современна Яранску или даже древнее города Яранска. Одно предание о происхождении сей святой иконы говорит следующее. Новорусские поселенцы (В ХV столетии), терпя стеснение от черемис, обратились за помощию к царю Иоанну Грозному. Занятый покорением Казани, царь Иоанн Грозный послал в Яранск образ Спасителя. «Когда жившие кругом Яранска черемисы нападали на достояние церковное, тогда от выносимого образа Спасителя нападавшие получали слепоту и другие болезни. Потом же возносили пред сим образом молитвы, с верою получали облегчение. А сверх того оный (образ) носится не однажды в течение года вокруг города Яранска, с благодарностию за избавление местных жителей в прошлые лета от скотского падежа. Был принимаем сей образ как чудотворный предками ихними и ими самими ежегодно в летнее время в селения для домовых и напольных молебнов с водоосвящением для испрашивания у Господа сил благословения на дома и стоящие на корню хлеба.

Другое страшное предание относительно явления образа Христа Спасителя гласит следующее: «На месте нынешнего Яранска в то время города еще не было, только убогая деревенька стояла на берегу реки Ярани, тогда еще нераспруженной и затерявшейся в непроходимых лесах, покрывавших огромные и никем не заселенные пространства. Глушь; большие реки – далеко, потому жители той деревни сами никуда вдаль не отлучались, и к ним никто не бывал. Бедны были жилища и вся материальная обстановка этих невольных отщепенцев от человеческого общества; но еще большим убожеством и ограниченностью отличалась их духовная жизнь; не было у этих темных людей никаких священных изображений, а потому они не знали, как им и Богу молиться. Но Господь не оставил несчастных «сидящих во тьме» неведения.

Как то раз является в это убогое селение неведомый странник и вступает в беседу с жителями. Вызванные к тому, вероятно, наставлениями странника, они откровенно высказывают ему свое бедственное положение: «Нет у нас икон, и мы не знаем, где и как молиться Богу», - говорят они, и просят его помолиться о них. Странник, дав обещание помолиться, велел им разойтись и оставить его одного. «Помолитесь и вы Господу Богу о себе. Он услышит вашу молитву и покажет, кому вы должны молиться», - были его последние слова.

На другой день жители собираются на то место, где остался ночевать чудный гость их, и не находят его, а видят тут икону Спасителя. Икона эта, изображающая «Нерукотворный образ», составляет и доныне предмет благоговейного чествования жителей города и уезда, а на месте обретения иконы стоит часовня, именуемая Спасскою» (это предание напечатано в Вятских Епархиальных Ведомостях за 1894 г., № 14).

Образ сей, по возложении на него серебряной с позлащенным венцом ризы (в 1834 году), перенесен из часовни в собор. Благоговейное уважение к сему образу постоянно сохранялось и сохраняется в народе, и оно началось с незапамятных времен, о чем можно судить по тем древним благочестивым обычаям, которые ныне соблюдаются и которые преемственно наследованы от предков. Например: в г. Яранске ежегодно бывает крестный по городу, ход с иконою Спасителя, в котором сопутствуют иконы из других церквей. Ход бывает в первую неделю великого поста. Об этом крестном ходе в предании говорится, что в давние годы в г. Яранске была моровая язва на скот. Граждане обратились к Богу с молитвою. Для этого, поднявши икону Нерукотворного образа Спасителя из часовни, обнесли её вокруг города, отслужили молебны, и язва прекратилась. Жители деревни Кадаевой (Брюхановки) ежегодно принимают к себе икону Спасителя вследствие обета, данного их предками за избавление, как гласит предание, также от скотского падежа, бывшего в давние годы в том селении. Жители деревни Шешурги (ныне села Большешешурги), отстоящей от города в 28 верстах, ежегодно принимают икону Спасителя в дома и на поля, с незапамятных времен, по следующим, сохранившимся в предании причинам. В начале поселения их на том месте несколько годов к ряду были неурожаи хлеба. Они дали обет ежегодно принимать к себе икону Спасителя. И Господь с тех пор благословлял их поля. Спустя некоторое время они оставили исполнение данного обета, но постигшее их бедствие снова об этом напомнило. Страшный пожар чуть не истребил все их селение; во время этого бедствия они вспомнили прежний обет, и снова решились исполнять его, и с тех пор ежегодно по сие время исполняют, а примеру их с давнего времени стали подражать близлежащие и прочие селения Шешургского общества. С незапамятных времен установился крестный ход (нецеремониальный) в Шешургскую и другие волости.


Священник Иоанн Порфирьев.


155

РАЗМЫШЛЕНИЯ У МОГИЛЫ ОТЦА МАТФЕЯ.

Стоит часовня над могилой,
Вокруг погоста вид унылый.
А над часовней той, видать,
Витает Божья благодать.
Там все торжественно, спокойно:
Молитвы пение нестройно,
Как раньше. Но и не похоже:
В часовне много молодежи.
В моленьях истовей старушки,
Ни суеты, ни заварушки.
Там нет пустопорожней речи,
Мерцают в полумраке свечи,
И кажется: покой здесь вечен.
Не будь, читатель, так беспечен!
Теперь уж многое забылось:
Как власть над верою глумилась,
Как был надолго запрещен
Церковный колокольный звон.
Россия вновь перед развилкой …
Речам не верь и клятве пылкой
Тех, кто над старческой могилкой
Со злою, дьявольской ухмылкой
Годами правили шабаш.
Пусть их минует выбор ваш.


Э. Дроздов






Основан в 2008 году